Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долганина Вера Васильевна, Ширванян Аревик Эрниковна

В статье актуализируется проблема взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в процессе безопасной социализации старших дошкольников. Авторами представлены обобщенные результаты исследования безопасной социализации старших дошкольников. В статье представлены педагогические условия, способствующие повышению безопасной социализации старших дошкольников в условиях ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долганина Вера Васильевна, Ширванян Аревик Эрниковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND THE FAMILY IN THE PROCESS OF SAFE SOCIALIZATION OF SENIOR PRESCHOOLERS

The article actualizes the problem of interaction between teachers of preschool educational organizations and families in the process of safe socialization of older preschoolers. The authors present the generalized results of the study of the safe socialization of older preschoolers. The article presents the pedagogical conditions that contribute to improving the safe socialization of older preschoolers in the conditions of pre-school education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Психология

УДК 37.02

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Долганина Вера Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Ширванян Аревик Эрниковна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Условия ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в процессе безопасной социализации старших дошкольников. Авторами представлены обобщенные результаты исследования безопасной социализации старших дошкольников. В статье представлены педагогические условия, способствующие повышению безопасной социализации старших дошкольников в условиях ДОО.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, семья, педагогические условия, безопасная социализация, старшие дошкольники.

Annotation. The article actualizes the problem of interaction between teachers of preschool educational organizations and families in the process of safe socialization of older preschoolers. The authors present the generalized results of the study of the safe socialization of older preschoolers. The article presents the pedagogical conditions that contribute to improving the safe socialization of older preschoolers in the conditions of pre-school education.

Keywords: preschool educational organization, family, pedagogical conditions, safe socialization, senior preschoolers.

Введение. Одним из наиболее значимых условий, обеспечивающих поступательное развитие современного российского и мирового социума, является обеспечение безопасного социального развития личности у представителей подрастающего поколения [2; 5-6; 9-10].

Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (от 10 января 2000 г. № 24), в стране необходимо решить ряд проблем, связанных с обеспечением на территории нашей страны личной безопасности человека и гражданина, соблюдения его прав и свобод, а также формирование гармоничных межнациональных отношений.

В то же время, приходится констатировать, что на сегодняшний день в России, в отечественной системе образования, существует ряд нерешённых проблем, в частности, отмечается, что ряд положительных тенденций, наблюдавшихся в отношении как подрастающего поколения, так и социально-экономического развития РФ в первое десятилетие XXI в., на настоящий момент находятся в состоянии системного кризиса.

Такие исследователи, как М.В. Богуславский и др. уделяли в своих работах повышенное внимание проблеме ценностных ориентаций личности. При этом, однако, приходится констатировать, что на настоящем этапе развития психологической науки многие вопросы, связанные с обеспечением путей формирования ценностных ориентаций у детей и подростков, а также необходимых для этого педагогических условий остаются изученными недостаточно.

В частности, при изучении процессов безопасной социализации старших дошкольников достаточного раскрытия не получила проблема создания необходимых педагогических условий для продуктивного взаимодействия между членами педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций с одной стороны и семей воспитанников - с другой. Определённый вклад в решение данной проблемы вноси т проведённое нами исследование.

Изложение основного материала статьи. На страницах работ по социальной педагогике находят своё отражение различные подходы к трактовке термина «безопасная социализация» [2] (Табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к трактовке термина «безопасная социализация»

Исследователи Суть подхода

Н.Н. Юдицева Максимально обезопасить процесс социализации личности можно путём установления органической связи между формированием эмоционально-ценностного отношения друг к другу, к миру, к усваиваемому опыту безопасной жизнедеятельности с одной стороны и приобретением ребенком знаний, умений, навыков преодоления и профилактики опасности, усвоением опыта творческого решения проблем безопасности - с другой [13].

В.М. Родачин М.В. Делягина Безопасная социализация - деятельность социального педагога по включению ребенка в жизнь, способствующая формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях и стремящейся к реализации новых возможностей и перманентному самосовершенствованию.

Как видим, в обеих концепциях главной целью безопасной социализации ребенка выступает соблюдение ряда педагогических условий, необходимых для:

• развития у ребёнка способности к профилактике рисков;

• освоения им культурных ценностей и ценностных ориентиров в процессе взаимодействия с различными институтами современного общества;

• формирования у представителя подрастающего поколения (непосредственно родителей или опекунов) умения обучения ребёнка преодолевать опасности различного рода.

Эта цель находит свою реализацию в безопасной социализации личности ребенка в условиях семьи и дошкольной образовательной организации.

В частности, внутри семьи цели безопасной социализации могут достигаться путём создания условий, свободных от проявления насилия во взаимодействии. Последние способствуют:

• обеспечению здоровья ребёнка как совокупности физического и социального благополучия;

• эффективному освоению им норм, обычаев и ценностей;

• удовлетворению основных потребностей ребёнка в лично-доверительном общении с родителями. Эффективное взаимодействие между педагогами ДОО с одной стороны и семьёй - с другой, имеющее

целью безопасную социализацию у старших дошкольников, представляется возможным при соблюдении ряда педагогических условий (Табл. 2).

Таблица 2

Условия эффективного взаимодействия между семьёй и ДОО, направленного на безопасную

социализацию ребёнка

Условие Краткая характеристика

Использование педагогом метода моделирования ситуаций Смоделированные ситуации должны быть направлены на формирование у воспитанников знаний, умений и навыков поведения в ситуациях социального и нравственного выбора.

Участие ребенка в социально-значимой деятельности Приобретение ребёнком опыта социального поведения и нравственного выбора.

Создание эстетической развивающей среды Должна быть направлена на эмоциональное восприятие ребенком ценностных ориентиров и таких условий, в которых он будет вовлечен в активную деятельность по усвоению ценностей.

Касательно воспитания ценностных ориентиров у дошкольников, такой выдающийся отечественный психолог, как Л.С. Выготский, утверждал, что в процессе развитии ребёнка переплетаются две ведущие линии:

• естественное созревание;

• овладение культурой.

Данный исследователь понимал социальную среду и сотрудничество со взрослыми как главный источник развития ребенка. Сформулированная им дефиниция «зона ближайшего развития», трактуемая как пространство действий, которые ребёнок пока не может выполнить сам, но способен при этом осуществить в сотрудничестве со взрослыми, будет использовано в ходе нашего дальнейшего исследования как обозначение одного из наиболее значимых факторов, способствующих эффективной социализации детей старшего дошкольного возраста [5].

Роль взрослого в процессе ценностного становления ребёнка может определяться потребностью ребенка в признании со стороны взрослого. Это, последнее, представляет собой основу создания положительного образа Я [15]. Наблюдая за взрослым в различных ситуациях, ребёнок, в т.ч., старшего дошкольного возраста, готов к подражанию ему. Соответственно, воспитывающий взрослый несет ответственность за то, что могут наблюдать и перенимать дети. Это относится как к оценочным суждениям взрослого, так и к его поступкам.

По мнению С.А. Козловой, значимость взрослого в рассматриваемом процессе может определяться «уровнем приближенности» [6]. Этот, последний, в свою очередь, характеризуется тремя показателями:

• частота контактов между взрослыми и детьми;

• эмоциональная насыщенность контактов;

• информативность.

При этом к первому уровню приближенности можно отнести родителей, ко второму - воспитателей в ДОО. По мнению А.Н. Леонтьева, оба эти уровня приближенности ограничивают т.н. «интимный круг общения» детей и взрослых. приоритетами [8].

При этом взрослый предстает перед ребёнком в двух качествах:

• как организатор процесса опыта социального взаимодействия и ценностей;

• как носитель ценностей, осознанного и принятого социального опыта [6].

Первая из названных функций реализуется педагогом в целенаправленной форме, в ходе осуществления им профессиональной деятельности. При этом, чем выше уровень его профессионализма, тем, соответственно, выше компетентность в вопросах приобщения к ценностям воспитанников.

Известный советский и российский педагог, учёный Б.Т. Лихачев считает, что для передачи воспитанникам первоначальных знаний и представлений о красоте, формирования у них предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания красоты окружающего мира, необходимо создать у дошкольников определенный запас элементарных эстетических знаний и впечатлений. В отсутствии этих, последних, у них не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [9].

Такого рода запас может быть предоставлен специально организованной эстетической развивающей средой, ранее обозначенной нами как одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия между семьёй и ДОО в ходе обеспечения безопасной социализации ребёнка.

На важную роль такой среды в исследуемом нами процессе указывали многие авторы [1-2; 4; 6-7; 10; 13]. Именно организация образовательной среды, формирующей личность, позволяющей заложить у ребёнка адекватную иерархию целей и ценностей человеческой жизни, как необходимых компонентов его полноценного существования, является важнейшим фактором безопасной социализации представителей подрастающего поколения [1, с. 167].

Воспитание ценностных ориентиров, а равно приобщение дошкольников к культурным и художественным ценностям, созданным человечеством на протяжении его истории, должно проходить в

процессе специально организованной воспитательно-образовательной деятельности. Последняя должна быть организована в рамках соответствующей развивающей эстетической среды. Тем самым дошкольная образовательная организация может стать своеобразным пространством возможностей, где отсутствует жёсткая регламентация. Вся инфраструктура такого пространства должна создаваться для движения и коммуникативного взаимодействия - сотрудничества и сотворчества между участниками образовательного процесса в ДОО. На взгляд авторов статьи, положительное влияние на формирование такого пространства может оказать организация интерактивной музейной среды. Последняя подразумевает учреждение на базе детского сада мини-музея с интерактивными экспозициями, картинных галерей или тематических выставок.

По определению Б.А. Столярова, музейная педагогика является областью научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс [11]. Соответственно, формы воспитательной работы, проводимые в интерактивной музейной среде, будут способствовать получению и усвоению воспитанниками специфической информации, необходимой для духовно-нравственного развития и практической деятельности. Использование руководящими и педагогическими работниками ДОО технологий музейной педагогики с большой вероятностью будет оказывать положительное воздействие на проявление творческого потенциала воспитанников и освоение ими художественных ценностей. По утверждению ряда исследователей [11; 14], освоение детьми ценностей культурно-художественного наследия, легче и интересней проходит для детей дошкольного возраста именно в рамках интерактивной музейной среде. Следовательно, организация такой среды является важной составляющей организации процесса безопасной социализации детей старшего дошкольной возраста.

Целесообразным с точки зрения активизации процесса воспитания ценностных ориентиров у дошкольников является сочетания традиционных и инновационных методов (табл. 3):

Таблица 3

Традиционные и инновационные методы активизации процесса воспитания ценностных

ориентиров у дошкольников

Традиционные методы Инновационные методы

чтение художественных произведений; рассказ воспитателя; беседа; объяснение на доступном им уровне. компьютерные технологии; слайд-программы; флэш-карты по знакомству детей с традиционной народной культурой и художественными промыслами.

Использование педагогами этического и ценностно-ориентированного содержания сюжетов ролевых творческих игр, игр-драматизаций, помогают закрепить освоенные детьми знания, умения и навыки безопасной социализации, будут способствовать развитию у них эстетических чувств. О роли данных видов работы в процессе формирования системы ценностей и нравственной культуры личности много говорили следующие исследователи: В.В. Рубцов [10], Н.И. Болдырев, Е.И. Радина, а так же уже упоминавшаяся С.А. Козлова. Авторы отмечали в своих исследованиях эффективность влияния ценностно-созидательных совместных действий, осуществляемых взрослыми совместно с детьми, на процесс привития им социально-значимых ценностей.

Ценностные понятия, усвоенные ребёнком, осуществляются главным образом в процессе деятельности и закрепляются в его нравственном опыте в реальной жизни [6]. В современной организации дошкольного образования такие условия могут быть созданы в рамках любых видов организованной и самостоятельной деятельности воспитанников. К ним относятся, прежде всего: игровая деятельность; художественная деятельность.

Как отмечалось выше, ещё одним немаловажным условием, обеспечивающим эффективное взаимодействие между педагогами ДОО и семьёй в процессе безопасной социализации старших дошкольников является участие этих, последних, в социально-значимой деятельности. Последнее с высокой долей вероятности может обеспечить приобретение ими социального опыта нравственного поведения и нравственного выбора в условиях современного социума. Реализация данного условия может быть осуществлена путём организации форм взаимодействия между взрослыми и детьми в социокультурной среде.

В старшем дошкольном возрасте эффективное воспитание ценностных ориентиров, как уже говорилось, не может осуществляться отдельно от семейного воспитания. Так как семья является социальным институтом, в рамках которого происходит закладка первичного воспитание ценностных ориентиров, а равно и фундамента для личностного развития [16], то в период дошкольного детства социум воспринимается, прежде всего, через посредство установок, транслируемых членами семьи. Педагогический аспект взаимодействия родителей старших дошкольников с одной стороны и педагогов дошкольных образовательных организаций - с другой по формированию духовно-нравственных качеств личности был рассмотрен в работах Б.Т. Лихачёва. При этом известный классик в области педагогики В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания могут с большей вероятностью быть успешно решены в случае всемерного поддержания связи между образовательной организацией и семьей. При этом между родителями и воспитателями желательно установление отношений сотрудничества и доверия [12].

Таким образом, в дошкольной педагогике теперь является общепринятым положение о взаимодействии педагогов образовательной организации с семьями воспитанников как необходимом условии для обеспечения воспитания ребенка и развития его личности. В частности, с точки зрения основного предмета рассмотрения настоящей статьи, определённый интерес представляют исследования, в которых раскрывается особая роль семьи в этом процессе. Так, автор И.А. Крапивко [7] утверждает, что формирование ценностей у старших дошкольников может происходить на следующих уровнях:

- на уровне простого копирования родителей;

- на уровне создания собственной картины мира в процессе его познания.

Определённый вклад в решение проблемы повышения эффективности взаимодействии педагогов образовательной организации с семьями воспитанников был сделан Т.В. Антоновой, которой были разработаны методы изучения ценностей родителей в сфере социально-нравственного развития детей, а так

же прослежено влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка. В процессе проведённого исследования была выявлена прямая зависимость социально-нравственных качеств ребенка от принятых в его семье ценностных установок и воззрений [3].

На современном этапе развития системы отечественной системы дошкольного образования формы и методы взаимодействия между организациями ДОО и семьями претерпевают определённые изменения. Последние связаны, в первую очередь, с фиксирующимися на протяжении трёх последних десятилетий трансформациями в социально-экономической жизни нашей страны. Столь масштабные изменения не могут не отражаться на функционировании как детских садов, так и семей воспитанников. Например, организации ДОО приобретают финансово-хозяйственную независимость, статус автономности или, напротив, интегрируются в состав крупных образовательных комплексов. При этом для всех форм организации такого рода заведений первостепенную важность приобретают рейтинг и популярность в среде родителей. С другой стороны, как это показывает, например, Н.М. Баринова, меняется и отношение семей воспитанников к организациям ДОО и их деятельности [4].

Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что именно семье принадлежит и должна принадлежать ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста [1].

Как показывают результаты исследований последних лет [3; 7; 10 и др.] в настоящее время в дошкольной педагогике фиксируется процесс интенсификации поиска эффективных партнерских форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Эти формы должны быть актуальны по содержанию и привлекательны по форме для родителей. Контакты же, осуществляемые между педагогами и семьями воспитанников должны основываться на взаимопонимании и принятии, в т.ч. эмоциональном. Такое взаимодействие, будучи направлено на воспитание ценностных ориентиров у детей, носит ценностно-ориентированный характер. В подобных условиях воспитание ценностных ориентиров у детей старшего школьного возраста будет осуществляться на основе ценностно-смысловой коммуникации между участниками образовательного процесса в организации ДОО.

Выводы. В статье нами были рассмотрены следующие педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи в процессе безопасной социализации старших дошкольников: использование педагогом метода моделирования ситуаций; участие ребенка в социально-значимой деятельности; создание эстетической развивающей среды.

Литература:

1. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 226 с.

2. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 3. - М., 1970. - 218 с.

3. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления // Дет. сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 54-58.

4. Баринова, Н.М. Сопровождение семьи в детском саду. Новые формы и вечные ценности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник матер, первой междунар. научно-практич. конф. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 182 с.

5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 287 с.

6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью // Учебное пособие. - М.: АсаёетА, 1998. - 192 с.

7. Крапивка, И.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект - Краснодар, 2011. - 291 с.

8. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности - М.: Смысл, 1999. - 271 с.

9. Лихачев, Б.Т. Психология воспитания. Опыт педагогической экологии - М.: изд-во ГНИИ семьи и воспитания, 2004. - 172 с.

10. Рубцов, В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход - М.: МГППУ, 2017. - 82 с.

11. Столяров, Б.А. Музейная педагогика - М: Высшая школа, 2004. - 135 с.

12. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. Т. З / Под ред: Н.П. Кузина. - М.: Педагогика, 1981. - 327 с.

13. Хломов, Д.Н., Баклушинский, С.А., Казьмина, О.Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения / Рос. Акад. образования, Центр социологии образования. - М., 1993. - 172 с.

14. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб, пособие по музейной педагогике - М., 2012. - 73 с.

15. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: метод. указания / С.Г. Якобсон. - М.: Воспит. дошкольника, 2003. - 172 с.

16. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия // Нана. 2006. № 5. - С. 30-35.

Психология

УДК 159.9

соискатель ученой степени кандидата психологических наук Дьяченко Елена Николаевна

АНО ДПО «Институт психологии творчества Павла Пискарёва» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье представлена общая характеристика экспериментальной системы психологического сопровождения личности, переживающей кризис идентичности в эпоху метамодерна. За основу положены основы психотехнологий интегративной теории гуманитарного знания при психологическом сопровождении личности с кризисной идентичностью. Обобщены формы и методы психологического сопровождения личности, делающие процесс протекания кризиса идентичности более конструктивным и актуализирующие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.