3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/fgosvo.mfgosvo/92/91/4/94.
К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье отмечено, что семья и ДОО - два важных института социализации детей. При этом решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Указано, что современному педагогу необходимо искать пути взаимодействия со старшим поколением семей в воспитании детей дошкольного возраста, а использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты.
Ключевые слова единое пространство развития ребёнка, новые формы работы с родителями, социальное партнерство, модель взаимодействия детского сада и семьи, вариативность форм работы ДОО с семьёй.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, речевые и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с
* Доцент кафедры Начального и дошкольного образования, к.п.н.
семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОО, так и в семье [5; 6].
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей. Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии, отмечает Е.П. Арнаутова [1, с. 52].
Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
По мнению Е.С. Евдокимовой, Н.В. Додокиной и др., непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье [2, с. 124]. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольной образовательной организацией и родителями [4, с. 35].
Социальное партнерство - это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум». Современные дошкольные образовательные организации работают над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнерство в нескольких направлениях:
Первое из них - это попытки установить долговременные, постоянные связи с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства детей с их возможностями.
Второе направление - это взаимодействие с родителями ДОО, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Педагог в ДОО должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания». «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др.
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй [6].
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи -требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО [4, с. 35]. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образова-
тельное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы разнообразит пребывание детей в детском саду.
Зверева О.Л. отмечала, что семью необходимо рассматривать, как целостную систему, все члены которой взаимозависимы друг от друга. Однако в настоящее время степень участия представителей старшего поколения отстаёт от реальных потребностей и современных требований общества. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Современному педагогу необходимо искать пути и увеличивать круг взаимодействия со старшим поколением семей в воспитании детей дошкольного возраста [3, с. 42].
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
- мотивационная готовность - осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам развития речи и приобщения к чтению;
- речевая готовность - повышение уровня подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной речевой деятельности;
- педагогическая готовность - создание воспитательно-образовательного пространства «родители - дети - педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
- социальная готовность - создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Социальное партнёрство детского сада и семьи может обеспечить эффективное развитие при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:
- создание доброжелательной атмосферы в общении педагогов и родителей ДОО;
- включение родителей в развивающий процесс в условиях ДОО в качестве активных его участников;
- повышение уровня знаний родителей благодаря транслирующей функции педагогов и специалистов ДОО;
- представление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОО (клуб родителей, консультации и беседы, совместные развлечения и праздники, Дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОО, стенды, памятки, буклеты и т.д.);
- знакомство родителей с современными образовательными технологиями, используемыми педагогами в работе с детьми (рекомендации специалистов, проведение деловых игр, тренингов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов; заочная школа для родителей и т.д.);
- приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
- мотивационная готовность - осознанное отношение родителей и педагогов к вопросам развития и воспитания детей;
- педагогическая готовность - создание воспитательно-образовательного пространства «родители - дети - педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
- социальная готовность - создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует вариативности форм работы ДОО с семьёй. В процессе взаимодействия с родителями педагогом могут быть использованы достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Помимо традиционных форм, педагоги используют в своей практике инновационные активные формы работы с семьёй. Выделяют следующие:
1. Коллективные: родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной форме), дни открытых дверей, мастер-классы,
семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование, сезонные праздники, беседа с чаепитием и др.
2. Наглядно-информационные: выставки детских работ, информационные уголки, папки-раскладушки, электронная фото-рамка, памятки, буклеты, листовки др.
3. Индивидуальные: консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. А использование комплекса методических приёмов, привлечение бабушек и дедушек к воспитанию подрастающего поколения на базе дошкольной организации будут способствовать становлению взаимодействия старшего поколения семьи с внуками, улучшению межличностных отношений между детьми и родителями, внуками и бабушками (дедушками), что в конечном итоге служит установлению преемственности между поколениями.
Список литературы:
1. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 52-58.
2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 356 с.
3. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2010. - 80 с.
4. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». - 2011. - № 3. - С. 35.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 06.05.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 12.01.2015).