Научная статья на тему 'Система подготовки кадров высшей квалификации в вузе'

Система подготовки кадров высшей квалификации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1503
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система подготовки кадров / квалификация / вуз / студент / кадры высшей квалификации / training system / qualification / university / student / highly qualified personnel.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х. Э. Мамалова

В статье изучена система подготовки кадров высшей квалификации в вузе, уточнены понятия «кадры высшей квалификации», «подготовка кадров высшей квалификации» и «система подготовки кадров высшей квалификации». Сделан вывод о том, что под системой подготовки кадров высшей квалификации понимается совокупность организационно-координирующей, собственно образовательной и аттестационно-контрольной подсистем, учитывающих социально-экономические, национально-культурные традиции общества и государства, организационно-содержательные особенности университетского образования, профессионально личностные особенности субъектов такой подготовки и подчиняющиеся им. В статье делается вывод о том, что в системе подготовки кадров высшей квалификации необходимо учитывать социально-экономические, национально-культурные традиции общества и государства, организационно-содержательные особенности университетского образования, профессионально личностные особенности субъектов такой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Х. Э. Мамалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER QUALIFICATION TRAINING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article studies a system of training highly qualified personnel at a university, clarifies concepts of “highly qualified personnel”, “training highly qualified personnel” and “a system of training highly qualified personnel”. It is concluded that the system of training highly qualified personnel is understood as a combination of organizational and coordinating, educational, and certification and control subsystems that take into account and subordinate to the socio-economic, national and cultural traditions of society and the state, organizational and substantive features of university education, professionally personal characteristics of the subjects of such training. The article concludes that in the system of training of higher qualifications it is necessary to take into account socio-economically, national and cultural traditions and society and the state, organizational and meaningful features and university education, personalities and subjects of such training.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров высшей квалификации в вузе»

иметь также негативные последствия для человека. Проведенный анализ позволил установить следующие значимые характеристики мотивационной составляющей психики человека:

- мотивационная значимость явлений инициирует внутреннюю активность личности;

- соотношение мотивационной значимости действий и объективное оценивание необходимых для их выполнения затрат, способности к ним определяют смысло-содержательные и динамические особенности поведения человека;

- осознание дальнейших перспектив самосовершенствования способствует повышению самооценки и актуализирует творческий потенциал;

- способность к творческому восприятию мира через призму творческого восприятия самого себя в нем и его творческому преобразованию являются важнейшими ресурсами творческого отношения к деятельности.

Следовательно, именно активность психики является фундаментом творческой деятельности в аспекте интеграции в ней креативности и творчества.

Мы разделяем точку зрения И.Л. Левина, который рассматривает данное понятие в потенциальном и актуальном смыслах. В актуальном смысле творческий потенциал - это творческая активность, тогда как креативность составляет основу потенциального смысла [7].

В то же время именно творчество является той движущей силой развития человека, благодаря которой обеспечивается создание нового и устранение стереотипов, в силу чего все, «в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [8]. Созвучно данной мысли мнение В.В. Давыдова, который, определяя понятие «личность» в широком контексте, считает, что «личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом» [9]. Соответственно и развитие творческого потенциала личности должно происходить в неразрывной связи с развитием ее творческих возможностей и творческого воображения.

Выполняя задачи образования и формирования личности будущего профессионала, выполняя некий социальный заказ общества в профессиональных

Библиографический список

кадрах, важно сформировать творческое мышление (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), которое является важнейшим условием развития творческого потенциала личности.

Существуют различные подходы к определению факторов, влияющих на развитие креативности. Рассматривая вузовскую среду как основу для развития креативности студентов, мы в первую очередь полагаемся на выделение факторов создания и поддержания такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творчества и поддерживала индивидуальность личности обучающегося. При этом важно учитывать и барьеры, влияющие на развитие творческого потенциала личности. Творчество - всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки - личностное приращение обучающегося, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: развитие личностных качеств обучающегося, его творческие достижения по изучаемым предметам, уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Итак, развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс развития его личности, максимально центрированной на творчестве, которой присуща осознанная и целенаправленная творческая активность в развитии творческих способностей, необходимых для эффективного решения различных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимых видах деятельности. Внедрение эвристических технологий в процесс обучения и воспитания студентов призвано обеспечить эффективность развития их творческого потенциала, объединяющего отдельные компоненты преподавания занятий по развитию креативного мышления в целостную культуроформирующую систему.

1. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. Москва, 19У0.

2. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. Москва, 19У1.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

4. Андреев В.И. Педагогика для творческого саморазвития. Казань, 2016.

5. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2012.

6. Котлярова И.О. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Челябинск, 2002.

У. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 19В9.

В. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Москва, 2004.

9. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения. Москва: 200В.

References

1. Kulyutkin Yu.K. 'Evristicheskie metody v strukture reshenij. Moskva, 19У0.

2. Alyakrinskij B.S. O taiante i sposobnostyah. Moskva, 19У1.

3. Markova A.K. Psihoiogiya professionaiizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.

4. Andreev V.I. Pedagogika diya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 2016.

5. Andreev V.I. Konkurentoiogiya. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan', 2012.

6. Kotlyarova I.O. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 2002.

У. Kosals L.Ya. Sociai'nyj mehanizm innovacionnyh processov. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe otdelenie, 19В9.

В. Grishanova N.A. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii vzrosiyh. Moskva, 2004.

9. Davydov B.B. Probiemy razvivayuschego obucheniya. Moskva: 200В.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

HIGHER QUALIFICATION TRAINING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article studies a system of training highly qualified personnel at a university, clarifies concepts of "highly qualified personnel", "training highly qualified personnel" and "a system of training highly qualified personnel". It is concluded that the system of training highly qualified personnel is understood as a combination of organizational and coordinating, educational, and certification and control subsystems that take into account and subordinate to the socio-economic, national and cultural traditions of society and the state, organizational and substantive features of university education, professionally personal characteristics of the subjects of such training. The article concludes that in the system of training of higher qualifications it is necessary to take into account socio-economically, national and cultural traditions and society and the state, organizational and meaningful features and university education, personalities and subjects of such training.

Key words: training system, qualification, university, student, highly qualified personnel.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗЕ

В статье изучена система подготовки кадров высшей квалификации в вузе, уточнены понятия «кадры высшей квалификации», «подготовка кадров высшей квалификации» и «система подготовки кадров высшей квалификации». Сделан вывод о том, что под системой подготовки кадров высшей квалификации понимается совокупность организационно-координирующей, собственно образовательной и аттестационно-контрольной подсистем, учитывающих

социально-экономические, национально-культурные традиции общества и государства, организационно-содержательные особенности университетского образования, профессионально личностные особенности субъектов такой подготовки и подчиняющиеся им. В статье делается вывод о том, что в системе подготовки кадров высшей квалификации необходимо учитывать социально-экономические, национально-культурные традиции общества и государства, организационно-содержательные особенности университетского образования, профессионально личностные особенности субъектов такой подготовки.

Ключевые слова: система подготовки кадров, квалификация, вуз, студент, кадры высшей квалификации.

Система подготовки кадров высшей квалификации стремительно реформируется и внедряется в современные стандарты российского и европейского пространства высшего образования. Качество такой подготовки, занимая позицию ключевого фактора инновационного развития, является определяющим показателем в конкуренции за лидирующие позиции страны. Все большее развитие получают общеевропейские и российские проекты и программы, регулирующие и стимулирующие подготовку кадров высшей квалификации. Можно констатировать, что в качестве ключевых задач системы подготовки кадров высшей квалификации выступают мобильность, трудоустройство, разнообразие образовательных программ и ряд других значимых задач.

Количество международных организаций, объектом изучения которых являются кадры высшей квалификации, с каждым годом увеличивается, вовлекая в данную деятельность все больше стран. На этом основании необходимым является унификация терминологического аппарата, включенного в систему подготовки кадров высшей квалификации.

Любое исследование начинается с понимания ключевых понятий, следовательно, необходимо уточнить понятия «кадры высшей квалификации», «подготовка кадров высшей квалификации» и «система подготовки кадров высшей квалификации».

В российских и зарубежных источниках дефиниция «кадры высшей квалификации» встречается не часто и имеет определенные противоречия. В нормативных документах под научными кадрами понимаются как научно-педагогические кадры, так и исследователи, и научные работники, и собственно кадры высшей квалификации, и даже научная интеллигенция. Например, в словаре под редакцией Л.П Суменко научные кадры, кадры высшей квалификации и научная интеллигенция рассматриваются как синонимы [1].

В Российской социологической энциклопедии кадры высшей квалификации: определяются как 1) лица с ученой степенью; 2) работники, участвующие в генерации научных знаний и подготовке научных результатов, которые пригодны для применения на практике [2].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова используется дефиниция «научные работники», это лица, 1) имеющие ученую степень или ученое звание независимо от места и характера их работы; 2) ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях независимо от наличия ученой степени и звания; 3) специалисты, систематически ведущие научную работу на предприятиях, в проектных и других организациях [3].

Таким образом, под кадрами высшей квалификации преимущественно понимаются лица, обычно имеющие ученую степень.

В работах А.П Аллахвердяна, П.Н. Завлиной, С.А. Кугель, А.К. Кузнецовой, Л.Э. Миндели, В.А. Цукермана в определениях «кадры высшей квалификации» нет такого обязательного требования, как наличие ученой степени.

Например, в работах С.А. Кугеля под кадрами высшей квалификации понимаются профессионально подготовленные работники, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда и непосредственно участвующие в генерации научных знаний и подготовке значимых научных результатов [4].

В данное определение можно добавить понятие «человеческий фактор», непосредственно участвующий в системе организации науки. Их профессиональная квалификация и творческая активность относятся к категории индикаторов как состояния науки, так и интеллектуального потенциала общества. В исследованиях В.А. Цукермана, П.Н. Завлина, А.К. Кузнецова, Л.Э. Миндели под кадрами высшей квалификации понимаются специалисты, генерирующие научные знания и участвующие в получении научных результатов, осуществляющие про-ектно-конструкторские работы.

В перечисленных исследованиях ключевым в понимании термина «кадры высшей квалификации» является их профессиональная подготовка.

Такое понимание не противоречит нормативным документам, поскольку, в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки и подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки, а не предоставлением ученой степени». Ученая степень присуждается лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертацию на соискание ученой степени кандидата соответствующих наук [5].

Таким образом, следуя российским справочным и нормативно-правовым источникам, «кадры высшей квалификации» - это лица, освоившие третий уровень высшего образования, впоследствии получившие ученую степень и занимающиеся исследовательской и (или) преподавательской деятельностью в образовательных организациях различного уровня.

В зарубежных нормативно-правовых документах и справочной литературе данное определение эквивалентно понятию «исследователь» (Researcher).

В словаре Оксфорда (English Oxford Living Dictionaries) «исследователь» определяется как лицо, осуществляющее академическое или научное исследование.

В словаре Vocabulary.com исследователь - это тот, кто осуществляет организованное и систематическое научное исследование.

OECD под понятием «исследователь» понимает лиц, непосредственно занятых разработкой или созданием новых знаний и научных продуктов, а также осуществляющих управление проектами.

Школа передовых исследований (Postgraduate online research training) определяет «исследователя» как лицо:

- обладающее специальными знаниями или опытом, имеющее концептуальные способности идентифицировать проблемы, критически и аналитически мыслить, генерировать новые идеи;

- владеющее академическими навыками осуществлять высококачественные научно-исследовательские работы;

- способное анализировать и систематизировать информацию;

- обладающее амбициями и умением работать в соответствии со стандартами, умеющее брать на себя инициативу, эффективно сотрудничать с другими лицами и осуществлять конструктивную критику;

- способное поддерживать конструктивную связь с обучающимися и коллегами, умеющее адаптироваться в сообществе ученых.

В Европейской хартии исследователей [6] также дается понятие «исследователь», уточнение таких дефиниций, как «начинающий исследователь» и «опытный исследователь».

«Исследователь» определяется как активный в научном плане человек, имеющий послевузовский или эквивалентный ему уровень профессиональной подготовки.

«Начинающий исследователь» - это лицо, занимающееся научно-исследовательской деятельностью в течение 1 - 4 лет

«Опытный исследователь» это: а) исследователь, имеющий более 4 лет исследовательского опыта с момента получения диплома о высшем образовании, б) исследователь, имеющий ученую степень.

Следовательно, наиболее близким к определению ««кадры высшей квалификации»» в европейских странах является понятие «исследователь», который имеет профессиональную подготовку и работает над научным исследованием или проектом.

Интеграционные процессы в области высшего образования вызывают необходимость стандартизации и сопоставления всех компонентов системы подготовки научных кадров [7 - 9].

Согласно Болонской конвенции, подготовка кадров высшей квалификации является третьим уровнем высшего образования.

Международная стандартная классификация образования вводит уточненное определение «образовательные программы», которые признаны основным компонентом системы подготовки кадров высшей квалификации.

Программы третьего уровня высшего образования разрабатываются с целью приобретения научной квалификации. Они отражают содержание и результаты самостоятельного научно-квалификационного исследования.

Реализация подобных программ имеет целью получить оригинальные знания на основе новых научно обоснованных методов международного уровня, которые могут послужить профессиональной карьере в сфере высшего образования или научных исследований.

Как утверждает Сапиенца А.Р., нынешние университеты обязаны принимать ответственность за подготовку новых поколений исследователей путем содействия международной мобильности, творческим обменам, которые должны быть достаточными, чтобы охватить образовательные контексты и научные знания, накопленные в мире.

Следовательно, целью современной системы подготовки кадров высшей квалификации является формирование и развитие исследовательских компетенций посредством участия в оригинальных научно-исследовательских проектах. Джон Займан метко подметил, что сердцем опыта научного образования является психологический переход из состояния получения известного в состояние личного обнаружения ранее неизвестного.

На этих основаниях сформулируем довольно общее определение понятия «подготовка кадров высшей квалификации» как образовательный процесс, осуществляемый на третьем цикле высшего образования, целью которого является приобретение профессионально-исследовательских компетенций в ходе осуществления целенаправленной научной деятельности (работой над научным исследованием или проектом), целью которой является получение ученой степени (или ее эквивалента).

Каждый период развития общества характеризуется своим пониманием того, как нужно готовить специалистов, включая и кадры высшей квалификации. В этом плане обращают на себя внимание исследования В.П. Беспалько, В.В. Краевского, В.И. Загвязинского, М.В. Богуславского и многих, многих других. В этих работах непосредственно или опосредованно выделяются ключевые инвариантные субсистемы подготовки научных кадров.

Их можно довольно условно обозначить как организационно-координиру-ющая, собственно образовательная и аттестационно-контрольная (или контролирующая).

Каждая из этих субсистем включает в себя определенные компоненты.

Так, организационно-координирующая отражает следующие аспекты: управленческий, процессуальный, критериальный (критерии к поступлению на третий уровень высшего образования), координирующий (особенности выбора, его сопровождения и координации в условиях сотрудничества с научным руководителем).

Собственно образовательная включает образовательные программы, где предусмотрены и прописаны формы и методы обучения, контрольные функции.

Аттестационно-контрольная - это условия допуска к защите исследования; критерии и требования к результатам исследовательской работы; сопровожде-

Библиографический список

ние и координация процедуры защиты и оценивания результатов исследования.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие системы подготовки кадров высшей квалификации:

а) государство как основной заказчик интеллектуальной продукции оказывает влияние через нормативно-законодательные акты, заказ на научные исследования и использование результатов исследования, организацию и управление рынком труда, посредством финансирования подготовки кадров, что представляется самым главным;

б) университет как исполнитель госзаказа и юридическое лицо, ответственное за качество подготовки кадров высшей квалификации;

с) все субъекты образовательного процесса по подготовке кадров высшей квалификации.

Таким образом, сказанное дает основание понимать под системой подготовки кадров высшей квалификации совокупность организационно-координирую-щей, собственно образовательной и аттестационно-контрольной подсистем, учитывающих и подчиненных социально-экономическим, национально-культурным традициям общества и государства, организационно-содержательным особенностям университетского образования, профессионально-личностным особенностям субъектов такой подготовки.

1. Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по информационным технологиям. Москва: ГП ЦНИИС, 2003.

2. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией Г.В. Осипова. Москва: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М,1998.

3. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8 0000 слов. РАН. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: Азбуковник, 1999.

4. Памяти Самуила Ароновича Кугеля (25.10.1924 - 13.09.2015). Петербургская социология сегодня - 2015: сборник научных трудов Социологического института РАН. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015; Выпуск 6.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 г № 273 ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Рекомендация Европейской Комиссии 2005/251/EC от 11 марта 2005 г. о Европейской хартии исследований и Кодексе поведения для рекрутинга исследователей. Available at: http://base.garant.ru/70471236/

7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

8. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сорокопуд Ю.В., Матюгин Н.Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

References

1. Sumenko L.G. Anglo-russkij slovar'po informacionnym tehnologiyam. Moskva: GP CNIIS, 2003.

2. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Pod obschej redakciej G.V. Osipova. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA - INFRA-M,1998.

3. Ozhegov S.I., Schvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 8 0000 slov. RAN. Institut russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova. Moskva: Azbukovnik, 1999.

4. Pamyati Samuila Aronovicha Kugelya (25.10.1924 13.09.2015). Peterburgskaya sociologiya segodnya - 2015: sbornik nauchnyh trudov Sociologicheskogo instituta RAN. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2015; Vypusk 6.

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon ot 29.12.2012 g. № 273 FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Rekomendaciya Evropejskoj Komissii 2005/251/Ec ot 11 marta 2005 g. o Evropejskoj hartii issledovanij i Kodekse povedeniya dlya rekrutinga issledovatelej. Available at: http:// base.garant.ru/70471236/

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

10. Sorokopud Yu.V., Matyugin N.E. Struktura professional'no vazhnyh kachestv specialistov v sfere gostinichnogo biznesa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Rastegaeva D.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Litvinova Ye.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute

(Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

THE SPECIFICS OF BUILDING A STATE-PRIVATE INTEGRITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF ITS OPENNESS.

The article considers advantages of public-private interaction in professional education in the conditions of its openness, and suggests one of the possible models of such interaction, using the example of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute and the basic enterprises of the city of Nevinnomyssk. The researchers work out a program of interaction between the Department of Professional training and partner organizations, which are the largest manufacturers of public catering products in the city of Nevinnomyssk and the region as a whole: "Nevinnomyssk Bakery and Nevinnomyssk Oil Extraction Plant" LLC. The program is based on the results of theoretical and experimental work in the direction of dual education within the regional innovation platform. It is expected that the program of interaction will increase the effectiveness in the process of obtaining higher vocational education and efficiency in the implementation of professional activities.

Key words: openness of education, public-private partnership, professional educational organizations, business community, basic departments, vocational training.

Д.А. Растегаева, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Е.Р. Литвинова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.