Научная статья на тему 'Социальные сети книжной тематики как особая коммуникационная среда для субъектов книжного рынка'

Социальные сети книжной тематики как особая коммуникационная среда для субъектов книжного рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1757
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ИНФОРМАЦИЯ / КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПОКУПАТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крылова Екатерина Валерьевна

В статье рассматривается содержание, роль и значение различных типов социальных сетей в современном книжном деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети книжной тематики как особая коммуникационная среда для субъектов книжного рынка»

Е. В. Крылова

Социальные сети книжной тематики как особая коммуникационная среда для субъектов книжного рынка

В статье рассматривается содержание, роль и значение различных типов социальных сетей в современном книжном деле.

Ключевые слова: издатель, издательское дело, информация, книжная торговля, коммуникация, покупатель,потребитель

Сегодня социальные сети - одна из самых обсуждаемых тем среди теоретиков и практиков социологии, маркетинга, менеджмента. При этом основой для разговора нередко становятся сети широко известные, а специализированные ресурсы зачастую остаются вне рамок внимания исследователей. В данной статье мы хотим обратить основное внимание на социальные сети, специализирующиеся на книжной тематике. По нашему мнению, это сравнительно молодое явление российского Интернета в будущем окажет значительное влияние на развитие книжного рынка и станет особым каналом коммуникации книгоиздательских и книготорговых предприятий с целевой общественностью.

Говорить о том, насколько социальные сети подобного типа сегодня востребованы субъектами книжного бизнеса, без проведения специального исследования не представляется возможным, так как в профессиональных и научных источниках этот вопрос не рассматривается. По результатам исследования, проведенного нами в апреле 2011 г., можно с уверенностью утверждать, что интерес крупнейших российских издательств к наиболее популярным универсальным социальным сетям невелик. Только 18 % крупнейших издательств с разной степенью активности используют «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook»1.

Социальные сети, специализирующиеся на книжной тематике (далее: книжные социальные сети), были созданы и существуют благодаря интересу не книгоиздателей, а читателей и иногда книготорговцев. Возможно, причина активности читателей кроется в том, что одним из условий глубокого понимания книги является обмен отзывами и мнениями с другими читателями, обсуждение ее с интересными собеседниками.

Чтобы выявить существующие в России книжные социальные сети, нами был осуществлен поиск по нескольким запросам в поисковой машине Яндекс. Стоит отметить, что ссылки на многие сайты были найдены не только в выдаче Яндекса, но

и в различных блогах, где пользователи отмечали наиболее, по их мнению, интересные.

В результате было обнаружено 17 различных сайтов, которые именуют себя «книжными социальными сетями». Эти сайты различаются по функциям, поэтому из общего их числа можно выделить несколько групп.

1. Социальные сети, созданные в формате микроблогов

Такие сети подобны Twitter: длина сообщений в них не может превышать определенного количества символов, а функциональные возможности минимальны. Один из таких сайтов - Bfeed (http://bfeed.ru/). Пользователю представлена лента сообщений, которые группируются по трем рубрикам - «нравится», «хочу» и «не нравится». Читателю данный ресурс позволяет оперативно получить отзывы о книге, которая его интересует, написать свое положительное или отрицательное мнение относительно того или иного произведения. Ограниченное количество знаков в сообщении и невозможность обратиться к другому пользователю лично предотвращает появление комментариев, не относящихся к той или иной книге. Такой формат социальной сети предполагает даже не общение пользователей, а высказывание своих впечатлений о конкретной книге. Именно поэтому в результате получается собрание комментариев, которые помогают принять решение: что почитать.

Данный ресурс позволяет субъектам книжного рынка отслеживать отношение к книгам «здесь и сейчас», то есть использовать данную сеть как инструмент анализа эффективности рекламных компаний, как источник информации о наиболее популярных сегодня книгах, о предпочтениях современных читателей. Какая классика сегодня интересует читателей, как они оценивают современные книги - Bfeed может дать ответы на такие вопросы.

Еще одна социальная сеть в формате микроблога - TheFucktionBooks (http:// fucktionbooks.ru/). Она выполнена на основе известной социальной сети Twitter. На сайте отображаются сообщения, написанные через Twitter с определенной меткой: @fucktionbooks. Интересно отметить, что эта социальная сеть носит анти-рекомендательный характер и существует для того, чтобы оставлять отзывы о книгах, которые пользователям не понравились. На основе собранных рецензий выстраивается своеобразный антирейтинг книг. По нашему мнению, издательствам и книготорговым организациям стоит обратить внимание на данный ресурс как на своеобразный индикатор общественного мнения и с его помощью отслеживать отношение к различным книгам.

Ценность данной социальной сети в том, что она акцентирует внимание на отрицательных впечатлениях читателей и демонстрирует причины, по которым то или иное произведение им не нравится. Эта информация зачастую может сэкономить время и деньги субъекта книжного рынка - заменить небольшое маркетин-

говое исследование. В частности, ресурс демонстрирует, какие писатели сравниваются между собой, какие произведения сопоставляются друг с другом, какие отрицательные и положительные стороны читатели отмечают в книгах. Нередко пользователи идентифицируют книгу с той или иной читательской аудиторией, отмечают, какие положительные моменты все-таки есть в книге. Краткость и даже некая афористичность высказываний позволяют сразу выявить суть того или иного мнения.

2. Социальные сети, предназначенные, в первую очередь, для виртуального общения на книжные и околокнижные темы

В качестве таких сетей можно рассматривать: АпоЬп (http://anobii.com), Библиополис (http://bibliopolis.ru), Bookmix (http://bookmix.ru). Их отличительная черта -функции для общения пользователей между собой: возможность создавать тематические группы, форумы, добавлять пользователей «в друзья», комментировать изображения и рецензии, обмениваться сообщениями. Подобные сети позволяют найти единомышленников и беседовать с ними на книжные и иные темы.

Для субъектов книжного рынка такие ресурсы - не только средство мониторинга общественного мнения, но и средство общения с читателями, площадка для непосредственного диалога с людьми, которые активно выражают свое мнение и готовы поделиться им абсолютно бесплатно.

Книжную социальную сеть Anobii можно считать некоторой средней формой между микроблогом и социальной сетью для полноценного общения. Этот сайт, доступный пользователям на 17 языках, предполагает добавление кратких и подробных комментариев к той или иной книге, оценку прочитанного, составление рейтинга книг. Однако пользователи могут создавать группы для общения пользователей, как на форуме. Имеется также функция поиска книги в книжном магазине.

Данная социальная сеть является мировой, поэтому книготорговцев и книгоиздателей она заинтересует не только как площадка для мониторинга предпочтений российских читателей, но и как источник информации о том, что думают по поводу той или иной книги за рубежом. Этот ресурс может стать ценным источником информации для принятия решения о том, стоит ли переводить того или иного автора, на каких аспектах книги акцентировать внимание при проведении маркетинговых мероприятий.

Книжная социальная сеть Библиополис отличается от сетей, описанных выше, более разветвленной структурой и широкими функциональными возможностями. В частности, здесь пользователи могут выражать свое отношение к конкретным книгам - писать свои отзывы под произведениями. Кроме того, уделяется внимание изобразительному ряду - пользователи могут загружать изображения обложек или иллюстраций, чтобы сравнить их и прокомментировать. Каждый пользо-

ватель может вести свой блог; свежие записи отображаются в общей ленте. Кроме того, сайт позволяет создавать свои объявления и демонстрирует список зарегистрированных пользователей, определяя статистику по их социальному составу. Из всех исследуемых книжных социальных сетей эта является наименее обновляемой. Широкий функционал сайта не используется малым количеством зарегистрировавшихся. Наличие «спама» в пустых разделах свидетельствует о том, что продвижением сайта создатели не занимаются.

Более живой и регулярно обновляемой выглядит книжная социальная сеть Bookmix. Она создана для обсуждения книг - написания рецензий, которые другие пользователи могут комментировать. Как и в других социальных сетях, в Bookmix есть описания книг, которые добавляет только администрация социальной сети. Пользователи могут рекомендовать книгу друзьям, добавить в список прочитанных, отметить, что они хотели бы ее прочитать, ждут рецензию или желали бы дать объявление. Тексты описаний пользователи не пишут, они предоставляются книготорговыми или книгоиздательскими организациями. К каждому описанию книги приводятся цитаты из произведений. Отметим также, что в данной социальной сети указывается, каких премий и в какие годы удостоены книги; можно даже увидеть все произведения, отмеченные теми или иными призами. Сеть предоставляет пользователям возможность вести блоги на сайте, создавать группы для общения, писать объявления.

Особый раздел этой социальной сети посвящен авторам: в алфавитном порядке приводятся краткие характеристики писателей - авторов произведений художественной литературы, с биографией и списком ими сочиненного, также указываются экранизации книг и наличие книг писателя в партнерских интернет-магазинах. Раздел является своего рода «энциклопедией писателей», в которой рекламная информация переплетается с познавательной.

Примечательно, что в данной социальной сети указывается издательство, которое выпустило книгу. Более того, пользователь может посмотреть все книги, выпущенные той или иной организацией. Такая особенность позволяет использовать ресурс в своих интересах не только книготорговцам, но и издательствам, которые могут повышать известность собственной марки с его помощью.

Важная особенность сети - наличие рекламы книжных магазинов в виде баннеров и ссылок на ресурсы, где та или иная книга продается по определенной цене. Сообщение о цене книги в конкретном магазине также является рекламой, поскольку эта информация указывается за плату. Еще одна особенность ресурса -размещение большого объема информации администрацией: создатели сайта выкладывают описания книг, биографии авторов, новости, что роднит их со СМИ и познавательными сайтами. Пользователям на этом ресурсе отведена определенная роль - от них ждут рецензий на опубликованные описания книг, предоставляют инструменты для комфортного общения.

3. Социальные сети, выполняющие функцию площадок для выкладывания списков прочитанных и непрочитанных книг, рецензий

Такими ресурсами можно считать: Reader2 (http://ru.reader2.com), КнигоБлог (http://knigo.ru), Livelib (http://livelib.ru), Библа (http://bibla.ru), Либриссимо (http:// librissimo.ru), Книжная жизнь (http://books-life.ru), раздел «Книги» рекомендательного сервиса Imhonet (http://books.imhonet.ru), Readonly (http://socialbook.read-only.org), Моя библиотека (http://my-lib.ru).

Рецензия - это особый публицистический жанр, и ее следует отличать от других способов выражения отношения к книге, например, от высказывания мнения в микроблоге. Рецензия, написанная читателем или найденная им на другом ресурсе, является своеобразным способом коммуникации читателей между собой, а также с издательством и подчас писателем. Рецензия - привычный жанр для читателей журналов, основное средство, позволяющее продать книгу в магазине, в том числе и в интернет-магазине.

Практически все перечисленные сайты содержат ссылки на то, где можно получить книгу (купить в интернет-магазине в бумажном или цифровом виде) и где можно скачать бесплатно. Для книжных магазинов такие площадки - дополнительное средство поддержки продаваемых книг, инструмент, подходящий, в первую очередь, для продвижения новых изданий. Рецензии, появляющиеся на подобных ресурсах, могут появляться не только благодаря читателям, но также и книжным магазинам.

Социальная сеть Reader2 позволяет хранить список книг, которые пользователь читал, читает или хочет кому-то порекомендовать. К каждой книге добавляется тег - ключевое слово, упрощающее поиск похожих книг. Ресурс позволяет оценить популярность книги по количеству читателей, найти единомышленников, экспортировать список книг на сайт или блог. В этой социальной сети пользователи могут самостоятельно добавлять описания книг, в том числе экспортируя из некоторых интернет-магазинов. К каждому описанию прилагаются ссылки на каталоги интернет-магазинов, где эти книги продаются.

КнигоБлог представляет собой социальную сеть с небольшим количеством функциональных возможностей. Ограниченное количество рубрик делает ресурс скорее новостным, чем социальным. Здесь публикуются новости книжной отрасли в целом, новости книжных магазинов и краткие описания книг. Все записи можно комментировать - пожалуй, в этом и состоит весь функционал, доступный пользователю этой социальной сети. Для книгоиздателей и книготорговцев ресурс может быть привлекательным только как площадка для размещения своих новостей.

Других коммуникационных возможностей, например в плане оценки современных читательских предпочтений, у ресурса нет.

Социальная сеть Livelib позиционирует себя как самую большую в российском Интернете коллекцию рецензий, ресурс, который помогает создать тематическую подборку книг, составить биографию писателя, получить рекомендации и почитать отзывы об изданиях, посмотреть рейтинги лучших, по мнению читателй, книг года или месяца. Составление большого количества различных рейтингов отличает эту социальную сеть от других; их составляют пользователи путем голосования. Как и в Bookmix, здесь есть раздел биографий писателей, но составляют их пользователи, причем каждый может редактировать любые имеющиеся статьи. Основной объем информации сайта занимают рецензии, составленные пользователями; другие пользователи могут оценивать эти тексты по пятибалльной шкале. Каждой рецензии соответствует модуль со ссылкой на интернет-магазин, где можно приобрести книгу. Имеется раздел для хранения понравившихся цитат, а также подборок - индивидуальных и коллективных. Подборки - это группировка книг по каким-либо принципам - тематике, быстроте чтения, известности автора и т. д. Интересен раздел «Истории», в который читатели выкладывают рассказы об интересных случаях, связанных с различными книгами. Социальная сеть совместно с издательствами проводит конкурсы историй, рецензий и других текстов; призами выступают комплекты книг, сертификаты на покупки в книжных магазинах. Совместно с издателями и книготорговцами проводятся так называемые «раздачи»: издательства отдают всем желающим новые бумажные книги.

Социальная сеть Livelib - ресурс, полезный не только для читателей, но и для издателей и книготорговцев. Сайт позволяет отслеживать мнения читателей о современной и классической литературе, а также способствовать продвижению издательской марки благодаря различным мероприятиям, которые легко реализовать с его помощью, поскольку он хорошо знаком и посещаем читательской аудиторией.

Социальная сеть Библа изначально носит характер авторской социальной сети: на главной странице размещена информация о том, что создатель ресурса Ярослав Грешилов создал этот сервис для себя и для всех, кто неравнодушен к книгам. Такая персональная направленность определяет и функционал социальной сети. Пользователи могут добавлять книги в список прочитанных, отмечать имеющиеся в домашней библиотеке и те, которые они хотели бы прочитать. Книги могут сопровождаться рецензиями, а также объединяться в тематические подборки. Для быстрого поиска похожих каждая книга снабжается метками, характеризующими ее направление в литературе. У издательств особых возможностей в этой социальной сети нет, а книготорговые организации могут ставить ссылки с описываемых книг на сайты интернет-магазинов, что и реализуется в данной социальной сети сейчас. Как источник информации о том, что сегодня модно и интересно читающей

публике, эта социальная сеть может использоваться всеми субъектами книжного рынка.

Книжная социальная сеть Либриссимо обладает свойствами книжной полки. Здесь пользователи выкладывают списки книг, которые они прочли, читают или хотят прочесть. Иллюстрации обложек книг не дополняются описаниями или рецензиями - пользователи не оставляют здесь своих комментариев и мнений, лишь создают собственные книжные полки и могут просматривать чужие. Несмотря на особенности этой сети и отсутствие в ней текстовой информации о книгах, субъектам книжного рынка может быть интересна одна из ее функций: благодаря Либриссимо видно, какие еще книги прочитали те, кто отметил на своей полке то или иное произведение. По нашему мнению, такая информация может пригодиться для объединения книг в серии или расстановки их на книжной полке магазина в верном и выгодном порядке.

Книжная жизнь - социальная сеть для любителей фантастики, которая позволяет зарегистрированным пользователям публиковать рецензии и отзывы на книги. При этом рецензия сопровождается ссылкой для скачивания книги на других сайтах. Администрация сети создает тематические подборки книг, предлагая прочитать рецензию на различные фантастические серии. Для субъектов книжного рынка, специализирующихся на фантастике, социальная сеть может показаться интересным ресурсом для размещения рекламы, однако из-за малого количества комментариев и рецензий она вряд ли сможет служить объективным источником информации о читательских предпочтениях.

Раздел «Книги» рекомендательного сервиса Imhonet.ru также может рассматриваться в качестве книжной социальной сети. Сеть представляет книжные новинки, а также рейтинги лучших книг года, тематические подборки, популярные издания. Свои отзывы на книги пишут зарегистрированные пользователи сети, а размещают книги и их описания администраторы сайта. Пользователи оценивают книги по пятибалльной шкале и могут порекомендовать их другим. К каждой прилагается ссылка для платного или бесплатного скачивания ее электронной версии, аудиокниги, ссылка на сайт интернет-магазина, где она продается. На сайте есть форум, позволяющий пользователям социальной сети общаться на различные темы. Субъектов книжного рынка заинтересует рубрика «Новинки», где выкладываются описания книг, которые еще не попали в продажу. Специальная функция позволяет подписаться на новинку и получить сообщение о том, что та появилась в виде аудиокниги или может быть скачана. Такой подход социальной сети к распространению бесплатных ссылок вряд ли привлечет книгоиздателей или книготорговцев, однако, возможно, именно их инициатива сможет когда-нибудь изменить ресурс.

Моя библиотека - это социальная сеть книголюбов, которая позволяет найти нужное издание за максимально короткое время. Администрация сети выкладывает описания книг, пользователи оценивают произведения, пишут комментарии;

каждому описанию соответствует ссылка на книгу в нескольких интернет-магазинах. На сайте также появляются новости книжной отрасли.

Особым ресурсом, который также можно отнести к этой группе, является сайт Readonly. Эта социальная сеть имеет довольно узкий функционал и является частью книжного интернет-магазина Read.ru. Она позволяет магазину транслировать свои новости, рассказывать о писателях и новых книгах, обсуждать вышедшие новинки и служит площадкой для пользовательских блогов. Любой желающий может писать свои статьи, оценивать чужие тексты.

4. Социальные сети - платформы для обмена и купли-продажи книг

Мы выявили три социальные сети подобного типа: Bookcrossing (http:// bookcrossing.ru), БукРивер (http://bookriver.ru), книжная система «Мои книги» (http://moiknigi.com). Книжная сеть Bookcrossing создана не для простого обмена книгами, а для обмена в форме буккроссинга. Такая технология предполагает регистрацию в социальной сети и распространение книг со специальной меткой, зафиксированной на сайте. Эта метка затем становится основой для сообщения приобретателя о находке. Книги распространяются любыми способами, и целью всех манипуляций является идея освобождения книг, превращение мира в огромную библиотеку.

Две другие социальные сети: БукРивер и система «Мои книги» - используются для обмена и купли-продажи книг среди пользователей. В этих сетях также предусмотрены функции для общения пользователей, написания рецензий на книги и выкладывания цитат из них. В таких сетях реализованы различные технологии поиска, в том числе полнотекстовый поиск. Для пользователей эти социальные сети -хорошая возможность получить книгу бесплатно или приобрести ее по небольшой цене, а для субъектов книжного рынка - еще один ресурс, позволяющий оценить эффективность переиздания тех или иных произведений.

Поскольку данные ресурсы созданы для обмена подержанными книгами, для издательских и книготорговых организаций они в качестве коммуникационного инструмента малоинтересны.

5. Социальная сеть - многофункциональный портал для различных категорий пользователей

Книжная сеть и биржа OfBook (http://ofbook.ru) представляет собой особый ресурс, который является не только социальной сетью, но многофункциональным порталом, с помощью которого различные категории пользователей (читатели, писатели, издательства, библиотеки и др.) могут работать с информацией о книгах.

OfBook позволяет создавать персональные сайты читателей, авторов, переводчиков, издателей, работников книжного рынка, сайты-магазины издательств, книготорговых фирм, частных книготорговцев, книжных СМИ, литературных агентств

и т. д. Множество таких отдельных сайтов книжного характера объединены в книжной социальной сети общим поиском, рейтингами участников и публикаций, кластерами информационного контекста банка данных книжного рынка.

Для каждого участника при регистрации создается персональный сайт, который можно развивать до уровня интернет-магазина или популярного представительского сайта. Стандартный адрес такого сайта - www.LOGIN.Ofbook.ru, но возможно приобретение домена типа www.NAME.ru. Портал OfBook предлагает различные возможности для общения и специальные сервисы читателям, авторам, издательствам, работникам книжной отрасли, библиотекам, книжным клубам, книготорговым фирмам. В основе этих сервисов лежит общение пользователей.

Что касается тематики книжных социальных сетей, то большинство сайтов являются универсальными и содержат информацию о различных художественных произведениях, а также книгах в жанре non-fiction. Специализация наблюдается только в одном случае: ресурс Книжная жизнь (http://books-life.ru/) представляет собой ресурс для любителей фантастики. Здесь содержится информация преимущественно о книгах этого жанра - рецензии, рейтинги популярных изданий, информация о том, где можно скачать книги.

По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу, что социальные сети, специализирующиеся на книжной тематике, представлены в российском Интернете и являются особой коммуникационной средой для субъектов книжного рынка. Эта среда позволяет всем его субъектам транслировать и получать информацию, которая характеризует современного читателя и покупателя книжной продукции, а также является площадкой для диалога с потребителем. Разнообразие социальных сетей, специализирующихся на книжной тематике, позволяет говорить о книжных социальных сетях как особом феномене современного мира читателя книг и требует тщательного изучения и научного осмысления.

Рассмотрим, какая из книжных социальных сетей имеет наибольшее количество пользователей. Как видно из Таблицы, среди тех сетей, которые предоставляют данные о количестве зарегистрированных пользователей, лидируют БукРивер и Bookcrossing с почти одинаковым количеством пользователей - более 20000. Эти социальные сети созданы для обмена, покупки и продажи подержанных книг, поэтому субъектам первичного книжного рынка более интересны остальные сети. Среди них крупнейшей является Livelib с 14000 пользователей. У остальных сетей количество пользователей не достигает 10000:

Книжная социальная сеть Количество зарегистрированных пользователей (на 26.02.2012)

Bfeed http://bfeed.ru Не указано

Anobii http://anobii.com Не указано

Библа http://bibla.ru Не указано

Reader? http://ru.reader2.com Не указано

Книжная жизнь http://books-life.ru Не указано

Imhonet http://books.imhonet.ru Не указано

КнигоБлог http://knigo.ru Не указано

The Fucktion Books http://fucktionbooks.ru 8

Библиополис http://bibliopolis.ru 28

Либриссимо http://librissimo.ru 292

OfBook http://ofbook.ru 400

Read Onlv http://socialbook.read-onlv.org 1313

«Мои книги» http://moiknigi.com 2498

Bookmix http://bookmix.ru 376?

Моя библиотека http://mv-lib.ru 6800

livelib http://livelib.ru 14000

Bookcrossing http://bookcrossing.ru 23721

БукРивер http://bookriver.ru 25400

Примечания

1 Крылова Е. В. Использование социальных сетей в PR-деятельности крупнейших издательств России // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 2 (июнь). С. 111-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.