Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ'

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное образование / культурное развитие / толерантные отношения / гражданское общество / толерантность / мигранты / multicultural education / cultural development / tolerant relations / civil society / tolerance / migrants

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Ерина, О.М. Коробкова, З.А. Саидов

В статье представлен теоретический анализ толкование понятий «толерантность» и «поликультурное образование» в отечественной научной литературе. Выделены проблемы, порожденные миграцией людей различных культур, основная из которых – воспитание толерантности среди молодёжи. Определены положительные и отрицательные стороны толерантности. В ретроспективном анализе рассмотрена общественная толерантность, педагогическая толерантность, ее функции и компоненты. Акцентировано воспитание у молодых людей толерантности и ее значение в их становлении как личности. Авторы делают вывод о том, что толерантность наиболее полно выражается через идеи гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, педагогика ненасилия. Авторами также предпринята попытка изучить термин и содержание дефиниции «поликультурное образование», под которым понимается система обучения и воспитания, учитывающая культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.А. Ерина, О.М. Коробкова, З.А. Саидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION AS THE BASIS OF TOLERANT RELATIONS IN SOCIETY

The article presents a theoretical analysis of interpretation of concepts “tolerance” and “multicultural education” in the Russian scientific literature. Problems generated by the migration of people of different cultures are highlighted, revealing the main problem – education of tolerance among young people. The positive and negative sides of tolerance are determined. In a retrospective analysis, social tolerance, pedagogical tolerance, its functions and components are considered. The education of tolerance among young people and its significance of their formation as a person is emphasized. The authors conclude that tolerance is most fully expressed through the ideas of humanistic pedagogy, pedagogy of cooperation, pedagogy of non-violence. The authors also attempt to study the term and content of the definition of “multicultural education”, which is understood as a system of education and upbringing, taking into account the cultural, ethnic and religious specifics of students, develops their tolerance, respect for representatives of another linguistic and cultural community.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ»

УДК 373.159.9

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru

Korobkova O.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: Olga-korobkova@mail.ru

Saidov Z.A, Doctor of Sciences (Law), Professor, Rector, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), Е-mail: z.saidov@chesu.ru

MULTICULTURAL EDUCATION AS THE BASIS OF TOLERANT RELATIONS IN SOCIETY. The article presents a theoretical analysis of interpretation of concepts "tolerance" and "multicultural education" in the Russian scientific literature. Problems generated by the migration of people of different cultures are highlighted, revealing the main problem - education of tolerance among young people. The positive and negative sides of tolerance are determined. In a retrospective analysis, social tolerance, pedagogical tolerance, its functions and components are considered. The education of tolerance among young people and its significance of their formation as a person is emphasized. The authors conclude that tolerance is most fully expressed through the ideas of humanistic pedagogy, pedagogy of cooperation, pedagogy of non-violence. The authors also attempt to study the term and content of the definition of "multicultural education", which is understood as a system of education and upbringing, taking into account the cultural, ethnic and religious specifics of students, develops their tolerance, respect for representatives of another linguistic and cultural community.

Key words: multicultural education, cultural development, tolerant relations, civil society, tolerance, migrants.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru

О.М. Коробкоеа, канд. психол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: Olga-korobkova@mail.ru

З.А. Саидое, д-р юрид. наук, проф., ректор Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Е-mail: z.saidov@chesu.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

В статье представлен теоретический анализ толкование понятий «толерантность» и «поликультурное образование» в отечественной научной литературе. Выделены проблемы, порожденные миграцией людей различных культур, основная из которых - воспитание толерантности среди молодёжи. Определены положительные и отрицательные стороны толерантности. В ретроспективном анализе рассмотрена общественная толерантность, педагогическая толерантность, ее функции и компоненты. Акцентировано воспитание у молодых людей толерантности и ее значение в их становлении как личности. Авторы делают вывод о том, что толерантность наиболее полно выражается через идеи гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, педагогика ненасилия. Авторами также предпринята попытка изучить термин и содержание дефиниции «поликультурное образование», под которым понимается система обучения и воспитания, учитывающая культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности.

Ключевые слова: поликультурное образование, культурное развитие, толерантные отношения, гражданское общество, толерантность, мигранты.

Поликультурное образование как основа толерантных отношений в современном обществе вышла на первый план в мире в связи с проблемами, вызванными миграцией населения из «горячих точек» и малообеспеченных регионов страны в регионы с более благополучной экономикой и политической ситуацией. Однако проблема миграции не заканчивается на решении гуманитарных и экономических вопросов, а переходит в социальную сферу. Если раньше мигранты (особенно в англоязычных странах), вели себя максимально тихо, стараясь не сталкиваться с правоохранительными органами, то в последние десятилетия они громко заявляют о том, что принявшие их страны должны обеспечить им существование, материальное состояние и в целом пребывание в стране. Такие требования выливаются в массовые протесты, погромы, грабежи, что, в свою очередь, формирует у коренных жителей резко негативное отношение к мигрантам и представителям других культур. В связи с этим формирование положительного отношения к представителям других народов и культурных традиций должно занять приоритетное направление как в школе, так и в вузе, поскольку преподаватель является связующим звеном между обучающими и их семьями, обществом.

В России также присутствует проблема формирования толерантного отношения к мигрантам или выходцев из иных регионов России (особенно из южного региона, ЛНР и ДНР, Чеченской республики). Необходимость формирования толерантного отношения к окружающим в системе образования отражена в нормативных документах.

Таким образом, можно утверждать, что в силу многонациональности Крыма, его привлекательности в экономическом и климатическом плане он всегда будет поликультурным. В то же время любой человек всегда имеет возможность уехать в другую страну, соответственно, столкнуться там с поликультурным обществом. В силу этого можем считать, что воспитание толерантности среди молодёжи должно выйти на первый план [1-18].

Поликультурное образование как неотъемлемая часть образования представлена в работах Г Абибулаевой, А.П Абсалямовой, Т.Б. Менской, Л.И. Редьки-ной [1; 2; 13; 18]. Поликультурное образование раскрыто в трудах А. Байбакова, М. Дробижевой, Е.Ю. Клепцовой, В.С. Кукушкиной [4; 7; 8; 12] как формирование полноценной личности через развитие толерантности. Воспитание толерантности у обучающихся высших образовательных учреждений и учителей стало предметом исследований А.В. Коржуевой, Н.Ю. Кудзиевой, Ф.Ш. Мухаметзяновой [9; 11; 14].

Анализ существующих отношений между народами позволяет, к сожалению, сегодня констатировать, что эти отношения чаще всего выстраиваются через демонстрацию господства и подчинение одних народов над другими. В связи с этим необходим переход к новым социальным отношениям. В XX и XXI веках мы наблюдаем многочисленные межгосударственные конфликты, которые, в свою очередь, затрагивают и народы.

Именно общественная толерантность конструирует ценности и нормы отношений в человеческих общностях, эта та толерантность, где личность куль-

тивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество с другими людьми. Глобальные изменения современного мира являются одним из факторов осложнения межнациональных отношений. В обществе назрела ситуация, когда наравне с определением национальной и социальной самоидентичности необходимо формировать толерантное отношение к представителям различных культур.

Существуют различные подходы к толкованию понятия «толерантность». Е.Ю. Клепцова, ГУ Солдатова считают, что это категория отношений. А.Г Асмолов, О.Л. Грива, А.Е. Наумова рассматривают как толерантное сознание. Н.Ю. Кудзиева, О.Н. Попова - как познавательную стратегию [3; 6; 8; 11; 15].

В.А. Тишков считает, что толерантность - это основа свободы, уважения к правам людей, терпимость, ненасилие, культура компромисса, диалог [20, с. 102].

Эта точка зрения подтверждается авторитетом таких философов, как Карл Поппер. Он считал, что главнейшим принципом толерантности выступает терпимость ко всем и нетерпимость к тем, кто говорит о нетерпимости. Речь шла о том, что индивид должен уважать моральный выбор других, если он, в свою очередь, не противоречит его правам и свободам. У Н.Ю. Кудзиевой находим: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [11, с. 64]. Иную смысловую нагрузку имеет определение толерантности У.Е. Белинской, которая «говорит об установке либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; рассматривает толерантность как «способность выносить стресс без серьезного вреда» [5, с. 61].

Интересно то, что толерантность может рассматриваться не только как положительная черта, но и как отрицательная, однако отрицательная часть данного понятия направлена, скорее, против самого индивидуума, поскольку в этом плане она трактуется как воздержание, неестественное сдерживание себя против своей воли, что может в дальнейшем повлиять на психику и, как следствие, способствовать возникновению болезни, природа которой будет лежать в психосоматике. Что касается педагогической толерантности, то понимается она как профессиональное качество педагога, характеризующееся высоким нравственным потенциалом, пониманием уникальных особенностей обучающихся, своего рода эмпатия, позволяющая организовать бесконфликтное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая толерантность участвует в образовании гуманитарной культуры учителя как совокупности личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Рассматривая и изучая «педагогическую толерантность», можно утверждать, что свои функции она реализует через функции педагогики, а именно:

- использование информационной функции, происходит фиксация в сознании субъекта информации об основных фактах, понятиях, раскрывающих сущность педагогической толерантности как качества личности;

- использование смысловой функции, у субъекта происходит осознание и принятие педагогической толерантности как качества личности;

- функцию понимания, которая реализуется через восприятие и взаимное понимание различных намерений, установок, переживаний, состояний другого субъекта;

- эмотивную функцию, помогающую определять эмоциональное состояние субъекта, а также происходящие изменения собственных переживаний и различных состояний;

- регулятивную функцию, способствующую регулированию собственных личных действий с опорой на толерантность.

И.В. Крутовая [10] в изучении педагогической толерантности выделяет следующие компоненты:

- первый - когнитивный, по ее мнению, подразумевающий фиксацию в сознании человека результата овладения знанием о толерантности;

- второй - эмоционально-оценочный, который она связывает с особенностями эмоционального восприятия знаний о толерантности;

- третий - личностно-смысловой поиск, осознание и принятие личностного смысла социально значимой ценности «толерантность»;

- четвертый - деятельностный, отражающий регуляцию субъектом собственного действия.

Если обратиться к трудам классиков, то увидим, что Дж. Локк в книге «Послание о толерантности» обозначил, что толерантность выражается в отношении человека к религии, при этом в отношении воспитания детей он пропагандировал спокойствие и уважение в противовес строгим мерам и авторитаризму, демонстрируемым в его эпоху и воспринимавшимся как нечто естественное.

В отечественной педагогике вопрос толерантности раскрыт в трудах Л. Толстого, Н. Рериха, провозглашавших милосердие, смирение и сострадание.

Что касается В. Сухомлинского, он также посвятил свою педагогику теории гуманизма, в основе которой лежит любовь к людям, семье, Родине. Воспитание толерантности сопоставимо с гуманизмом.

Теоретическое и практическое наследие В. Сухомлинского является основой новой концепции воспитания, образования и формирования личности, которая базируется не на принципах авторитарной педагогики, а на общечеловеческих нравственных ценностях, на что сегодня и необходимо ориентироваться. Сегодня образование должно играть главнейшую роль в культурном развитии человечества как инструмент, с помощью которого могут найти свое решение различные социально-политические, межнациональные, межкультурные, экономические и др. проблемы, возникающие во всех странах, государствах, в частности и в России. Современное общество существует и развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности. В среде молодых людей чаще встречаются негативные проявления к инакомыслящим. Им свойственна высокая степень неприязни к людям другой культуры, языка, цвету кожи и т.д.

В поликультурном обществе эти настроения ощущаются острее, что в конечном итоге может вызвать раскол в обществе (яркий пример - появление всенародного движения Black lives Matter в США («Черные жизни имеют значение»). Именно из-за того, что нет уважения к иным группам населения, а также из-за вознесения своих интересов превыше всего, возникает конфликт между представителями различных культур и наук. Поэтому система подготовки учителя должна

Библиографический список

обращать внимание не только на его профессиональные компетенции, но и на общие и общекультурные компетенции.

Итак, педагогическая толерантность является интегрированным явлением, включающим когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты и проявляется в различных формах, таких как:

- терпимость в виде неучастия, равнодушия;

- покорность во имя сохранения мира и соответствия социально одобряемым образцам;

- позиция снисходительного отношения к различиям;

- этическая ориентация на признание и уважение прав другого;

- открытость в отношении других, любопытство, интерес к различиям, их одобрение и восприятие как ресурс развития личности и общества.

С научной точки зрения толерантность наиболее полно выражается через идеи гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, педагогика ненасилия.

В связи с вышесказанным отметим, что в последние десятилетия появился термин «поликультурное образование».

Поликультурное образование - это «система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокуль-турной общности» («Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)». Э.П Азимов, А.Н. Щукин. Москва: Издательство ИКАР 2009).

Данное понятие подразумевает подготовку будущего педагога к работе в поликультурном обществе. В понятие «подготовка» входит не только сообщение знаний о культуре региона, его населения и особенностях быта, но и психологическая готовность к работе в таком регионе, знание терминологии и принципов жизни и труда в поликультурном регионе, а также технологическая готовность к осуществлению педагогической деятельности. Поскольку в нашем теоретическом исследовании речь идет о подготовке к поликультурному образованию в условиях Республики Крым, сделаем акцент на том, что обучающиеся должны не только овладеть знаниями об особенностях поликультурного региона, но и как можно активнее использовать потенциал молодых людей в решении вопросов поликультурного образования. В самых общих чертах понимание «поликультурное образование», с точки зрения педагогики и психологии, предполагает беспристрастность в оценках людей и событий.

Научная новизна статьи определяется выявлением положительных и отрицательных сторон понятия «толерантность», раскрытием содержания термина «поликультурное образование». В работе представлен анализ термина «толерантность» с точки зрения различных ученых. Теоретическая значимость статьи видится в расширении знаний о возможностях использования образования в формировании толерантности у обучающихся, служащей главным условием сохранения накопленного потенциала традиций, моделей поведения и являющейся действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека. Кроме того, педагогическая толерантность участвует в развитии гуманитарной культуры учителя как совокупности личностных и профессиональных качеств, а также жизненных ценностей, ориентаций и умений. Практическая значимость заключается в том, что содержание представленного теоретического материала может быть использовано в практической деятельности педагога по формированию у обучающихся такого важного качества, как толерантность, в процессе взаимодействия в поликультурном пространстве.

1. Абибуллаева ГО. Поликультурное образование как условие гармонизации межнациональных отношений. Образовательные учреждения Крыма и проблема межэтнических отношений. Available at: http://www.ciet.org.ua/rus/_database/publications/interethnos.htm.

2. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. Уфа, 1997: 23 - 27.

3. Асмолов А.Г Толерантность: от утопии - к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва, 2000.

4. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2003.

5. Белинская Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности Век толерантности: научно-публицистический вестник. 2003; Выпуск 5: 61 - 72.

6. Грива О.Л. Оценка эффективности формирования толерантности у детей и молодежи в поликультурном пространстве. Социальная педагогика. 2005; № 3: 8 - 25.

7. Дробижева Л.М. Социология межэтнической толерантности. Москва, 2003.

8. К^епцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Москва, 2004.

9. Коржуев А.В., Кудзиева Н.Ю., Попков В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза. Педагогика. 2003; № 5: 44 - 49.

10. Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2002.

11. Кудзиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

12. Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме: пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2001.

13. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы. Общество и образование в современном мире. Москва, 1993; Выпуск 2.

14. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 1995.

15. Наумова А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов. Available at: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/12_5/

16. Попова О.Н. Формирование у школьников культуры межнационального общения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

17. Редькина Л.И. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт. Проблеми сучасноÍпедагогично!осв/ти. Педагогика i психо логя. 2013; Випуск 39 (2): 158 - 161. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/pspo_2013_39%282%29__32

18. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. Москва, 2000.

References

1. Abibullaeva G.O. Polikul'turnoe obrazovanie kak uslovie garmonizacii mezhnacional'nyh otnoshenij. Obrazovatel'nye uchrezhdeniya Kryma i problema mezh'etnicheskih otnoshenij. Available at: http://www.ciet.org.ua/rus/_database/publications/interethnos.htm.

2. Absalyamova A.G., Gorbachevs Yu.S. 'Etika mezhnacional'nogo obscheniya detej v polikul'turnoj gruppe. Ufa, 1997: 23 - 27.

3. Asmolov A.G. Tolerantnost': ot utopii - k real'nosti. Na putiktolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000.

4. Bajbakov A.M. Vospitanie tolerantnosti u starshego podrostka v usloviyah vzaimodejstviya malyh grupp. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2003.

5. Belinskaya E.P. Sistema cennostej lichnosti v perspektive tolerantnosti Vektolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik. 2003; Vypusk 5: 61 - 72.

6. Griva O.L. Ocenka 'effektivnosti formirovaniya tolerantnosti u detej i molodezhi v polikul'turnom prostranstve. Social'naya pedagogika. 2005; № 3: 8 - 25.

7. Drobizheva L.M. Sociologiya mezh'etnicheskoj tolerantnosti. Moskva, 2003.

8. Klepcova E.Yu. Psihologiya ipedagogika tolerantnosti. Moskva, 2004.

9. Korzhuev A.V., Kudzieva N.Yu., Popkov V.A. Tolerantnost' v kontekste pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vuza. Pedagogika. 2003; № 5: 44 - 49.

10. Krutova I.V. Formirovanie u starsheklassnikov otnosheniya k tolerantnosti kak social'no znachimoj cennosti v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.

11. Kudzieva N.Yu. Formirovanie tolerantnostiu sub'ekiov vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

12. Kukushin V.S. Vospitanie tolerantnosti lichnosti v polikulturnom sociume: posobie dlya uchitelya. Rostov-na-Donu, 2001.

13. Menskaya T.B. Polikul'turnoe obrazovanie: Programmy i metody. Obschestvo iobrazovanie v sovremennom mire. Moskva, 1993; Vypusk 2.

14. Muhametzyanova F.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya psihologicheskoj kul'tury uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1995.

15. Naumova A.E. Individualizaciya professional'no-pedagogicheskojpodgotovkistudentov. Available at: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/12_5/

16. Popova O.N. Formirovanie u shkol'nikov kul'tury mezhnacional'nogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

17. Red'kina L.I. Polikul'turnoe vospitanie. Vospitatel'nye sistemy: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt. Problemi suchasno'ipedagogichnoi osviti. Pedagogika i psihologiya. 2013; Vipusk 39 (2): 158 - 161. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/pspo_2013_39%282%29__32

18. Soldatova G.U., Shajgerova L.A., Sharova O.D. Zhit' v mire s soboj i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 28.01.22

УДК 378.046.2

Mukhortova Е.А., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: EMuhortova@fa.ru

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES WHEN LEARNING LANGUAGE SPECIALTIES IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article examines such attributes of students' intellectual abilities as memory, thinking, verbal flexibility and perception, creativity, emotional and social intelligence, which are a subject for research in cognitive science. The necessity of using strategies for mastering a foreign language by teachers of the discipline "Foreign language for professional purposes" is proved. A number of pedagogical conditions have been proposed, the fulfillment of which will contribute to the activation of the processes considered in the article. It is concluded that creating a special integrative-developing pedagogical environment in the university for the successful implementation of the tasks in the field of foreign language training is a must. Students should strive for a level of competence that is comparable to or close to the level of a native speaker (native like speaker).

Key words: intellectual abilities, cognitive, foreign language, professionally oriented education, university, students, memory.

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются такие атрибуты интеллектуальных способностей студентов, как память, мышление, вербальная гибкость и восприятие, креативность, эмоциональный и социальный интеллект, которые составляют предмет для исследований в когнитивистике, педагогике и психологии. Доказывается необходимость использования стратегий овладения иностранным языком педагогами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей». Предложен ряд педагогических условий, выполнение которых будет способствовать активизации рассматриваемых в статье процессов. Делается вывод о том, что необходимо создавать особую интегративно-развивающую педагогическую среду в вузе для успешной реализации поставленных задач в области иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Студенты должны стремиться к такому уровню компетенций, который сопоставим с уровнем носителя языка или приближен к нему (в английском - native like speaker).

Ключевые слова: интеллектуальные способности, когнитивный, иностранный язык, профессионально ориентированное обучение, вуз, студенты, память.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность темы, которая поднимается в статье, обусловлена тем, что без развитых интеллектуальных способностей обучение студентов вуза иностранному языку для специальных целей (профессиональной направленности, например) сопряжено с дополнительными трудностями. Преодоление этих барьеров можно осуществлять через разнообразные приемы и технологии, которые широко используются в психологии и методике преподавания иностранного языка.

Цели и задачи данной статьи - определить составляющие интеллекта индивида, наиболее востребованных видов памяти и внимания, предложить продуктивные тактики в ходе иноязычной подготовки студентов бакалавриата вуза (на примере изучения экономических специальностей).

Основные методы исследования при работе над статьей включали в себя анализ научной и психолого-педагогической литературы, беседы с экспертами в области методики преподавания иностранного языка, анализ данных, полученных в фокус-группе студентов бакалавриата Финансового университета при Правительстве РФ, изучающих дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере»

Обучение любой дисциплине невозможно представить без развития интеллектуальных способностей обучаемых. Само понятие «интеллект» происходит от латинского МеНес^ - ум, понимание, познание [5] и представляет систему всех познавательных (когнитивных) способностей индивида, в которую входят ощущения, все виды восприятия, память, представления человека, его мышление и воображение. Изучение иностранного языка сопряжено с активизацией всех

видов интеллекта: чем более полно педагог включает их в планирование занятий и использует во время учебного взаимодействия, тем лучших результатов можно ожидать от студентов. Данная корреляция особенно необходима в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов, которые, обучаясь в вузе, должны приобретать не только профессиональные навыки (т.н. hard skills), но и «гибкие», надпрофессиональные (от англ. soft skills), в которые входят иноязычные компетенции, востребованные при решении производственных задач с иностранными партнерами [4, c. 32-35]. В этой связи развитие основных составляющих интеллекта обучаемого на занятиях по иностранному языку не только возможно, но и крайне необходимо, чтобы его успешность в будущем базировалась на универсальных конструктах, которые представлены в табл. 1. Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 6] и опрос педагогов-практиков показал, что данные конструкты являются самыми востребованными в ходе иноязычной подготовки.

Все виды учебной, коммуникативной и познавательной деятельности, представленные в данной таблице, безусловно, важны, но особое внимание практикующие педагоги обращают на свойства памяти обучаемого, его способность переводить информацию из кратковременной в долговременную память. Ставя цели и определяя задачи практического занятия, педагогу очень важно учитывать, какие виды памяти студента нужно задействовать (рис. 1), чтобы наиболее эффективно ввести новый лексический и грамматический материал, инвертировать его в ранее полученные знания, закрепить через такие формы заданий, которые способствовали бы активному включению новых знаний в процесс коммуникации на иностранном языке.

1B0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.