Научная статья на тему 'Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях'

Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL PRACTICE / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришняева Ирина Владиславовна

Статья посвящена проблеме повышения эффективности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Особое внимание уделяется коммуникативной культуре педагога как условию развития ее у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях»

Роль педагога ДОО состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольною возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

Важным компонентом этого процесса является проектирование - деятельность педагога, с высоким уровнем проектировочных способностей, которые проявляются во взаимодействии основных систем управления тобой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Литература

1. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Мин. Обр. науки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

Professional culture of a preschool education teacher as a condition of efficient professional work in modern nursery school Grishnyaeva I. (Russian Federation) Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях Гришняева И. В. (Российская Федерация)

Гришняева Ирина Владиславовна / Grishnyaeva Irina - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск, Республика Мордовия

Аннотация: статья посвящена проблеме повышения эффективности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Особое внимание уделяется коммуникативной культуре педагога как условию развития ее у детей.

Abstract: the article deals with the problem of increasing the effiency of a preschool education teacher professional activity. Special attention is given to the teacher's communication culture as a condition for developing children's communication skills.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, открытое образовательное пространство.

Keywords: professional practice, open educational space.

Культура личности условно подразделяется на общую и профессиональную культуру, включающую в себя специальную подготовку, знания, способности, связанные с выбранной специальностью.

Основное содержание педагогической профессии, с точки зрения В. А. Сластенина, составляют взаимоотношения с людьми, так как одной из задач педагога является принять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение [2]. Коммуникативная деятельность рассматривается в педагогической науке как структурный и, можно сказать, системообразующий компонент профессиональной культуры и, в целом, педагогической деятельности. Исследователями коммуникативная деятельность рассматривается как средство решения образовательных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обуславливающих успешность образования, то есть представляет собой социально -нормативные формы взаимодействия педагогов с воспитанниками, их родителями, коллегами, общественностью.

Культура общения в педагогике рассматривается в прикладном профессиональном аспекте. Отмечая, что коммуникативная деятельность является одним из видов деятельности педагога, а общение - сферой, в которой протекает процесс образования и воспитания личности, исследователями выделяется профессиональная культура педагогического общения. С другой стороны, выделение качественной характеристики профессионального педагогического общения позволяет рассматривать профессиональную культуру общения педагога как социально значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания.

Культура педагогического общения (коммуникативная культура) как система может быть рассмотрена как существенная сторона общей профессиональной культуры педагога, представляющая собой результат становления и реализации ее сущностных сил.

Профессиональная культура, а следовательно, коммуникативная культура педагога дошкольного образования имеет свои специфические особенности, обусловленные психическими особенностями дошкольного возраста, его значимостью для развития этого качества ребенка.

По мнению многих авторов целесообразно закладывать основы культуры общения личности в период дошкольного детства. Сегодня необходимо уметь обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы он стремился к общению, отвечая требованиям партнеров по общению, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении; использовать общение детей друг с другом как средство в развитии коммуникативной культуры, ценность которого заключается в том, что педагогическая позиция воспитателя не выступает на первый план, благодаря чему ребенок не ощущает, что его обучают преднамеренно, и формирование его качеств происходит непринужденно; обучать ребенка умению отзываться на общение, самому обращаться к партнеру, использовать наиболее приемлемое средство общения, что сталкивает ребенка с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы социального поведения, реализовать приобретенные качества, важные для полноценного общения, коммуникативные умения; строить гуманные отношения со сверстниками при условии организации эмоционально -положительного общения с ним, что позволит усвоить ему гуманистические ценности, достичь взаимопонимания, развить перцептивные способности и умения, что, в свою очередь, способствует развитию способностей и умений дифференцировать внутреннее состояние, чувства собеседников по их внешнему проявлению, эмоционально откликаться на переживания других и др.

Развитие этих качеств возможно при гуманистической позиции педагога, обуславливающей развитие у ребенка качеств, характеризующих основные аспекты

176

коммуникативной культуры: честь, достоинство (нравственно-этический), взаимопонимание, терпимость (социально-психологический), вежливость, тактичность, учтивость (социокультурный). Формирование таких качеств как деликатность, галантность, корректность крайне затруднительно, в некоторых случаях невозможно.

Гуманистическая позиция это система смысловых образований, устремлений педагога, обусловленная отношением к человеку (ребенку) как субъекту коммуникации и обеспечивающая превращение его в организатора диалога, собеседника, предполагающая его «выделенность» в процессе обмена значимой информации.

В связи с этим, среди социальных установок педагога дошкольного образования, характеризующих профессиональную культуру, нами выделена гуманистическая установка, то есть, в первую очередь, ориентация педагога на коммуникативную культуру как профессиональную самоценность, а на партнера (ребенка) как неповторимого субъекта коммуникации, имеющего свой уникальный смысл жизни [2].

Понимание субъекта в современной науке о человеке связывается с наделением его качествами быть активным, самостоятельным, способным к осуществлению специфических человеческих форм жизнедеятельности. Субъект деятельности рассматривается Г. И. Аксеновой как хорошо освоенная деятельность и способность к ее осуществлению и творческому преобразованию [1]. Способность в структуре субъектной деятельности характеризуется как способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования своей жизнедеятельности.

В нашем понимании субъект коммуникации - это человек, активно проявляющий себя в процессе коммуникации и создающий максимально благоприятные условия для раскрытия и развития коммуникативных способностей и дарований собеседника, для его самоопределения [2].

Таким образом, гуманная, высококультурная коммуникация, общение детей -дошкольников и педагога обеспечивают: превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым и выделение детства во всей сложности его внутренних организаций в позицию реального субъекта такого диалога. Педагог в коммуникативной деятельности относится к ребенку как к ее субъекту, тем самым помогая в становлении его реальной субъектности.

Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Таким эталоном для детей является гуманное коммуникативное поведение педагога.

В нашем понимании, культура гуманного коммуникативного поведения - это совокупность сформированных коммуникативно-значимых качеств (вежливость, тактичность, умение понять чувства и настроения детей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих манер и поступков, проявление точности и обязательности), повседневных поступков, основанных на способах выражения гуманного, доброго отношения к собеседнику, устойчивого стремления сохранять собственное достоинство и не унижать достоинства другого, уважать его индивидуальность, быть терпимым и непредубедительным партнером, обеспечивающим перевод собеседника из позиции объекта в субъектную позицию [2].

Литература

1. Аксенова Г. И. Психология и педагогика становления субъекта. - Москва - Рязань: РИНФО, 2006.

2. Гришняева И. В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Дисс. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2000.

3. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.

Development of memory in primary school children Turkenov T.1, Zhapanova R.2, Hazirova M.3

(Republic of Kazakhstan) Развитие памяти у младших школьников Туркенов Т. К.1, Жапанова Р. Н.2, Хазирова М. Ж.3 (Республика Казахстан)

1Туркенев Талгат Куанышевич / Turkenev Talgat - кандидат педагогических наук, доцент; 2Жапанова Риза Набиевна / Zhapanova Riza - старший преподаватель; 3Хазирова Мерей Жангелдикызы /Hazirova Merei - студент,

кафедра педагогики и психологии, Академия «Болашак», г. Караганда, Республика Казахстан

Abstract: the article the activities of teachers aimed, at developing children"s memory. Аннотация: в статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на развитие памяти у детей.

Keywords: memory, educational and cognitive activity, learning process, verbal and logical memory, involuntary memorization.

Ключевые слова: память, учебно-познавательная деятельность, процесс обучения, словесно-логическая память, непроизвольное запоминание.

The memory can be defined as the ability to receive, store and reproduce information.

The relevance of the topic due to the fact that the memory is the basis of the child's abilities, is the condition for learning, acquiring knowledge and skills, ie the memory of the younger schoolboy - the paramount psychological component of teaching and learning activities. Teacher needs to build the learning process so as to achieve the maximum memory material and its student's the most accurate reproduction, and this is possible only when the psychological processes become arbitrary [1].

The process of development of memory in children will proceed successfully if the teacher and parents will build it, taking into account the individual characteristics of a particular child. Using the recommendations, use different methods of promoting good memorization.

Younger school age child is called the vertex. The child retains many qualities of childhood - carelessness, naivety, look at the adult from the bottom up. At this age, children are very strong focus on children outside world. Facts, events, details make them a strong impression. An important source of success in the teaching of younger students - their imitation. Students repeat the teacher's reasoning, give examples of similar examples companions, etc.

In connection with entering school there is a significant restructuring and development of the children's memory. Memory is gradually becoming more organized, regulated and controlled mental activity. memory processes increasingly take on the character of arbitrary processes gradually developed and improved verbal and logical memory [2].

Getting training at school, children are able to arbitrarily and meaningful memorization. However, this ability they still underdeveloped. Therefore, the teacher needs to pay special

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.