Научная статья на тему 'Роль регионального книжного бизнеса в развитии современного российского интеллектуального общества'

Роль регионального книжного бизнеса в развитии современного российского интеллектуального общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
418
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ РЫНОК / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ И КНИГОТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ / КНИГОТОРГОВЦЕВ И БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щерба Надежда Григорьевна, Уржумова Ольга Михайловна

На примере Краснодарского края с учетом особенностей развития экономики, агропромышленного комплекса, инвестиционной политики, подготовки к Олимпиаде 2014 года рассмотрено современное состояние регионального книжного бизнеса. Авторы статьи приводят данные маркетингового исследования рынка издательских и книготорговых предприятий, в частности, репертуарной (ассортиментной) политики в отношении региональной литературы по вопросам экономики, культуры, истории, кубановедения, патриотического, нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль регионального книжного бизнеса в развитии современного российского интеллектуального общества»

ческие основы информационного мировоззрения // кационные науки в изменяющейся России. Крас-

Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. нодар, 2007. С. 193-197; Она же. Преподавание

конф. (2005-2006 гг.). Вып. 5-6. Ч. 1. Краснодар, библиографической теории: методол. подход //

2005-2006. С. 310-313; Она же. Методологиче- НиТБ. 2008. С. 43-50; Она же. Синергетическая

ское обоснование феномена «информационное концепция библиографии // Российское библи-

пространство» // Информационная культура об- ографоведение: итоги и перспективы. М., 2006.

щества и личности в XXI веке. Краснодар, 2006. С. 199-215.

С. 27-30; Она же. О методологической основе и 16. Новоженова Т. А. Формирование синерге-

содержании сравнительного теоретического биб- тической парадигмы библиографоведения // БД1.

лиографоведения // Информационные и коммуни- 2007. № 2. С. 25-33.

novozhenova т. a. formation of a synergetic community in the sphere of information sciences

The author of the article considers designs of our country's scientists in the information sphere from the position of synergy as a prerequisite for the formation of a synergetic community in the sphere of information and library sciences.

Key words: information sciences, synergy, synergetic community.

Н. Г. ЩЕРБА, О. М. УРЖУМОВА

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КНИЖНОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

На примере Краснодарского края с учетом особенностей развития экономики, агропромышленного комплекса, инвестиционной политики, подготовки к Олимпиаде 2014 года рассмотрено современное состояние регионального книжного бизнеса. Авторы статьи приводят данные маркетингового исследования рынка издательских и книготорговых предприятий, в частности, репертуарной (ассортиментной) политики в отношении региональной литературы по вопросам экономики, культуры, истории, кубановедения, патриотического, нравственного воспитания.

Ключевые слова: книжный рынок, издательская и книготорговая деятельность, региональная литература, репертуарная политика, механизмы продвижения книг, взаимодействие издателей, книготорговцев и библиотекарей.

Несмотря на бурное развитие информационных технологий, давление электронной книги на печатную, падение интереса к чтению, книга активно воздействует на духовный мир современного человека, нравственное и моральное здоровье общества, являясь гарантом интеллектуального будущего страны. Заметными событиями последнего десятилетия стали презентации отечественной литературы на крупных книжных форумах Германии, Франции, Италии; российская книга возвращается на Ближний Восток и Кубу. Развитие и функционирование книжной индустрии связано с деятельностью не только федеральных, но и региональных книготорговых и издательских предприятий.

Один из субъектов РФ, Краснодарский край уникален по своим природным, экономическим, историческим, культурным характеристикам. Этот агропромышленный регион страны - одно из красивейших мест в России - не имеет аналогов по разнообразию природного ландшафта, сочетанию равнин с горными вершинами и яркой субтропической зеленью, по изобилию целебных минеральных источников и условий для туристской и санаторнокурортной деятельности. Особенности крупнейшего региона Российской Федерации и Южного Федерального округа заключаются в его геополитическом положении, полиэтничности состава населе-

ния, относительной экономической стабильности. Основу огромного ресурсного потенциала составляют агропромышленный комплекс, транспортная инфраструктура (включая нефте- и газопроводы), уникальный рекреационный комплекс, развитая промышленность, передовая наука.

Активизация инновационной деятельности и инвестиций в экономику Кубани накануне Олимпиады 2014 года увеличивает потребности в правовой, конъюнктурно-коммерческой и научно-технической информации по основным направлениям развития производственно-экономического, агропромышленного, социально-культурного потенциала Краснодарского края. По инвестиционной привлекательности книжный рынок региона занимает одно из ведущих мест в стране.

Накоплению интеллектуального багажа нации, духовному росту, воспитанию любви к малой родине способствуют книги, пропагандирующие традиции казачества и других этносов, проживающих на территории Краснодарского края. Привлечение инвесторов в эту сферу, мы полагаем, позволит решить проблемы повышения уровня образования населения, станет одним из факторов патриотического нравственного жизненного выбора молодежи.

Совершенствование книжной отрасли в регионах Российской Федерации сопряжено с

определенными трудностями, среди которых -монополизация издательской деятельности, продолжающаяся экспансия федеральных книготорговых компаний в регионы, последствия экономического кризиса. Отставание инфраструктуры книжного бизнеса, повсеместное внедрение сети Интернет, активизация СМИ, как известно, вызывают падение интереса к чтению, в том числе к интеллектуальному. Прошедшие в недалеком прошлом (конец 1990-х гг.) преобразования инфраструктуры книжной отрасли объяснялись различными причинами: перемены в социальной и политической системе российского общества, активное внедрение информационных технологий, товаров и услуг, изменения в экономическом, социокультурном развитии и др. Имея сложную многоуровневую структуру, книжный рынок Краснодарского края развивался с учетом складывавшейся ситуации.

К сожалению, сегодня в крае нет единой системы учета предприятий книжного бизнеса, не составляется полный свод данных об издании и реализации книжной продукции (в региональных статистических сборниках раздел «Книжная отрасль» не предусмотрен). Это препятствует возможности комплексно совершенствовать книжный рынок и, учитывая покупательский спрос, дифференцированно подходить к формированию регионального книготоргового ассортимента. Решение проблем усложнено неравномерной динамикой развития книготорговых и издательских предприятий, подчас - низкой инновационной активностью, непрофессионализмом или недобросовестностью их руководства. Субъекты книжного рынка далеко не всегда готовы предоставить точные сведения о своей продукции. Играют определенную роль и такие факторы, как дороговизна исследований, проводимых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Публикуемая Российской книжной палатой (РКП) статистика регионального книгоиздания фиксирует отдельной строкой только те издательства, которые выпускают не менее 12 наименований в год, ограничивая при этом общее их число по каждому региону (не более 10). Таким образом, согласно данным РКП [1], в Краснодарском крае:

- функционирует лишь два самостоятельных издательства - «Советская Кубань» и «Традиция», остальные восемь принадлежат вузам и НИИ;

- выпускается от 20 до 91 наименования книжной продукции (издательства, печатающие менее 20 в год, не попали в список).

Однако на книжном рынке Краснодарского края присутствует продукция издательств, выпускающих несколько книг ежегодно, но не выполняющих ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (не проставляющих на своих книгах ISBN и, естественно, не вошедших в статистику). Это обстоятельство учтено кафедрой общего библиографоведения и книговедения КГУКИ, которая в 2010-2011 учебном году впервые в регионе провела маркетинговое исследование издательского бизнеса Краснодарского края с целью учета предприятий, анализа

репертуарной политики и выработки предложений по совершенствованию их деятельности.

По данным этого исследования, в крае работает около 30 книгоиздательских предприятий, примерно 230 редакций газет и журналов, 248 типографий различной формы собственности, около 150 рекламных агентств. Издательствами полного цикла, имеющими четкую организационную структуру, можно считать в настоящее время около 10 предприятий, которые занимаются подготовкой, редактированием, корректорской правкой и выпуском книг (чаще всего краеведческого содержания). Среди них в Краснодаре находятся: «Советская Кубань», «Традиция», «Перспективы образования», «Кубань-печать», «Кубань-книга», «Диапазон-В», «Экоинвест», «Просвещение-Юг» и др. - тенденция концентрации книжного бизнеса в столичных городах субъектов РФ характерна и для нашего края. Однако издательская деятельность развивается также в Новороссийске, Сочи, Славянске-на-Кубани, Анапе, Кропоткине.

Направления деятельности и репертуар изданий достаточно разнообразны. Так, ООО «Традиция», работа которого отмечена дипломами Ассоциации книгоиздателей России, выпускает литературу о культуре, истории, географии, экологии; о прошлом, настоящем и будущем Краснодарского края [2].

Признанный лидер полиграфического производства Кубани и Северного Кавказа ОАО «Советская Кубань» имеет высокотехнологичное оборудование, позволяющее издавать около 50 наименований книжной продукции в год (в основном краеведческой), центральные и местные газеты (и в их числе собственную «Кубанскую неделю»), афиши.

Издательство «Перспективы образования» входит в группу предприятий «Кубань - Образование - Сервис» наряду с ОАО «Краснодарский уч-коллектор» и торговым домом «Учебные приборы и оборудование». Компания специализируется на выпуске учебной литературы по кубановедению, наглядных пособий, выпускает журнал «Педагогический вестник Кубани». Имеющиеся в девяти муниципальных образованиях края и в Республике Адыгея филиалы и представительства этой компании, книжные магазины «Интеллект» предлагают к продаже более 1000 наименований учебной литературы по всем школьным предметам, а также детскую литературу, словари, справочники, аудио- и видеокассеты, развивающие игры, канцтовары, учебно-наглядные пособия и оборудование. В активе предприятия - победы в конкурсах и тендерах, премии и дипломы регионального и федерального уровня.

Свою нишу занимают издательства при вузах и НИИ (ведущие среди них - при Краснодарском университете МВД РФ, а также Северо-Кавказском зональном НИИ садоводства и виноградарства).

Одной из тенденций современного книгоиздания является присутствие в регионе филиалов и представительств федеральных групп «Лань» (Санкт-Петербург), «ОЛМА Медиа Групп» (Москва).

Крупнейшими полиграфическими предприятиями на сегодня являются ЗАО «Краснодар-бланкиздат», ОАО «Печатный двор Кубани», ООО «Печатный дом», ООО «АлВи-дизайн», а издателями периодической печати - «Вольная Кубань», «Краснодарские известия», «Краевые новости», «Аргументы и факты - Юг». Выпускают литературу и рекламные агентства полного цикла - ООО «Гуттенберг», «Вольные мастера» (макетирование и печать малотиражных изданий за счет средств заказчика).

Так выглядят собранные в ходе исследования предварительные данные о количестве предприятий издательского бизнеса (выявлены тенденции их развития; видовой и тематический диапазон репертуара изданий).

Документальным свидетельством развивающегося издательского бизнеса в крае служит аналитический обзор российского регионального книгоиздания за 2010 год, подготовленный Ассоциацией книгоиздателей при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. По сумме показателей (число названий, тираж и листаж в интегральном рейтинге), согласно этому обзору, Краснодарский край занимает 21-е место из 78 субъектов РФ [3].

По сравнению с массовой литературой лидеров книгоиздания «АСТ», «Просвещение», «Экс-мо» и других центральных издательств книжная продукция местных издательств представлена в ассортименте книготорговых предприятий региона довольно скупо. Между тем, вследствие активного развития АПК, увеличения инвестиций в перерабатывающую, лесную, химическую и другие отрасли, совершенствования туристическо-рекреационного бизнеса и подготовки к Олимпиаде-2014 потребителям информации особенно интересны новинки местных издательств и издающих организаций. Региональным издательствам следует расширять выпуск продукции по ряду предметно-отраслевых групп (техническая, сельскохозяйственная, естественнонаучная, медицинская литература, кубановедение и др.).

С 2007 года прослеживается увеличение доли книг сельскохозяйственной тематики в репертуаре местных издательств. Краснодарский край вошел в десятку ведущих регионов, выпускающих подобную литературу, что естественно, ведь Кубань один из лидеров в аграрном секторе экономики России.

До недавнего времени действовала целевая программа «Поддержка и развитие телерадиовещания, печатных средств массовой информации и книгоиздания в Краснодарском крае на 2006-2008 годы», способствовавшая формированию высоких духовно-нравственных ценностей, патриотического сознания, воспитанию молодежи в лучших традициях кубанского казачества. Требуется и далее продолжить государственную поддержку, направленную на оптимизацию краевого книжного рынка и поощрение издательских проектов, имеющих социальную значимость [4].

Губернатор А. Н. Ткачев уделяет особое внимание региональному образовательному компоненту, в том числе и в рамках книгоиздания. В крае большими тиражами печатается литература по

истории и культуре кубанского казачества. Координируя деятельность издательского сообщества («Перспективы образования», «Традиция», «Диа-пазон-В», «Кубань-книга» и др.), Департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края стремится к сохранению тиражей и доступности для населения уровня цен на краевые, городские и районные периодические печатные издания, к обеспечению тематического разнообразия книг при доминирующем выпуске литературы о Краснодарском крае. Приоритет отдан социально-значимой литературе (книги общественной тематики, справочники и энциклопедические издания, художественная литература, книги по культуре и искусству, книги для детей и юношества, учебники и учебно-методические пособия для высшего и среднего специального образования, научная и научно-техническая литература, книги к знаменательным датам).

Хотя Краснодарский край как столица будущей Олимпиады заинтересован в сотрудничестве с зарубежными книжными рынками, в крае пока что не издаются книги на иностранных языках. Как ни сложна работа с подобными проектами, следует задуматься о подготовке таких книг о Кубани, которые стали бы конкурентоспособными на мировых рынках, заинтересовали иностранных лит-агентов или издателей.

Продвижением книг к читателю занимается книжная торговля - наиболее развитый структурный элемент данной отрасли в Краснодарском крае, причем ее лидеры («Буква», «Книгомир», «Книги от А до Я») демонстрируют тенденцию к монополизации региональных книжных рынков федералами. «Продвинутые» магазины названных компаний стремятся соответствовать европейским стандартам, пересматривают ассортиментную политику, все шире представляют интеллектуальную книгу вместо «развлекательного чтива». В крае имеются собственные сетевые книготорговые предприятия «Когорта», «Интеллект», но отдельные независимые магазины, как правило, не выносят конкуренции. По этой причине прекратил свое существование полноформатный медиамар-кет европейского класса «Библиоман». Смене руководства «Краснодарского краевого Дома книги» сопутствовала перемена формы собственности с ГУП на ОАО, снизившая эффективность деятельности. Произошло уменьшение оборотов книжной торговли в экземплярах и в денежной выручке [5].

В ходе осуществленного кафедрой общего библиографоведения и книговедения КГУКИ анализа деятельности книготорговых предприятий Краснодара с целью изучения ассортиментной политики (место литературы региональных издательств) установлено следующее. Региональная литература более широко представлена не у монополистов, а в независимых книжных магазинах (ООО «Когорта», ОАО «Краснодарский краевой Дом книги»), которые отличаются умеренной ценовой политикой.

Пропаганда чтения и усиление интереса к нему немыслимы без совершенствования механизмов продвижения книжной продукции - как региональной, так и центральных издательских

предприятий или издательств других регионов. Среди форм подобной работы - организация рекламных кампаний, в том числе и в СМИ; встречи с авторами, издателями, редакторами, критиками, художниками; рассказы о современном литературном процессе, его лидерах в России и Краснодарском крае; обзоры книжных новинок, ознакомление читателей с перспективными планами и тенденциями издательского и книготоргового бизнеса. В этом смысле перспективны региональные «Ярмарки книги», участие в федеральных книжных выставках. Однако в Краснодаре, кроме книжной ярмарки в рамках ежегодного форума «Создай себя сам» (продукция в помощь образовательной деятельности), ничего подобного не проводится. В организации мероприятий активны библиотеки; представители книжного бизнеса региона уделяют им явно недостаточно внимания. Целесообразно, на наш взгляд, расширять и диапазон форм пропаганды, и видовой охват литературы на встречах читателей с издателями, книготорговцами, библиотекарями. В масштабах края необходима разработка и реализация программ и проектов по формированию культуры чтения в образовательной и социальной сфере, при тесном взаимодействии с библиотеками, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ и другими социальными институтами.

Предприятия книжной индустрии края слабо используют современные телекоммуникационные сети и системы: мало примеров организации собственных сайтов, электронных каталогов, работы с электронными ресурсами центральных и региональных издательств. Между региональными издательствами, издающими организациями вузов, НИИ и других учреждений не налажен обмен информацией о производимой продукции. Бессистемность, мешающая продвижению продукции на книжный рынок собственный и других регионов, характерна для многих субъектов РФ.

Для оптимизации процесса важно взаимодействие издателей, книготорговцев и библиотекарей в едином информационном поле, но вопросы выпуска, распространения, продвижения книги, пропаганды чтения сегодня не обсуждаются и не решаются ими сообща. Крайне слабо соблюдается Закон «Об обязательном экземпляре документов Краснодарского края» (31.05.2005 № 867-КЗ) - нарушается действие правового инструмента, который мог бы способствовать созданию системы информационной навигации в региональной литературе. К примеру, Краснодарская краевая УНБ им. А. С. Пушкина получает обязательный экземпляр всего от пяти издательств и нескольких издающих организаций.

Подытожим перечень факторов, сдерживающих развитие книжной отрасли в Краснодарском крае:

- недостаточное участие региональных органов власти в поддержке книжного бизнеса;

- диспаритет в развитии книгоиздательского и книготоргового бизнеса;

- неспособность при наличном издательско-полиграфическом комплексе задать высокий уровень развития книгоиздания в регионе;

- нежелание большинства книгоиздателей выполнять требования ФЗ РФ «Об обязательном экземпляре документов» и Закона «Об обязательном экземпляре документов Краснодарского края»;

- отсутствие единой системы учета, оперативного библиографического информирования о литературе, выпускаемой в регионе;

- слабое использование электронных ресурсов и телекоммуникационных сетей и систем;

- малая доля региональной книжной продукции в ассортименте книготорговых предприятий;

- поток самиздата (книг, не выходящих на региональный и тем более на российский книжный рынок);

- нехватка высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимый опыт работы;

- недостаточное количество маркетинговых и мониторинговых исследований книжного рынка в крае и регионе;

- нескоординированность взаимодействий между субъектами книжного рынка и др.

Повышению конкурентоспособности региональной книжной индустрии может способствовать оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Только объединив усилия, субъекты книжной отрасли, властных структур, работники образовательных учреждений, учреждений культуры сумеют противостоять трудностям и эффективно участвовать в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения.

Литература

1. Печать Российской Федерации в 2010 году: статистич. сб. М., 2011. С. l02.

2. Уржумова О. М., Белозеров А. А. Книгоиздательский бизнес Краснодарского края: эмпирич. анализ // Региональное книгоиздание в России (РКвР). М., 2009. С. 135.

3. Состояние российского регионального книгоиздания: аналитич. обзор // РКвР. М., 2009. С. 29.

4. Администрация Краснодарского края. URL: http:// www.admkrai.kuban.ru

5. Щерба Н. Г. Конкурентоспособность регионального книжного бизнеса // РКвР. М., 2010. С. 178.

n. g. shcherba, o. м. urzhumova. the role of the regional book business in the development of modern russian intellectual society

The modern state of the regional book business is considered in the article on the example of Krasnodar region taking into account peculiarities of development of economy, agricultural sector, investment policy and preparation for the Olympics 2014. The authors of the article cite market research data concerning publishing and book-selling enterprises and particularly repertoire (range) policy in relation to the regional literature that touches upon the questions of economics, culture, history, study of the Kuban region, patriotic and moral education.

Key words: book market, publishing and book-selling activity, regional literature, repertoire policy, book promotion mechanisms, cooperation of publishers, booksellers and librarians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.