Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая активность / студенты / декоративно-прикладное искусство / creative activity / students / decorative and applied art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.П. Магомедов, А.С. Саидова

В статье рассматривается понятие «творческая активность», определяется сущностное содержание понятия. Творческая активность личности обусловлена такими свойствами личности, которые проявляются в ее деятельности, как инновационность, оригинальность идеи, созидательность. При помощи данных свойств личности человек способен к модернизации чего-либо в мире. Авторами обоснована необходимость внимания на активности в творческой деятельности, что находит свою реализацию в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивая нахождение качественно новых решений постоянно возникающих перед социумом задач. Определены критерии оценки уровней развития творческой активности студентов. Дана характеристика каждого из представленного критерия. Охарактеризованы степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов: низкая, средняя и высокая. Авторы делают вывод о том, что одним из главных педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности студентов является творческое отношение к профессиональной деятельности, которое обеспечивает включенность студента в поиск научного, художественного, искусствоведческого, этнографического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.П. Магомедов, А.С. Саидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE AND APPLIED ART AS A MEANS OF FORMING STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY

The article discusses a concept of “creative activity”, defines essential content of this concept. The creative activity of a person is determined by the properties of such a person, which are manifested in his activity, as innovativeness, originality of ideas, creativity. These are personality traits by which a person is capable of modernizing anything in the world. The author substantiates the need for attention to work in creative activity, which finds its realization in every sphere of human life, ensuring the finding of qualitatively new solutions to tasks that constantly arise before society. The criteria for assessing levels of development of creative activity of students are determined. The characteristic of each of the presented criteria is given. The degrees of development of both creative abilities and creative activity of students are characterized as low, medium and high. The authors conclude that one of the main pedagogical conditions for the development of creative abilities and creative activity of students is a creative attitude to professional activity, which ensures the involvement of the student in the search for scientific, artistic, art history, ethnographic material.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

«Дайджест эссе» и т.д.) и в кружковую деятельность. Творчество при этом играет не только мотивирующую роль, но и является инструментом создания креативных учебных продуктов [3].

Одной из главных проблем изучения студентами иностранного языка в неязыковом вузе является проблема сохранения приобретенных и наращивания потенциальных иноязычных компетенций. Образовательные стандарты требуют от выпускников бакалавриата владение хотя бы одним иностранным языком. Как показывает практика, развитие и актуализация иноязычных коммуникативных способностей студентов зачастую происходит в период внеаудиторных занятий и зависит от активности самого студента. Это доказывает постулат, что обучение иностранному языку невозможно без развития индивида на основе его когнитивной деятельности. Обучение на любом уровне (от школьного до поствузовского) решает задачи развития учащегося, следовательно, на основе развивающего

Библиографический список

подхода возможно достижение высокой степени самостоятельности и активности субъекта образовательного процесса. Как достичь этого уровня? Возможно, за счет учета специфики организационно-методических условий, которые согласуются с поставленными целями. В этом случае есть необходимость в создании интегративно-развивающей образовательной среды учебного заведения.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей развития у студентов интеллектуальных способностей в ходе их профессионально ориентированной подготовки на иностранном языке. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о конструктах памяти, которые можно и должно использовать при обучении иностранному языку. Практическую значимость можно определить перечнем заданий, которые будут востребованы как в ходе иноязычной подготовки студентов, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Акимова И.И. Лингводидактика. Методика или когнитивистика? Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018; № 3: 78 - 87.

2. Актуальные вопросы вариантологии, коммуникативистики и когнитивистики: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2020.

3. Ерофеева Л.А. Учебное творчество как необходимая составляющая обучения иностранному языку Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017; Т. 3, № 2: 239 - 247.

4. Звягинцева Е.П., Мухортова Е.А. Определение и развитие профессиональных и надпрофессиональных навыков в процессе подготовки бакалавров-экономистов. Профессиональное образование. Столица. 2017; № 9: 32 - 35.

5. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва, 1996.

6. Радбиль Т.Б. Когнитивистика. Нижний Новгород, 2018.

7. Садченко М.В. Психологические стратегии овладения иностранным языком в учебной деятельности студентов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2004: 11 - 12.

8. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment (CEFR). Available at: http://www.twirpx.com/file/218387/

9. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions. J Exp Psychol Gen. 1992; № 121 (1): 15 - 23.

References

1. Akimova I.I. Lingvodidaktika. Metodika ili kognitivistika? VestnikHabarovskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomikiiprava. 2018; № 3: 78 - 87.

2. Aktual'nye voprosy variantologii, kommunikativistiki i kognitivistiki: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2020.

3. Erofeeva L.A. Uchebnoe tvorchestvo kak neobhodimaya sostavlyayuschaya obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2017; T. 3, № 2: 239 - 247.

4. Zvyaginceva E.P., Muhortova E.A. Opredelenie i razvitie professional'nyh i nadprofessional'nyh navykov v processe podgotovki bakalavrov-'ekonomistov. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2017; № 9: 32 - 35.

5. Kubryakova E.S. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moskva, 1996.

6. Radbil' T.B. Kognitivistika. Nizhnij Novgorod, 2018.

7. Sadchenko M.V. Psihologicheskie strategii ovladeniya inostrannym yazykom v uchebnoj deyatel'nosti studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2004: 11 - 12.

8. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment (CEFR). Available at: http://www.twirpx.com/file/218387/

9. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions. J Exp Psychol Gen. 1992; № 121 (1): 15 - 23.

Статья поступила в редакцию 29.01.22

УДК 378.147

Magomedov M.P., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, People's Artist of RD (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru Saidova A.S., researcher, Art History Department, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru

DECORATIVE AND APPLIED ART AS A MEANS OF FORMING STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY. The article discusses a concept of "creative activity", defines essential content of this concept. The creative activity of a person is determined by the properties of such a person, which are manifested in his activity, as innova-tiveness, originality of ideas, creativity. These are personality traits by which a person is capable of modernizing anything in the world. The author substantiates the need for attention to work in creative activity, which finds its realization in every sphere of human life, ensuring the finding of qualitatively new solutions to tasks that constantly arise before society. The criteria for assessing levels of development of creative activity of students are determined. The characteristic of each of the presented criteria is given. The degrees of development of both creative abilities and creative activity of students are characterized as low, medium and high. The authors conclude that one of the main pedagogical conditions for the development of creative abilities and creative activity of students is a creative attitude to professional activity, which ensures the involvement of the student in the search for scientific, artistic, art history, ethnographic material. Key words: creative activity, students, decorative and applied art.

М.П. Магомедов, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, Народный художник РД, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

А.С. Саидоеа, науч. сотр. отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается понятие «творческая активность», определяется сущностное содержание понятия. Творческая активность личности обусловлена такими свойствами личности, которые проявляются в ее деятельности, как инновационность, оригинальность идеи, созидательность. При помощи данных свойств личности человек способен к модернизации чего-либо в мире. Авторами обоснована необходимость внимания на активности в творческой деятельности, что находит свою реализацию в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивая нахождение качественно новых решений постоянно возникающих перед социумом задач. Определены критерии оценки уровней развития творческой активности студентов. Дана характеристика каждого из представленного критерия. Охарактеризованы степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов: низкая, средняя и высокая. Авторы делают вывод о том, что одним из главных педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности студентов является творческое отношение к профессиональной деятельности, которое обеспечивает включенность студента в поиск научного, художественного, искусствоведческого, этнографического материала.

Ключевые слова: творческая активность, студенты, декоративно-прикладное искусство.

Актуальность данной проблематики обусловлена базовыми ориентирами в вопросе совершенствования системы образования в России. Согласно таким документам, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016— 2020 гг», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», принципиально важным является формирование таких условий в образовательной среде, в которых будет наиболее полно проходить процесс развития творческих активности обучающихся. При этом особое внимание уделяется поиску инновационных механизмов для стимулирования личностного развития объектов образовательной среды.

Акцент внимания в наши дни в области современной педагогики несколько смещается в сторону раскрытия всего внутреннего потенциала личности, при этом применяется индивидуальный подход к каждому объекту образовательного процесса. Крайне важно вовремя начать формировать у личности чувство художественного вкуса, культуры, начать раскрывать творческий потенциал. С целью наиболее благоприятного формирования творческой активности у студентов требуется развить у них личное убеждение в необходимости узнавать новую информацию, овладевать профессиональными навыками, получая при этом практический опыт выполнения определенного рода профессиональной деятельности.

Одной из основных целей в современной педагогике является решение проблем в вопросах формирования творческой активности обучаемых.

Наиболее плодотворно процесс развития творческой активности происходит в специально созданных для работы условиях. Во всем своем многообразии творчество способствует процессу приобщения совершенно разных людей в плане возраста, социального статуса, уровня образования и т.д. к культуре. Опора в этом происходит на внутреннюю потребность каждой личности в деятельности прежде всего созидательного характера.

Остается актуальным в эпоху реформирования системы образования вопрос творческой активности студентов вузов. Современный социум диктует определенные условия, при которых будущему выпускнику нужно не только самостоятельно выбирать необходимый путь для решения имеющихся задач, но и максимально быстро, четко выполнять задуманное в повседневной жизни, тем самым реализуя свой творческий потенциал в любой области профессиональной деятельности.

Таким образом, решение обозначенной проблемы по формированию творческой активности студентов на занятиях декоративным искусством выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - выявление и характеристика критериев для оценки уровней развития художественно-творческих способностей и творческой активности учащихся института культуры и искусств.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «творческая активность», выделить сущностных характеристики данного педагогического феномена; определить критерии для оценки уровней развития художественно-творческих способностей и творческой активности студентов; охарактеризовать степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в вузе.

В этой связи пиковой точкой активности, к которой способна личность, является творчество. С целью постановки наиболее объективной оценки творческой активности нам необходимо разобрать ее психологическую составляющую. Данная составляющая характеризуется гибкостью мышления, креативной составляющей в вопросах, требующих нестандартных и быстрых решений. Главным побудительным мотивом в повышении уровня творческой активности студента является его внутренняя мотивация к работе, к готовности приобретать и осознавать новую информацию. В дополнение к вышеизложенному каждая область творческой деятельности студента имеет совершенно четкие, специфические признаки [1-6].

Опираясь на ранее изложенные суждения, мы считаем, что термины «активность» и «творчество» - это два взаимодействующих между собой и оказывающих взаимное влияние понятия. В разное время научные исследования, посвященные проблематике различных сторон творчества, провели Браже Т. Г, Гинецинский В.И., Глуховской Е.А., Каган М.С., Колесникова Е.В., Кравчук П.Ф., Мартынюк М.О., Овчинников В.Ф., Пономарева Я.А., Рындак В.Г, Тряпицина А.П., Яковлева Е.Л. и др.

Способствовали наиболее глубокому раскрытию гуманистической и образовательной функции декоративно-прикладной деятельности исследования русского народного творчества в трудах Бакушинского А.В., Воронова В.С., Лихачева Д.С., Некрасовой М.А. и др.

Трудиться над разработкой принципиально новых, инновационных идей под силу людям с развитым творческим, дивергентным мышлением, гениям. Только людям, обладающим данными качествами, представляется возможным создавать новые, революционные идеи. В совокупности с этим базовыми личностными качествами гения является оригинальность, а производимые труды должны служить массовым примером. Рациональная деятельность по своей сути может быть талантливой, истинное творчество принадлежит великим гениям, философам, художникам и т.д.

Большая часть исследователей, изучающих данный вопрос, разграничивают такие понятия, как «продукт творчества» и «творческий акт». В свою очередь, творческий акт тесно взаимодействует с созданием продукта, когда в первом случае идет процесс обнаружения творческого акта извне. Личность, которая занимается творческим процессом, стремится в первую очередь к выражению собственного внутреннего состояния.

Само творчество как определенная способность, которой обладает человек, и способность индивидуума к созидательной деятельности всегда высоко ценились в социуме. Наделенные такими способностями люди становятся генераторами инновационных идей в вопросах развития всего жизненного многообразия человеческой цивилизации. Помимо этого, творческие способности имеют и субъективную ценность. Наличие в собственном арсенале подобного дара дает возможность личности работать над созданием для себя и собственного окружения наиболее комфортных условий для существования. Человек становится способен к преобразованию окружающей действительности с целью приспосабливания его к собственным интересам, потребностям, запросам.

С целью наиболее точного определения термина «творческая активность» студентов нами были исследованы научные работы, в которых описаны проблемы формирования творческой активности.

Мы предполагаем, что для наиболее объективной и полной характеристики понятия «активность» нужно достаточно большое внимание уделить ее психологической составляющей.

Более подробно рассмотрим термин «творчество» и разберем его значение. Согласно имеющимся у нас научным источникам, мы можем обнаружить большое количество отличающихся друг от друга по своей сути и содержанию определений данного понятия. А.В. Петровский утверждал, что «творчество - это деятельность человека, которая порождает что-то новое, то, чего ранее никогда не существовало» [6, с. 211].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля творчество имеет следующее определение: свойство деятельности, такое как творение или созидание [4, с. 415]. Хотя исследовательская база в области творческой деятельности довольно велика, развитие такого плана активности у студентов до сих пор требует фундаментального исследования и проработки в соответствии с постоянно меняющимися социокультурными условиями развития общества и образования в целом.

В.Д. Максимова рассматривает «творческую активность как комплекс разных компонентов, составляющих деятельность ребенка, как своего рода коллекцию множества особенностей его личности. Конечно, это нельзя назвать ошибкой. Однако у этого подхода есть свои недостатки. Сам термин «творческая активность» дробится на мелкие составляющие и теряется его суть в целом» [5, с. 15].

Вся внутренняя конструкция творческого процесса строится на реорганизации существующего экзистенциального опыта и на формировании на этой основе новых комбинаций, что приводит к созиданию чего-либо инновационного, оригинального. С целью более глубоко понимания творческого процесса стоит обратиться к его этапам, предложенным Г Уолласом, который выделял «четыре фазы творческого процесса: подготовительная, созревание идеи, озарение, проверка» [3, с. 79].

Обратимся к наиболее выделяемым исследователями особенностям творческой личности: она должна быть способна к оценке ситуации в любой области жизнедеятельности, а также видеть возможности развития той или иной идеи; обладать определенной смелостью в выборе новых инструментов для решения поставленных задач, внутренней уверенностью в возможности реализации самых необычных, на первый взгляд, идей. Творческая личность должна быть довольно гибкой в вопросах, касающихся возможной трансформации собственных идей при наличии конструктивной критики; самобытность и самостоятельность.

Для понимания сущности творческой активности (креативности) необходимо знать ее основные этапы:

1. Подготовка. В данный этап входит формулирование проблемы и сбор необходимой информации, фактов. То есть процесс обнаружения какой-либо проблемы, недостаточной разработанности в вопросах решения задач, неисправности, упущения, которые требуют немедленной коррекции. Далее вопрос решения проблемы становится доминирующим и начинает занимать большую часть мыслительных процессов.

2. Генерация идей. Чем больше количество сгенерированных идей, тем выше качество планируемого результата мы можем ожидать. Сначала идеи могут быть не связаны между собой никакой логической цепочкой, работа ведется по принципу мозгового штурма.

3. Творческое созревание и момент озарения. Размышления о способах решения имеющейся проблемы и выдвижение идей не во всех случаях приводят к желаемому результату. В таких случаях требуется некоторое время, чтобы переключиться и отвлечься от задачи. Забывая о проблеме на некоторое время, мозг на бессознательном уровне продолжает её решать. Момент озарения может произойти в абсолютно любой момент.

4. Принятие итогового решения. Осуществление и контроль над процессом его реализации. На данном этапе придется выбирать и оценивать из тех идей, которые смогли осуществить реальная возможность.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что активность у личности всецело находится в зависимости от степени его внутренней мотивации. Для развития уровня творческой активности большое значение имеет именно мотиваци-онная составляющая. Активность творчества находит свою реализацию в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивая нахождение качественно новых решений и постоянно возникающих перед социумом задач.

Под творческой активностью мы понимаем такие свойства личности, которые проявляются в его деятельности: инновационность, оригинальность идеи, созидательность. При помощи данных свойств личности человек способен к модернизации чего-либо в мире.

Способность личности к креативной деятельности ценились в обществе во все времена. Люди, обладающие этими качествами, являются основной движущей силой развития цивилизации. Наличие креативности, способности к творческой деятельности имеет и субъективную ценность. Креативный человек через созидательные процессы создает в своем окружении наиболее комфортные условия для повседневной жизни. И здесь встает вопрос о развитии этих способностей. Человеческая цивилизация на протяжении многих лет занимается его решением.

Нами определены критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей и творческой активности студентов:

1. Когнитивно-эмоциональный - позволяет выявлять способность нестандартного мышления. Также он довольно ярко характеризует уровень вовлеченности в учебно-творческий процесс.

2. Личностно-креативный - демонстрирует способность к активизации имеющегося у студента творческого задатка, применение в своей деятельности критического взгляда на вещи, стремление действовать самостоятельно, разрабатывая и пытаясь применить индивидуальную стратегию работы.

3. Мотивационно-ценностный - дает возможность охарактеризовать внутреннюю потребность и стремление к участию в учебно-творческой деятельности средствами выполнения практического учебно-творческого задания. Данный критерий показывает степень осознания и признания ценности собственного творческого продукта.

4. Деятельностно-процессуальный - демонстрирует нам способность применения полученных навыков организации как индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности.

Библиографический список

5. Рефлексивный - показывает склонность к рефлексии, самоанализу, самосовершенствованию, объективной критике творческих достижений; определяет уровень развития внутренней позиции созидателя, художника.

Опираясь на вышеизложенный материал, мы можем охарактеризовать степень развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов.

1. Низкая степень. У студента возникают трудности с выполнением учебных заданий, с продуцированием оригинальных идей. Заметна явная инертная мысленная деятельность. Все вышеперечисленное сопровождается довольно затяжными отрицательными эмоциями.

2. Средняя степень. Студент с положительным исходом решает задачи по поиску различных вариантов достижения цели и продуцирование оригинальных замыслов. Также обучающийся не способен к наиболее удачному и правильному выбору решения задачи самостоятельным путем.

3. Высокая степень. Студенту довольно просто удается выполнять задания на поиск различных путей для достижения необходимого результата, обнаружение и самостоятельное обозначение проблем. Характерным является наличие постоянного интереса к поисковым типам задач. У данной личности регулярная адекватная самооценка.

Мы можем предположить, что одним из главных педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности студентов является творческое отношение к профессиональной деятельности, которое обеспечивает включенность студента в поиск научного, художественного, искусствоведческого, этнографического материала.

В связи с этим происходит формирование у студентов фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков. Также, воздействуя на личность, народное декоративно-прикладное искусство обогащает эмоционально-чувственную сферу, способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.

Научная новизна статьи определяется выявлением критериев для оценки уровней развития художественно-творческих способностей и творческой активности студентов. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о формах проявления творческой активности студентов. Практическая значимость заключается в характеристике степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов.

1. Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. Москва, 1986.

2. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2006.

3. Даглдиян К. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. Москва: Русский язык, 1982; Ч. 1.

5. Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. Санкт-Петербург: 1993.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва, 1982.

References

1. Bayankina Z.V. Poznavatel'nye igry v kollektive kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj akiivnosti podrostkov. Moskva, 1986.

2. Veselova L.G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskoj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe 'esteticheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petrozavodsk, 2006.

3. Dagldiyan K. Dekorativnaya kompoziciya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 ch. Moskva: Russkij yazyk, 1982; Ch. 1.

5. Maksimova V.D. Razvitie tvorcheskojaktivnosti uchaschihsya sel'skojshkoly. Sankt-Peterburg: 1993.

6. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 26.01.22

УДК 37.372

Dolganina V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Practical Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: dolganina.78@mail.ru

Shirvanyan A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru

EDUCATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG OLDER PRESCHOOLERS IN INTERACTION OF TEACHERS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY. The article discusses concepts of "value", "value orientations", defines the essential content of the concept. The author has determined that the value orientations of personality are the development of the value-semantic sphere of personality based on the universal principles of morality and humanism; acceptance and respect for the values of family and society; the development of ethical feelings as regulators of moral behavior; the formation of a sense of beauty and aesthetic feelings through familiarity with world and domestic culture, etc. The basic principles and forms of interaction between a preschool educational organization and a family are presented. The pedagogical conditions of upbringing of value orientations in older preschoolers in the interaction of teachers of a preschool educational organization and a family are revealed. The presented material allows to conclude about the relevance of the education of value orientations in older preschoolers.

Key words: value, value orientations, family, preschool educational organization, family, pedagogical conditions.

В.В. Долганина, канд. психол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: vera.dolganina@gmail.com

А.Э. Ширеанян, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: arevik-83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.