Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ'

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / ценностные ориентиры / семья / дошкольная образовательная организация / семья / педагогические условия / value / value orientations / family / preschool educational organization / family / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Долганина, А.Э. Ширванян

В статье рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентиры», определяется их сущностное содержание. Автором определено, что ценностными ориентирами личности выступают следующие: развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; принятие и уважение ценностей семьи и общества; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной культурой и т.д. Представлены основные принципы и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Раскрыты педагогические условия воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуальности воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Долганина, А.Э. Ширванян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG OLDER PRESCHOOLERS IN INTERACTION OF TEACHERS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY

The article discusses concepts of “value”, “value orientations”, defines the essential content of the concept. The author has determined that the value orientations of personality are the development of the value-semantic sphere of personality based on the universal principles of morality and humanism; acceptance and respect for the values of family and society; the development of ethical feelings as regulators of moral behavior; the formation of a sense of beauty and aesthetic feelings through familiarity with world and domestic culture, etc. The basic principles and forms of interaction between a preschool educational organization and a family are presented. The pedagogical conditions of upbringing of value orientations in older preschoolers in the interaction of teachers of a preschool educational organization and a family are revealed. The presented material allows to conclude about the relevance of the education of value orientations in older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Таким образом, можно сделать выводы о том, что активность у личности всецело находится в зависимости от степени его внутренней мотивации. Для развития уровня творческой активности большое значение имеет именно мотиваци-онная составляющая. Активность творчества находит свою реализацию в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивая нахождение качественно новых решений и постоянно возникающих перед социумом задач.

Под творческой активностью мы понимаем такие свойства личности, которые проявляются в его деятельности: инновационность, оригинальность идеи, созидательность. При помощи данных свойств личности человек способен к модернизации чего-либо в мире.

Способность личности к креативной деятельности ценились в обществе во все времена. Люди, обладающие этими качествами, являются основной движущей силой развития цивилизации. Наличие креативности, способности к творческой деятельности имеет и субъективную ценность. Креативный человек через созидательные процессы создает в своем окружении наиболее комфортные условия для повседневной жизни. И здесь встает вопрос о развитии этих способностей. Человеческая цивилизация на протяжении многих лет занимается его решением.

Нами определены критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей и творческой активности студентов:

1. Когнитивно-эмоциональный - позволяет выявлять способность нестандартного мышления. Также он довольно ярко характеризует уровень вовлеченности в учебно-творческий процесс.

2. Личностно-креативный - демонстрирует способность к активизации имеющегося у студента творческого задатка, применение в своей деятельности критического взгляда на вещи, стремление действовать самостоятельно, разрабатывая и пытаясь применить индивидуальную стратегию работы.

3. Мотивационно-ценностный - дает возможность охарактеризовать внутреннюю потребность и стремление к участию в учебно-творческой деятельности средствами выполнения практического учебно-творческого задания. Данный критерий показывает степень осознания и признания ценности собственного творческого продукта.

4. Деятельностно-процессуальный - демонстрирует нам способность применения полученных навыков организации как индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности.

Библиографический список

5. Рефлексивный - показывает склонность к рефлексии, самоанализу, самосовершенствованию, объективной критике творческих достижений; определяет уровень развития внутренней позиции созидателя, художника.

Опираясь на вышеизложенный материал, мы можем охарактеризовать степень развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов.

1. Низкая степень. У студента возникают трудности с выполнением учебных заданий, с продуцированием оригинальных идей. Заметна явная инертная мысленная деятельность. Все вышеперечисленное сопровождается довольно затяжными отрицательными эмоциями.

2. Средняя степень. Студент с положительным исходом решает задачи по поиску различных вариантов достижения цели и продуцирование оригинальных замыслов. Также обучающийся не способен к наиболее удачному и правильному выбору решения задачи самостоятельным путем.

3. Высокая степень. Студенту довольно просто удается выполнять задания на поиск различных путей для достижения необходимого результата, обнаружение и самостоятельное обозначение проблем. Характерным является наличие постоянного интереса к поисковым типам задач. У данной личности регулярная адекватная самооценка.

Мы можем предположить, что одним из главных педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности студентов является творческое отношение к профессиональной деятельности, которое обеспечивает включенность студента в поиск научного, художественного, искусствоведческого, этнографического материала.

В связи с этим происходит формирование у студентов фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков. Также, воздействуя на личность, народное декоративно-прикладное искусство обогащает эмоционально-чувственную сферу, способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.

Научная новизна статьи определяется выявлением критериев для оценки уровней развития художественно-творческих способностей и творческой активности студентов. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о формах проявления творческой активности студентов. Практическая значимость заключается в характеристике степени развития как творческих способностей, так и творческой активности студентов.

1. Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. Москва, 1986.

2. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2006.

3. Даглдиян К. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. Москва: Русский язык, 1982; Ч. 1.

5. Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. Санкт-Петербург: 1993.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва, 1982.

References

1. Bayankina Z.V. Poznavatel'nye igry v kollektive kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj akiivnosti podrostkov. Moskva, 1986.

2. Veselova L.G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskoj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe 'esteticheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petrozavodsk, 2006.

3. Dagldiyan K. Dekorativnaya kompoziciya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 ch. Moskva: Russkij yazyk, 1982; Ch. 1.

5. Maksimova V.D. Razvitie tvorcheskojaktivnosti uchaschihsya sel'skojshkoly. Sankt-Peterburg: 1993.

6. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 26.01.22

УДК 37.372

Dolganina V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Practical Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: dolganina.78@mail.ru

Shirvanyan A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru

EDUCATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG OLDER PRESCHOOLERS IN INTERACTION OF TEACHERS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A FAMILY. The article discusses concepts of "value", "value orientations", defines the essential content of the concept. The author has determined that the value orientations of personality are the development of the value-semantic sphere of personality based on the universal principles of morality and humanism; acceptance and respect for the values of family and society; the development of ethical feelings as regulators of moral behavior; the formation of a sense of beauty and aesthetic feelings through familiarity with world and domestic culture, etc. The basic principles and forms of interaction between a preschool educational organization and a family are presented. The pedagogical conditions of upbringing of value orientations in older preschoolers in the interaction of teachers of a preschool educational organization and a family are revealed. The presented material allows to conclude about the relevance of the education of value orientations in older preschoolers.

Key words: value, value orientations, family, preschool educational organization, family, pedagogical conditions.

В.В. Долганина, канд. психол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: vera.dolganina@gmail.com

А.Э. Ширванян, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: arevik-83@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

В статье рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентиры», определяется их сущностное содержание. Автором определено, что ценностными ориентирами личности выступают следующие: развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; принятие и уважение ценностей семьи и общества; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной культурой и т.д. Представлены основные принципы и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Раскрыты педагогические условия воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуальности воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентиры, семья, дошкольная образовательная организация, семья, педагогические условия.

Актуальность обозначенной проблемы детерминирована тем, что значимость формирования ценностных ориентиров современных детей, отвечающих социальным запросам общества, гарантирует преемственность в данном процессе на уровне семьи и дошкольной образовательной организации. Образование сегодня в качестве основных государственных законодательных и нормативно-правовых документов (Концепция модернизации российского образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», подпрограмма «Дошкольное образование») определяет формирование морально-нравственных и социально ориентированных ценностей современных детей.

Таким образом, ценности выступают в качестве неких ориентиров, транслируемых из прошлого в будущее, объединяя в себе опыт прошлого, актуальные идеи современности, определяя дальнейшее будущее, формируя ведущую стратегию развития общества. Тем самым решение исследуемой проблемы выступает в качестве актуальной задачи современной педагогической мысли [1-6].

Цель данной статьи - изучение и характеристика педагогических условий воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.

Основные задачи статьи заключаются в следующем: изучить понятия «ценность», «ценностные ориентиры»; обозначить сущностную характеристику категории «ценностные ориентиры»; охарактеризовать основные принципы и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи; выделить педагогические условия воспитания ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы.

В последние десятилетия категорию «ценность» изучают в рамках разных научных дисциплин: философии, социологии, а также психологии. В трудах отечественных философов актуализируется значимость ценностей в жизни и воспитании человека, где данная категория является особой формой отражения в сознании людей явлений и предметов, которая способна удовлетворить интересы и потребности личности.

Б.Т. Лихачев в своих трудах детально изучал проблему ценностей в контексте образования. Им была проанализирована сущность и основное содержание категории «ценность», выявлены источники ценностей воспитательной системы.

Ученый отмечает, что сущность воспитательных целей определяется принадлежностью к различным социальным группам (стратам). Представители каждого страта обладают своей шкалой воспитательных ценностей и действуют в контексте воспитания собственных детей в строгом соответствии с ней [4].

В научных трудах Н.Е. Щурковой прослеживается тесная связь образовательного процесса с общечеловеческими ценностями. По мнению автора, в основу воспитания дошкольников должны входить следующие виды ценностей: Свобода, Совесть, Счастье, Справедливость, Труд, Познание, Общение, Природа, Человек, Жизнь, Общество, Добро, Истина, Красота, Равенство, Братство [6].

Е.И. Сухова в своих исследованиях выделяет специальные принципы ценностных ориентаций педагогов, подчеркивая при этом многоуровневый характер их формирования (интерактивный, рефлексивный, проективный и т.д.) [5].

Итак, ценностные ориентации представляют собой результат присвоения (интериоризации) личностью общественных ценностей. Личность на протяжении всей жизни усваивает разнообразные социальные ценности.

В процессе целого ряда подобных актов можно говорить о формировании устойчивых личностных образований - ценностных ориентаций.

Т.А. Казимирская, изучая проблему формирования ценностных ориента-ций, выделяет следующие ценности:

- личностные (права человека, честь и достоинство, жизнь и здоровье и др.);

- национальные (история народа, родной язык, национальная культура и др.);

- государственные (Родина, патриотизм);

- семейные (традиции семьи, родители, отчий дом);

- общечеловеческие ценности (истина, красота, добро, справедливость и др.).

По мнению автора, данные ценности выступать в качестве фундамента, на котором формируются ценностные ориентации [1].

Большинство ученых исследуют проблему развития морально-этических качеств старших дошкольников в контексте коллективных взаимоотношений, а также в рамках совместной привлекательной деятельности (игровой, конструктивной, художественно-речевой, изобразительной и т.п.). В коллективе, в котором отношения детей и взрослых выстраиваются на нравственной основе, уместно проявление сочувствия, сопереживания, взаимопомощи, у детей начинают формироваться основные ценностные качества с учетом их индивидуальных склонностей.

Таким образом, анализ исследований по данной проблеме показал, что в период дошкольного детства целесообразно формировать ценностные ориентиры личности, приобщая дошкольников к общечеловеческим ценностям.

В дошкольном периоде закладываются основные ценностные ориентиры личности. Тем самым необходимо уделять особое внимание их формированию, так как на их основе будет в дальнейшем выстраиваться вся иерархия ценностей взрослой личности.

С.А. Козлова в проведённых исследованиях отмечает, что в процессе приобщения дошкольников к ценностям взрослые выполняют следующие основные функции:

- функцию носителя осознанного и принятого социального опыта личности, моральных ценностей, знаний о мире, которые были накоплены человечеством;

- функцию организатора процесса передачи как ценностей, так и социального опыта личности [2].

Педагоги дошкольного образования должны реализовывать обе эти функции в полной мере. Установлено, что чем выше уровень профессионализма педагога, тем он будет более компетентным в вопросах приобщения дошкольников к ценностям.

В контексте реализации данной функции стоит подчеркнуть такие механизмы приобщения к ценностям, как подражание и потребность ребенка приобщиться к миру взрослых. И хотя формирование ценностных ориентиров у дошкольников также может носить стихийный характер, однако для их качественных характеристик необходимо целенаправленное педагогическое воздействие воспитывающих взрослых, их тесное сотрудничество, взаимодействие и согласованность в педагогическом процессе, семье, в дошкольной образовательной организации, а также в социуме.

Рассмотрим педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в контексте воспитания ценностных ориентиров дошкольников.

Итак, в качестве первого педагогического условия выступает создание эстетической развивающей (аксиологической) среды:, которая будет иметь направленность на эмоциональное восприятие у ребенка ценностей, в которых ребенок будет увлечен в активную деятельность по овладению системой ценностных ориентиров.

По убеждению Б.Т Лихачева, для того чтобы дать детям начальные знания и представления о красоте, которые на основе эмоционально-чувственного опыта способны сформировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания красоты природы, окружающего мира, произведений искусства, целесообразно создать у детей дошкольного возраста определенный запас простейших эстетических знаний и впечатлений, без которых не будут сформированы склонность и интерес к эстетически значимым явлениям и предметам [4].

Данный запас эстетических знаний и впечатлений должна обеспечивать специально организованная эстетическая развивающая среда.

По нашему мнению, в качестве некого воспитательно-образовательного пространства по воспитанию ценностных ориентиров в дошкольной образовательной организации может выступать интерактивная музейная среда:

- мини-музеи с интерактивными экспозициями,

- небольшая картинная галерея,

- тематические передвижные выставки и др., предоставляющие дошкольнику особую образовательную информационную среду с целью духовно-нравственного развития и практической деятельности.

Применение педагогами технологий музейной педагогики направлено на решение вопроса по проявлению творческого потенциала личности ребенка и освоение ею традиционной народной культуры и художественных ценностей.

В качестве следующего педагогического условия можно отметить применение педагогом метода моделирования ситуаций, направленных на формирование у дошкольников знаний и понимание отношений в ситуациях нравственного выбора. Применение педагогами ценностно-ориентированного и этического содержания сюжетов ролевых игр-драматизаций, творческих игр способствует закреплению освоенных знаний, развивает эстетические чувства.

Эффективным методом формирования у дошкольников социально-нравственных ценностей, качеств, лежащих в основе коллективизма и взаимопомощи, выступает совместная ценностно-созидательная деятельность (коллективные работы по конструированию, рисованию, аппликации и лепке и др.).

Тем самым происходит постепенное усвоение нравственного опыта, норм и образцов поведения.

Итак, в качестве третьего педагогического условия в воспитании ценностных ориентиров старших дошкольников выступает участие личности ребенка в социально значимой деятельности, приобретение ею опыта нравственного поведения и нравственного выбора в социуме и реальной жизни.

В совокупности данные условия создаются в социокультурной среде через организацию совместных форм взаимодействия взрослых и детей.

Как показал анализ опыта, совместное творческое взаимодействие детей и взрослых в различных интерактивных формах способствует эффективному воспитанию ценностных ориентиров.

И.А. Крапивка [3] в своих исследованиях отмечает, что ключевая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей принадлежит институту семьи.

Выделим ключевые принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей ценностях ориен-таций.

Так, в контексте взаимодействия современной дошкольной образовательной организации и семьи выступает сотрудничество, ключевым фактором которого является целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка.

В качестве инициатора взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должны выступать педагоги, которые будут иметь профессиональную подготовку к деятельности в образовательной среде, а также проявлять ответственность и заинтересованность в ее успешности.

В контексте взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ведущим принципом является принцип единства и согласованности воспитательных воздействий педагогов и родителей. Его сущность состоит в согласованности действий всех участников воспитательного процесса и координации усилий дошкольного учреждения, школы, семьи, и различных общественных организаций.

Библиографический список

В рамках взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи в качестве еще одного ведущего принципа выступает принцип системности. Он представляет собой комплекс взаимосвязанных интегрированных педагогических воздействий, осуществляемых воспитывающими взрослыми.

Также можно еще отметить принципы преемственности, последовательности и обеспечения активного добровольного участия родителей в педагогическом процессе и жизни дошкольного образовательного учреждения.

В качестве организованных форм взаимодействия педагогов и родителей воспитанников можно обозначит следующие:

- наглядно-информационные,

- коллективные;

- индивидуальные.

Коллективные формы взаимодействия предполагают:

- проведение родительских собраний,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение вечеров вопросов и ответов,

- организация праздников и развлечений,

- проведения Дней открытых дверей и др.

Индивидуальные формыI работы предусматривают оказание адресной помощи семьям, проведение консультаций родителей по вопросам формирования ценностных ориентаций, проведение индивидуальных бесед и др.

Наглядно-информационные формыI взаимодействия родителей и воспитанников предусматривают организацию и проведение выставок детских работ, использование рекламы ДОУ в процессе проведения совместных праздников и др.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что в настоящее время в дошкольной педагогике идет активный поиск эффективных партнерских форм взаимодействия, которые были бы актуальны по содержанию, привлекательны по форме для родителей воспитанников, а совместные контакты педагогов и родителей воспитанников основывались бы на взаимопонимании, принятии, в том числе эмоциональном.

Воспитание ценностных ориентиров у старших дошкольников осуществляется на основе ценностно-смысловой коммуникации между взрослыми (родителями и педагогами ДОУ) и детьми.

Научная новизна статьи определяется выявлением педагогических условий форм воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.

Теоретическая значимость статьи связана с расширением педагогического знания о принципах и формах воспитания ценностных ориентирах у старших дошкольников.

Практическая значимость заключается в определении направления работы воспитателей дошкольной образовательной организации и семьи по воспитанию ценностных ориентиров у старших дошкольников.

1. Казимирская Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей. Москва, 2012.

2. Козлова А.В., Дешеулина РП. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование: Конспекты лекций, консультации, мониторинг Москва, 2018.

3. Крапивка И.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект. Краснодар, 2017.

4. Лихачев Б.Т. Психология воспитания. Опыт педагогической экологии. Москва, 2004.

5. Сухова Е.И. Теория и практика формирования ценностных ориентаций личности педагога-организатора в системе непрерывного образования. Чебоксары, 2016.

6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания дошкольников. Москва, 2011.

References

1. Kazimirskaya T.A. Cennostnye orientacii v nravstvennom vospitanii detej. Moskva, 2012.

2. Kozlova A.V., Desheulina R.P. Rabota DOU s sem'ej: diagnostika, planirovanie: Konspekty lekcij, konsul'tacii, monitoring. Moskva, 2018.

3. Krapivka I.A. Sem'ya kak faktor formirovaniya cennostnyh orientacijpodrastayuschego pokoleniya: regional'nyj aspeki. Krasnodar, 2017.

4. Lihachev B.T. Psihologiya vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj 'ekologii. Moskva, 2004.

5. Suhova E.I. Teoriya i praktika formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti pedagoga-organizatora v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Cheboksary, 2016.

6. Schurkova N.E. Programma vospitaniya doshkol'nikov. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 27.02.22

УДК 372.881.1

Petrusevich P.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia),

E-mail: polina.petrusevich@gmail.com

HUMANIZING THE PROCESS OF FORMATION OF THE PHONETIC COMPETENCE IN A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The

significance of humanization of the process of formation of the phonetic competence in a foreign language is substantiated in the article. The problem of forming the competence under research at non-linguistic university is discussed. The influence of the process of formation of the phonetic competence on students' humanistic personality traits is presented. The structure of the phonetic competence is analysed. Four components of the competence are presented: motivational-valuable, knowledgeable, action-related and strategical. The principles of forming the competence in the mentioned conditions are defined: principles of consciousness, active-ness, focus on communication, visibility, cognition, emotional involvement. The methods that can be used in teaching the phonetic competence are presented. It is concluded that it is necessary to organise special education process that is directed to form the students' phonetic competence in a foreign language by taking into consideration the specifics of the structure of the competence, relying on a number of theoretically reasoned and practically justified principles of teaching, applying the above-described methods and using information and computer technologies.

Key words: humanization of language education, personal development, phonetic competence, phonetic skills, teaching principles, teaching methods.

П.Ю. Петрусевич, канд. пед. наук, ст. преп., Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск, E-mail: polina.petrusevich@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.