Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / качество дошкольного образования / мегаполис / социализация / глобальные вызовы / preschool education / the quality of preschool education / megalopolis / socialization / global challenges

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

В статье раскрывается сущность современных требований к дошкольному образованию на основе своеобразия социализации детей дошкольного возраста в условиях мегаполиса и глобальных вызовов. Представлен опыт изучения и трансляции лучших практик дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool education of St. Petersburg: the essence of modern requirements in a megalopolis

The article reveals the essence of modern requirements for preschool education based on the peculiarity of socialization of preschool children in the conditions of a megalopolis and global challenges. The experience of studying and broadcasting the best practices of preschool education is presented.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.01

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Ацдатпа

Мацалада мектеп жасына дешнп балаларды мегаполис жэне жа^Ьандьщ тартыстар жагдайында мектепке дейiнгi бiлiм беруге цойылатын заманауи талаптардын, мэнi ашылып керсетшген. Мектепке дейiнгi бiлiм беру жетндеп Yздiк тэжiрибелердi зерттеу тэжiрибесi мен трансляциясы берiлген.

Аннотация

В статье раскрывается сущность современных требований к дошкольному образованию на основе своеобразия социализации детей дошкольного возраста в условиях мегаполиса и глобальных вызовов. Представлен опыт изучения и трансляции лучших практик дошкольного образования.

Annotation

The article reveals the essence of modern requirements for preschool education based on the peculiarity of socialization of preschool children in the conditions of a megalopolis and global challenges. The experience of studying and broadcasting the best practices of preschool education is presented.

Истоки российского дошкольного образования, его традиции неразрывно связаны с Санкт-Петербургом. Особая атмосфера культурной жизни столицы Российской империи способствовала огромному интересу к зарождающемуся дошкольному образованию, формированию понимания его значимости как первого шага в развитии культурного и интеллектуального потенциала нации. Именно в Санкт-Петербурге в 60-е годы XIX века появляются первые в России детские сады (С.А. Люгебиль, супруги А. С. и Я.М. Симоновичи и др.). Создается Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей (1871 г.), объединившее первых энтузиастов до-

Крулехт М.В.,

доктор педагогических наук,

профессор, профессор кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО Санкт-Петербургская

академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Российская федерация

Нег1зг1 свздер: мектепке дешнг1 б\л\м беру, мектепке дешнг1 бы1м беру сапасы, мегаполис, элеуметтену, жаhан-дыц тартыстар.

Ключевые слова: дошкольное образование; качество дошкольного образования; мегаполис; социализация; глобальные вызовы.

Keywords: preschool education; the quality of preschool education; megalopolis; socialization; global challenges.

t* К

I

<c m о

ro

£ w

О *

S

L

0 §

1 X Ш t-

K *

s

рц

О ш E-

и

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

школьного образования.

В традициях петербургского дошкольного образования - стремление к совершенствованию, обновлению, поиску новых подходов к развитию ребенка в период дошкольного детства. Так, в 1913 году открывается в Петербурге первый в России детский сад по новомодной тогда методике итальянского педагога М. Мон-тессори (Ю.И. Фаусек). Следует заметить, что интерес к зарубежному опыту никогда не был слепым копированием зарубежной системы, а сопровождался существенным преобразованием и реконструкцией метода на основе идей К.Д. Ушинского о народности воспитания.

Рамки статьи не позволяют подробно осветить все этапы развития петербургского (ленинградского) дошкольного образования во взаимосвязи со становлением его научной школы, имеющей мировую известность (Н.А. Альмендин-ген-Тумим, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, В.И. Логинова, А.П. Усова и др.). Важно подчеркнуть, что современный мир стремительно меняется, характеризуется как эпоха радикальных перемен, перед педагогами дошкольного образования встают все более сложные задачи.

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что в современной ситуации страны развиваются быстрыми темпами за счет высокой рождаемости, государственной заботы о благополучии семей с маленькими детьми, развитой системы дошкольного образования. Поэтому в последние годы во всем мире существенно возросло осознание значимости качественного дошкольного образования как самой эффективной инвестиции в человека и развитие государства, его будущее.

Качество дошкольного образования -весьма сложная педагогическая катего-

рия, при всем многообразии подходов к интерпретации которой она может быть определена в самом общем виде как соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования и запросам родителей дошкольников как потребителей образовательных услуг. Действующий в настоящее время ФГОС дошкольного об-разования[1]разработан в соответствии с пониманием дошкольного детства в ценностной системе координат культуры достоинства; на основе культурно-исторической методологии развивающихся систем, их разнообразия. По мнению разработчиков Стандарта, качество дошкольного образования может быть обеспечено за счет механизма поддержки разнообразия; создания педагогических систем, ориентированных на конкретных воспитанников в целях их социализации и реализации потенциала развития.

Санкт-Петербург - второй по величине мегаполис России, поэтому функционирующая в городе система дошкольного образования должна в полной мере соответствовать особенностям социализации современного дошкольника, проживающего в мегаполисе[2]. В этом контексте уместно напомнить, что мегаполис - сложная и постоянно развивающаяся система. Статус мегаполиса, помимо больших размеров и многомиллионного населения, предполагает ведущую роль как делового, политического и финансового центра национального и мирового уровня, как центра культуры и искусства, роль крупного международного транспортного узла, развитость сферы услуг, концентрацию высококвалифицированных видов труда и др.

Социальные проблемы мегаполисов обусловлены значительной дифференциацией населения по уровню доходов, этническим признакам, культурному

уровню, социальному положению и пр. Характерен большой приток мигрантов, многообразие типов семей и семейного воспитания. Высокий темп жизни приводит к переутомлению, формирует «синдром хронической усталости». Население мегаполисов более подвержено риску пандемии. Поэтому региональная система дошкольного образования должна максимально соответствовать особенностям мегаполиса, мобильно реагировать на происходящие изменения.

Примером такого быстрого реагирования является петербургский опыт перехода на дистанционное взаимодействие с родителями дошкольников в период пандемии. СОУГО-19 стал новым вызовом современной цивилизации, глобальным бедствием, изменившим привычный уклад жизни. Объявленный в масштабах страны карантин мгновенно сузил образовательное пространство до площади квартиры, наложил запрет на прогулки, развлечения за пределами дома. Поэтому первое, что необходимо было сделать - помочь родителям дошкольников предотвратить тревожность и страхи детей в период пандемии, дать конкретные рекомендации по организации семейного дошкольного образования в сложившейся ситуации.

В рамках методического марафона «Цифровая трансформация - грани профессионального мастерства», организованного Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического мастерства (СПб АППО), в кратчайшие сроки были разработаны методические материалы, обеспечивающие поддержку педагогов дошкольного образования в условиях пандемии. Доступность данных материалов на сайте Академии, а также проводимые вебинары и видеоконференции позволили обеспечить широкое

обсуждение ситуации и дали толчок для возникновения новых педагогических инициатив. Так, с 20 апреля 2020 года начал функционировать виртуальный клуб общения родителей и педагогов Красногвардейского района Санкт-Петербурга в социальной сети ВКОНТАК-ТЕ. Уникальный опыт психолого-педагогических консультаций, проведения конкурсов и фестивалей, традиционных праздников 9 Мая, Дня города и выпуска в школу «До свиданья, детский сад!» в дистанционном формате был особо отмечен на городском конкурсе методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта ДОУ Санкт-Петербурга по реализации ФГОС дошкольного образования».

Новые форматы взаимодействия с детьми и родителями, анализ петербургского опыта работы в условиях пандемии были представлены на секции «Дошкольное образование в условиях пандемии: новые вызовы» на Московском международном салоне образования (апрель, 2020). Накоплению и взаимному обогащению опыта педагогов дошкольного образования способствовала X Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Детский сад будущего: лучшие практики дошкольно- ^ го образования в эпоху цифровизации» К (25.06.2020), проведенная СПб АППО в § дистанционном формате. <2

Проведен первичный анализ возмож- § ных технологий взаимодействия с ро- § дителями, причин и факторов недоста- о точной эффективности взаимодействия, о профессиональных дефицитов педа- ^ гогов, а также рисков дистанционного ^ формата реализации образовательных ^ программ дошкольного образования в о условиях Санкт-Петербурга как мегапо- н лиса. Петербургский опыт работы был

и

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

представлен на межрегиональном семинаре «Обучение в период пандемии и после нее» (27.04.2021). В продолжающей оставаться по всему миру неспокойной эпидемиологической ситуации важно объединять усилия педагогов дошкольного образования разных стран для поиска оптимальных решений по функционированию систем дошкольного образования.

Современное петербургское дошкольное образование развивается в соответствии со стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Востребованность услуг дошкольного образования в Санкт-Петербурге постоянно возрастает, что отражает своеобразие жизни жителей мегаполиса как сложной социальной системы, в которой переплетается целая совокупность причин. Это рост рождаемости и прирост населения за счет миграционных процессов, увеличение спроса родителей маленьких детей на услуги дошкольных учреждений в связи с необходимостью выхода на работу, повышением привлекательности государственных ДОУ (относительно низкий уровень родительской платы, постоянное улучшение условий пребывания ребенка, качества образовательных услуг). Наряду с традиционными формами активно развивается вариативное дошкольное образование: группы кратковременного пребывания с организацией и без организации питания, центры игрового развития, консультативные пункты психолого-педагогической поддержки и сопровождения семей с детьми раннего возраста, службы ранней помощи, семейные дошкольные группы [3, с. 17].

Инновационный путь развития петербургского дошкольного образования позволяет удовлетворять потребность

в постоянном обновлении и изменении. Важным условием развития при этом выступает стремление обеспечить баланс между традициями и инновациями, чтобы «не потерять качество», те сущностные компоненты культурного наследия, которые характеризуют саму идею создания дошкольного образования как заботы о благе ребенка: его здоровье, полноценном развитии, успешности.

Инновационный подход к развитию петербургского дошкольного образования дает возможность найти ответы на вызовы современного мира, ориентировать дошкольное образование на особенности социализации ребенка и снятие факторов риска в условиях мегаполиса, максимальное использование его образовательного пространства, современных возможностей технологий XXI века. Вместе с тем инновации - это поиск, а, следовательно, и риск потери качества, поэтому важной составляющей работы кафедры дошкольного образования СПб АППО является проведение исследований в соответствии с государственным заданием Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также ежегодная организация Всероссийской конференции «Детский сад будущего» в рамках Петербургского международного образовательного форума.

Актуальность тематики исследований обусловлена насущными потребностями практики дошкольного образования в соответствии с направлениями национальной доктрины развития образования в Российской Федерации, национальным проектом «Образование».

Так, исследование, завершенное в декабре 2020 года, позволило выявить эффективность апробации образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпо-

Ш

сылок финансовой грамотности»[4] в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга в целях формирования основ непрерывного экономического образования. Апробация данной программы осуществлялась на базе 158 дошкольных образовательных учреждений 12-ти административных районов города из 18 (67% районов Санкт-Петербурга). Комплексная методика исследования с использованием метода экспертных оценок и специально разработанной педагогической диагностики («Путешествие в мир Экономики») дала возможность проанализировать плюсы и минусы реализации программы в аспекте финансово-экономический социализации детей старшего дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе.

В ходе исследования определены дефициты профессиональной компетентности педагогов в реализации национальной стратегии повышения финансовой

грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.[5], требующие коррекции в системе дополнительного профессионального образования.

Основные направления государственной политики России ориентированы на поддержку традиционных семейных ценностей, материнства и детства. Согласно российскому законодательству, дошкольное образование официально входит в структуру общего образования страны; может осуществляться по желанию родителей (законных представителей интересов детей) как в образовательных организациях, так и в форме семейного образования. Открытие консультационных центров для родителей, ориентированных на семейное дошкольное образование, - один из способов решения проблемы качества петербургского дошкольного образования в условиях его вариативности.

Рис. 1 Апробация программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» в административных районах Санкт-Петербурга

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

* X

<с т о

го £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

В течение трех последних лет кафедра дошкольного образования СПб АППО осуществляет мониторинг деятельности консультационных центров на базе дошкольных образовательных учреждений. Данные центры начали создаваться по распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.04.2018 № 1384-Р «Об организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования».

В настоящее время родители, ориентированные на семейное дошкольное образование, могут получить бесплатную консультационную помощь во всех районах города либо через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся (ППМС центры), либо через 110 центров, созданных на базе дошкольных учреждений. В целом выдерживается принцип пропорциональности в соответствии с численностью проживающих в районе дошкольников, не посещающих детские сады. Открытие новых консультационных центров соответствует стремлению к их организации в «шаговой доступности», что отражает государственную политику администрации города на заботу о семьях, воспитывающих дошкольников, комфортное проживание в Санкт-Петербурге.

Мониторинг свидетельствует о позитивной траектории повышения качества работы консультационных центров и целесообразности дальнейшего развития в Санкт-Петербурге данной формы организации дошкольного образования при условии помощи со стороны профессионалов. Динамика роста обращений (бо-

лее 7 тыс. за 2020 г.) и анализ тематики вопросов свидетельствуют о повышении социальной активности родителей, их интереса и компетентности в области современного дошкольного образования.

Отлажен режим работы, накапливается уникальный опыт консультирования в 4-х основных направлениях: психолого-педагогическое просвещение родителей, психолого-педагогическое консультирование, психолого-педагогическая диагно стика, коррекционно-развиваю-щая работа. Разрабатываются подходы для консультирования разных категорий родителей (весьма состоятельных и имеющих нянь; родителей детей раннего возраста; мигрантов; родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также риском его возникновения; «неблагополучных» и др.). Инновационные практики консультирования и стратегические направления развития консультационных центров широко обсуждались на Всероссийской конференции, организованной Институтом развития образования СПб АППО (07.04.2021).

Отдавая отчет, что сам мир стремительно меняется, характеризуется как эпоха радикальных перемен, требующих поиска новых способов и технологий, позволяющих в полной мере реализовать потенциал дошкольного детства, учитывая своеобразие и уязвимость данного возраста, важно постоянно обеспечивать трансформацию системы дополнительного профессионального образования. Помочь ребенку войти в современный мир в эпоху бурного и непредсказуемого развития - миссия взрослых и профессиональная обязанность специалистов дошкольной сферы. Современный педагог - душа образовательного процесса. Обеспечить качество образовательного

Ж

процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в условиях быстро меняющегося мира способен только мыслящий педагог - компетентный специалист в данной области.

В условиях стандартизации в сфере образования от того, что и как определяет ФГОС дошкольного образования, на каких методологических, концептуальных идеях он построен, насколько он реалистичен для выполнения на практике -во многом зависит судьба российского дошкольного образования. Стандарт не может быть вечным и неизменным. Поэтому анализ 5-летнего опыта его реализации в петербургской системе дошкольного образования стал предметом обсуждения на организованной в СПб АППО дискуссионной площадке «ФГОС дошкольного образования: позитивные изменения и трудности в реализации» в рамках VI Всероссийского съезда работников дошкольного образования, посвященного анализу осуществления государственной политики в сфере дошкольного образования (2020 г.). Сформулированные предложения направлены в адрес съезда.

Таким образом, современный Санкт-Петербург развивается как мегаполис, что и определяет сущность современных требований к развитию его дошкольного образования. Именно в этом направлении выстраивается методическое сопровождение педагогов дошкольного образования в СПб АППО. Научно-методическая работа позволяет на основе исследований и экспертизы формировать базу лучших практик реализации дошкольного образования, спо-

собствовать созданию сетевых инновационных продуктов, возможность увидеть новые горизонты для профессионального роста. Профессорско-преподавательский состав СПб АППО готов к сотрудничеству, представлению петербургского опыта дошкольного образования, что может быть целесообразно для взаимного обогащения в области научно-методического обеспечения и развития систем дошкольного образования России и Казахстана.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

2.Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. А. Козловой. - М.: Юрайт, 2019. - 195 с.

3.Петербургская школа в 2019/20 учебном году. Публичный доклад о состоянии и перспективах развития системы образования Санкт-Петербурга. - СПб., 2020. - 64 с.

4.Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. - М., 2018 -32 с.

5.Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.». - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_278903 (дата обращения: 10.06.2021г.)

к х

<С т о

го

£ РЧ

О *

X и

О §

X X ш Е-

X *

х

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.