Научная статья на тему 'Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе'

Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса, взаимодействию детского сада и семьи в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

The Problem of Intellectual Development of Children of the Senior Preschool Age as a Condition for Successful Schooling Anisimova T. (Russian Federation) Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе Анисимова Т. Г. (Российская Федерация)

Анисимова Татьяна Геннадьевна /Anisimova Tatyana - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск

Аннотация: статья посвящена проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса, взаимодействию детского сада и семьи в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Abstract: the article deals with the problem of intellectual development of the children of the senior preschool age. A special attention is paid to the forms of organizing the educational process, interaction between nursery school and family in the process of developing a child's intellect at the senior preschool age.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дошкольное образование. Keywords: intellectual development, preschool education.

Всесторонне развитие личности является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей общества. Одной из важнейших сторон которого является интеллектуальное развитие.

Дошкольное образование обеспечивает создание базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности. Закладываются основы представлений и понятий, которые существенно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

В качестве результата интеллектуального развития личности выступает интеллектуальная компетенция. Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях и т.д.

Интеллектуальное развитие ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, расширению их кругозора.

Такие занятия особенно необходимы для детей, не посещающих детские сады, так как несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение и могут дать прекрасные результаты в интеллектуальном развитии дошкольников. Они дают не только новые знания, приобщают к разным видам деятельности, но и облегчают переход к роли школьника. У ребенка вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность в дальнейшем.

В педагогике и психологии выделяют несколько основных критериев готовности к школьному образованию: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические. Каждый из них имеет ряд оснований, благодаря которым

можно определить насколько целостно и гармонично развивается личность. Интеллектуальная - считается наиболее значимой при поступлении в школу [2].

В отечественной психологии при изучении интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а не на уровень развития интеллектуальных процессов.

Л. С. Выготский одним из первых четко сформировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не сколько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов (научиться рассуждать, выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их находить причины явлений, делать выводы и др.). Такие представления являются наиболее важными приобретениями, которые помогут ребенку перейти к новой ступени образования -обучению в школе, усвоению научных знаний [1].

Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Способности его формируются лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новые знания, а включается в процесс деятельности. Чем раньше с ребенком начинают заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит. Однако, как показывает практика, не всегда обучения оказывается правильным, что говорит о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей детей при поступлении в школу.

Во многих образовательных учреждениях или в домашних условиях при подготовке детей к школе педагоги и родители нацеливают обучение на умение ребенком читать, писать, считать. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитания у детей качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Поэтому образование ребенка должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.

Формирование интеллектуальных способностей, необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи, где взрослые в данном случае выступают в роли соучастника детских открытий, поддерживая ребенка тем самым на пути самостоятельного поиска. Для активизации способностей необходимо создавать специальные условия, где немалую роль играет специально организованная воспитательная работа, и основное место занимает организация игр, посредством которых формируются и совершенствуются социальные навыки взаимоотношений между детьми и взрослыми. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе целенаправленного систематического обучения дошкольника - на занятиях - именно такая форма обучения способствует благоприятным условиям для развития у детей познавательных интересов, склонностей, положительных мотивов учения, различных способностей, усвоения детьми знаний, умение и навыков, потребностей в самостоятельной работе. Продуктивные занятия: рисование, конструирование, аппликация, лепка позволят ребенку приобрести собственный опыт, который является основой развития личности ребенка.

Если не создать такие условия, то мышление ребенка окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно.

В детском саду такая работа организуется систематически по плану педагога, что позволяет обеспечить успешность в интеллектуальном развитии детей.

Литература

1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.

2. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004.

The main methods and directions of development of communicative competence of senior preschool children's Grishnyaeva I. (Russian Federation) Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Гришняева И. В. (Российская Федерация)

Гришняева Ирина Владиславовна / Grishnyaeva Irina - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск

Аннотация: статья посвящена проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса в коммуникативном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Abstract: the article deals with the problem of communicative development of the children of the senior preschool age. A special attention is paid to the forms of organizing the educational process, interaction between nursery school and family in the process of developing a senior preschool child's communicative skills.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, открытое образовательное пространство.

Keywords: communicative development, open educational space.

DOI: 10.20861/2410-2873-2016-14-003

Сегодня коммуникативная деятельность может рассматриваться как одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности, а также вид деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Модернизация дошкольного образования предполагает формирование у детей способности преобразовывать содержание общественного опыта, осваивать культуру как систему проблемно-творческих задач. Сегодня, формирование компетентностей является целю и результатом образования. Как желаемая возрастная характеристика на этапе завершения дошкольного детства представляется компетентность ребенка, которая обнаруживается в его творческих способностях, любознательности, инициативности, коммуникативности, позитивном образе «Я»; ответственности и произвольности.

Поэтому сегодня дошкольное образование строится в условиях открытого образовательного пространства с целью достижения наилучшего результата во всех сферах детско-взрослого взаимодействия. Каждая образовательная организация, реализующая основную образовательную программу дошкольного образования, выстраивает собственную модель открытого образовательного пространства. Коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшая компетентность, которой овладевает воспитанник. В современных условиях актуально для

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.