Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ (ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ) Едиханова ЮлияМансуровна'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ (ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ) Едиханова ЮлияМансуровна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая одаренность / психолого-педагогические классы / интеллектуальные способности / речевые способности / развитие / обучающиеся / стратегия / тактики / pedagogical giftedness / psychological and pedagogical classes / intellectual abilities / speech abilities / development / students / strategy / tactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна

В статье представлено описание стратегии и тактик развития ранней педагогической одаренности у обучающиеся психолого-педагогических классов. Рассмотрено понятие ранней педагогической одаренности. Описаны основне методологические подходы, принципы и тактики развития педагогической одаренности школьников. Стратегия включает в себя поэтапное формирование педагогической одаренности с использованием допрофессиональных проб. Стратегия частично реализовывалась через внедрение элективного курса «Психология педагогических способностей». Подробно представлено описание разделов курса по развитию интеллектуальных и речевых способностей. Обозначены цели данных разделов, структурные компоненты уроков (занятий): вводная часть, теоретическая часть в виде мини-лекции, практическая часть (решение практико-ориентированных заданий), обсуждение результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes strategies and tactics for the development of early pedagogical giftedness among students of psychological and pedagogical classes. The concept of early pedagogical giftedness is considered. The basic methodological approaches, principles and tactics of the development of pedagogical giftedness of schoolchildren are described. The strategy includes the gradual formation of pedagogical giftedness using pre-professional tests. The strategy was partially implemented through the introduction of an elective course "Psychology of pedagogical abilities". The description of the sections of the course on the development of intellectual and speech abilities is presented in detail. The objectives of these sections, the structural components of the lessons (classes) are outlined: the introductory part, the theoretical part in the form of a mini-lecture, the practical part (solving practice-oriented tasks), discussion of the results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ (ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ) Едиханова ЮлияМансуровна»

Аннотация. Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Физическая культура - это не только мышечные упражнения, освоение гигиенических навыков, но и культура чувств, внимания, воли, красоты, характера. Выделение физического воспитания в особую отрасль диктуется исключительно педагогическими соображениями и особыми методами воздействия на телесные силы ребенка с целью его укрепления. Это связано с укреплением и повышением работоспособности всего организма. Физическое воспитание в широком смысле слова должно охватить все стороны детской жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. The principles of physical education, in accordance with which the laws, rules and requirements imposed on the educator are formed, determine his activities for the comprehensive physical preparation of the child for the future life, the disclosure of his vital forces, harmonious development. In physical education, along with general pedagogical didactic principles (consciousness and activity, visibility, accessibility, etc.), there are special ones that express specific patterns of physical education. The purpose of education of preschoolers in the field of physical culture is to form a healthy, cheerful, physically developed child who has knowledge about physical culture available to his age and who has a desire to engage in physical exercises. Physical education - this is not only muscle exercises, the development of hygiene skills, but also the culture of feelings, attention, will, beauty, character. The allocation of physical education into a special branch is dictated solely by pedagogical considerations and special methods of influencing the child's bodily strength in order to strengthen it. This is due to the strengthening and improvement of the working capacity of the whole organism. Physical education in the broadest sense of the word should cover all aspects of children's life.

Keywords: physical education, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Неъматов, Б.И. Основные формы организации физического воспитания в детском саду / Б.И. Неъматов // The Newman in Foreign policy. - 2019. - №47 (91). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-organizatsii-fizicheskogo-vospitaniya-v-detskom-sadu

УДК 373.66

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ (ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ)

Едиханова ЮлияМансуровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогическийуниверситет» (г. Шадринск);

Спицына Оксана Александровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогическийуниверситет» (г. Шадринск)

Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Стратегии и тактики развития педагогической одарённости старшеклассников»№ 073-00022-23-02 от 31.07.2023 г.

Постановка проблемы. Основной задачей государственной политики в области образования является ранее выявление и сопровождение развития педагогически одаренных школьников, оказание поддержки обучающимся, являющимися возможными будущими студентами педагогических вузов, планирующим осваивать сферу педагогической деятельности. Для решения обозначенной задачи была сформирована сеть профильных психолого-педагогических классов, имеющих целью выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению, интеграцию педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе. В настоящее время остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения педагогически одаренных школьников.

В отечественных исследованиях педагогическая одаренность рассматривается в двух ракурсах: как проявление высокого уровня развития педагогических способностей (H.A. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, Д.В. Ушаков) и как предпосылка развития педагогических способностей в деятельности (Е.Ю. Илалтдинова, Г.И. Руденко, Т.М. Хрусталева), при этом исследователи сходятся во мнении, что педагогическая одаренность складывается из сложного взаимодействия универсальных и специальных компонентов.

Ранняя педагогическая одаренность представляет собой совокупность общих и специальных способностей школьника, составляющих потенциал его психического развития, благоприятных для педагогического труда и являющуюся предпосылкой развития способностей более высокого уровня - педагогических способностей и педагогического мастерства. Педагогическая одаренность формируется в педагогическое мастерство и педагогический талант в процессе реализации педагогической деятельности. Разработанная нами структура ранней педагогической одаренности включает универсальные и специальные компоненты. Универсальные компоненты предполагают высокий или выше среднего уровень интеллектуальных и творческих способностей ребенка, которые позволяют ему успешно справляться с решением учебных задач различной степени сложности и вариативности, в частности задач, требующих нестандартного решения. Специальные компоненты проявляются в высоком или выше среднего уровне способностей к социальному взаимодействию, который создает возможности достижения успеха в сфере общения за счет высокоразвитых коммуникативных и организаторских склонностей, а также речевых способностей. Нами также предложен третий компонент педагогической одаренности -личностный потенциал, которые предполагает высокий уровень развитости личностных свойств и состояний, благоприятствующих педагогической деятельности, а также стойкий интерес к педагогике и психологии.

Изложение основного материала исследования. Развитие ранней педагогической одаренности - это системный, целенаправленный и планомерный процесс создания психолого-педагогических условий для раскрытия личностного,

интеллектуального, творческого, лидерского и речевого потенциалов старшеклассников, необходимых для успешной профессиональной деятельности будущих педагогов.

Развитие одаренности ребенка обеспечивается своевременным раскрытием его потенциала. Актуализация развития педагогической одаренности школьника через включение в работу психолого-педагогических классов создаст возможности для проявления интеллектуальных, речевых, творческих, лидерских способностей, а также развития личностных качеств как фактора самореализации в социуме.

Развитие потенциала педагогической одаренности школьников осуществляется с опорой на разнообразные методологические подходы и принципы. Стратегия развития ранней педагогической одаренности построена на социокультурном, феноменологическом, аксиологическом, личностно-ориентированном и деятельностном подходах. Кроме этого, учитывались ряд принципов организации развивающей деятельности: деятельностный принцип, принцип развития, учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, принцип привлечения ближайшего социального окружения, принцип усложнения, активности и инициативности.

Стратегию развития педагогической одаренности старшеклассников можно представить в виде логической цепочки, которая предполагает развитие педагогического потенциала старшеклассников с опорой на индивидуальный профиль педагогической одаренности и с использованием допрофессиональных проб.

• Набор детей в психолого-педагогические классы на основе интереса к педагогике и психологии.

• Составление индивидуального профиля педагогической одаренности школьников.

• Ведение элективного курса "Психология педагогических способностей.

• Социально-педагогическая практика обучающихся.

• Подготовка обучающимися психолого-педагогических проектов.

• Оценка изменений в профиле педагогической одаренности.

При этом мы выделяем следующие тактики развития педагогической одаренности: субъективизация, предполагающая активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности; индивидуализация, имеющая в виду использование индивидуального профиля педагогической одаренности при внедрении элективного курса; проблематизация, которая предполагает постановку перед школьниками психолого-педагогических проблем, которые они под руководством наставника решают; горизонтальное обогащение, направленное на расширение знаний в области педагогических способностей при котором педагогически одаренный школьник не продвигается быстрее в изучении материала, а получает большие возможности развития мышления, креативности, лидерских навыков и личностных качеств.

На первом этапе проводилась диагностика выраженности универсальных и специальных компонентов педагогической одаренности у обучающихся психолого-педагогических классов.

Ранняя педагогическая одаренность проявляется и развивается в процессе психолого-педагогических проб, как желание и способность осуществлять активность в творческом поиске, планировании, реализации самостоятельных педагогических решений. Данный этап реализовывался через внедрение элективного курса «Психология педагогических способностей». Целью курса было формирование знаний о педагогических способностях, а также развитие интеллектуального, творческого, речевого, лидерского и личностного потенциалов. Курс включает в себя шесть разделов, согласно модели ранней педагогической одаренности, включающую универсальные и специальные компоненты педагогической одаренности: педагогические способности педагога, интеллектуальные способности педагога, креативность педагога, речевые способности и лидерские качества педагога, а также раздел, посвященный личности педагога. Каждый раздел включает в себя ряд уроков (коррекционно-развивающих занятий), которые имеют основную и вариативную части. Основной урок (занятие) состоит из теоретической части, в которой рассматриваются психологические особенности изучаемого компонента педагогической одаренности (темы урока, занятия), и практической части, которая включает в себя множество практико-ориентированных приемов и техник для развития определенного компонента педагогической одаренности, например, анализ педагогических ситуаций, проектирование урока и ситуаций общения, заполнение дневника педагогических способностей, решение кейсов, проектирование внеклассных мероприятий, игр с детьми, лагерных смен, ролевые, деловые, имитационные игры, диспуты, дискуссии, анализ фильмов и литературных произведений. В вариативной части представлены дополнительные материалы, которые могут быть использованы педагогом или педагогом-психологом для организации учебного процесса в рамках элективного курса.

Подробнее можно привести в пример описание раздела «Интеллектуальные способности педагога», ориентированного на формирование знаний и представлений об интеллекте, интеллектуальных способностях, мышлении как компоненте интеллектуальной деятельности. Каждый урок имеет логическую структуру, соответствующую правилам разработки коррекционно-развивающих занятий: вводная часть, основная часть, рефлексия и обсуждение.

В водной части предложены упражнения-разминки для активизации познавательной активности школьников, создания благоприятного настроя на работу, аккумулирование сосредоточенности и направленности внимания на предстоящую деятельность.

Основная часть урока (занятия) также структурирована и имеет теоретическую и практическую составляющие. В теоретической части каждого урока рассматривается какая-либо проблема, связанная с изучаемым разделом. Например, в курс были включены теоретические обзоры таких вопросов, как: интеллект и его виды, интеллектуальные способности, конвергентные и дивергентные способности, обучаемость и познавательные стили, интеллектуальные способности педагога и формы их проявления, проблема мышления и особенности мыслительной деятельности, виды мышления, педагогическое мышление и его особенности, критичность мышления в педагогической деятельности, педагогическая рефлексия.

Практическая часть урока (занятия) подразумевала решение педагогических задач и ситуаций. Целями практической части были: развитие навыков анализа педагогической ситуации, обучение выделению причинно-следственных связей, планированию решения поступка; развитие дивергентного мышления, когнитивной сложности, гибкости мышления, актуализация стремления видеть новые варианты; развитие умения критически оценивать позиции участников образовательных отношений; развитие навыков самоконтроля и самооценивания в педагогической ситуации, развитие способности морально стимулировать учебную активность детей. Для решения задач предлагается использовать алгоритм последовательных действий: оценка ситуации - решение - прогнозирование. Оценка: необходимо оценить и описать, что происходит между субъектами взаимодействия, исходя из норм педагогического общения. Указать причины возникновения проблемной ситуации. Прогнозирование: необходимо предположить, что будет происходить дальше, если проблемная ситуация не будет решена или будет проигнорирована педагогом и пойдет на самотек. Решение: какие возможны пути решения проблемной ситуации, какие эффективные стратегии поведения можно предложить в каждом конкретном случае. Решая задачу, нужно прийти к групповому решению и зафиксировать найденные альтернативные варианты.

Завершало урок групповое обсуждение и рефлексия, ассимиляция полученного опыта, интеграция полученных знаний и способностей в реальную педагогическую деятельность в рамках социально-педагогической практики.

Раздел «Речевые способности» ориентирован на формирование знаний и представлений о речи, вербальных способностях, условиях развития речевого компонента педагогических способностей. Каждый урок представлен единообразной структурой, в соответствии с логикой правил разработки коррекционно-развивающих занятий: вводная часть, основная часть, рефлексия и обсуждение. Вводная часть представлена упражнениями для разминки активизирующими активность и работоспособность школьников, одновременно настраивая участников на позитивную волну и желание получать новые знания умения и навыки, необходимые для формирования грамотной и красивой речи, и публичного выступления. Основная часть элективного занятия представлена мини лекцией на рассматриваемую на уроке тему. Таким образом, учащимся были даны теоретические знания по следующим вопросам: о важности голоса и речи в формировании речевых способностей, о навыках правильного речевого поведения, о том, что такое ораторское искусство, о грамотном владении жестами, об умении ясно излагать свои мысли, о приемах оптимизации звучания голоса, о правилах работы с текстом и речью.

Практическая часть урока (занятия) содержала упражнения на работу с голосом и речью учащихся. Целями практической части были: развитие навыков правильного речевого поведения, обучению распознаванию невербальных сигналов от слушателей, умению пользоваться жестами, правилам работы с трибуны. В процессе работы в этой части занятия предусматривались в том числе и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, логики, скорости мыслительных процессов.

Завершающим упражнением группа подводила итог занятию, школьники осмысливали пройденный материал, свои успехи и перспективы внедрения новых знаний, умений и навыков, направленных на осознанное формирование речевых способностей.

Следующий этап работы с педагогически одаренными детьми (обучающимися психолого-педагогических классов) это организация и прохождение социально-педагогической практики обучающихся. Эта деятельность направлена на формирование надпрофессиональных (лидерских и речевых навыков, личностных качеств и креативности) навыков и качеств непосредственно в рамках профессиональных проб, с целью упрочнить и закрепить те компетенции, которые они усвоили на элективном курсе. Практиканты под руководством наставника включаются в активное взаимодействие с детьми разных возрастов, организуя их поведение и деятельность. Такая практика организуется для педагогически одаренных школьников как профессиональные пробы в педагогической деятельности с помощью различных форм.

Подготовка обучающимися психолого-педагогических проектов является завершающим этапом активной развивающей работы с дети и направлена на развитие всей совокупности компонентов педагогической одаренности через участие школьников в проектной деятельности.

Далее проводится повторная психодиагностика уровней выраженности универсальных и специальных компонентов педагогической одаренности.

Выводы. Таким образом, сопровождение ранней педагогической одаренности, в частности интеллектуальных и речевых способностей, возможно в виде организации профессиональных проб, с погружением в профессиональную деятельность и развитием надпрофессиональных качеств у обучающихся психолого-педагогических классов.

Аннотация. В статье представлено описание стратегии и тактик развития ранней педагогической одаренности у обучающиеся психолого-педагогических классов. Рассмотрено понятие ранней педагогической одаренности. Описаны основне методологические подходы, принципы и тактики развития педагогической одаренности школьников. Стратегия включает в себя поэтапное формирование педагогической одаренности с использованием допрофессиональных проб. Стратегия частично реализовывалась через внедрение элективного курса «Психология педагогических способностей». Подробно представлено описание разделов курса по развитию интеллектуальных и речевых способностей. Обозначены цели данных разделов, структурные компоненты уроков (занятий): вводная часть, теоретическая часть в виде мини-лекции, практическая часть (решение практико-ориентированных заданий), обсуждение результатов.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, психолого-педагогические классы, интеллектуальные способности, речевые способности, развитие, обучающиеся, стратегия, тактики.

Annotation. The article describes strategies and tactics for the development of early pedagogical giftedness among students of psychological and pedagogical classes. The concept of early pedagogical giftedness is considered. The basic methodological approaches, principles and tactics of the development of pedagogical giftedness of schoolchildren are described. The strategy includes the gradual formation of pedagogical giftedness using pre-professional tests. The strategy was partially implemented through the introduction of an elective course "Psychology of pedagogical abilities". The description of the sections of the course on the development of intellectual and speech abilities is presented in detail. The objectives of these sections, the structural components of the lessons (classes) are outlined: the introductory part, the theoretical part in the form of a mini-lecture, the practical part (solving practice-oriented tasks), discussion of the results.

Key words: pedagogical giftedness, psychological and pedagogical classes, intellectual abilities, speech abilities, development, students, strategy, tactics.

Литература:

1. Едиханова, Ю.М. Возможности нейропсихологического подхода в развитии интеллекта как компонента педагогической одаренности школьников / Ю.М. Едиханова, О.А. Спицына // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 3. - С. 259-263

2. Пономарева, Л.И. Проблема педагогической одаренности: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав / Л.И. Пономарева [и др.]. // Перспективы науки и образования. - 2022. -№ 6 (60) - С. 367-384

3. Ранняя педагогическая одаренность: монография / Л.И. Пономарёва, Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии; отв. ред. Е.А. Шерешкова. -Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга, 2022. -228 с.

4. Ранняя педагогическая одарённость обучающихся: инструменты выявления и сопровождения: Учеб.-метод. пособие Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, каф. психологии развития и пед. психологии; отв. ред. Е.А. Шерешкова. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга, 2022. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.