Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ДЕТСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазуренко Оксана Владимировна, Винокурова Наталья Валентиновна, Васенина Светлана Ивановна

В статье представлена проблема трансформации процесса психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации. Проанализированы ключевые понятия цифровой трансформации процесса организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Обобщен научный опыт и предложен широкий спектр возможностей по основным видам и формам деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазуренко Оксана Владимировна, Винокурова Наталья Валентиновна, Васенина Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR INTEGRATED DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN DIGITAL SOCIALIZATION

The article presents the problem of transformation of the process of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization. The key concepts of digital transformation of the process of organizing the life activity of children in a preschool educational institution are analyzed. The scientific experience is summarized and a wide range of opportunities is offered for the main types and forms of activities for the organization of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 373.2(045)

кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлена проблема трансформации процесса психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации. Проанализированы ключевые понятия цифровой трансформации процесса организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Обобщен научный опыт и предложен широкий спектр возможностей по основным видам и формам деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

Ключевые слова: цифровая социализация образования, цифровое детство, психолого-педагогическое сопровождение, комплексное развитие, старший дошкольный возраст.

An^tatton. The article presents the problem of transformation of the process of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization. The key concepts of digital transformation of the process of organizing the life activity of children in a preschool educational institution are analyzed. The scientific experience is summarized and a wide range of opportunities is offered for the main types and forms of activities for the organization of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization.

Keywords: digital socialization of education, digital childhood, psychological and pedagogical support, integrated development, senior preschool age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПУ имени М.Е. Евсевьева) по теме «Построение социального пространства отношений ребенка-дошкольника в условиях

дистанционного обучения»

Введение. Широкий спектр социальных, экономических, культурных, политических изменений обрушившийся на современный мир, прямым образом отразился на состоянии современного детства. Одним из глобальных трендов, затрагивающих феномен детства в целом и отдельного ребенка в частности, является цифровая социализация.

Интенсивные технологические изменения последних десятилетий разрушающим образом воздействуют на регламентированные психологией и педагогикой нормы «правильного» детства, при которых идеальным результатом прилагаемых усилий педагога в деле воспитания и обучения являлся образ адекватного и успешного взрослого человека. Модели детства, их нормативность и четкость, устоявшиеся в науке, постепенно размываются. Содержание понятий взрослости и детства, их противопоставление становятся менее четкими [13]. Этим объясняется возникший в последнее время научный интерес к феномену детства. Связано это с тем, что обилие потоков информации и коммуникации, возникающее в онлайн-среде, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, психическое развитие и всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне.

Процесс цифровизации деформирует традиционные практики воспитания и обучения, поскольку освоение нового содержания становится доступно детям непосредственно, без участия взрослого. По авторитетному мнению Г.У. Солдатовой, «ИКТ сегодня - важнейший агент социализации» [14], составляющий значительную конкуренцию родителям и педагогам. Цифровое общество порождает особый исторический тип детства - цифровой [2], а вместе с ним и сетевые угрозы безопасности детей. Недостаточная цифровая компетентность родителей зачастую не позволяет обеспечивать безопасное использование ребёнком интернет-ресурсов, возникающий цифровой разрыв между поколениями значительно снижает родительский авторитет.

В связи с этим, дети становятся одной из самых уязвимых возрастных групп из числа пользователей, являющихся активными потребителями различного контента. Возникает проблема, требующая обязательного профессионального подхода к организации процесса психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей дошкольного возраста. Ускоряющийся темп изменений вынуждает педагогическую систему форсировано адаптироваться к событиям, происходящим в современном мире.

Цель данной работы - определить содержание и сущностные характеристики технологии психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «цифровая социализация»; 2) выявить причины, указывающие на несостоятельность существующих воспитательных и образовательных практик обеспечить процессы комплексного развития ребенка в условиях цифровой социализации; 3) определить направления работы по организации психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

Изложение основного материала статьи. Процесс цифровой социализации становится объектом изучения многих зарубежных и отечественных учёных.

Термин «цифровая социализация» образовался как дополнение к уже существующему «информационная социализация». Активное его использование объясняется исследователями Smith J., Hewitt B., Skrbis Z. [4], Stornaiuolo A. [1] возникшей конвергенцией офлайн- и онлайн-миров - «специфического смешанного онлайн/офлайн-пространства, предполагающего сочетание традиционной и онлайн-социализации» [15].

Многие авторы выделяют цифровое детство в качестве особого исторического типа детства [10]. С точки зрения ученых-психологов понятие детства нельзя рассматривать как нечто неизменное. Так, Л.С. Выготский видит задачу

психологии в том, чтобы раскрыть «исторически-детское» [11], поскольку на каждой стадии исторического развития человечества феномен детства претерпевает ряд существенных трансформаций.

Возникновение нового социального феномена «цифровое детство» влечет за собой ряд существенных изменений в системах социальных взаимоотношений «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок».

Так, анализ современных отношений убеждает в том, что с возникновением цифровой реальности для ребёнка взрослый теряет свои позиции в качестве единственного транслятора культуры. Это отмечается в исследованиях Moore K., Kinghorn A., Bandy T., Morrow V. [5], Поливановой К.Н. [13], Фельдштейна Д.И. [17].

В контексте цифровой трансформации воспитания и социализации претерпевает изменение и само понятие взрослости.

Эволюция взросления в современном контексте представлена в трудах Н.Н. Толстых [16], К.Н. Поливановой [13], и характеризуется следующими новообразованиями: более поздний переход из детства во взрослость; изменение критериев взрослости; пересмотр фазы наступления взрослости в зависимости от принадлежности к культурам, социальным слоям и пр. Традиционные признаки наступления взрослости - освобождение от родительской опеки и обретение самостоятельности, включение в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей -утрачивают свою актуальность.

Цифровые показатели биологического возраста также перестают являться маркерами взросления: в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою человек может считаться взрослым уже в 14-15 лет, а может продолжать искать себя и после 30 [7]. Об этом же пишет американский ученый Нил Постман в книге «Исчезновение детства», вызвавшей большой резонанс в научной среде [6]. Автор утверждает, что детство (в отличие от младенчества) является категорией скорее социальной, чем биологической, поскольку современный мир демонстрирует отсутствие четкой границы между взрослым миром и миром детства. Оба этих мира тесно связаны и социальные процессы, происходящие в них взаимонаправленные. То есть мир детства очень быстро взрослеет, а в мире взрослых все больше наблюдается процесс инфантилизации.

Созвучное мнение находим у Д. Элкинда, считающего, что зачастую различия между этническими и социальными группами могут быть более разительными, нежели между ребенком и взрослым [4].

В свете вышеизложенного можно констатировать, что классическое определение детства как «периода, на протяжении которого ребенок находится внепроизводительной и социальной деятельности общества под опекой и протекцией взрослых» [12] утрачивает свою актуальность.

Система социальных взаимоотношений «ребёнок-ребёнок» также претерпевает кардинальные перемены: опосредованное гаджетами общение становится в детской среде гораздо популярнее «живого», игровая деятельность обедняется и сводится к минимуму, детское сообщество динамично меняется, оставаясь частично скрытым от взрослых. Вопросам опосредованной коммуникации посредством социальных сетей посвящена работа Walther J.B. [8].

Таким образом, в ходе анализа современного культурно-исторического контекста детства становится очевидным, что по мере развития человечества границы периода детства расширяются, сущностные характеристики данного понятия качественно меняются по структуре и по содержанию. К преимуществам проживания цифрового детства можно отнести развитие технологических навыков, возможность использования гаджетов в качестве образовательного ресурса, возможность удаленного общения с близкими. В числе недостатков - ухудшение внимания, доступ к запрещенным вещам, киберзапугивание, зависимость, подмена живого общения, ухудшение зрения. Подобный период принципиальной транформации, отягощенный рядом негативных симптомов, свидетельствует о возникновении «кризиса детства».

А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и другие ведущие психологи и педагоги говорят о том, что существующие воспитательные и образовательные практики не в состоянии обеспечить процессы комплексного развития ребенка в условиях цифровой социализации, зачастую они осуществляются стихийно и безсистемно [9]. Педагогическая общественность ведет речь об очевидной необходимости смены устоявшихся методик и технологий. Проблема психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации требует своего решения.

Выводы. Процессы психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста требуют измененных, скорректированных взглядов с учетом появившихся новых особенностей социальной ситуации развития современного ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации должно представлять собой систему профессиональной деятельности, направленной на создание организационно-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития.

Организация психолого-педагогического сопровождения социализации дошкольников должна соблюдать принципы целостности и оптимальности. Данные принципы предполагают взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и родителей и направлено в первую очередь на выявление проблем и оказание своевременной помощи всем участникам взаимодействия: родителям, педагогам, детям.

Психолого-педагогическое сопровождение комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации представляет собой комплексную технологию поддержки и помощи ребенку в решении задач развития и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения будет являться образовательный (учебно-воспитательный) процесс в дошкольном учреждении. Предметом - процесс развития ребенка, направленный на выстраивание его отношений с миром, с окружающими и с самим собой.

Цель психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации следует определить как обеспечение нормального развития ребёнка в соответствии с нормой развития в данном возрасте в зоне контролируемых интернет-рисков.

Поскольку активно развивающаяся цифровая культура дополняет культуру офлайн-повседневности, представляя новый этап развития общества, процесс психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста требует пересмотра устоявшихся взглядов и подходов и разработки новых. Востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников процесса дошкольного образования: воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников.

В погоне за новизной не следует пренебрегать уже известными средствами и методами психолого-педагогического сопровождения. Однако, обязательным условием приобщения представителей цифрового детства к социальной действительности становится дополнительное использование специалистами дошкольного учреждения следующих средств и методов:

1) для воспитанников:

- соблюдение условий внедрения интерактивного оборудования в игровое пространство дошкольника; интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности; техническая сторона

взаимодействия с интерактивным оборудованием должна соответствовать возрастным возможностям самостоятельного познания; освоение ребенком интерактивного оборудования не должно становиться самоцелью: педагогическую ценность имеет эмоционально окрашенный процесс, творческое действие с его использованием;

- проведение занятий в комплексном дистанционном сопровождении, что значительно повысит участие родителей в образовательном процессе и позитивирует детско-родительские отношения, с акцентом на решение следующих задач: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями, развитие дружеских взаимоотношений через игру, коррекция эмоциональных трудностей и др.;

- реализация педагогических форм работы по формированию у дошкольников предпосылок понимания приватности в сети; учет феномена «незнакомого друга» с целью психолого-педагогического контроля над процессом перехода эмоциональной поддержки от семьи к более широкому кругу лиц; формирование у ребенка «правильных» ценностей с целью нахождения его в зоне контролируемых Интернет-рисков; создание условий для реализации знаний и отношения к нормам и правилам в поведении, что способствует развитию социальной компетентности ребенка (в том числе цифровой);

- организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по устранению последствий столкновения ребенка с негативным контентом.

2) для родителей: организация индивидуальных и групповых консультаций и интернет-информирования (в том числе в онлайн-режиме); создание каталога электронных ресурсов с целью повышения уровня психолого-педагогической и воспитательно-образовательной деятельности родителей, их цифровой компетентности, профилактики возникновения возможных коммуникационных рисков юных пользователей Интернет-сети; донесение информации о существовании сайтов, посредством обращения к которым родители (законные представители) могут получить квалифицированную и своевременную помощь в вопросах цифровой социализации, снизить уровень обеспокоенности контентом.

3) для педагогических работников: расширение знаний о различных вариантах профилактики влияния негативного контента на личность ребенка, о возможных путях преодоления интернет-рисков для пользователей дошкольного возраста; оказание помощи в повышении квалификации, цифровой компетентности, осуществлении инновационной деятельности; обновление материально-технического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Результат реализации технологии: создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации на муниципальном уровне; с целью обеспечения вариативности форм и направлений психолого-педагогического сопровождения - создание интегрированного пространства; осуществление реализации требований стандарта в части создания эффективных психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы в дошкольном учреждении.

Эффекты реализации технологии:

- для детей: успешность процесса социализации в дошкольном учреждении и за его пределами; приобретение социального опыта в качестве пользователя сети Интернет; повышение цифровой компетентности; нахождение в зоне контролируемых Интернет-рисков; положительная динамика психофизического и интеллектуального развития;

- для родителей: получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка; предупреждение и решение проблемных ситуаций детско-родительских отношений; овладение основами знаний детской педагогики и психологии; повышение цифровой компетентности; включение в педагогической процесс дошкольного образовательного учреждения;

- для педагогов: повышение профессиональной компетентности; повышение цифровой компетентности; самосовершенствование и самореализация посредством использования эффективных форм, методов и приемов работы; рост качества образования в части освоения детьми основной образовательной программы; приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что имеющиеся существенные отличия современных детей от предыдущих поколений, обусловлены особой социальной ситуацией прохождения ими этапа так называемого «цифрового детства». Происходящие по многим параметрам изменения в психическом и личностном развитии ребенка в настоящее время сложно подвергать оценочному критерию, поскольку результат данных изменений будет очевиден через много лет.

Основу образовательной политики должны составить комплексные междисциплинарные исследования по оценке влияния технологических изменений на детей и подростков. Для нейтрализации негативного влияния социально разрушающих провокаций на молодое поколение виртуальная воспитательная среда должна стать приоритетным фокусом внимания тех, кто определяет сегодня образовательную политику.

Литература:

1. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites // Human Development. -2017. - Vol. 60. - №. 5. - P. 233-238. doi:10.1159/000480341.

2. Digital Childhoods: Technologies and Children's Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. - Vol. 22. - 287 p. doi:10.1007/978-981-10-6484-5.

3. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. - 2015. - Vol. 18. - №. 9. - P. 1022-1038.

4. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. - Cambridge: Perseus Publishing, 2001. - 244 p.

5. Morrow, V. Understanding Children and Childhood. Centre for Children and Young People Background Briefing Series, no. 1. (2 nded.). Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University. - 2011. URL: https://studylib.net/doc/8773920/understanding-children-and-childhood (дата обращения: 10.05.2021).

6. Neil Postman. The Disappearance Of Childhood - Vintage Books, A Division of Random Houses, inc. NY, 1994. - P. 2

7. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. - 2008. - P. 216-233.

8. Selective self-presentation in computermediated communication: Hyperpersonal dimensions of technology, language, and cognition. Computers in Human Behavior, 23, 2538-2557 (2007).

9. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии: научный журнал. - 1998. - № 3. - С. 20-29.

10. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка: Проблема возраста / под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - С. 224-269.

11. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5-91.

12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

13. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. Электрон. журн. - 2016. - Том 5. - № 2. - С. 5-10. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82357.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

14. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.

15. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. Электрон. журн. - 2018. - Т. 9. - № 3. -С. 71-80. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2018/n3/Soldatova.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

16. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4. - С. 7-24.

17. Фельдештейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. № 2 (19), апрель - июнь, 2009. - С. 28-32.

Педагогика

УДК 37.012.85

аспирант Малыгин Денис Вячеславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ИНИЦИАТИВЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. Рассмотрение решений в проблематике развития инициативы в трудовом коллективе предлагается совершать через понимание возможностей проектной деятельности, проектируемой управлением предприятия совместно с трудовым коллективом. Проведен анализ термина проект, проектная технология, метод проектов и управление проектами. Проведен краткий анализ современного понимания проектной деятельности и ее актуальности для развития инициативы в трудовом коллективе. Проведен опрос управления трех предприятий. В результате опроса получен ряд данных о требованиях менеджмента к средствам развития инициативы в трудовом коллективе. Полученный результат позволяет утверждать, что проектная деятельность является потенциально эффективным методом развития инициативы в трудовом коллективе. В качестве основных методов использовался анализ литературы по изучаемой проблеме из разных областей научного поиска, обобщение и систематизация полученных данных.

Ключевые слова: проектная технология, метод проектов, проектная деятельность, трудовой коллектив, инициатива.

Annotation. Consideration of solutions in the problem of developing initiatives in the work collective is proposed to be done through understanding the possibilities of project activities projected by the management of the enterprise together with the work collective. The analysis of the term project, project technology, project method and project management is carried out. A brief analysis of the modern understanding of project activity and its relevance for the development of initiative in the work collective is carried out. A survey of the management of three enterprises was carried out. As a result of the survey, a number of data were obtained on the management requirements for the means of developing initiative in the work collective. The result obtained allows us to assert that project activity is a potentially effective method of developing initiative in the work collective. The main methods used were the analysis of literature on the problem under study from different areas of scientific research, generalization and systematization of the data obtained.

Keywords: project technology, project method, project activity, labor collective, initiative.

Введение. Технологические и социальные изменения в жизни человека диктуют необходимость в своевременном учете изменяющихся особенностей и новшеств и обеспечении максимально быстрых ответных действий и адаптации к изменяющимся условиям. Изучая современные тенденции через призму задач конкретной организации, мы выявляем потребность не только в скорости адаптации, но и в формировании превентивных действий, которые требуют активного подхода со стороны не только управления организации, но и простых работников. Поэтому, развитие инициативы работников в трудовом коллективе, является непроходящей и актуальной задачей для управления в любой организации.

Несмотря на актуальность, проблема развития инициативы в трудовом коллективе остается слабо разработанной по причине необходимости учета множества различных данных о специфике трудового коллектива, позиции менеджмента организации, выражающейся в кадровой политике, специфике самого трудового коллектива, цикла жизни организации, функциональных, этнических и других особенностях.

Очевидно, что проблематика развития инициативы находится в области интересов нескольких наук, педагогики, психологии и менеджмента, обладая определенной синкретичностью.

Все перечисленное выше позволяет предполагать о необходимости определенных требований к средствам, которые используются для решения конкретных задач по развитию инициативы в трудовом коллективе. Одним из главных требований на наш взгляд является гибкость методов и возможность органичного включения в практический инструментарий выводов и конкретных приемов из арсенала нескольких областей научного знания.

Изложение основного материала статьи. Существует немало различных подходов к трактовке содержания самого понятия «метод проектов», необходимости и эффективности использования метода в практике обучения, применимости метода к различным предметам изучения в учебных заведениях разного уровня. В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов (Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, Г.М. Коджаспирова, Н.Ю. Пахомова, М.Л. Сердюк и т.д.). Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [6, с. 66]. Более того, ученый отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. В.Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [8, с. 27].

Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле -как педагогическую проектную технологию, включающую в себя многие методы (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.). Это подтверждает, указанную нами выше, тенденцию перехода от предметного характера проекта, к метапредметному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.