Литература
1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004.
The main methods and directions of development of communicative competence of senior preschool children's Grishnyaeva I. (Russian Federation) Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Гришняева И. В. (Российская Федерация)
Гришняева Ирина Владиславовна / Grishnyaeva Irina - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск
Аннотация: статья посвящена проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса в коммуникативном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Abstract: the article deals with the problem of communicative development of the children of the senior preschool age. A special attention is paid to the forms of organizing the educational process, interaction between nursery school and family in the process of developing a senior preschool child's communicative skills.
Ключевые слова: коммуникативное развитие, открытое образовательное пространство.
Keywords: communicative development, open educational space.
DOI: 10.20861/2410-2873-2016-14-003
Сегодня коммуникативная деятельность может рассматриваться как одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности, а также вид деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Модернизация дошкольного образования предполагает формирование у детей способности преобразовывать содержание общественного опыта, осваивать культуру как систему проблемно-творческих задач. Сегодня, формирование компетентностей является целю и результатом образования. Как желаемая возрастная характеристика на этапе завершения дошкольного детства представляется компетентность ребенка, которая обнаруживается в его творческих способностях, любознательности, инициативности, коммуникативности, позитивном образе «Я»; ответственности и произвольности.
Поэтому сегодня дошкольное образование строится в условиях открытого образовательного пространства с целью достижения наилучшего результата во всех сферах детско-взрослого взаимодействия. Каждая образовательная организация, реализующая основную образовательную программу дошкольного образования, выстраивает собственную модель открытого образовательного пространства. Коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшая компетентность, которой овладевает воспитанник. В современных условиях актуально для
69
дошкольников владение средствами общения, умение с их помощью устанавливать контакты, включая для этого внутренние ресурсы, умение слышать, слушать и говорить.
Коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование, характеризующееся определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента: мотивационно-личностный, когнитивный и поведенческий.
Коммуникативная компетентность по праву считается ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетентностей и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении разнообразных видов деятельности. Поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения.
Социальную ситуацию развития ребенка, формирующуюся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместную деятельность и обучение можно рассматривать как условия развития коммуникативной компетентности старших дошкольников, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.
Выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Направления работы воспитателя по развитию данной компетентности старших дошкольников будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего развития речи [1].
Кроме проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками особую значимость приобретает взаимодействие с семьями воспитанников по проблеме. Педагогу важно направить свои усилия на изучение семей детей, их опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольной организации, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников и др.
Среди эффективных средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно определить диалог (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман), дидактические игры, лексические упражнения, сюжетно-ролевая игра [1].
Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.
Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности и способна выполнить свою развивающую функцию. В результате, у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу, готовность сочувствовать, сопереживать
70
людям, животным, растениям, независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
Литература
1. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.
Prospects adaptation of graduates professional colleges in manufacturing plants
12 3
Najmiddinova Yo. , Abdullaeva N. , Davronova M. (Republic of Uzbekistan) Перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях
** 1 2 3
Нажмиддинова Е. , Абдуллаева Н. , Давронова М. (Республика Узбекистан)
1Нажмиддинова Ёкутхон / Najmiddinova Yoqutxon - ассистент, кафедра технологических машин и оборудования; 2Абдуллаева Назима /Abdullaeva Nozima - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, 3Давронова Мухайё /Davronova Mukxayyo - ассистент, кафедра технологии машиностроения, факультет технологии, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан
Аннотация: для достижения эффективного сотрудничества в процессе развития колледжей необходим систематический диалог между профессиональными колледжами и производственными предприятиями. В рамках хорошо действующей региональной сети должна быть создана инновационная концепция для лучшего взаимодействия между начальным профессиональным обучением и переподготовкой, повышением квалификации кадров. В этой статье раскрываются вопросы перспективы адаптации выпускников профессиональных колледжей на производственных предприятиях.
Abstract: in order to achieve effective cooperation in the development of colleges required systematic dialogue between professional colleges and industrial enterprises. As part of a well-functioning regional network should be created an innovative concept for a better interaction between the initial vocational training and retraining and advanced training. This article presents issues prospects of adaptation of graduates ofprofessional colleges in manufacturing plants.
Ключевые слова: профессиональные навыки, профессиональное образование,
профессиональная подготовка, предприятие, сотрудничество.
Keywords: professional skills, vocational education, training, enterprise cooperation.
УДК 37
Правительством Узбекистана уделяется особое внимание вопросам образования. Государственная программа по подготовке национальных кадров является очень важным шагом в образовательной политике. Практика последних лет показывает, что схема девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего, специального