Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального предпринимательства в РФ'

Развитие интеллектуального предпринимательства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / САЙТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Н.С.

В статье представлен обзор этапов интеграции предпринимательских структур РФ в цифровую экономику начиная с середины 1990-х годов. Начальным этапом интеграции рассматривается переход к использованию электронной почты как базового средства письменных коммуникаций. Следующим этапом интеграции является формирование первых вариантов сайтов в их достаточно примитивной, с позиций современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, версии, рассматриваемой как с точки зрения объемов и способов предоставления информации, так и позиций формы сайта, его структуры и дизайна. Далее в статье рассматривается развитие цифрового контента, а также форм и способов его использования, включая активное пользование социальными сетями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального предпринимательства в РФ»

Развитие интеллектуального предпринимательства в РФ

см из £

Б

а

2 ©

Мрочковский Николай Сергеевич,

заведующий базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных про6 грамм «Капитаны» ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

В статье представлен обзор этапов интеграции предпринимательских структур РФ в цифровую экономику начиная с середины 1990-х годов. Начальным этапом интеграции рассматривается переход к использованию электронной почты как базового средства письменных коммуникаций.

Следующим этапом интеграции является формирование первых вариантов сайтов в их достаточно примитивной, с позиций современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, версии, рассматриваемой как с точки зрения объемов и способов предоставления информации, так и позиций формы сайта, его структуры и дизайна. Далее в статье рассматривается развитие цифрового контента, а также форм и способов его использования, включая активное пользование социальными сетями.

Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, развитие интеллектуального предпринимательства, социальные сети, сайты.

Интеграция субъектов интеллектуального предпринимательства Российской Федерации в цифровую экономику началась с середины 1990 г.г., с появления и распространения локальных и глобальной компьютерных сетей и интенсивного развития информационных технологий в целом. При этом в различных отраслях и сферах предпринимательской деятельности такого рода интеграция имела определенные особенности. Рассмотрим основные этапы такого рода эволюции на примере такой типичной отрасли интеллектуального предпринимательство, как книгоиздательский бизнес, ориентированный на тиражирование знаний, непосредственно способствующий как развитию социальных отношений экономики знаний в целом, так и цифровой экономики в частности.

Начальным этапом интеграции предпринимательских структур РФ в целом и субъектов книгоиздательского предпринимательства в частности был переход к использованию электронной почты как базового средства письменных коммуникаций, который произошел в середине 1990 гг. Следует отметить, что такого рода переход составил несколько лет ввиду как недостаточной надежности инструментария электронной почты в тот период, периодических сбоев данных коммуникационных систем, низкой степени защиты информации, передаваемой посредством подобного инструмента, так и как следствие сложности восприятия даже достаточно простых сервисов сети Интернет рядом отечественных специалистов, особенно работниками средней и пожилой возрастных групп.

Следующим этапом интеграции субъектов книгоиздательского предпринимательства в инфраструктуру цифровой экономики стало формирование первых вариантов издательских сайтов в их достаточно примитивной, с позиций современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, версии, рассматриваемой как с точки зрения объемов и способов предоставления информации, так и позиций формы сайта, его структуры и дизайна. Такого рода сайт, по сути, выполнял функцию своего рода «визитной карточки» книгоиздательской компании и размещения каталога новинок, ориентированного преимущественно на активизацию спроса со стороны мелкооптовых покупателей, т.к. розничная прямая торговля через заказы на сайте в середине и конце 1990 гг. еще отсутствовала.

Дальнейшими направлениями эволюции сайтов субъектов книгоиздательской деятельности являлись:

- качественное повышение уровня интерактивности сайтов посредством формирования гостевых книг, книг отзывов, тематических форумов (позднее были в значительной степени вытеснены тематическими группами издательств в социальных сетях, в первую очередь таких как «вКонтакте» и «Одноклассники»), регулярной организации и осуществлении онлайн-конференций с писателями;

- размещение каталогов изданий с представлением формата книг, иллюстраций, описаний, рецензий, а не только наименования и стоимости, как это имело место в более ранних версиях сайтов;

- размещение на безвозмездной основе в свободном электронном доступе старых книг постоянных авторов издательств с целью стимулирования активизации спроса на их новую продукцию;

- предоставление в свободном доступе финансовой отчетности издательств, являющихся по организационно-правовой форме акционерными обществами, что, помимо удовлетворения требований действующего законодательства, также может являться информационной основой для принятия управленческих решений потенциальных соинвесторов и кредиторов издательств.

Параллельно с конца 1990 гг. начали формироваться первые национальные сетевые специализированные интернет-магазины по продаже книг, канцелярской и смежной продукции. Пионером данного рынка являлся интернет-магазин «Озон». В настоящее время, помимо данной предпринимательской структуры, основными субъектами рынка интернет-продаж книжной продукции в РФ являются «Лабиринт», «Болеро», «Буквоед» и др.

По данным за 2017 г. доля продаж книжной продукции через специализированные интернет-магазины составила 18,0% общего объема данного отраслевого рынка, в то время как доля продаж через традиционные книжные магазины за тот же период составила в Российской Федерации 38,2% [1]. По некоторым оценкам, в среднесрочной перспективе сегмент интернет-продаж книг, как неотъемлемый динамично развивающийся элемент цифровой экономики, опередит по показателю удельного веса в

общей массе продаж книжные магазины традиционного формата.

Основные преимущества реализации книжной продукции через интернет-магазины для субъектов предпринимательства состоят в экономии условно-постоянных издержек, связанных с арендой торговых площадей на содержание магазинов, оплату услуг персонала и т.п. Кроме того, в книжных интернет-магазинах практически отсутствуют риски, связанные с товарными запасами нереализованной продукции: их незначительную часть составляют заказанные, но не оплаченные товары, что несопоставимо с объемом удельных товарных запасов традиционных сетей книготорговли.

Преференции для потребителей в части перехода на интернет-покупки книгопечатной продукции также достаточно очевидны. Они заключаются в возможности крайне существенного, несопоставимого, по сравнению с книжными магазинами, особенно не большими, ассортиментного выбора, сравнительно более низких по сравнению с традиционной книготорговлей ценах, индивидуализированной системе скидок, крайне дешевой или бесплатной доставке продукции. Так, например, в одном из наиболее динамичных отечественных книжных интернет-магазинов «Лабиринт» бесплатная доставка в специализированные пункты осуществляется со стоимости в 500 руб. и выше, а для заказов меньшей комплектности равна 20 руб., что представляет собой номинальную величину (по данным на 1.10.2018 [3]). Курьерская доставка также относительна дешева ввиду избыточного предложения на рынке курьерских услуг, сформировавшегося на данном отраслевом рынке РФ в 2015 - 2018 гг.

Вместе с тем, большинство издательств, кроме наиболее крупных, не имеют возможности формирования собственной разветвленной сети интернет-доставки ввиду сложности ее окупаемости. Этим и объясняется тесная кооперация субъектов книгоиздательского предпринимательства со специализированными книжными интернет-магазинами в рамках общего экономического потенциала цифровой экономики.

Параллельно в исследуемой сфере предпринимательской деятельности имеет место процесс развития и совершенствования сугубо цифрового товара -электронных книг. Такого рода издания, как правило, имеют цену на порядок ниже по сравнению с традиционными, бумажными аналогами. В то же время электронные книги предоставляют возможности, в

первую очередь за счет гиперссылок, параллельно с чтением знакомиться с дополнительным справочным материалом, иллюстрациями, тематическими видеофайлами. В настоящее время начинают издаваться интерактивные варианты электронных книг, книги-игры, книги-квесты и т.п. При этом определенным ограничением развития рынка электронных книг в РФ является распространенность данной продукции в нелегальном доступе.

Для периода 2015 - 2018 гг. характерной является тенденция усиления интеграции субъектов отечественного книгоиздательского предпринимательства с такой динамично развивающейся составляющей виртуального сегмента цифровой экономики, как социальные сети. В их рамках формируются системы персонализированного маркетинга для потребителей, реализуются инновационные маркетинговые акции для целевой аудитории. Кроме того, социальные сети предоставляют новые возможности в части анализа рынка и потребительских предпочтений.

Основными тенденциями дальнейшей интеграции субъектов книгоиздательского предпринимательства в цифровую экономику в обозримой перспективе могут быть:

- дальнейшее совершенствование индивидуализированного маркетинга издательств, в первую очередь на основании использования экономического потенциала социальных сетей;

- усиление интеграции книгоиздательских компаний с таким элементом цифровой экономики, как мессенджеры;

- формирование коалиционных программ лояльности субъектов книгоиздательского предпринимательства с компаниями других отраслей экономики с оперированием такого рода программ на основе современных цифровых технологий;

- дальнейшее совершенствование технологий производства и реализации электронных книг;

- совместно с Министерством информатизации и связи РФ, крупными поисковыми системами, иными субъектами виртуального сегмента цифровой экономики принципиальное решение вопроса с незаконным тиражированием электронных книг;

- интеграция книгоиздательской деятельности с современным электронным рынком криптовалют, например, посредством выхода некоторых издательств на процедуру ICO;

- использование механизма крауд-фандинга (сбора мелких пожертвований через различные ресурсы сети Интернет) для реализации книгоиздательских про-

ектов социального, в т.ч. благотворительного, характера.

Крайне динамично в 2010-2018 гг. развивается и собственно сетевой сегмент интеллектуального предпринимательства - организации, предоставляющие различные виды сервисов, так или иначе связанных с использованием возможностей социально-экономического потенциала сети Интернет. К такого рода сервисам можно отнести поисковые системы, тематические порталы, социальные сети и др. Часть такого рода ресурсов (например, социальная сеть Facebook - русскоязычный вариант) являются отечественными, адаптированными аналогами ряда мировых интернет-сервисов; часть разработаны собственно российскими субъектами интеллектуального предпринимательства.

Одним из наиболее интенсивно развивающихся вариантов такого рода предпринимательства в настоящее время являются т.н. «социальные сети». С теоретико-методологической позиции термин «социальная сеть» не представляется достаточно корректным для характеристики экономического и общественного содержания, характерного для интеллектуального предпринимательства, реализуемого в рамках Facebook, «вКонтакте» (УК), «Одноклассники» и т.п.

В современной экономической социологии социальная сеть представляет собой некоторую устойчивую систему общественных взаимодействий [4], не обязательно осуществляемых в пространстве виртуального сегмента цифровой экономики. Кроме того, понятие «социальная сеть» традиционно используется в философии, в частности в рамках теории социального познания [2]. Что же касается таких интернет-сервисов, как Facebook, вКонтакте и др., то они скорее представляют из себя виртуальные платформы децентрализованных коммуникаций физических лиц универсального назначения.

Социальные сети в целом представляют собой достаточно удобный потребительский сервис: в некотором едином, унифицированном информационном пространстве имеется возможность как индивидуальных, так и групповых коммуникаций, обмена файлами, просмотра материалов различного содержания, размещения собственных фотографий и видеозаписей и т.п. Соответственно, социальные сети оказывают сторонним организациям услуги по размещению рекламных сообщений, значительная доля которых носит персонализированный характер, тем или иным образом корреспондирует с интересами и личными дан-

©

Ю i

*

а

2 а

8

см из £

Б

а

2 ©

ными конкретных пользователей. Другим, хотя и менее значимым, источником дохода современных социальных сетей является продажа пользователям дополнительных сервисов, например, преимуществ в отдельных интернет-играх, интегрированных в структуру сети, и т.п.

Основными направлениями использования экономического потенциала социальной сети «вКонтакте» субъектами предпринимательства различного профиля являются:

а) создание собственных групп в социальной сети, привлечение в них подписчиков, как правило составляющих устойчивую клиентскую базу (для привлечения подписчиков в группы используются в т.ч. и специальные маркетинговые технологии);

б) размещение баннерной рекламы на различных страницах социальной сети;

в) стимулирование активности потребителей посредством специфическтих маркетинговых акций (например, таких как розыгрыш ценных призов за т.н. «ре-пост» - размещение на индивидуальной странице пользователя коммерчески значимой для субъекта предпринимательства информации);

г) формирование и реализация коалиционных программ бонусной потребительской лояльности;

е) использование информации в «вКонтакте» для исследования тенденций развития отраслевого рынка (как правило, осуществляется с использованием услуг специализированных аналитиков и консультантов).

Согласно укрупненной оценке, за 2010 - 2017 г.г. объем чистой прибыли данной социальной сети возрос в 9.7 раза. Вместе с тем, по нашему мнению, существуют определенные ограничения дальнейшего роста эффективности данного субъекта виртуального интеллектуального предпринимательства, а именно:

1. В данной социальной сети присутствуют огромные массивы бессодержательной, несистематизированной или даже явно лживой информации (например, спортивные «прогнозы» на договорные спортивные матчи, представляющие собой информационное «квазипредпринимательство» в чистом виде) и т.п. По сути, социальная сеть «вКонтакте» перегружена нерелевантной, бессмысленной информацией, что провоцирует своего рода негативный эффект «информационной перегрузки» у ряда пользователей. Как следствие, для периода 2017 - 2018 г.г. характерна тенденция удаления акка-

унтов в данной социальной сети у ряда пользователей, в первую очередь представителей наиболее активной части молодежи. В результате уменьшается и потенциальный сегмент сбыта предпринимательских товаров и услуг, в том числе и информационного характера.

2. Ресурсы социальной сети «вКон-такте» не вполне популярны у граждан в возрасте 45-60 лет и старше, которые также представляют собой значительный сегмент рынка сбыта потребительских товаров и услуг различного типа.

3. Запрет на использование социальных сетей в рабочее время технологически реализован в подавляющем большинстве крупных и средних компаний Российской Федерации.

4. В рассматриваемой социальной сети крайне распространены отношения интеллектуального «квазипредпринимательства», всевозможные мошеннические схемы незаконного присвоения денежных средств, системное противодействие которым в настоящее время не осуществляется.

5. В социальной сети «вКонтакте» размещены существенные массивы нелицензионной аудио- и видеопродукции в нарушение действующего законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности. Следует отметить, что технически удаление такого рода контента не представляет особых проблем, однако оно снизит посещаемость данного информационно-коммуникационного ресурса, по всей видимости, достаточно существенным образом. Бездействие в данной сфере регулирующих органов РФ, в первую очередь Роспотребнадзора, не вполне ясно.

6. Развитие ресурсов социальной сети сталкивается с рядом проблем этического характера, в результате которых ее использование является прямо опасным для ряда групп пользователей, таких, в частности, как дети и подростки, лица с неустойчивой психикой и т.п. К такого рода ресурсам относятся, например, группы выраженно националистической направленности, группы, посвященные суициду (в 2016 - 2018 г.г. администрация социальной сети пытается им противодействовать с переменной эффективностью) и пр. Неэтичным, на наш взгляд, является и сохранение в сво-добном доступе аккаунтов умерших людей с размещенных в их рамках текстовой и видеоинформации личного характера.

Таким образом, социальная сеть «вКонтакте» в современных условиях хо-

зяйствования представляет собой достаточно динамично развивающийся, но, вместе с тем, неоднозначный с социально-экономической точки зрения субъект интеллектуального предпринимательства в цифровой экономике, в значительной степени используемый в качестве площадки для осуществления «квазипредпринимательства».

Литература

1. Книжный рынок 2017: новые горизонты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/bookrinok/ knigniy-rinok/7621-knizhniy-rynok-2017-novye-gorizonty.html

2. Красиков В.И. Социальные сети русской философии XIX - XX в.в. - М.: Директ-медиа, 2017.

3. Материалы книжного интернет-магазина "Лабиринт" [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.labirint.ru (дата обращения 1.10.2018).

4. Радаев В.В. Экономическая социология. - М.: Из-во ГУ ВШЭ, 2008. С.179.

Development of intellectual

entrepreneurship in the Russian Federation Mrochkovsky N.S.

REU named after G.V. Plekhanov The article presents an overview of the stages of integration of business structures of the Russian Federation in the digital economy since the mid-1990s. The initial stage of integration is the transition to the use of e-mail as a basic means of written communication. The next stage of integration is the formation of the first versions of sites in their rather primitive, from the standpoint of the current level of development of information and communication technologies, version, considered both in terms of the volume and methods of providing information, and the position of the form of the site, its structure and design.

Further, the article discusses the development of digital content, as well as forms and methods of its use, including the active use of social networks.

Keywords: intellectual entrepreneurship, development of intellectual entrepreneurship, social networks, websites. Keywords: intellectual entrepreneurship, development of intellectual entrepreneurship, social networks, websites. References

1. Book Market 2017: New Horizons [Electronic

resource]. Access mode: http:// www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/ 7621 -knizhniy-rynok-2017-novye-gorizonty.html

2. Krasikov V.I. Social networks of the Russian

philosophy of the XIX - XX centuries. - M .: Direct Media, 2017.

3. Materials online bookstore «Labyrinth» [Electronic

resource]. Access mode: www.labirint.ru (application date 1.10.2018).

4. Radaev V.V. Economic sociology. - M .: Due to

the State University Higher School of Economics, 2008. P.179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.