Научная статья на тему 'Современные проблемы обучения дошкольников ПДД'

Современные проблемы обучения дошкольников ПДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукиных Эльвера Дагватовна

Данная статья указывает на основные проблемные вопросы, возникающие при обучении дошкольников Правилам дорожного движения в современных условиях и доказывает актуальность данной темы. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы обучения дошкольников ПДД»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПДД

Лукиных Э.Д.

Лукиных Эльвера Дагватовна - старший воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 43, г. Озерск, Челябинская область

Аннотация: данная статья указывает на основные проблемные вопросы, возникающие при обучении дошкольников Правилам дорожного движения в современных условиях и доказывает актуальность данной темы. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.

Ключевые слова: дошкольник, правила дорожного движения, проблемы, воспитание, обучение.

В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Несмотря на то, что сегодня в образовательном процессе используются наработанные программы по основам безопасности жизнедеятельности, дошкольника обучают педагоги и родители, ребенок оказывается неподготовленным к ответственности за свою и чужую жизнь. Почему прилагаемые усилия не столь эффективны? Причины можно разделить на объективные и субъективные (таблица 1).

Таблица 1. Причины сложностей в обучении дошкольников ПДД

Объективные причины Субъективные причины

■ Значительное увеличение интенсивности движения на дорогах ■ Плохое состояние дорожного покрытия ■ Увеличение количества современных автомобилей - более скоростных и бесшумных ■ Снижение культуры поведения участников движения на дорогах, в том числе культуры поведения в общественном транспорте ■ Недостаточное оснащение образовательного процесса ■ Не всегда квалификация педагогов соответствует необходимым требованиям ■ Низкий уровень общего и психофизиологического развития детей дошкольного возраста ■ Недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге ■ Стремление ребенка к самостоятельности и неумение ребенка адекватно оценить свои силы и возможности ■ Отрицательные примеры взрослых, особенно родителей

Предлагаем более подробно рассмотреть обозначенные проблемы.

Ребенок в силу своих физиологических особенностей не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.

Чтобы успешно ориентироваться на дороге, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

Следующая причина - недостаточный опыт поведения на дороге. Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Воспитатели ДОУ планируют целевые прогулки и экскурсии. Но не всегда такая возможность имеется у педагогов учреждения - могут сказываться погодные и климатические условия, диагнозы детей, уровень профессиональной подготовки воспитателей.

В дошкольном возрасте наблюдается стремление ребенка к самостоятельности. Ребенку все интересно на улице. И он забывает об опасности, связанной с дорожными ситуациями. Это одна из серьезнейших проблем любого города. И решать её необходимо общими усилиями. Но, вместо этого ребенок иногда видит отрицательный пример взрослых, в том числе родителей, которые для ребенка являются образцом поведения. В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей...».

В нашем учреждении мы уделяем большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам обучения дошкольников ПДД.

Первоначальная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны детского сада и родителей. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребёнку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов. Используем разнообразный арсенал методов, форм и приёмов. Прежде всего, объясняем важность этой проблемы, знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения в зависимости от возраста и времени года. Родители должны твёрдо усвоить силу собственного примера. Поэтому педагоги проводят систематическую просветительную работу среди родителей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в форме бесед, консультаций, практических занятий, досугов и развлечений совместно с детьми.

Иногда возникают вопросы по подбору методик обучения дошкольников Правилам дорожного движения. Наше дошкольное учреждение посещают дети с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного аппарата). С ними должны проводиться занятия с учетом их индивидуальных особенностей и во взаимодействии с родителями. В ДОУ имеются авторские наработки по обучению детей ПДД. Педагогический персонал проходит курсовое обучение, выполняет строгие правила техники безопасности.

Таким образом, обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице, мы проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая их состояние здоровья.

Казалось бы, что субъективных причин возникающих сложностей уже достаточно для немалой работы по обучению дошкольников ПДД, но существуют еще и объективные причины, которые мы не можем не замечать. На решение большинства из них педагогическое сообщество никак повлиять не может.

Однако, обращаем внимание на снижение уровня культуры поведения всех участников дорожного движения. Проблема, несомненно, касается всего современного общества в целом.

Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Чтобы соблюдение правил безопасной жизни стало для дошкольника осознанной необходимостью.

Есть еще проблема, которую хотелось бы озвучить. Реализация целей и задач обучения дошкольников Правилам дорожного движения возможна только в том, случае, если учебно-воспитательный процесс будет оснащен всеми необходимыми для этого учебно-методическими, дидактическими и материально-техническими условиями.

Для этого в нашем учреждении много внимания уделяется созданию предметно-развивающей пространственной среды. В группах оформлены уголки ПДД, игровые зоны оснащены необходимым игровым материалом (наборами машин и дорожных знаков), имеется художественная и методическая литература, при входе в учреждение размещены схемы безопасного подхода к зданиям. Самостоятельно педагоги с детьми делают макеты, наглядность, действуют выставки детского творчества по данной теме, работы воспитанников вы сегодня видели в фойе.

Выстраивая планы на будущее, отмечаем: необходимы условия для отработки у дошкольников практических навыков соблюдения Правил дорожного движения - это специально оборудованные площадки с велосипедами и машинками, наборы дорожных знаков, макеты светофора, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и другое. На территории учреждения есть возможность разместить настоящий автодром - для этого имеется свободная площадка. Ведь главная цель - это не просто дать детям знания о Правилах дорожного движения, а сформировать у них необходимые умения и навыки, выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на дорогах. Для этого нужны условия, отвечающие современным требованиям.

Таким образом, актуальность проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка - дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.

Список литературы

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: «верити.рф» образовательный центр/ (дата обращения: 16.04.2020).

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Мулюкина Е.И.

Мулюкина Елена Ивановна - заместитель заведующего по воспитательной работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 84 «Восход»,

г. Калуга

Аннотация: в статье раскрывается сущность термина «интерактивность». Представлен опыт организации интерактивного краеведческого музея в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, интерактивность, интерактивный музей.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях активно используют и инновационные формы работы с детьми, одна из них - создание интерактивного музея.

В современном музейном пространстве термин «интерактивность» носит достаточно расплывчатый характер, что свидетельствует о том, что несмотря на широкое распространение, он еще относительно не устоялся. «Интерактивность» - английское слово, переводится: «быть, находиться во взаимодействии». Данный термин имеет достаточное число определений.

О.В. Ванеева под «интерактивностью» подразумевает «способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. При этом интерактивное взаимодействие может осуществляться как с компьютерными системами (программами, веб-сайтами), так и с другими людьми - при условии, что это взаимодействие обеспечивается современными средствами коммуникации» [2, с. 189].

П.В Аксёнов говорит о том, что как только при проведении экскурсий, экскурсовод задает вопрос посетителям и получает на него осмысленный ответ, то это и есть начало использования интерактивного метода. А экспонат, к которому можно прикасаться, который по-разному откликается на различное воздействие, дает ответы на вопросы, догадки и предположения, называется интерактивным [1].

А.В. Карманов считает, что «интерактивность - это взаимодействие, процесс коммуникации, предусматривающий двусторонний диалог между учителем и учащимися, целью которого является преобразование общей информации в личностные знания» [3, с. 171].

М.В. Мацкевич выделяет несколько составляющих этого термина. Интерактивность в широком смысле слова - создание максимально комфортных и продуктивных условий для диалогического общения посетителя с музейными предметами, музейной средой в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Одновременно это средство, инструмент, благодаря которому музейная коммуникация может быть более полноценной, разносторонней и личностной со стороны посетителя [4, с.135].

Таким образом термин «интерактивность» подразумевает включенность в структуру, содержание и формы экспозиции продуманных методов, позволяющих взаимодействовать с представленными материалами, способствующими активизации индивидуальных познавательных и творческих интересов посетителя.

Интерактивный музей в дошкольной образовательной организации - это образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Интерактивность предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам: с ними можно играть, дополнять музей собственными работами. В таком музее важна не ценность музейной коллекции, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Главное в таком музее - игра. Ребенок не просто посещает музей, он совершает путешествие и погружается в игру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.