Научная статья на тему 'Взаимосвязь творческого потенциала личности и отдельных компонентов её Я-концепции'

Взаимосвязь творческого потенциала личности и отдельных компонентов её Я-концепции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ОТКРЫТОСТЬ / OPENNESS / СААМОРУКОВОДСТВО / САМОУВЕРЕННОСТЬ / SELF-CONFIDENCE / САМОЦЕННОСТЬ / SELF-WORTH / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / SELF-LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омарова М.К.

Статья посвящена изучению проблемы творческого потенциала личности. Подчёркивается важность его развития на этапе обучения в вузе, поскольку подразумевает высокий уровень творческого мышления профессиональная компетентность специалиста. Проблема изучаетсятакими науками, как философия, психология, педагогика. Несмотря на различные подходы к определению данного феномена, все исследователи единодушны во мнении, что критерием творчества является не результат, а характеристики, процессы, способные активизировать творческую деятельность. При этом отмечается что только целенаправленное обучение и воспитание, помимо существующих от природы творческих способностей, могут обеспечить их развитие. В числе факторов, оказывающих значительное влияние на развитие творческого потенциала, рассматриваются отдельные компоненты Я-концепция личности. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязей между показателями и уровнями развития творческого потенциала и структурными характеристиками Я-концепции личности. Выявлено наличие корреляционных связей между открытостью, самоуверенностью, самоценностью, интересом к своему Я и показателями личностной креативности и творческого потенциала. Установлено, что творческий потенциал личности наиболее тесно связан с уверенностью в себе, самоценностью и саморуководством, т. е. чем в большей степени личность уверена в себе, тем более она открыта и готова к развитию своего творческого потенциала. Также сделаны выводы о том, что чем устойчивее представление личности о том, что ее характер, личность и деятельность способны вызывать у других симпатию, одобрение, понимание и уважение, тем выше её творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of creative potential of a person and individual components of his self-concept

The article is dedicated to the study of the problem of person's creative potential. The importance of its development during the studying at the Institution of higher education is underlined because the high level of creative thinking is a part of specialist's professional competence. The fields of science such as philosophy, psychology, pedagogy study this problem. Though there are different approaches to determining this phenomenon, all researchers are united in the opinion that the criterion of creativity isn't a result, but characteristics, processes that are able to activate creative activity. It is also noticed that only purposeful education and upbringing in addition to the congenital capacity to creative activity can lead to the development of the congenital creative capacities. Different components of I-conception are considered to be one of the factors to influence the development of the creative potential. The article has the analysis of empirical research's results, the main purpose of what was to study the correlations between indexes and levels of creative potential's development and structural characteristics of I-conception. The correlations between openness, overconfidence, self-worth, interest to personal I and the indexes of the personal creativity and creative potential were found. As it was defined the person's creative potential is highly correlated with personal confidence, self-worth, and self-leadership. It means that person with high level of confidence is more opened and ready to the development of creative potential. There was also made the conclusions that person tends to have higher creative potential because of the strong notion that his character, person, activity are socially approvable and evoke sympathy and respect.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь творческого потенциала личности и отдельных компонентов её Я-концепции»

УДК 159.923

DOI 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-93-100 М.К. Омарова

Взаимосвязь творческого потенциала личности и отдельных компонентов её

Я-концепции

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. 1'аджиева, 43а; makaom@mail.ru

Статья посвящена изучению проблемы творческого потенциала личности. Подчёркивается важность его развития на этапе обучения в вузе, поскольку подразумевает высокий уровень творческого мышления профессиональная компетентность специалиста. Проблема изучаетсятакими науками, как философия, психология, педагогика. Несмотря на различные подходы к определению данного феномена, все исследователи единодушны во мнении, что критерием творчества является не результат, а характеристики, процессы, способные активизировать творческую деятельность. При этом отмечается что только целенаправленное обучение и воспитание, помимо существующих от природы творческих способностей, могут обеспечить их развитие. В числе факторов, оказывающих значительное влияние на развитие творческого потенциала, рассматриваются отдельные компоненты Я-концепция личности. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязей между показателями и уровнями развития творческого потенциала и структурными характеристиками Я-концепции личности. Выявлено наличие корреляционных связей между открытостью, самоуверенностью, самоценностью, интересом к своему Я и показателями личностной

креативности и творческого потенциала. Установлено, что творческий потенциал личности наиболее тесно связан с уверенностью в себе, самоценностью и саморуководством, т. е. чем в большей степени личность уверена в себе, тем более она открыта и готова к развитию своего творческого потенциала. Также сделаны выводы о том, что чем устойчивее представление личности о том, что ее характер, личность и деятельность способны вызывать у других симпатию, одобрение, понимание и уважение, тем выше её творческий потенциал.

Ключевые слова: Я-концепция, самоотношение, открытость, сааморуководство, самоуверенность, самоценность, творческий потенциал, креативность.

Проблема развития творческого потенциала студентов в процессе учебной деятельности является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке, так как существующая ситуация на рынке труда диктует насущную потребность в подготовке творчески мыслящих специалистов с высшим образованием. В вузе развитие творческого потенциала студентов может происходить в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Высокий уровень творческого мышления входит, по нашему мнению, в понятие профессиональной компетентности современного специалиста, а ее основы закладываются уже на начальном этапе обучения в вузе. Кроме того, творчество в значительной степени повышает мотивацию учебной деятельности [1], создает позитивный эмоциональный настрой на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе студентов

[2]. Домашние и аудиторные задания творческого характера способствуют развитию креативности обучаемых.

Творческий потенциал как феномен стал предметом изучения в начале XX века. В 60-80-е годы отдельные аспекты данного феномена изучались в рамках философии. Так, Каган М.С. рассматривает творческий потенциал как одну из структурных характеристик личности. Творческий потенциал личности определяется приобретенными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда, социально-организаторской и революционно-критической деятельности [3].

Проведены исследования творческого потенциала в психологии (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). Творческий потенциал представлял интерес для многих педагогов (Т.Д. Браже, JI.A. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробовская, А.И. Санникова и др.). Разработке проблемы творческих способностей личности в различных образовательных системах посвятили свои исследования З.А. Агеева, Г.С. Альтшуллер, Ф.В. Андреев, И.В. Верткин, Р.Т. Гаре-ев, А.Д. Герасимова, Л.А. Григорович, В.А. Гузенков, И.К. Кайнов, Л.Я. Рубина, Л. А. Степанова и многие другие [4].

Творческий потенциал (по Л. А. Даринской) - это сложное интегральное качество, которое включает в себя следующие компоненты: 1) природно-генетический; 2) социально-личностный; 3) логический, которые в совокупности представляют собой знания, умения, способности, а также стремления личности к разного рода преобразованиям в соответствии с нормами морали и нравственности. Л.А. Даринская отмечает, что творческий потенциал учащегося характеризуется стремлением к самореализации, способностью к самовыражению, творческой активностью в учебной деятельности, рефлексией собственных действий, ориентацией на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [5].

Ученые предлагают множество различных определений феномена «творческий потенциал», но они едины во мнении, что способность к творчеству - это способность к созданию нового и оригинального. Критерием творчества является не результат, а характеристики, процессы, способные активизировать творческую деятельность [6]. Только целенаправленное обучение, воспитание, помимо существующей от природы способности к творческой деятельности, способны обеспечить развитие заложенных творческих способностей [7].

На развитие творческого потенциала оказывают влияние разнообразные факторы. Одним из таких факторов, на наш взгляд, является самосознание личности [8]. А именно такие его компоненты, как уверенность в себе и самоотношение.

Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи между структурными компонентами Я-концепции и творческим потенциалом личности. Мы предположили, что между данными явлениями существует устойчивая связь.

Методы и методики исследования: анализ психологической литературы, синтез, обобщение - теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования - практические методы исследования.

Для получения эмпирических данных нами были использованы следующие методики: Методика исследования самоотношения (МИС) (Столин В.В., Пантелеев С.Р.); Тест уверенности в себе (тест Райдаса); Методика диагностики личностной креативности (ДЛК), Ф. Вильяме (адаптация Е.Е. Туник); Диагностика уровня творческого потенциала личности.

Эмпирическую базу исследования составили студенты факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета. Всего в диагностике приняло участие 40 студенток в возрасте 18-22 лет.

Для изучения взаимосвязей между показателями творческого потенциала и отдельными компонентами Я-концепции личности нами был проведен корреляционный анализ. Применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В первую очередь был вычислен показатель связи между творческим потенциалом и шкалами опросника МИС. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Коэффициенты корреляции между показателем творческого потенциала и компонентами самоотношения личности

Шкалы опросника МИС Уровень творческого потенциала

Открытость 0,361923

Самоуверенность 0,521536

Саморуководство 0,361923

Отраженное самоотношение 0,392777

Самоценность 0,489699

Самопринятие -0,066365

Самопривязанность 0,198086

Внутренняя конфликтность -0,239621

Самообвинение -0,173717

р<0,05

Как видно из таблицы 1, полученных нами значимых показателей связи между компонентами самоотношения и творческим потенциалом личности немного. Так, уровень творческого потенциала связан с самоуверенностью (г = 0,521536). Более высокому уровню уверенности в себе соответствует более высокий уровень творческого потенциала. Наличие данной корреляции не вызывает удивления, поскольку уверенность в себе рассматривается большинством исследователей проблемы творческого потенциала как необходимое качество, присущее личности с высоким уровнем его развития [3]. Самими авторами методики МИС указывается, что фактор самоуверенности связан с социальной смелостью и отсутствием внутренней напряженности, с хорошей социальной приспособленностью, отрицанием проблем, депрессивных состояний и аутичности, а также с внутренним локусом контроля, преимущественно в сфере достижений.

Второй значимый показатель - коэффициент корреляции между уровнем творческого потенциала и таким компонентом самоотношения, как самоценность (г = 0,489699). То есть чем сильнее ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других, тем выше творческий потенциал личности.

Далее нами были вычислены коэффициенты корреляции между шкалами опросника самоотношения (МИС) и опросника диагностики личностной креативности (ДЛК). Результаты корреляционного анализа отражены в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между показателями личностной креативности и компонентами самоотношения личности

Шкалы опросника МИС Шкалы опросника личностной креативности

Склонность к риску Любознательность Сложность Воображение Общий уровень креативности

Открытость 0,062772 0,436369 0,401521 0,302961 0,498895

Самоуверенность 0,223381 0,430176 0,465647 0,473275 0,559896

Саморуководство 0,062772 0,436369 0,401521 0,302961 0,498895

Отраженное самоотношение 0,247235 0,269283 0,413293 0,205003 0,501848

Самоценность 0,471546 0,363405 0,277957 0,109926 0,329918

р<0,05

Общий уровень креативности взаимосвязан с такими компонентами в структуре самоотношения личности, как открытость (г = 0,498895), самоуверенность (г = 0,559896), саморуководство (г = 0,498895) и отраженное самоотношение (г = 0,501848). Личность, способная к глубокой осознанности своего Я, уверенная в своих силах, признающая свое Я ответственным за все, что с ней происходит, отличается более высоким уровнем креативности и творческим отношением к жизненным ситуациям. Чем устойчивее представление личности о том, что ее характер, личность и деятельность способны вызывать у других симпатию, одобрение, понимание и уважение, тем выше её творческий потенциал.

В структуре личностной креативности с самоуверенностью связаны почти все компоненты: любознательность (г = 0,430176), сложность (г = 0,445647) и воображение (г = 0,473275).

Поскольку фактор самоуверенности, по словам авторов методики, связан с отсутствием внутренней напряженности, с хорошей адаптивностью, оптимистич-ностью, отсутствием депрессивности и уходов «в себя», смелостью в установлении социальных контактов, интернальностью в сфере достижений, то нетрудно представить себе человека как субъекта с выраженным интересом к устройству мира и различным наполняющим его объектам. Такая личность всегда ищет новые пути решения различных задач, интересуется чтением. Кроме того, любит са-

ма придумывать рассказы о тех местах, где никогда не бывала, не перестаёт удивляться по поводу разных идей и событий. Также её отличает стремление к самостоятельному познанию, настойчивость в достижении цели, любовь к сложным задачам и вещам вообще.

Любознательность (г = 0,436369) и сложность (г = 0,401521) как показатели креативной личности достаточно устойчиво связаны с таким компонентом самоотношения, как открытость. Следовательно, индивид, проявляющий любознательность и интерес к окружающему его миру, проявляет такой же высокий интерес и любознательность к своему внутреннему «Я», изучает себя и проявляет креативный подход к решению собственных внутренних проблем.

Любознательность взаимосвязана и с саморуководством (г = 0,436369). Из этого можно предположить, что чем лучше субъект осознаёт, что источником его активности и результатов деятельности является он сам, понимает, что сам регулирует проявление своих эмоций и волевых усилий, тем с большим интересом он относится к жизни.

Ещё один значимый показатель связи между креативностью и самоотношением был выявлен в ходе нашего исследования. Фактор самоценности связан со склонностью к риску (г = 0,471546). Личность, высоко оценивающая своё Я, уверенная в способности вызывать в других глубокие чувства, осознающая ценность своего духовного мира для окружающих, может отличаться склонностью к риску, которая проявляется в отстаивании субъектом своих идей без внимания на реакцию других. То есть, чем сильнее индивид ощущает свою ценность как личности для кого-то, в том числе и для себя, тем смелее он в своих действиях, пусть даже с пониманием возможной ошибочности выбора или даже провала.

Как отмечает в своей статье Петров К.В., «высокий уровень развития творческого потенциала личности проявляется в таких качествах, как высокая и сильная учебно-познавательная мотивация, мотивация к саморазвитию и мотивация к творчеству, сопряженная с готовностью к неудаче; высокий уровень развития общих способностей» [9].

Результаты нашего исследования хорошо соотносятся с пониманием творческого потенциала Кравчук П.Ф. Данный автор определяет структуру творческого потенциала личности следующим образом:

- творчески-познавательное и практически-преобразующее отношение к реальной действительности (существующий мир может быть и иным);

- готовность к изменениям, к отказу от привычных форм и методов работы;

- открытость к восприятию различных точек зрения, новых идей, самостоятельное их генерирование;

- стремление к получению и поиску новых знаний и умение применять их в других условиях, ситуациях, отношениях;

- потребность в совершенствовании профессиональных качеств, компетентности;

- готовность к экспериментам, к смене профессии, содержания и характера деятельности [10].

Для сравнения уровня развития отдельных компонентов Я-концепции у испытуемых с высокими и низкими значениями по шкале «общий уровень креатив-

ности» методики «Диагностика личностной креативности» нами был применен непараметрический критерий Ц-Манна-Уитни для независимых групп. Данный критерий был выбран в связи с тем, что респондентов с высокими и низкими значениями в нашей группе испытуемых было недостаточно для применения параметрической статистики. Результаты данного анализа отражены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнение значений по шкалам методики МИС в группах с высокими и низкими показателями по шкале «общий уровень креативности» методики ДЛК

Шкалы опросника МИС Сум. ранг Высокий уровень ОУК Сум. ранг Низкий уровень ОУК и ъ р-уров. N ву N ну

Открытость 34,50000 10,50000 0,50000 2,327015 0,019965 10 9

Самоуверенность 33,50000 11,50000 1,50000 2,082066 0,037337 10 9

Саморуководство 34,50000 10,50000 0,50000 2,327015 0,019965 10 9

р<0,05

ОУК- общий уровень креативности; ву - высокий уровень; ну — низкий уровень.

Значимые различия в группах с высоким и низким уровнем личностной креативности выявлены по трем характеристикам самоотношения: открытость, самоуверенность и саморуководство. У студентов с высоким уровнем личностной креативности показатели открытости, самоуверенности и саморуководства значимо выше, чем у студентов с низким уровнем.

Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Уровень творческого потенциала связан с самоуверенностью: более высокому уровню уверенности в себе соответствует более высокий уровень творческого потенциала.

2. Чем сильнее ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других, тем выше творческий потенциал личности.

3. Личность, способная к глубокой осознанности своего Я, уверенная в своих силах, признающая свое Я ответственным за все, что с ней происходит, отличается более высоким уровнем креативности и творческим отношением к жизненным ситуациям.

4. Чем устойчивее представление личности о том, что ее характер, личность и деятельность способны вызывать у других симпатию, одобрение, понимание и уважение, тем выше её творческий потенциал.

5. Индивид, проявляющий любознательность и интерес к окружающему его миру, проявляет такой же высокий интерес и любознательность в отношении к своему внутреннему «Я», изучает себя и проявляет креативный подход к решению собственных внутренних проблем.

6. Чем сильнее индивид ощущает свою ценность как личности для кого-то, в том числе и для себя, тем смелее он в своих действиях, пусть даже с пониманием возможной ошибочности выбора или даже провала.

7. Студенты с высоким уровнем личностной креативности отличаются от студентов с низким уровнем данного качества более высокими значениями по шкалам открытости, самоуверенности и саморуководства.

Литература

1. Азатян С. А., Романенко О.С., Степичев П. А. Опыт развития творческого потенциала школьников на занятии иностранным языком // Современные гуманитарные исследования. - 2012. - № 3.

2. Ильиных С.А. Творческий потенциал личности: определение феномена и условия его развития // DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL EVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A PERSON AND SOCIETY F A PERSON AND SOCIETY. Materials of the II international scientific conference on January 17-18, 2014, Prague. - P. 8-12.

3. Каган M.C. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.,

1974.

4. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. -84 с.

5. Даринская JJ.A. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2005. - 293 с.

6. Анисимов О.С. Мышление: сущность и развитие. -М., 2012.

7. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 25-27.

8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

9. Петров КВ. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 181-184.

10. Кравчук П.Ф. Особенности формирования инновационного потенциала студента//Ректор вуза. -2012.-№ 8.-С. 34-39.

Поступила в редакцию 1 марта 2017 г.

UDC 159.923

DOI 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-93-100

Interconnection of creative potential of a person and individual components

of his self-concept

M.K. Omarova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; makaom@mail. ru

The article is dedicated to the study of the problem of person's creative potential. The importance of its development during the studying at the Institution of higher education is underlined because the high level of creative thinking is a part of specialist's professional competence.

Вестник Дагестанского государственного университета. 99

Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. Том 32. Вып. 1

The fields of science such as philosophy, psychology, pedagogy study this problem. Though there are different approaches to determining this phenomenon, all researchers are united in the opinion that the criterion of creativity isn't a result, but characteristics, processes that are able to activate creative activity. It is also noticed that only purposeful education and upbringing in addition to the congenital capacity to creative activity can lead to the development of the congenital creative capacities. Different components of I-conception are considered to be one of the factors to influence the development of the creative potential. The article has the analysis of empirical research's results, the main purpose of what was to study the correlations between indexes and levels of creative potential's development and structural characteristics of I-conception. The correlations between openness, overconfidence, self-worth, interest to personal I and the indexes of the personal creativity and creative potential were found. As it was defined the person's creative potential is highly correlated with personal confidence, self-worth, and self-leadership. It means that person with high level of confidence is more opened and ready to the development of creative potential. There was also made the conclusions that person tends to have higher creative potential because of the strong notion that his character, person, activity are socially ap-provable and evoke sympathy and respect.

Keywords: self-concept, self-attitude, openness, self-leadership, self-confidence, self-worth, creativity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 1 March, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.