15. Гречко М.В. Адаптивный механизм воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования экономики России. Диссертация ... доктора экономических наук. Майкоп, 2014.
16. Тарская О.Ю. Социокультурная парадигма модернизации государственного управления военным образованием. Диссертация ... доктора социологических наук. Саратов, 2009.
17. Новиков А.М. Методология образования. Москва: Эгвес, 2006.
18. Еврезов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030» вызов системе образования. Форсайт образования план создания «людей одной кнопки»? Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; Т. 18. № 2: 118 - 129.
19. Ница А. Теплица социальных технологий. Онлайн образование: платформы, системы, видение. Available at: https://te-st. ru/2013/02/01/online-education/
20. Национальная платформа открытого образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://elearning.hse.ru/platform
References
1. Agapova N.A. Paradigmal'nye orientaciiimodelisovremennogo obrazovaniya vkontekste filosofiikul'tury. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
2. Ilyuhina L.I. Innovacionnyjpotencialparadigmal'noj transformaciirossijskojsistemy obrazovaniya: tendenciiizmenenij. Avtoreferat dissertacii ... doktora sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2005.
3. Sergeev A.N. Tehnologicheskaya podgotovka buduschih uchitelej v kontekste paradigmal'noj transformacii obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tula, 2010.
4. Perevozchikova L.G. Aksiologicheskie osnovaniya gumanisticheskoj paradigmy vysshego obrazovaniya v kulture informacionnogo obschestva. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Tula, 2009.
5. Ustinova E.V. Chastnoe shkol'noe obrazovanie v Rossii v kontekste novoj obrazovatel'noj paradigmy. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
6. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Moskva: AST, 2009.
7. Bell D. Gryaduschee postindustrial'noe obschestvo. Moskva: Akademiya, 2009.
8. Kuz'minov Ya.I. i dr. Rossijskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniya dlya innovacionnoj 'ekonomiki. Materialy dlya obsuzhdeniya. Voprosy obrazovaniya. 2008; № 1: 32 - 63.
9. Levickij Yu.V. Stanovlenie celostnosti obrazovaniya, nauki i proizvodstva v informacionnom obschestve. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Omsk, 2007.
10. O statuse naukograda Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 7 aprelya 1999 g. № 70-FZ. Available at: http://base.garant. ru/180307/#ixzz4uzE3FeLn
11. Brodkin I.A. Voennaya 'elita rossijskogo obschestva: teoriya i metodologiya issledovaniya. Vestnik voennogo universiteta. 2007; T. 9, № 1: 34 - 42.
12. Vladimirov A.I. Ob innovacionnyh Vooruzhennyh Silah Rossii, nacional'noj voennoj mysli, voennoj nauke i professional'nom voennom obrazovanii. Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2010; № 8: 14 - 16.
13. Putin V.V. Podgotovka kadrov - 'eto fundament razvitiya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Materialy soveschaniya po voprosam razvitiya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Available at: http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/16/vladimir_putin_podgotovka_kadrov_eto_ fundament_razvitiya_vooruzhyonnyh_sil_rossijskoj_federacii/
14. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy: voprosy obucheniya i vospitaniya vojsk. Moskva: Voennoe izdatel'stvo Ministerstva oborony SSSR, 1956.
15. Grechko M.V. Adaptivnyj mehanizm vosproizvodstva intellektual'nogo kapitala v sektore uslug vysshego obrazovaniya 'ekonomiki Rossii. Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Majkop, 2014.
16. Tarskaya O.Yu. Sociokul'turnaya paradigma modernizacii gosudarstvennogo upravleniya voennym obrazovaniem. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Saratov, 2009.
17. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Moskva: 'Egves, 2006.
18. Evrezov D.V., Majer B.O. «Obrazovanie 2030» vyzov sisteme obrazovaniya. Forsajt obrazovaniya plan sozdaniya «lyudej odnoj knopki»? Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; T. 18. № 2: 118 - 129.
19. Nica A. Teplica social'nyh tehnologij. Onlajn obrazovanie:platformy, sistemy, videnie. Available at: https://te-st.ru/2013/02/01/online-education/
20. Nacional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://elearning.hse.ru/platform
Статья поступила в редакцию 17.01.18
УДК 378
Rastegaeva D.A., postgraduate, Nevinnomysskiy State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),
E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University; Nevinnomysskiy State
Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
FEATURES OF DUAL EDUCATION IN TRAINING OF BACHELORS. The article discusses the features of dual education, which in modern conditions will allow to solve the problem of the professional training taking into account the interests of both the manufacturing and educational sectors. The authors conclude that the implementation of dual training requires the adoption of all the fundamental changes needed in the organization of training activities; the creation of mechanisms for adequate alternation of theoretical and practical components of the curriculum. The dual education system is an efficient and flexible mechanism that allows to train highly qualified specialists demanded in modern conditions of the market economy, enterprises of various spheres of activities.
Key words: dual education, high school, dual system of education, industrial enterprises practical activity.
Д.А. Растегаева, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»,
E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический
институт», E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
В статье рассматриваются особенности дуального образования, которое в современных условиях позволит решить проблему подготовки профессиональных кадров с учетом интересов как производственной, так и образовательной сфер. Авторы делают вывод о том, что реализация дуальной подготовки требует принятия всех принципиальных изменений, необходимых при организации учебной деятельности; создание механизмов адекватного чередования теоретических и практических
компонентов учебного плана. Дуальная система образования является эффективным и гибким механизмом, позволяющим обучать высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.
Ключевые слова: дуальное обучение, высшая школа, дуальная система образования, производственные предприятия, практическая деятельность.
Российская система подготовки профессиональных кадров характеризуется процессами, сочетающими в себе качественные изменения не только системы образования, но и характера её взаимодействия с производственной сферой. Актуальным на данном этапе развития образования является проблема установления этого взаимодействия, что, как представляется, обусловлено высоким уровнем несоответствия между реальными потребностями производства и объёмом, направлениями подготовки выпускников вузов, их знаниями и навыками. В этих условиях эффективным может стать внедрение принципов дуальной системы образования в практику профессиональной подготовки бакалавров.
Анализируя опыт передовых в этом отношении стран (таких, как Германия, Япония, Великобритания), можно отметить, что интеграция образовательного процесса и практики служит основой высококачественного обучения компетентных специалистов разных областей.
Профессиональную подготовку в контексте дуального образования можно представить как «систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности» [1]. При этом ключевую роль выполняет непосредственно практика.
мость системы дуального обучения в высшем образовании. Эффективность такой системы подготовки будущих специалистов возможна при условии совместной работы в этом направлении органов власти, работодателей, системы образования в целом и отдельно взятой образовательной организации в частности. При этом стоит отметить значительное вовлечение в процесс обучения кадров и, связанные с этим, существенные расходы предприятия-базы практики. Кроме того, согласно договору, заключаемому между участниками образовательного процесса, студенты фактически получают зарплату от работодателя, так как часть времени действительно работает на предприятии.
Процесс реализации системы дуального обучения в профессиональном образовании России имеет ряд проблем. Одна из них связана с тем, что рабочие программы направлений подготовки в бакалавриате не всегда согласовываются с сезонной последовательностью выполненных работ на производстве; образовательная организация не может всегда вовремя преподавать материал согласно учебному плану. Основные трудности, прежде всего, связаны с недостаточным уровнем готовности предприятий для обучения, а именно отсутствием образовательных мест на производстве; вынужденным повышением цен на производимый продукт, с целью привлечения необходимых средств на образование (недостающего оборудования, недостаток финансирования и т. д.). Проведя анализ литературы по
Максимальное приближение к
запросам производства
> Большом процент Преимущества
трудоустройства А > -
✓ г ч >
Высокая степень мотивации к получению знаний
J
Отработка практического навыка решения производственных задач
J
Оценивание обучающегося непосредственно потенциальным работодателем
"Л
J
Рис.1. Совокупность возможных преимуществ дуального образования
Л.В. Сидакова определяет дуальную систему образования как «систему образования, предусматривающую сочетание обучения в учеб но мза веден ии с периодаеи произ водственной д е -ятельности» [2].
Повдуал ьнойсистемойподгоаовка специалисто в можно рассматривать «некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем» [3].
Обобщая отечественную и зарубежную литературу (вопросы дуального образования актуализируются в работах Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзянoвцй[Д; 5 идp.],A.M.Hевикоаа, Р.В. оемия н-ского и др.), дуальную систему образования можно представить как модель обучения, в рамках которой теоретическая подготовка 0cуществляетcян0BезeеCpaц0йaтeль00Й ораанизации, практическая - на производственных предприятиях.
В ысокая степень запнтеоecoвaннеcaи предприятий, выступ ающ их воачестве пoтанцицльaыврсбoсoдетeлe|Дcoдe ржание образования студентов, а также его качество определяют значи-
дуальному образованию, удалось выявить довольно большое количество его возможных преимуществ, схематически пред-ртaвлeннеlxннpиcyн ке 1.
В рамках исследуемого вопроса целесообразным представ-сяется м^Е^л^н^изс^в^с^в^ь^^)^ разлачирмеадудуальным и традиционным образованием (таблица 1).
В результате реализации дуальной подготовки специалистов важно отметить «организацию обучения, предусматривающую разработку образовательного подхода для конкретного обучающегося студента». Процесс обучения построен с опорой на группу студентов, исходя из этого, для использоваиея иуди-видуализированной системы дуальной подготовки необходимо применение дистанционного обучения с целью индивидуализа-дии oTсaцoвстeлонoглиpoцecca, впeдоцниa механизмов сетевого образования.
Для успешной реализации дуального обучения в системе высшeгеоЛиaзoвaнуо пеедсагаесся pозсaДотaеь модель дуального обучения на основе кооперации между всеми участниками образовательного процесса [6]. Основными элементами названий модсливыступают: вpевoвеЦ, концептзалыныйкомпоннеты, программа реализации дуального образования для организаций
Таблица 1
Основные различия дуальной и традиционной систем образования
№ п/п Традиционная система образования Система дуального образования
1. До 70% обучения проходит в вузе Общий объем аудиторных занятий не превышает 30-40%
2. 25-30% всего времени обучения составляет производственная практика Объем производственной практики увеличен до 60-70%
3. Производственная практика не отвечает необходимым запросам предприятий-работодателей Производственная практика основана на индивидуальном подходе и приближена к реальным условиям предприятия
4. Навыки описаны в стандарте профиля подготовки Приобретение важных практических навыков по профилю
5. Практика проходит за счет бюджетных средств или средств самого студента Получение стипендии от предприятия за период обучения
6. Отсутствие мониторинга потребностей в специальностях Осуществляется мониторинг, и определяется конкретный перечень специальностей, востребованных конкретными предприятиями региона
7. Привлекаются специалисты-практики Стажировка преподавателей специальных дисциплин осуществляется на предприятии
8. Отсутствие реальной возможности знакомства с традициями и особенностями работы предприятия за время прохождения практики Возможность работы в команде, ознакомления с корпоративной культурой изнутри
высшего образования, а также кадровый компонент. Каждый из предложенных элементов взаимообуславливает другой. При этом концептуальный компонент представлен деятельност-но-технологическим, методологическим, личностно-результатив-ным уровнями, механизмами и условиями мотивации обучающихся.
Важно отметить, что, прежде всего, необходима нормативно-правовая база реализации системы дуального образования, что позволит регулировать взаимоотношения образовательных организаций и базовых предприятий по совместной подготовке кадров; привести в соответствие структуры, содержание и технологии реализации образовательных программ с учетом требований заинтересованных сторон, и прогнозом рынка труда в конкретном регионе; будет способствовать организации межведомственного взаимодействия с целью подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики; внедрение механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ; создание условий для развития системы независимой оценки качества профессионального образования.
Библиографический список
Таким образом, можно говорить о том, что понятие дуального образования, применительно к системе высшего образования, основано на укреплении практической ориентации при обучении бакалавров посредством синтезирования образовательных и производственных процессов. Такая форма подготовки профессиональных кадров позволяет комбинировать прохождение теоретического курса и профессиональное обучение студентов непосредственно на рабочих местах и обеспечивает получение обучающимся высокой квалификаций, возможности расширения его функциональных обязанностей.
Реализация дуальной подготовки требует принятия всех принципиальных изменений, необходимых при организации учебной деятельности; создание механизмов адекватного чередования теоретических и практических компонентов учебного плана. Дуальная система образования является эффективным и гибким механизмом, позволяющим обучать высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва, 2000.
2. Сидакова Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения. Образование и воспитание. 2016; 2: 62 - 64.
3. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 110 - 112.
4. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: ИССО РАО, 1997.
5. Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017; 3: 15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28889620
6. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014; 4: 41 - 45.
References
1. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika. Moskva, 2000.
2. Sidakova L.V. Suschnost' i osnovnye priznaki dual'noj modeli obucheniya. Obrazovanie i vospitanie. 2016; 2: 62 - 64.
3. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. osnovy realizacii sistemy dual'nogo obucheniya v professional'noj podgotovke studentov organizacij vysshego obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 110 - 112.
4. Integraciya gumanitarnoj i professional'noj podgotovki v srednej professional'noj shkole: teoretiko-metodicheskie podhody. Kazan': ISSO RAO, 1997.
5. Haritonova N.D. Dual'naya sistema obrazovaniya v vysshej shkole: 'effektivnost' vnedreniya. 'Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2017; 3: 15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28889620
6. Tereschenkova E.V. Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki specialistov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2014; 4: 41 - 45.
Статья поступила в редакцию 17.01.18