Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальные способности / когнитивный / иностранный язык / профессионально ориентированное обучение / вуз / студенты / память / intellectual abilities / cognitive / foreign language / professionally oriented education / university / students / memory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Мухортова

В статье рассматриваются такие атрибуты интеллектуальных способностей студентов, как память, мышление, вербальная гибкость и восприятие, креативность, эмоциональный и социальный интеллект, которые составляют предмет для исследований в когнитивистике, педагогике и психологии. Доказывается необходимость использования стратегий овладения иностранным языком педагогами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей». Предложен ряд педагогических условий, выполнение которых будет способствовать активизации рассматриваемых в статье процессов. Делается вывод о том, что необходимо создавать особую интегративно-развивающую педагогическую среду в вузе для успешной реализации поставленных задач в области иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Студенты должны стремиться к такому уровню компетенций, который сопоставим с уровнем носителя языка или приближен к нему (в английском – native like speaker).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES WHEN LEARNING LANGUAGE SPECIALTIES IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The article examines such attributes of studentsintellectual abilities as memory, thinking, verbal flexibility and perception, creativity, emotional and social intelligence, which are a subject for research in cognitive science. The necessity of using strategies for mastering a foreign language by teachers of the discipline “Foreign language for professional purposes” is proved. A number of pedagogical conditions have been proposed, the fulfillment of which will contribute to the activation of the processes considered in the article. It is concluded that creating a special integrative-developing pedagogical environment in the university for the successful implementation of the tasks in the field of foreign language training is a must. Students should strive for a level of competence that is comparable to or close to the level of a native speaker (native like speaker).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

2. Absalyamova A.G., Gorbachevs Yu.S. 'Etika mezhnacional'nogo obscheniya detej v polikul'turnoj gruppe. Ufa, 1997: 23 - 27.

3. Asmolov A.G. Tolerantnost': ot utopii - k real'nosti. Na putiktolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000.

4. Bajbakov A.M. Vospitanie tolerantnosti u starshego podrostka v usloviyah vzaimodejstviya malyh grupp. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2003.

5. Belinskaya E.P. Sistema cennostej lichnosti v perspektive tolerantnosti Vektolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik. 2003; Vypusk 5: 61 - 72.

6. Griva O.L. Ocenka 'effektivnosti formirovaniya tolerantnosti u detej i molodezhi v polikul'turnom prostranstve. Social'naya pedagogika. 2005; № 3: 8 - 25.

7. Drobizheva L.M. Sociologiya mezh'etnicheskoj tolerantnosti. Moskva, 2003.

8. Klepcova E.Yu. Psihologiya ipedagogika tolerantnosti. Moskva, 2004.

9. Korzhuev A.V., Kudzieva N.Yu., Popkov V.A. Tolerantnost' v kontekste pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vuza. Pedagogika. 2003; № 5: 44 - 49.

10. Krutova I.V. Formirovanie u starsheklassnikov otnosheniya k tolerantnosti kak social'no znachimoj cennosti v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.

11. Kudzieva N.Yu. Formirovanie tolerantnostiu sub'ekiov vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

12. Kukushin V.S. Vospitanie tolerantnosti lichnosti v polikulturnom sociume: posobie dlya uchitelya. Rostov-na-Donu, 2001.

13. Menskaya T.B. Polikul'turnoe obrazovanie: Programmy i metody. Obschestvo iobrazovanie v sovremennom mire. Moskva, 1993; Vypusk 2.

14. Muhametzyanova F.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya psihologicheskoj kul'tury uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1995.

15. Naumova A.E. Individualizaciya professional'no-pedagogicheskojpodgotovkistudentov. Available at: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/12_5/

16. Popova O.N. Formirovanie u shkol'nikov kul'tury mezhnacional'nogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

17. Red'kina L.I. Polikul'turnoe vospitanie. Vospitatel'nye sistemy: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt. Problemi suchasno'ipedagogichnoi osviti. Pedagogika i psihologiya. 2013; Vipusk 39 (2): 158 - 161. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/pspo_2013_39%282%29__32

18. Soldatova G.U., Shajgerova L.A., Sharova O.D. Zhit' v mire s soboj i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 28.01.22

УДК 378.046.2

Mukhortova Е.А., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: EMuhortova@fa.ru

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES WHEN LEARNING LANGUAGE SPECIALTIES IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article examines such attributes of students' intellectual abilities as memory, thinking, verbal flexibility and perception, creativity, emotional and social intelligence, which are a subject for research in cognitive science. The necessity of using strategies for mastering a foreign language by teachers of the discipline "Foreign language for professional purposes" is proved. A number of pedagogical conditions have been proposed, the fulfillment of which will contribute to the activation of the processes considered in the article. It is concluded that creating a special integrative-developing pedagogical environment in the university for the successful implementation of the tasks in the field of foreign language training is a must. Students should strive for a level of competence that is comparable to or close to the level of a native speaker (native like speaker).

Key words: intellectual abilities, cognitive, foreign language, professionally oriented education, university, students, memory.

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются такие атрибуты интеллектуальных способностей студентов, как память, мышление, вербальная гибкость и восприятие, креативность, эмоциональный и социальный интеллект, которые составляют предмет для исследований в когнитивистике, педагогике и психологии. Доказывается необходимость использования стратегий овладения иностранным языком педагогами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей». Предложен ряд педагогических условий, выполнение которых будет способствовать активизации рассматриваемых в статье процессов. Делается вывод о том, что необходимо создавать особую интегративно-развивающую педагогическую среду в вузе для успешной реализации поставленных задач в области иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Студенты должны стремиться к такому уровню компетенций, который сопоставим с уровнем носителя языка или приближен к нему (в английском - native like speaker).

Ключевые слова: интеллектуальные способности, когнитивный, иностранный язык, профессионально ориентированное обучение, вуз, студенты, память.

Актуальность темы, которая поднимается в статье, обусловлена тем, что без развитых интеллектуальных способностей обучение студентов вуза иностранному языку для специальных целей (профессиональной направленности, например) сопряжено с дополнительными трудностями. Преодоление этих барьеров можно осуществлять через разнообразные приемы и технологии, которые широко используются в психологии и методике преподавания иностранного языка.

Цели и задачи данной статьи - определить составляющие интеллекта индивида, наиболее востребованных видов памяти и внимания, предложить продуктивные тактики в ходе иноязычной подготовки студентов бакалавриата вуза (на примере изучения экономических специальностей).

Основные методы исследования при работе над статьей включали в себя анализ научной и психолого-педагогической литературы, беседы с экспертами в области методики преподавания иностранного языка, анализ данных, полученных в фокус-группе студентов бакалавриата Финансового университета при Правительстве РФ, изучающих дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере»

Обучение любой дисциплине невозможно представить без развития интеллектуальных способностей обучаемых. Само понятие «интеллект» происходит от латинского МеНес^ - ум, понимание, познание [5] и представляет систему всех познавательных (когнитивных) способностей индивида, в которую входят ощущения, все виды восприятия, память, представления человека, его мышление и воображение. Изучение иностранного языка сопряжено с активизацией всех

видов интеллекта: чем более полно педагог включает их в планирование занятий и использует во время учебного взаимодействия, тем лучших результатов можно ожидать от студентов. Данная корреляция особенно необходима в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов, которые, обучаясь в вузе, должны приобретать не только профессиональные навыки (т.н. hard skills), но и «гибкие», надпрофессиональные (от англ. soft skills), в которые входят иноязычные компетенции, востребованные при решении производственных задач с иностранными партнерами [4, c. 32-35]. В этой связи развитие основных составляющих интеллекта обучаемого на занятиях по иностранному языку не только возможно, но и крайне необходимо, чтобы его успешность в будущем базировалась на универсальных конструктах, которые представлены в табл. 1. Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 6] и опрос педагогов-практиков показал, что данные конструкты являются самыми востребованными в ходе иноязычной подготовки.

Все виды учебной, коммуникативной и познавательной деятельности, представленные в данной таблице, безусловно, важны, но особое внимание практикующие педагоги обращают на свойства памяти обучаемого, его способность переводить информацию из кратковременной в долговременную память. Ставя цели и определяя задачи практического занятия, педагогу очень важно учитывать, какие виды памяти студента нужно задействовать (рис. 1), чтобы наиболее эффективно ввести новый лексический и грамматический материал, инвертировать его в ранее полученные знания, закрепить через такие формы заданий, которые способствовали бы активному включению новых знаний в процесс коммуникации на иностранном языке.

Таблица 1

Составляющие интеллекта студента в ходе иноязычной подготовки

Компетенция Описание Возможность развития в ходе изучения иностранного языка

Когнитивный контроль способность управлять своей концентрацией максимальная концентрация внимания на выполнении конкретного задания (отрабатывая все четыре вида речи), которое студент делает в настоящий момент; использование обучающих платформ типа Kahoot!; использование тестов Струпа (не читая предъявленных слов, назвать цвет шрифта, которым эти слова написаны) [9, с. 15-23]

Кратковременная память умение быстро запоминать большое количество информации чтение, анализ и краткое изложение прочитанного материала; работа со статистическими данными; упрощение информации и ее эмоциональное подкрепление; использование мнемонических приёмов

Долговременная память умение надолго запоминать информацию с максимальным количеством деталей внедрение принципов организации изученного материала через составление карт памяти (mind mapping); установление связей между ранее изученным и изучаемым материалом; интеграция знаний; использование пересказа как эффективного метода лингводидактики

Когнитивные стили индивидуальная особенность человека в познавательной деятельности помощь студентам в определении устойчивых процессов, особенностей и способов как получения, так и переработки информации, которые используются людьми, а также способов последующего воспроизведения информации и способов (само)контроля (одним студентам можно предлагать запись (конспекты) нового материала, другим - карты памяти, третьим - матричный формат категоризации информации и т.д.)

Способность к рассуждению выстраивание логических цепочек, получение выводов на основе имеющихся предпосылок креативные задания на основе чтения или аудирования (дано начало истории, нужно продолжить ее и придумать концовку); развитие навыков письменной речи (создание эссе, отчетов, докладных записок по изучаемым темам)

Образное мышление мышление в виде неких образов через их создание, формирование, поддержку, передачу, оперирование, видоизменение, которые возможны в ходе мыслительных процессов упражнения на развитие ассоциативного образного ряда, ориентированные на развитие устной речи (например, прочесть в учебнике любое слово и, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы); работа в парах по описанию друг другу недавнего события, при этом мысленно себе его представляя

Вербальная гибкость владение речью запись своего выступления на иностранном языке во время подготовки к защите проекта, к зачету/экзамену с последующим прослушиванием и самокоррекцией, регуляцией голосовых модальностей, темпа и ритма речи; использование паравербальных средств коммуникации (интонации, тональности, модуляции и т.д.)

Вербальное восприятие умение воспринимать и анализировать тексты прослушать аудиозапись, сделать скрипт услышанного, сравнить с оригинальным вариантом (tape script), внести правки, работа с деформированным текстом (соединить разрозненные части текста по смыслу и в логической последовательности); сокращать текст с сохранением его смысла

Креативность способность придумывать новое, умение находить решение сложных и/или нестандартных задач выполнение ДТЗ (домашнего творческого задания: составление кроссвордов по изученной теме, мини-кейсов в рамках своей специализации и т.д.); создание обоснованных прогнозов (например, предсказание курса валют через месяц, полгода, год); работа с личным языковым портфолио; участие в театральной студии

Эмоциональный и социальный интеллект способность человека распознавать собственные и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания в ходе групповой работы замечать и описывать исходящие от участников коммуникации невербальные сигналы; просматривать отрывки фильмов с выключенным звуком, пытаясь по невербальному формату общения героев предугадать смысл происходящего, предлагать интерпретации увиденного, слушать идеи одногруппников в рамках задания, сравнивать со своим мнением; участвовать в ролевых играх по разрешению конфликтных ситуаций на рабочем месте

Рис. 1. Виды памяти, используемые в ходе иноязычной подготовки

Таблица 2

Характеристики внимания обучаемых, развиваемые в ходе иноязычной подготовки

Вид внимания Описание Способы тренировки в ходе иноязычной подготовки

Избирательность умение осознанно настраивать внимание на восприятие информации при существующих внешних помехах предлагать к выполнению задания на разные виды чтения: изучающее (со 100% пониманием информации), ознакомительное (с общим охватом содержания), просмотровое (беглый просмотр), поисковое (поиск конкретной информации, требуемой для выполнения задания)

Объем (широта внимания) количество единиц информации, которые одновременно способны сохраняться в сознании человека доказано, что средний объем внимания составляет 7 + 2 единицы информации, а объем зависит от организации запоминаемого материала и его характера, целесообразно вводить новый лексический материал в объеме не более 10 лексем, желательно в разных формах восприятия (увидел, прочел, услышал в видеофрагменте, проговорил в монологе/диалоге)

Распределение способность рассредоточивать внимание, при этом параллельно выполнять несколько видов деятельности задания, включающие несколько видов речи одновременно (аудирование, чтение предложений в задании, запись пропущенных слов/словосочетаний с проговариванием их вслух)

Концентрация (интенсивность, уровень внимания) способность сосредотачивать внимания на конкретных объектах и не замечать другие объекты/помехи отработка монологической речи перед зеркалом; выполнение заданий на аудирование с использованием двух источников звука: непосредственно запись и фоновая запись (музыка, шум города, отрывки разговора других людей и пр.)

Устойчивость умение долго концентрироваться на каком-либо объекте/задании без желания отвлечься и ослабить внимание использование в работе с объемными заданиями автоматические программы эффективного тайминга (Focus timer, например, запрограммированный на 25 минут активной работы и 5 минут активного отдыха)

Переключаем скорость (скорость переключения) способность быстро переходить от одного объекта/задания к другому применение техник, которые позволяют описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий в определенный период времени (например, при смене целей учебной деятельности): давать четкие указания относительно времени выполнения каждого задания в тесте на все 4 вида речевой деятельности

Умение студента работать и совершенствовать свое произвольное внимание ученые относят к интеллектуальной функции, которая тесно связана с другими конструктами и характеристиками внимания (табл. 2). Высшей формой развития внимания является послепроизвольная память, когда студент, занимаясь развитием иноязычных компетенций, может вводить себя в состояние потока, где время перестает играть для него важную роль, поскольку человек настолько увлечен процессом, что не замечает течение минут и часов. Для преподавателя создать такие формы мотивации студента, чтобы он как можно чаще входил в состояние потока при изучении иностранного языка, - сверзадача и максицель.

Память человека является одной из психических функций, при этом она -важнейший вид умственной деятельности. Без развитой памяти сложно (или просто невозможно) сохранять, накапливать и воспроизводить ранее полученную информацию. Память, по большому счету, - это уникальная способность индивида, состоящая из нескольких элементов (табл. 3).

Некоторые ученые-практики (например, М.В. Садченко) предлагают создание таких стратегий обучения иностранному языку, где грамотно интегрировано «множество иерархически организованных метакогнитивных и когнитивных приемов, составляющих способ, обеспечивающий активизацию, накопление, совершенствование, автоматизацию языковых знаний и их актуализацию в разных видах речи на иностранном языке». Данный автор подробно описывает СОИЯ -стратегию овладения иностранным языком и отмечает, что она отличается от общих стратегий учения. Ее актуальность обусловлена тем, что она учитывает особенности методики и выполняет функции формирования промежуточного языка.

Помимо этого, СОИЯ помогает быстро накопить, совершенствовать и обнаруживать взаимосвязи языковых и экстралингвистических знаний [7, с. 11-12]. Данные конструкты лежат в основе когнитивной составляющей учебного процесса вообще и профессионального образования в частности. Студенты должны стремиться к такому уровню компетенций, который сопоставим с уровнем носителя языка или приближен к нему (в английском - native like speaker).

Определив основные понятия, связанные с развитием интеллектуальных способностей при обучении языку специальности в неязыковом вузе, можно разработать ряд педагогических условий, выполнение которых будет способствовать активизации рассматриваемых в статье процессов. Во-первых, педагогу, преподающему дисциплину «Иностранный язык в профессиональной сфере», необходимо грамотно подходить к формированию групп по уровню владения студентами изучаемого языка для создания комфортной атмосферы в коллективе, без элементов соревновательности и излишнего стресса. Создание банка учебных заданий для каждого уровня (от А1 до С2 по шкале Европы [8]) с включением профессионально ориентированной лексики может способствовать развитию когнитивных способностей каждого студента. Во-вторых, необходимо активизировать через систему специальных упражнений кратковременную и долговременную память обучаемых. В-третьих, научить студентов осознанному обучению (делаю здесь и сейчас, понимаю, для чего мне это нужно), а также включать своего «внутреннего контролера», который развивал бы вербальную гибкость и восприятие. В-четвертых, поощрять креативность студентов, предлагая творческие задания, вовлекая их в создание учебных продуктов («Альманах лучших кроссвордов»,

Таблица 3

Конструкты памяти, используемые в ходе иноязычной подготовки

Элемент Описание Задачи, стоящие перед педагогом в ходе иноязычной подготовки

Запоминание процесс памяти, связанный с восприятием новых данных, запись полученной информации в общую систему мышления, создание ассоциативных связей создание смысловых связей - результат работы мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала, следовательно, задания, предлагаемые студентам, должны быть значимы для них, иметь логические связи, легко интегрироваться в общую систему знаний об иностранном языке; эти смысловые связи следует использовать и развивать как иноязычные компетенции в ходе практической работы

Хранение процесс системного (!) накапливания данных в разных долях головного мозга; основные конструкты - переработка и усвоение полученной информации обучение ИЯ напрямую связано с хранением информации в памяти обучаемого, с его способностью хранить изученный материал; от этих способностей зависят мышление и речь, следовательно, задания требуют регулярного повторения пройденного материала и его систематического воспроизведения

Воспроизведение процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации делать больший упор на развитие непроизвольного воспроизведения, достигая автоматизации речевых функций на иностранном языке через коллективные формы работы (в парах, мини-группах) и задания проблемного характера (дискуссии, мозговой штурм, гей-мифицированные техники повторения пройденного материала)

Забывание потеря возможности воспроизводить выученную информацию использовать превентивные меры для снижения частичного забывания (воспроизведение неполностью или с искажением) и полного забывания (невозможность воспроизведения и узнавания ранее изученного материала) через использование электронных тестов для самостоятельной работы студентов в удобное время

«Дайджест эссе» и т.д.) и в кружковую деятельность. Творчество при этом играет не только мотивирующую роль, но и является инструментом создания креативных учебных продуктов [3].

Одной из главных проблем изучения студентами иностранного языка в неязыковом вузе является проблема сохранения приобретенных и наращивания потенциальных иноязычных компетенций. Образовательные стандарты требуют от выпускников бакалавриата владение хотя бы одним иностранным языком. Как показывает практика, развитие и актуализация иноязычных коммуникативных способностей студентов зачастую происходит в период внеаудиторных занятий и зависит от активности самого студента. Это доказывает постулат, что обучение иностранному языку невозможно без развития индивида на основе его когнитивной деятельности. Обучение на любом уровне (от школьного до поствузовского) решает задачи развития учащегося, следовательно, на основе развивающего

Библиографический список

подхода возможно достижение высокой степени самостоятельности и активности субъекта образовательного процесса. Как достичь этого уровня? Возможно, за счет учета специфики организационно-методических условий, которые согласуются с поставленными целями. В этом случае есть необходимость в создании интегративно-развивающей образовательной среды учебного заведения.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей развития у студентов интеллектуальных способностей в ходе их профессионально ориентированной подготовки на иностранном языке. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о конструктах памяти, которые можно и должно использовать при обучении иностранному языку. Практическую значимость можно определить перечнем заданий, которые будут востребованы как в ходе иноязычной подготовки студентов, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Акимова И.И. Лингводидактика. Методика или когнитивистика? Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018; № 3: 78 - 87.

2. Актуальные вопросы вариантологии, коммуникативистики и когнитивистики: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2020.

3. Ерофеева Л.А. Учебное творчество как необходимая составляющая обучения иностранному языку. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017; Т. 3, № 2: 239 - 247.

4. Звягинцева Е.П., Мухортова Е.А. Определение и развитие профессиональных и надпрофессиональных навыков в процессе подготовки бакалавров-экономистов. Профессиональное образование. Столица. 2017; № 9: 32 - 35.

5. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва, 1996.

6. Радбиль Т.Б. Когнитивистика. Нижний Новгород, 2018.

7. Садченко М.В. Психологические стратегии овладения иностранным языком в учебной деятельности студентов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2004: 11 - 12.

8. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment (CEFR). Available at: http://www.twirpx.com/file/218387/

9. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions. J Exp Psychol Gen. 1992; № 121 (1): 15 - 23.

References

1. Akimova I.I. Lingvodidaktika. Metodika ili kognitivistika? VestnikHabarovskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomikiiprava. 2018; № 3: 78 - 87.

2. Aktual'nye voprosy variantologii, kommunikativistiki i kognitivistiki: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2020.

3. Erofeeva L.A. Uchebnoe tvorchestvo kak neobhodimaya sostavlyayuschaya obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2017; T. 3, № 2: 239 - 247.

4. Zvyaginceva E.P., Muhortova E.A. Opredelenie i razvitie professional'nyh i nadprofessional'nyh navykov v processe podgotovki bakalavrov-'ekonomistov. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2017; № 9: 32 - 35.

5. Kubryakova E.S. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moskva, 1996.

6. Radbil' T.B. Kognitivistika. Nizhnij Novgorod, 2018.

7. Sadchenko M.V. Psihologicheskie strategii ovladeniya inostrannym yazykom v uchebnoj deyatel'nosti studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2004: 11 - 12.

8. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment (CEFR). Available at: http://www.twirpx.com/file/218387/

9. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions. J Exp Psychol Gen. 1992; № 121 (1): 15 - 23.

Статья поступила в редакцию 29.01.22

УДК 378.147

Magomedov M.P., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, People's Artist of RD (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru Saidova A.S., researcher, Art History Department, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru

DECORATIVE AND APPLIED ART AS A MEANS OF FORMING STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY. The article discusses a concept of "creative activity", defines essential content of this concept. The creative activity of a person is determined by the properties of such a person, which are manifested in his activity, as innova-tiveness, originality of ideas, creativity. These are personality traits by which a person is capable of modernizing anything in the world. The author substantiates the need for attention to work in creative activity, which finds its realization in every sphere of human life, ensuring the finding of qualitatively new solutions to tasks that constantly arise before society. The criteria for assessing levels of development of creative activity of students are determined. The characteristic of each of the presented criteria is given. The degrees of development of both creative abilities and creative activity of students are characterized as low, medium and high. The authors conclude that one of the main pedagogical conditions for the development of creative abilities and creative activity of students is a creative attitude to professional activity, which ensures the involvement of the student in the search for scientific, artistic, art history, ethnographic material. Key words: creative activity, students, decorative and applied art.

М.П. Магомедов, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, Народный художник РД, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

А.С. Саидоеа, науч. сотр. отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается понятие «творческая активность», определяется сущностное содержание понятия. Творческая активность личности обусловлена такими свойствами личности, которые проявляются в ее деятельности, как инновационность, оригинальность идеи, созидательность. При помощи данных свойств личности человек способен к модернизации чего-либо в мире. Авторами обоснована необходимость внимания на активности в творческой деятельности, что находит свою реализацию в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивая нахождение качественно новых решений постоянно возникающих перед социумом задач. Определены критерии оценки уровней развития творческой активности студентов. Дана характеристика каждого из представленного критерия. Охарактеризованы степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов: низкая, средняя и высокая. Авторы делают вывод о том, что одним из главных педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности студентов является творческое отношение к профессиональной деятельности, которое обеспечивает включенность студента в поиск научного, художественного, искусствоведческого, этнографического материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: творческая активность, студенты, декоративно-прикладное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.