Научная статья на тему 'Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза'

Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая самореализация / творчество / креативность / студенты / вуз. / creative self-realization / creativity / creativity / students / university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х. Э. Мамалова

В статье изучены педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза. Сделан вывод о том, что развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности. Автор делает вывод о том, что развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT ABILITY FOR CREATIVE SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article examines pedagogical conditions for the development of the ability for creative self-realization of university students. It is concluded that the development of a student’s creative potential is a process of developing his personality, which is maximally centered on creativity, which is characterized by conscious and focused creative activity in the development of creative abilities necessary for the effective solution of various creative tasks in various types of personally and professionally significant types of activities. The author concludes that the development of the student’s creative potential is a process of development of his personality, mostly focused on creativity, which is inherent in conscious and purposeful creative activity in the development of creative abilities are needed to effectively solve various creative problems in different types of personal and professionally meaningful activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза»

В работе с младшими школьниками следует учитывать их оптимизм, способность видеть в себе, прежде всего, высокую самооценку. Чтобы такое отношение младшего школьника к себе сохранилось, учителю необходимо обеспечить гармонию между его стремлениями, притязаниями, действиями. Поскольку самосознание младшего школьника, развитие мотивации достижения успехов эффективно происходит в деятельности, то метод создания воспитательных ситуаций, в частности ситуации успеха, целесообразен во внеурочной работе.

Основным педагогическим принципом организации совместной деятельности детей разного возраста является учет их возрастных психологических особенностей и интересов.

Содержание внеурочной деятельности должно иметь развивающие-воспи-тательную направленность и обеспечивать формирование ключевых компетенций личности. Поэтому должна обеспечиваться интеграция содержания образования в различных видах деятельности учащихся начального звена.

Внеурочная работа базируется на таких специфических принципах, как добровольный характер участия в ней; общественная направленность деятельности учащихся; развитие инициативы и самодеятельности учащихся; развитие изобретательности, детского технического, юношеского и художественного творчества (во время занятий перед учащимися следует ставить задачи поискового характера: создание новых примеров, совершенствование имеющихся; особое внимание к творческому подходу и тому подобное; связь с учебной работой; использование игровых форм, интерес, эмоциональность (широкое использование познавательных игр, игр с компьютерами, демонстрация интересных опытов и др.).

В педагогической литературе среди форм проведения внеурочной деятельности выделяется факультативное занятие, которое, по сути организации напоминает кружки. Как факультативы, так и кружки имеют целью углублять знания учащихся по той или иной школьной дисциплине, предмету: родному языку, трудовому обучению, физике, математике и тому подобное.

Исторические сведения о факультативах было исследовано К.М. Слесик. Ученый пришел к выводу, что факультативные занятия, в отличие от кружка, предусматривают научно-теоретическую деятельность, поэтому их использование в начальных классах нецелесообразно [6, с. 8].

По нашему мнению, внеурочные занятия имеют большую учебную направленность в сравнении с кружковой формой работы. Поэтому они должны использоваться в вариативной части урочного процесса, когда ученикам пре-

Библиографический список

доставляется право выбора среди различных факультативных курсов по своим интересам.

Учителя начальных классов имеют большой арсенал как общих, так и специфических методов воспитания, используют их с целью оптимизации воспитательного процесса. Однако не все из них при организации этого процесса всегда учитывают индивидуальные особенности младших школьников. Стоит знать, что общие методы, общие программы являются лишь канвой воспитательного взаимодействия. Необходимы их индивидуальные и личностные корректировки, то есть обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. Большое значение при этом имеет авторитет учителя, то есть положительный пример, знание им воспитанников, умение быстро ориентироваться в ситуации, предвидеть последствия своих действий.

Результативность самостоятельной работы зависит и от того, сумеет ли учитель совместить задачи: устные - с письменными, фронтальные - с индивидуальными, и от способа постановки задачи (имеются в виду разработка учебных задач, их формулировки, указания по последовательности обработки материала).

Итак, условиями эффективной самостоятельной работы являются обеспечение поэтапности; использование задач развивающего направления; целенаправленное формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

Проведенный анализ позволил выявить специфические особенности формирования самостоятельности во внеурочной деятельности в начальной школе. Побуждение детей к самостоятельным решениям с помощью стимульных ситуаций на занятиях внеурочной деятельностью является важным педагогическим условием для формирования самостоятельности.

Воспитание самостоятельности в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности имеет свои особенности. Мы можем сделать вывод, что при учете особенностей данного возраста достигаются цели воспитания самостоятельности, а внеурочная деятельность создает условия для проявления и развития ребенком собственных интересов на основе самостоятельного и свободного выбора, приобщение к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям.

Таким образом, самостоятельная работа в начальных классах - это обязательный компонент процесса обучения. Ее роль, содержание, продолжительность, способы руководства определяются целью изучения определенного материала, его спецификой и уровнем подготовки школьников.

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие «Психология человека». Москва: Педагогическое общество России, 2004.

2. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: краткий словарь. Москва: Политиздат, 1990.

3. Карпенчук С.Г. Цель воспитания как социально-педагогическая стратегия. Инновации в образовании. 2015; Выпуск 1: 48 - 59.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва, 2011.

5. Данилюк А.Я. Воспитание и социализация младших школьников. Педагогика. 2009; № 5: 7 - 27.

6. Слесик К.М. Этическая культура как составляющая профессиональной культуры педагога. Имидж современного педагога. 2015; № 7: 7 - 9. References

1. Gamezo M.V., Domashenko I.A. Atlaspopsihologii: informacionno-metodicheskoe posobie «Psihologiya cheloveka». Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.

2. Grebennikov I.V., Kovin'ko L.V. Semejnoe vospitanie: kratkij slovar'. Moskva: Politizdat, 1990.

3. Karpenchuk S.G. Cel' vospitaniya kak social'no-pedagogicheskaya strategiya. Innovacii vobrazovanii. 2015; Vypusk 1: 48 - 59.

4. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatel'nost'Shkolnikov. Metodicheskij konstrukton posobie dlya uchitelya. Moskva, 2011.

5. Danilyuk A.Ya. Vospitanie i socializaciya mladshih shkol'nikov. Pedagogika. 2009; № 5: 7 - 27.

6. Slesik K.M. 'Eticheskaya kul'tura kak sostavlyayuschaya professional'noj kul'tury pedagoga. Imidzh sovnemennogo pedagoga. 2015; № 7: 7 - 9.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: mamalova_1964@list.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT ABILITY FOR CREATIVE SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article examines pedagogical conditions for the development of the ability for creative self-realization of university students. It is concluded that the development of a student's creative potential is a process of developing his personality, which is maximally centered on creativity, which is characterized by conscious and focused creative activity in the development of creative abilities necessary for the effective solution of various creative tasks in various types of personally and professionally significant types of activities. The author concludes that the development of the student's creative potential is a process of development of his personality, mostly focused on creativity, which is inherent in conscious and purposeful creative activity in the development of creative abilities are needed to effectively solve various creative problems in different types of personal and professionally meaningful activities.

Key words: creative self-realization, creativity, creativity, students, university.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье изучены педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза. Сделан вывод о том, что развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных

задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности. Автор делает вывод о том, что развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности.

Ключевые слова: творческая самореализация, творчество, креативность, студенты, вуз.

В современном образовании активно проходят процессы модернизации, направленные на реализацию новых приоритетов, во главе которых стоит развитие творческой личности, ориентированной на инновационную деятельность, способной к самосовершенствованию и саморазвитию. В соответствии с основными положениями, отраженными в Национальной доктрине образования РФ (2000 - 2025 гг.), концепции творческого развития и саморазвития личности являются в настоящее время доминирующими. Сложившаяся ситуация в отечественной системе образования требует безотлагательного ее реформирования в аспекте создания условий для формирования у обучающихся новых моделей мышления, для развития как их критического, так и творческого потенциала, необходимого для целостного развития личности.

Данное положение особенно актуально для студентов-инноватиков, сущность будущей профессиональной деятельности которых заключается в способности к созданию и генерированию новых идей, к трансформациям и преобразованиям в условиях стремительных и глобальных изменений инновационного общества, что еще более подчеркивает безотлагательность целостного научного решения данной проблемы.

Анализ научной литературы по проблеме развития творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе показал, что данный вопрос носит дискуссионных характер. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности должен осуществляться в тесном взаимодействии личностного и профессионального развития, в условиях квазипрофессиональной деятельности [1], в процессе которой осуществляется интериоризация профессиональных ценностей в личностное поле студентов. Именно при таком подходе включение в активную творческую деятельность, начиная с первых ступеней профессионального образования, формирует способность и готовность личности проектировать и непрерывно корректировать план ее личностного и профессионального самосовершенствования как основополагающего элемента их культуры. Так, по мысли Б.С. Алякринского, процесс творческого развития молодежи должен обеспечивать у нее осознание не только того, что «способность, талант не падают с неба, только труд упорный, ежедневный, настойчивый обеспечивает подлинный прогресс, настоящий, значительный успех», но и знание принципов «воспитания способностей, таланта» [2].

Однако анализ показал, что определенными барьерами, препятствующими развитию творческого потенциала студентов, являются следующие факторы:

- недостаточность осознания личностных смыслов творческих способностей, суженное рамками стандартизированного мышления;

- несформированность навыков творческого самореализации и самоопределения.

Современные реалии диктуют необходимость созданий в образовательном пространстве вуза таких социально-педагогических условий, которые предоставляли каждому обучающемуся возможности для развития его творческого потенциала.

Так, анализ и обобщение научных трудов отечественных ученых позволил выделить тот факт, что творческий потенциал личности следует рассматривать как фундаментальную основу его культуры, определяющего его уникальность.

В ходе анализа было установлено, что проблема развития творческого потенциала студентов тесным образом переплетается с вопросом о развитии их креативности. Несмотря на то, что в настоящее время нет общепринятого определения понятия «креативность», а также нередко данный термин рассматривается как тождественный понятию «творчество», проведенный анализ позволил прийти к выводу о том, что существует ряд характеристик, определяющих их специфику.

Рассматривать понятие креативности следует как реализацию в деятельности «творческих возможностей (способностей) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности и характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны через продукты деятельности или процессы их созидания» [3]. В подавляющем большинстве трудов креативность рассматривают как важнейший фактор одаренности личности, который редко находит отражение в интеллектуальных тестах и академических достижениях. Однако, на наш взгляд, ключевым фактором креативности является не только восприимчивость новых идей, но и их инициирование. Таким образом, креативность проявляется в способности личности быстро принять и поддержать новые идеи, в постоянном поиске новых путей решения проблем, задач, стоящих перед личностью.

Вместе с тем в различных областях профессиональной деятельности креативность и творческое мышление рассматриваются как одни из критериев востребованности специалиста. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научить творчеству, воспитать креативного человека, сформировать опыт творческой деятельности?

В.И. Андреев, занимаясь вопросами творческого саморазвития личности, обратил внимание на то, что «развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию» [4]. Выполняя задачи образования и формирования личности будущего профессионала, выполняя некий социальный заказ общества в профессиональных кадрах, важно сформировать творческое мышление (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), которое является важнейшим условием развития творческого потенциала личности.

Творчество - это основа креативности, ее первичная субстанция, в которой доминируют вдохновение и способности субъекта творчества. Следовательно, термины «креативность» и «творчество» взаимосвязаны и взаимообусловлены, они являются основополагающим базисом творческого саморазвития и самореализации личности, посредством которых обеспечивается «гарантированное качество образования» [5].

Существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на развитие креативности. Рассматривая вузовскую среду как основу для развития креативности студентов, мы в первую очередь полагаемся на выделение факторов создания и поддержания такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творчества и поддерживала индивидуальность личности обучающегося. При этом важно учитывать и барьеры, влияющие на развитие творческого потенциала личности.

Некоторые ученые считают, что среди барьеров, препятствующих развитию креативности, доминирующую роль играют личностные и ситуативные факторы. Временные ограничения, стресс, тревожность, неспособность быстро принять решение при наличии ориентированности на это, негибкая мотивация, неуверенность в своих способностях, стандартизированность в решении задач, а также негативный опыт неуспеха можно отнести к ситуативным показателям. Личностные факторы определяют внутренние, чаще всего психологические особенности личности, которые могут выражаться в полярных характеристиках: чрезмерная самоуверенность или низкая вера в себя, свои возможности, преобладание отрицательного настроя, а также страх потерпеть неудачу, неспособность к преодолению механизмов высокой личностной защиты и многое другое.

Соответственно, создание креативной образовательной среды должно быть, прежде всего, направлено на обеспечение психологического комфорта, с одной стороны и, с другой стороны, той среды, в которой творческая инициатива, свобода выбора приветствуются. Поэтому при создании условий, способствующих развитию креативности, необходимо учитывать влияние вышеуказанных факторов.

Изучение проблемы развития творческого потенциала студентов показало, что, несмотря на то, что данный вопрос исследуется учеными давно, в настоящее время намечены основные направления, требующие дальнейших глубоких исследований. На первый план выходят вопросы, связанные с необходимостью усиления внимания к ценностно-мотивационным ориентациям субъекта творчества, способам и путям достижения им результатов, способностью к рефлексивной деятельности.

Так, с позиции концептуального подхода к построению структуры личности в единстве сознания и деятельности, разработанного А.Н. Леонтьевым, ядро личности составляют мотивы деятельности, способствующие взаимодействию с окружающим миром. Доминирующими мотивами деятельности являются смыс-лообразующие мотивы, которые определяются как осознанные, а также мотивы-стимулы.

Полимотивационность субъекта деятельности способствует расширению его социальных связей, осуществлению информационного обмена, личностному становлению в принятии продуктивного решения, что в конечном итоге рассматривается как показатель уровня творческой активности [6].

Некоторые ученые, анализируя личность как высшую точку всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность как «глубину» личности и субъекта деятельности, пришли к выводу о том, что творческая активность предопределяет человеческую индивидуальность.

В противоположность данной позиции ряд ученых концентрируют внимание на анализе системы видов деятельности личности, одним из компонентов которой является творческая деятельность, характеризующаяся как способность к действию. На наш взгляд, безусловно, положительным является факт принятия во внимание творческой деятельности как отдельного компонента системы, однако, с другой стороны, наблюдается сужение сущности данного понятия рамками знаний, умений и навыков.

В этой связи научный интерес с позиции проблематики нашего исследования представляют исследования, направленные на изучение сущности творческой активности, ее природы, основу которой составляет инициатива, мотиваци-онная сфера которой нередко не только не поддается диагностике, но и может

иметь также негативные последствия для человека. Проведенный анализ позволил установить следующие значимые характеристики мотивационной составляющей психики человека:

- мотивационная значимость явлений инициирует внутреннюю активность личности;

- соотношение мотивационной значимости действий и объективное оценивание необходимых для их выполнения затрат, способности к ним определяют смысло-содержательные и динамические особенности поведения человека;

- осознание дальнейших перспектив самосовершенствования способствует повышению самооценки и актуализирует творческий потенциал;

- способность к творческому восприятию мира через призму творческого восприятия самого себя в нем и его творческому преобразованию являются важнейшими ресурсами творческого отношения к деятельности.

Следовательно, именно активность психики является фундаментом творческой деятельности в аспекте интеграции в ней креативности и творчества.

Мы разделяем точку зрения И.Л. Левина, который рассматривает данное понятие в потенциальном и актуальном смыслах. В актуальном смысле творческий потенциал - это творческая активность, тогда как креативность составляет основу потенциального смысла [7].

В то же время именно творчество является той движущей силой развития человека, благодаря которой обеспечивается создание нового и устранение стереотипов, в силу чего все, «в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [8]. Созвучно данной мысли мнение В.В. Давыдова, который, определяя понятие «личность» в широком контексте, считает, что «личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом» [9]. Соответственно и развитие творческого потенциала личности должно происходить в неразрывной связи с развитием ее творческих возможностей и творческого воображения.

Выполняя задачи образования и формирования личности будущего профессионала, выполняя некий социальный заказ общества в профессиональных

Библиографический список

кадрах, важно сформировать творческое мышление (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), которое является важнейшим условием развития творческого потенциала личности.

Существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на развитие креативности. Рассматривая вузовскую среду как основу для развития креативности студентов, мы в первую очередь полагаемся на выделение факторов создания и поддержания такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творчества и поддерживала индивидуальность личности обучающегося. При этом важно учитывать и барьеры, влияющие на развитие творческого потенциала личности. Творчество - всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки - личностное приращение обучающегося, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: развитие личностных качеств обучающегося, его творческие достижения по изучаемым предметам, уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Итак, развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности. Внедрение эвристических технологий в процесс обучения и воспитания студентов призвано обеспечить эффективность развития их творческого потенциала, объединяющего отдельные компоненты преподавания занятий по развитию креативного мышления в целостную культуроформирующую систему.

1. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. Москва, 1970.

2. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. Москва, 1971.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 199б.

4. Андреев В.И. Педагогика для творческого саморазвития. Казань, 201б.

5. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2012.

6. Котлярова И.О. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Челябинск, 2002.

7. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.

8. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Москва, 2004.

9. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения. Москва: 2008.

References

1. Kulyutkin Yu.K. 'Evristicheskie metody v strukture reshenij. Moskva, 1970.

2. Alyakrinskij B.S. O talante i sposobnostyah. Moskva, 1971.

3. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 199б.

4. Andreev V.I. Pedagogika dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 201б.

5. Andreev V.I. Konkurentologiya. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan', 2012.

6. Kotlyarova I.O. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 2002.

7. Kosals L.Ya. Social'nyj mehanizm innovacionnyh processov. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe otdelenie, 1989.

8. Grishanova N.A. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii vzroslyh. Moskva, 2004.

9. Davydov B.B. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva: 2008.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

HIGHER QUALIFICATION TRAINING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article studies a system of training highly qualified personnel at a university, clarifies concepts of "highly qualified personnel", "training highly qualified personnel" and "a system of training highly qualified personnel". It is concluded that the system of training highly qualified personnel is understood as a combination of organizational and coordinating, educational, and certification and control subsystems that take into account and subordinate to the socio-economic, national and cultural traditions of society and the state, organizational and substantive features of university education, professionally personal characteristics of the subjects of such training. The article concludes that in the system of training of higher qualifications it is necessary to take into account socio-economically, national and cultural traditions and society and the state, organizational and meaningful features and university education, personalities and subjects of such training.

Key words: training system, qualification, university, student, highly qualified personnel.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗЕ

В статье изучена система подготовки кадров высшей квалификации в вузе, уточнены понятия «кадры высшей квалификации», «подготовка кадров высшей квалификации» и «система подготовки кадров высшей квалификации». Сделан вывод о том, что под системой подготовки кадров высшей квалификации понимается совокупность организационно-координирующей, собственно образовательной и аттестационно-контрольной подсистем, учитывающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.