Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СОТРУДНИЧЕСТВО / METHODOLOGICAL SUPPORT / EMOTIONAL EDUCATION / CORRECTION / INTEGRATED APPROACH / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломиец Елизавета Александровна, Куцеева Елена Леонидовна

В статье представлена модель методического сопровождения коррекционной работы по эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях дошкольной организации. Подчеркивается значимость комплексного подхода в развитии социальных эмоций воспитанников. Рассмотрены особенности коррекционно-педагогической деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения. Описаны основные формы и методы взаимодействия педагогов. Представлен план сотрудничества дефектолога с родителями воспитанников по вопросам социально-эмоционального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломиец Елизавета Александровна, Куцеева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article presents a model of methodological support for correctional work on emotional education of preschool children with intellectual disabilities in a preschool organization. The importance of a comprehensive approach in the development of social emotions of pupils is emphasized. The features of correctional and pedagogical activity of specialists of psychological and pedagogical support are considered. The main forms and methods of interaction between teachers are described. The plan of cooperation of the defectologist with parents of pupils on issues of social and emotional development is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376.42

Е. А. Коломиец, Е. Л. Куцеева

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В дошкольном детстве закладываются основы личности и формируются индивидуальные социально значимые качества. Ребёнок активно усваивает этические нормы, правила поведения и взаимоотношений в обществе. Е. В. Суб-ботский, А. В. Запорожец, Я. З. Не-верович и другие ученые обращают внимание на значимый компонент социальных отношений — эмоциональный, столь необходимый для продуктивного взаимодействия с окружающими. Недостаточное развитие этого компонента нарушает процесс успешной социализации дошкольника.

Исследования А. В. Запорожца, В. В. Лебединского, Л. Н. Блиновой, С. Г. Шевченко, Л. Б. Баряе-вой, А. А. Кузнецовой показали, что у детей с нарушением интеллекта зачастую наблюдаются серьезные недостатки в развитии эмоционального интеллекта и сферы социальных эмоций в целом. Дети не различают тонких от-

тенков переживаний, не умеют адекватно проявлять свои чувства и эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией межличностного взаимодействия и т. д. Их эмоциональное поведение носит «взрывной» характер, чувства быстро сменяют друг друга, зачастую негативно окрашены. Либо эмоции очень слабо выражены, инертны, нейтральны. Таким образом, эмоциональные проблемы дошкольников с нарушением интеллекта требуют коррекции и проведения специальной работы по их устранению.

Эмоциональное воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которое осуществляется на основе системного комплексного подхода. Бесспорно, результативность коррекционной работы определяется не только деятельностью отдельных педагогов, их мастерством, личностными и профессио-

нальными качествами. Особое место в системе функционирования учреждения занимает научно-методическая работа, являющаяся необходимым условием достижения высоких результатов в деятельности педагогического коллектива и эффективности предоставления образовательных услуг в целом (Л. А. Бахтурина, А. И. Васильева, К. Ю. Белая и др.).

В нашем исследовании была предпринята попытка разработки и апробации модели методического сопровождения коррекционно-педаго-гического процесса по эмоциональному воспитанию дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида № 214». В экспериментальную группу вошли дети 6—7 лет с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Цель психолого-педагогического эксперимента — изучение, развитие и коррекция эмоциональной идентификации, как важного компонента эмоционального интеллекта дошкольников. Были исследованы особенности восприятия экспрессивных признаков эмоций; понимания содержания эмоций (причин их возникновения, связи с переживанием конкретной эмоциогенной ситуации); произвольного выражения эмоций в различных видах деятельности и

межличностном общении дошкольников. Изучалась идентификация дошкольниками базовых (первичных) эмоций в контексте социального взаимодействия: радость, грусть, страх, гнев; а также социальных (вторичных) эмоций: обида, стыд. Одной из задач эксперимента было развитие эмпатии (способности к сопереживанию) у воспитанников. Работа осуществлялась на протяжении 2018—2019 учебного года.

Поскольку главным специалистом сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями является учитель-дефектолог, то основу коррекционно-развиваю-щей работы составили фронтальные занятия этого специалиста по развитию социальных эмоций. Реализация программы осуществлялась на занятиях, обладающих наибольшим потенциалом в социально-эмоциональном развитии дошкольников.

Это занятия:

1) по ознакомлению с окружающим и социальному развитию;

2) по ознакомлению с художественной литературой;

3) по обучению игре.

Система работы дефектолога с

детьми [1], имеющими интеллектуальные нарушения, должна включать как диагностический (срезовые этапы исследования), так и технологии формирующих (практико-ори-ентированных) исследований, на-

правленных на воспитание у детей эмоционально-чувственных сторон поведения.

Формирующий этап эксперимента включал разработку и апробацию модели коррекционно-педа-гогической деятельности по эмоциональному воспитанию дошкольников на основе комплексного подхода, предполагающего взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения (ППС) и сотрудничества с родителями воспитанников.

Коррекционная работа строилась на основе принципов: научности, доступности, связи обучения с жизнью, комплексности и системности в обучении, принципе онтогенетического и индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками и др. [2]. Формирование сферы социальных эмоций осуществлялось не только в рамках эмоционального развития дошкольников, но и в педагогической работе по умственному, речевому, художественно-эстетическому, физическому воспитанию детей. Поэтому комплекс специальных занятий по развитию социально-значимых эмоциональных проявлений дошкольников был гармонично включен в целостный процесс психолого-педагогического сопровождения на основе интеграции работы по всем программным разделам, в различных формах обучения, а также в режимных моментах.

В проведенной нами опытно-экспериментальной работе выявлена положительная динамика в эмоциональном развитии дошкольников, что достигалось путем реализации слаженной продуктивной работы всех специалистов сопровождения в тесным сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель методического сопровождения — достижение необходимого уровня эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в дошкольной организации посредством повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагогов, активизации их творческих способностей. Основными функциями методического сопровождения являются: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая и контрольно-диагностическая [3—5].

Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида отражает специфику дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в выраженной коррек-ционно-компенсирующей и кор-рекционно-реабилитационной направленности. Деятельность педагогического коллектива осу-

ществляется в форме психолого-педагогического сопровождения (ППС) и тесно связана с работой психолого-медико-педагогического консилиума.

Рассмотрим модель методического сопровождения коррекци-онно-педагогического процесса по эмоциональному развитию дошкольников с интеллектуальными нарушениями в ДОУ комбинированного вида (рис. 1). В моделировании отражен процесс создания единого коррекционно-развиваю-щего пространства, особенности взаимодействия специалистов ППС и сотрудничества с семьями воспитанников по рассматриваемой проблеме.

К основным задачам методического сопровождения в нашей работе относились:

1) анализ актуальных проблем эмоционального воспитания в ДОУ на основе диагностики социальных эмоций воспитанников с интеллектуальными нарушениями;

2) повышение квалификации педагогов по проблеме эмоционального воспитания дошкольников с нарушением интеллекта;

3) определение основных направлений, средств, форм и методов коррекционно-образо-вательного процесса в ДОУ по комплексному решению задач опытно-экспериментальной деятельности;

4) координация взаимодействия и обмен опытом специалистов ППС по развитию социальных эмоций детей с интеллектуальными нарушениями; актуализация творческих способностей педагогов;

5) организация и анализ эффективности сотрудничества педагогов с семьями дошкольников.

В рамках методического сопровождения учителем-дефектологом были разработаны: программа повышения квалификации педагогов ДОУ по теме: «Социально-эмоциональное развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях группы компенсирующей направленности»; план взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами ППС: воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию; методические указания по развитию социальных эмоций дошкольников на занятиях специалистов ППС; план сотрудничества с семьями воспитанников.

В таблице 1 представлен план взаимодействия учителя-дефекто-лога со специалистами ППС по эмоциональному воспитанию дошкольников с интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития и умственной отсталостью).

ы

Рис. 1. Модель методического сопровождения коррекционно-педагогического процесса по эмоциональному развитию дошкольников с интеллектуальными нарушениями

£

V п>

Я О К К о

Я

п О

X

п>

о §

П)

о о

V &

со

0 и

1

п>

ю о ю о

ы

ю ю

Таблица 1

План взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами ППС по эмоциональному воспитанию дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Виды деятельности, содержание работы Категория специалистов

Диагностическая

Диагностика социальных эмоций дошкольников. Ознакомление и обсуждение результатов диагностики. Специалисты ППС.

Просветительская

Лекция на тему: «Социально-эмоциональное развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Научно-практический семинар на тему: «Технологии развития и коррекции социальных эмоций дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Специалисты ППС.

Консультативная

Групповая консультация на тему: «Организация социально-эмоционального развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями в повседневной жизни и свободной деятельности» Групповая консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в эмоциональном воспитании старших дошкольников с задержкой психического развития». Групповая консультация на тему: «Литературно-художественные произведения как средство эмоционального воспитания». Групповая консультация на тему: «Развитие гуманных межличностных отношений и общения воспитанников: средства, формы, методы». Групповая консультация на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в эмоциональном воспитании дошкольников». Групповая консультация на тему: «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам развития у детей социальных эмоций». Индивидуальная консультация на тему: «Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию социальных эмоций дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Индивидуальная консультация на тему: «О роли логопедических занятий в развитии социальных эмоций дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели. Педагог-психолог. Учитель-логопед.

Окончание табл. 1

Виды деятельности, содержание работы Категория специалистов

Индивидуальная консультация на тему: «Стимулирование вербализации эмоциональных проявлений у безречевых дошкольников с умственной отсталостью». Индивидуальная консультация на тему: «Влияние музы-котерапии на развитие социальных эмоций старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Индивидуальная консультация на тему: «Коллективная подвижная игра как средство развития дружбы и навыков конструктивного общения дошкольников с нарушениями интеллекта». Круглый стол на тему: «Эффективные методы и приемы развития социальных эмоций дошкольников с задержкой психического развития (обмен опытом)». Круглый стол на тему: «Развитие социально-значимых эмоциональных проявлений дошкольников с интеллектуальными нарушениями в процессе проведения развлекательных мероприятий». Дискуссия на тему: «Как развивать эмпатийное поведение дошкольников с нарушением интеллекта? (обмен опытом)» Учитель-логопед Музыкальный руководитель. Инструктор по физической культуре Специалисты ППС. Специалисты ППС. Специалисты ППС.

Педагогические тренинги

Педагогический тренинг на тему: «Занятия продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование) в контексте социально-эмоционального развития дошкольников». Педагогический тренинг на тему: «Особенности развития способности к сопереживанию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности». Педагогический тренинг на тему: «Артикуляционная гимнастика как способ развития у дошкольников навыков кодирования эмоциональных состояний». Воспитатели. Воспитатели. Учитель-логопед.

Организационно-методическая

Создание предметно-развивающей среды, направленной на коррекцию эмоционального развития дошкольников (картотеки игр, упражнений, дидактические пособия, наглядно-демонстрационный материал и др.). Совместная подготовка и проведение мероприятий для детей. Приобретение и распространение методической литературы по вопросам развития социальных эмоций детей дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии. Специалисты ППС. Специалисты ППС. Специалисты ППС.

Методическое сопровождение осуществлялось по следующим направлениям:

— просветительское (лекции, семинары);

— консультативное (индивидуальные, групповые консультации, круглые столы);

— педагогические тренинги;

— организационно-методическое (создание предметно-развивающей среды, совместная деятельность по организации мероприятий и др.).

В просветительской работе учи-тель-дефектолог знакомил педагогов с особенностями социально-эмоционального развития дошкольников с нормальным и нарушенным развитием, обсуждалась роль эмоциональной сферы в развитии личности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа научных исследований и передового педагогического опыта рассматривались эффективные педагогические технологии эмоционального воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития и умственной отсталостью). Особое внимание было уделено роли специалистов психолого-медико-педагогического консилиума в этой работе. Вопросы организации коррекционной деятельности педагогического коллектива ДОУ определялись на ос-

нове диагностики социальных эмоций воспитанников, которая была проведена в начале учебного года.

В комплексном коррекционно-развивающем воздействии на детей с ограниченными возможностями здоровья важная роль принадлежала воспитателям. Рассмотрим особенности и основные формы взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями групп компенсирующей направленности, в которых воспитывались дошкольники с интеллектуальными нарушениями.

В методическом сопровождении консультации представляют собой форму сотрудничества, где происходит решение актуальных проблем по заявленной теме, обсуждаются средства, основные подходы и технологии коррекци-онно-развивающей работы с дошкольниками [6].

На групповых консультациях по теме: «Организация социально-эмоционального развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями в повседневной жизни и свободной деятельности» рассматривались вопросы обогащения чувственного опыта дошкольников, их эмоционального реагирования и поведения в различных видах игровой, трудовой, бытовой деятельности. В повседневной жизни детской группы есть значительные возможности на закрепление навыков распознава-

ния эмоций сверстников, анализа их причин, навыков выражения собственных эмоций (по подражанию и без опоры на образец).

На консультациях учитель-де-фектолог знакомил педагогов с тем, как использовать разнообразные упражнения, этюды, игры, направленные на коррекцию эмоциональных проявлений дошкольников. При этом особое внимание было уделено игре. В ней, как ведущей деятельности дошкольников, происходит развитие всех компонентов психической деятельности, а особая эмоциональная насыщенность детской игры создает благоприятные условия для формирования и коррекции чувственной сферы.

На консультациях по теме: «Сю-жетно-ролевые игры в эмоциональном воспитании старших дошкольников с задержкой психического развития» педагоги обсуждали особенности педагогического руководства развитием игрового взаимодействия дошкольников, анализировали приёмы обогащения сюжетов и ролевого поведения детей. Особое внимание уделялось обучению приёмам распознавания и передачи в вербальной и невербальной форме эмоциональных состояний воспитанников в игровом общении.

Для ребёнка-дошкольника особое эмоциональное значение имеет общество сверстников. Дети

учатся устанавливать эмоционально-личностный контакт с окружающими, распознавать и понимать их состояния, чувства, приобретают умения понимать и адекватно выражать собственные эмоциональные переживания. Для этого педагогами создаются разнообразные воспитательные ситуации, проводятся игры, упражнения на развитие умений конструктивного социального взаимодействия, целенаправленно формируются представления о дружбе. Обсуждению данной проблемы посвящена групповая консультация для воспитателей на тему: «Развитие гуманных межличностных отношений и общения воспитанников: средства, формы, методы».

Большой потенциал в эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста имеет устное народное творчество и литературные произведения. Знакомство с ними содействует формированию у дошкольников эмоционального отклика на происходящие в них события, дети учатся сочувствовать и сопереживать персонажам. Герои сказок, рассказов, стихотворений становятся образцами эмоционального реагирования, обогащая чувственный опыт дошкольников.

На групповой консультации по теме: «Литературно-художественные произведения как средство эмоционального воспитания» об-

суждались приемы творческого использования литературы в эмоциональном развитии воспитанников. Это разнообразные упражнения по подражанию поведению и эмоциональной экспрессии героев прослушанных произведений с опорой на сюжетные картинки и видеоролики (или без опоры на образец). В формировании эмоциональной идентификации и экспрессии трудно переоценить работу воспитателей по организации и проведению игр-драматизаций по знакомым и любимым детьми сказкам и рассказам.

Как показала практика, в работе со специалистами ППС очень эффективны педагогические тренинги, поскольку имеют прикладную направленность и активный обучающий характер. Тренинги — это форма организация взаимодействия с педагогами по обучению методам и приёмам эмоционального развития детей на основе демонстрации дефектологом практических способов их применения в различных видах коррекционной деятельности. Так, на педагогическом тренинге по теме: «Занятия по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в контексте социально-эмоционального развития дошкольников» учитель-де-фектолог знакомил воспитателей с методикой формирования эмоциональной идентификации в изо-

бразительной деятельности. В частности, на рисовании детям предлагалось изобразить: лица с разными эмоциями с опорой на образец — пиктограмму, фотографию с выделением и анализом экспрессивных признаков (брови — глаза — рот); свой портрет, семейный портрет с изображением эмоциональных состояний членов семьи с опорой на фотографию; персонажей художественных произведений с анализом их эмоций и прорисовыванием лицевой экспрессии и др. Дошкольники выполняли упражнения на дорисовку недостающих элементов лицевой экспрессии на пиктограммах и схемах. Воспитанников учили использовать цветовую палитру для передачи эмоционального состояния созданных персонажей. Дети рисовали и раскрашивали предметы, вызывающие различные эмоции.

На занятиях по лепке дошкольники создавали лепные поделки на картоне с контурным изображением лиц людей. В них дошкольники отражали экспрессивные признаки различных эмоций (брови — глаза — рот) на основе пиктограмм и фотографий (или в последующем без опоры на образец). Аналогичные задания дети выполняли на занятиях по аппликации: из бумажных элементов лицевой экспрессии дети конструировали лица, выражающие разные социально-эмоциональные пережива-

ния с опорой на образец — пиктограмму, фотографию (или в последующем без опоры на образец). Воспитатель предлагал упражнения на доклеивание недостающих элементов лицевой экспрессии на пиктограммах, схемах, изображениях персонажей художественных произведений. На конструировании эти упражнения выполнялись из элементов конструктора или картонных деталей.

На педагогическом тренинге по теме: «Особенности развития способности к сопереживанию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями» обсуждались основные методы и приёмы воспитания эмпатии на занятиях и в повседневной жизни дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Учитель-дефектолог рассматривал с воспитателями различные ситуации, позволяющие эффективно применять наглядные методы в работе с детьми:

— показ сюжетных картинок и зарисовок, передающих дружеские взаимоотношения героев, примеры проявления сопереживания, сочувствия в различных ситуациях общения;

— просмотр и анализ мультипликационных фильмов;

— показ педагогом примеров личного сопереживания другому человеку (ребенку, взрослому), дружеского отношения к окружающим.

На тренинге воспитатели обсуждали особенности применения в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта и проблемы в речевом развитии, словесных методов:

— беседы о взаимоотношениях людей (положительных, отрицательных), о правильном добром отношении к близким, проявлении эмпатии (сочувствия);

— беседы о дружбе со сверстниками, умении правильно общаться, не ссориться со взрослыми и детьми;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— беседы о чувствах и переживаниях персонажей различных литературных произведений;

— рассказы воспитателя о собственном опыте поведения в сложных эмоциогенных ситуациях и др.

Дефектолог знакомил с особенностями применения игровых методов и приемов в работе с дошкольниками. Педагоги анализировали особенности проведения дидактических игр, развивающих эмоциональный интеллект воспитанников («Поссорились», «Заботливый друг», «Давай жить дружно», «Помоги зайчатам», «Забота», «Кому нужна помощь?», «Почему мне грустно», «Почему обижен друг» и др.). Особое внимание было уделено сюжетно-ролевым играм, дающим богатые возможности для развития эмоциональной идентификации дошкольников. Обсуждались возможности организации на занятиях и в сво-

бодной деятельности воспитанников театрализованных игр и игр-драматизаций («В гостях у куклы», «Если кто-то заболел», «Обидели», «Новый мальчик», «Боюсь», «Потерянный мишка» и др.). Бесспорно, в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с нарушением интеллекта эффективны практические методы: упражнения на проявление ребенком сопереживания, сочувствия к педагогу, сверстникам или кукле (другим игрушкам); упражнения на подражание персонажам литературных и художественных произведений, сказок и др.

Роль учителя-логопеда в опытно-экспериментальной деятельности была связана с формированием у детей вербального компонента эмоционального развития. Логопедическая помощь включала работу по обогащению импрессив-ного словаря названиями различных эмоций, по активизации и закреплению их употребления в активной речи, развитию мимической экспрессии дошкольников и т. д. На логопедических занятиях дети учились правильно передавать свои эмоции и чувства, словесно их описывать, уметь выражать переживания при помощи речевой экспрессии, меняя силу голоса, интонацию, тембр, темп речи. Методическое сопровождение деятельности учителя-логопеда включало проведение индиви-

дуальных консультаций «О роли логопедических занятий в развитии социальных эмоций дошкольников с интеллектуальными нарушениями», «Стимулирование вербализации эмоциональных проявлений у безречевых дошкольников с интеллектуальными нарушениями». Педагоги рассматривали особенности эмоционального развития дошкольников посредством обогащения пассивного словаря эмоций с помощью разнообразных игр и упражнений на развитие навыка соотносить эмоцию с ее названием (радость, грусть, злость (гнев), страх, обида и др.). Использовались упражнения на подражание эмоциям взрослых и детей, изображенным на фотографиях, предметных, сюжетных картинках в сопровождении со словесным обозначением эмоции логопедом. Работа по формированию активного словаря эмоций осуществлялась с опорой на наглядность (пиктограммы, фотографии взрослых и детей, сюжетные картинки, иллюстрации сказок, литературных произведений) и без нее, изолированно, во фразах и предложениях. Дошкольники учились воспроизводить голосовые интонации, характерные для тех или иных эмоций по показу педагога.

Большие возможности в эмоциональном воспитании дошкольников имеет музыкальное искусство. Взаимодействие учителя-дефекто-

лога с музыкальным руководителем предполагало совместную деятельность по обогащению эмоционального опыта детей средствами музыки. Для музыкального руководителя были разработаны рекомендации по применению практических, словесных, игровых и театрально-игровых методов формирования эмоциональной идентификации в различных видах музыкальной деятельности дошкольников.

В процессе слушания музыкальных произведений, передающих разные эмоциональные состояния, детям демонстрировали пиктограммы, схемы, фотографии лиц взрослых и детей с этими эмоциями, что способствовало закреплению у дошкольников связи между эмоцией и характером музыки.

Музыкальный руководитель предлагал дошкольникам разнообразные игры и упражнения на распознавание детьми эмоций на картинках, фотографиях, а также эмоций сверстников, педагога под музыкальное сопровождение, соответствующее знаку эмоции. В процессе слушания музыки, в пении, музыкально-речевых играх дошкольники учились подражать мимике, жестам, позам людей, испытывающим разные чувства, а также отражать эмоции в музыкально-ритмических движениях и танцах.

Как показала практика, большое влияние на эмоциональное

развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями имеет разучивание и исполнение песен о дружбе, доброте, помощи окружающим. Было выявлено, что закреплению навыков дружеского отношения к сверстникам и конструктивного общения содействуют музыкальные театрализованные игры и постановки.

Организация двигательной активности дошкольников на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни содержит значительные возможности для эмоционального воспитания детей. Большое значение в создании дружеской атмосферы в детском коллективе имеют разнообразные коллективные подвижные игры, спортивные досуги и праздники. Известно, что активное развитие социально-значимых эмоциональных проявлений происходит при переходе к коллективной игре, где дети учатся общаться друг с другом, доброжелательно относиться к товарищам по игре, сопереживать их успехам и сочувствовать неудачам, действовать в команде, оказывать поддержку.

Рассмотрению технологии воспитания детского коллектива в работе инструктора по физической культуре посвящена консультация на тему: «Коллективная подвижная игра как средство развития дружбы и навыков конструктивного общения дошкольников с нару-

шениями интеллекта». На занятиях педагог предлагал дошкольникам игры и упражнения на идентификацию и воспроизведение эмоций в движениях («веселые» прыжки, «грустный» шаг и т. д.). Инструктор по физкультуре в ритуалах приветствия и прощания демонстрировал детям различные эмоциональные состояния («радостный», «грустный», «злой», «удивленный» и др.).

Обмен опытом педагогов по эмоциональному воспитанию дошкольников осуществлялся на круглых столах и в дискуссиях. Это формы коллективного обсуждения актуальных педагогических проблем в неформальной, свободной обстановке. Роль учителя-дефектолога заключалась в выявлении наиболее интересных и продуктивных решений педагогами поставленных задач коррекци-онной работы. Критерий оценки опыта — результативность и положительная динамика в эмоциональном развитии воспитанников. Особое внимание уделялось инновационным методам работы, оригинальным решениям и творческому подходу в профессиональной деятельности специалистов ППС.

Включенность родителей воспитанников в коррекционный процесс — важное условие дости-

жения результативности в эмоциональном воспитании дошкольников. Сотрудничество с семьей было организовано на основе принципов партнерства, взаимодополняемости, индивидуального подхода и творческого динамического взаимодействия. В представленной модели методического сопровождения обозначены основные формы сотрудничества: фронтальные, групповые, индивидуальные, наглядно-информационные.

При организации взаимодействия с семьями воспитанников решались следующие задачи:

1) просвещение родителей в вопросах социально-эмоционального развития детей, его роли в формировании личности ребенка с особыми образовательными потребностями;

2) обучение родителей методам и приемам работы с детьми по развитию социально-значимых эмоций, обеспечение комплексного воздействия на развитие дошкольников;

3) организация участия родителей в проведении праздников и до-суговых мероприятий в ДОУ.

Работа с родителями осуществлялась один раз в месяц и проводилась в форме консультаций, семинаров-практикумов, дискуссий и др. (табл. 2).

Таблица 2

План работы учителя-дефектолога с родителями дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Наименование мероприятия Сроки Форма взаимодействия

Что такое социальные эмоции, и какова их роль в психическом развитии ребёнка? Сентябрь 2018 г. Мини-лекция.

Роль семьи в социально-эмоциональном развитии ребёнка. Октябрь 2018 г. Консультация.

Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Октябрь 2018 г. Информационный стенд.

Способы и средства развития у ребёнка понимания эмоций окружающих. Ноябрь 2018 г. Семинар-практикум.

Игры на развитие у детей умений выражать свои эмоциональные переживания. Декабрь 2018 г. Тренинг.

Негативизм в социально-эмоциональных проявлениях дошкольников: как преодолеть и предупредить. Январь 2019 г. Семинар-практикум.

Семья и детский сад — единое образовательное пространство. Февраль 2019 г. Буклет.

Воспитываем у детей способность сопереживать окружающим. Март 2019 г. Консультация.

Как научить ребёнка дружить. Апрель 2019 г. Круглый стол.

Мама, папа, я — дружная семья. Май 2019 г. Праздник.

Следует подчеркнуть, что эффективность методического сопровождения определяется следующими социально-психологическими условиями:

— благоприятный эмоционально-психологический климат в дошкольной организации;

— творческая деловая атмосфера в педагогическом коллективе, заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов в коррекционно-педагогической деятельности;

— профессионализм учителя-де-фектолога, авторитет в коллективе,

компетентность в области андрого-гики, коммуникативная культура;

— активная поддержка администрации ДОУ инновационных процессов в коррекционно-обра-зовательном процессе и содействие профессиональной самореализации сотрудников.

Таким образом, повышению качества предоставляемых в ДОУ образовательных услуг будет способствовать научно-методическая работа, направленная на всесторон-нееповышениипрофессионализма педагогов и координацию совместного творческого поиска в дости-

35

жении оптимальных результатов ограниченными возможностями дошкольного воспитания детей с здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коломиец Е. А., Куцеева Е. Л. Развитие и коррекция социальных эмоций у дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Коррек-ционно-педагогическое образование. 2020. № 1 (21). С. 32-47.

2. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. 122 с.

3. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: Сфера. 2014. 128 с.

4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса

в ДОУ. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс. 2007. 192 с.

5. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 121 с.

6. Зотова И. В., Сучкова М. Н. Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении // European science. 2019. № 1 (43) // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formy-metody-i-sredstva-metodicheskogo-rukovodstva-rabotoy-pedagogov-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 26.12.2019).

REFERENCES

1. Kolomiets E. A., Kutseeva E. L. Development and correction of social emotions of the preschoolers with intellectual disorders // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. № 1 (21). P. 32-47. (In Russ.).

2. Karelina I. O. The development of the emotional sphere of children in a preschool educational organization: selected scientific articles. Prague: Vedecko vydavatelské centrum Sociosféra-CZ. 2017. 122 p. (In Czech Republic).

3. Belaya K. Yu. Methodological activities in preschool organizations. M.: Sfera, 2014. 128 p. (In Russ.).

4. Vinogradova N. A. Management of the quality of the educational process in the PO. Methodological manual. M.: Ajris-press, 2007. 192 p. (In Russ.).

5. Mayer A. A. Management of innovative processes in a preschool educational institution: Methodological manual. M.: TC Sfera, 2009. 121 p. (In Russ.).

6. Zotova I. V., Suchkova M. N. Forms, methods and means of methodological guidance of the work of teachers in a preschool educational institution // European science. 2019. № 1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-metody-i-sredstva-metodicheskogo-rukovodstva-rabotoy-pedagogov-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (date of access: 26.12.2019).

Поступила в редакцию 31.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.