Научная статья на тему 'Современное книжное дело в Сибирском регионе: социальный аспект'

Современное книжное дело в Сибирском регионе: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LIBRARY WORK / КНИГОИЗДАНИЕ / BOOK PUBLISHING / КНИГОТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСОРЦИУМ / CONSORTIUM / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MULTIMEDIA COMMUNICATIONS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА / ESTABLISHMENT OF SOCIAL INSTITUTE / LIBERAL EDUCATION / BOOK-SELLING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслов Михаил Сергеевич

В статье на основе репрезентативного социологического исследования доказывается, что в современных условиях издательства выдвинулись в число ведущих учреждений института книгоиздания, которые берут на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационного и культурного единства в Сибирском регионе. Они качественным образом меняют роль книги в обществе, являющейся воплощением и носителем культурных ценностей в сибирской провинции современной России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause on the basis of representative sociological research it is proved, that in modern conditions of publishing house were put forward in number of leading establishments of institute of book publishing which incur a significant share of the responsibility for maintenance of information and cultural unity in Siberian region. They in the qualitative image change a role of the book in a society, being an embodiment and the carrier of cultural values in the Siberian province of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Современное книжное дело в Сибирском регионе: социальный аспект»

Примечания

1. Дай Лыонг Повышение качества обслуживания читателей / Дай Лыонг, Хыу Нгиа //Вьетнамские библиотеки. - 2008. - № 13. - С. 32-36.

2. Ле Ван Вьет // Библиотечный справочник: Культура и информация. - Ханой, 2000. - 214 с.

3. Ле Ван Вьет Новые аспекты в обслуживании читателей системы публичных библиотек / Ле Ван Вьет // Библиотечный журнал. - 2003. - № 4. - С. 5-11.

М. С. Маслов

СОВРЕМЕННОЕ КНИЖНОЕ ДЕЛО В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ:

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье на основе репрезентативного социологического исследования доказывается, что в современных условиях издательства выдвинулись в число ведущих учреждений института книгоиздания, которые берут на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационного и культурного единства в Сибирском регионе. Они качественным образом меняют роль книги в обществе, являющейся воплощением и носителем культурных ценностей в сибирской провинции современной России. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, книгоиздание, книготорговая деятельность, консорциум, мультимедийные коммуникации, маркетинг, библиотечная работа, социологическое исследование, учреждение социального института.

In clause on the basis of representative sociological research it is proved, that in modern conditions of publishing house were put forward in number of leading establishments of institute of book publishing which incur a significant share of the responsibility for maintenance of information and cultural unity in Siberian region. They in the qualitative image change a role of the book in a society, being an embodiment and the carrier of cultural values in the Siberian province of modern Russia. Keywords: liberal education, book publishing, book-selling activity, a consortium, multimedia communications, marketing, library work, sociological research, establishment of social institute.

Сегодня отечественные социологи солидарны в утверждении того, что реформирование российского общества привело к демократизации политической жизни при существенных духовно-нравственных потерях, о чем свидетельствуют следующие общепризнанные социальные факты:

1. Россия перестала быть самой читающей страной мира.

2. Большинство россиян, сохранивших интерес к общению с книгами, читают литературу, стимулирующую не духовное обогащение личности и общества, а «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия» (1).

Понятно, что протекающий процесс снижения уровня морали и нравственности большей части общества имеет множество причин. Но не менее очевидно и то, что в число этих причин входит изменение аспектов и параметров книгоиздательской деятельности, которая осуществляется на рыночной основе, по преимуществу частными предпринимателями. Именно заинтересованность в получении максимально возможной прибыли побуждает их потворствовать невзыскательным читательским вкусам, отказываться от публикации высоко духовных произведений классиков литературы, формировать у потребителей своей продукции

толерантно-безразличное отношение к преступности, беззаконию и произволу, терпимости к злу, иначе говоря, содействовать снижению уровня морали и нравственности россиян.

Эмпирическую базу нашего исследования составляют результаты опросов, проведенных автором в период с 2007 по 2009 год; статистические данные социологических исследований Аналитического центра Ю. Левады; сведения, опубликованные в СМИ; анализ служебных материалов, юридических и иных документов, регламентирующих книгоиздательскую и книготорговую деятельность предприятий Сибирского региона. В ходе исследования были разработаны карта экспертного опроса руководителей библиотек и библиотечных систем, карта экспертного опроса представителей муниципальных органов власти и общественных организаций, матрица контент-анализа читательских формуляров муниципальных библиотек, стандарт-интервью книгоиздателей и книготорговцев и анкета покупателей книжной продукции.

Экспертная группа была сформирована из числа представителей администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета по культуре Новосибирской области, Администрации г. Красноярска, членов партии «Единая Россия» данных городов. На вопросы анкеты ответили 400 покупателей (по 100 респондентов в каждом регионе), посетивших книжные магазины примерно в одно и то же время (в июне-июле 2009 года). Выбор респондентов производился по случайной гнездовой выборке («гнездо» — регион и магазины в нем). Случайность выборки проявляется в том, что заполнить анкету предлагается всем покупателям, но отвечают лишь единицы. В качестве анкетеров здесь выступают продавцы, которых исследователь предварительно подготовил (обстоятельно проинструктировал).

Также были проинтервьюированы 40 книгоиздателей (директора издательств или их заместители, а также главные редакторы) и 40 книготорговцев — владельцев книжных магазинов и их заместители.

Экспертный опрос руководителей библиотек и библиотечных систем проводился по квотной выборке:

1) четыре директора государственных (крупных) библиотек (Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова (г. Барнаул), ГорноАлтайской республиканской научной библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН (г. Новосибирск), Красноярской государственной универсальной научной библиотеки);

2) семь директоров библиотек высших учебных заведений (Алтайской государственной академии культуры и искусств, Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Горно-Алтайского государственного университета, Красноярского государственного университета, Красноярского государственного педагогического университета);

3) пятнадцать директоров городских муниципальных библиотек (4 — Барнаул, 4 - Новосибирск, 3 - Горно-Алтайск, 4 - Красноярск);

4) четырнадцать директоров сельских библиотечных сетей (4 - Алтайский край, 3 - Новосибирская область, 3 - Республика Алтай, 4 - Красноярский край).

Таким образом, было опрошено всего 40 экспертов, в том числе - 11 представителей Алтайского края, 10 - Новосибирской области, 8 - Республики Алтай, 11 - Красноярского края.

В ходе изучения мнения покупателей Сибирского региона определился образ

«потенциального читателя». Это представитель среднего класса в возрасте от 25 до 60 лет, имеющий неоконченное или высшее профессиональное образование, у которого выработана потребность постоянного повышения образовательного уровня и навык чтения. Его основными жанровыми предпочтениями являются учебная литература, книги по профессии и диски со справочными материалами, детективы, книги по домоводству, садоводству и огородничеству. Необходимо отметить, что большинство респондентов при выборе книг руководствуются собственной точкой зрения (47,1%), реже - мнением библиотекарей, маркетологов (14,7%), родителей и друзей (8,8%). Причем наблюдается положительная динамика частоты приобретения книг: не более 10 книг в год - 34,5% среди учащихся школы; 3-5 книг в год - 31% среди студентов. Покупателями подчеркивается, что ценность купленной книги определяется полезностью информации, наличием в ней иллюстраций, возможностью отдохнуть при чтении данной книги и получить эстетическое наслаждение от чтения.

Всеми членами экспертной группы из числа представителей власти и общественных организаций были четко определены издательства на территории региона. Выбор издательств четко предопределил их профессиональные интересы и потребности (узкопрофессиональная литература, нормативно-правовая и справочная информация). Необходимую информацию они получают через Интернет, а с новинками книжной продукции знакомятся на читательских конференциях, книжных выставках по долгу службы. Эксперты убеждены, что книгоиздательский бизнес приносит небольшую прибыль как книгоиздательским, так и книготорговым организациям. Интереса к деятельности общественных организаций, связанных с книгоиздательской и книгораспространительской деятельностью, не выявлено.

Оценивая книжную продукцию региональных книжных издательств, эксперты однозначно выделили следующие характерные особенности: полезность информации для читателя, содействие духовному развитию молодежи, укрепление нравственности, воспитание в должном моральном духе. Эксперты сошлись во мнении о том, что органам власти и общественным организациям необходимо поддерживать региональных книгоиздателей.

Таким образом, результаты данного экспертного опроса полностью подтвердили прогноз исследователя о формальном отношении власти к региональным книгоиздательским центрам Сибири.

Более открытыми к общению оказались руководители вузовских книгоиздательских центров крупных городов Сибири. Так, были изучены: издательства Алтайской государственной академии культуры и искусств, издательство Новосибирского государственного технического университета «Сибирская горница», издательство Горно-Алтайского государственного университета.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности работы данных издательских центров:

- деятельность издательства строго регламентирована необходимостью выпуска малотиражной литературы;

- университетское издательство не занимается коммерческой деятельностью, что делает его менее рентабельным и конкурентоспособным на современном книжном рынке региона;

- выпускаемая литература востребована преподавателями и студентами данного вуза и смежных факультетов вузов других субъектов РФ.

Продукцию вузовских издательств составляют в основном монографии, учеб-

ные программы, сборники материалов научно-практических конференций, учебно-методические рекомендации для студентов и преподавателей.

Частные книжные издательства региона не выдерживают конкуренции по наименованиям продукции, тиражам с крупными издательствами, которые реализуют государственные заказы, но они более гибко реагируют на запросы потребителей. Изученные издательства г. Новосибирска «Новинвест», «Новин-вест-плюс» издают научно-популярную литературу краеведческой направленности, фотоальбомы, монографии, детективы, анекдоты, календари, брошюры, рекламные проспекты. Причем число наименований изданий за пять последних лет составило 10000.

Данные издательства не имеют четкой профилизации, ориентируются на заказ, что обеспечивает им гарантированную прибыль, легко адаптируются в изменяющихся социально-экономических условиях и, следовательно, способны остаться в прибыльной зоне во время экономического кризиса.

Вызывает интерес мнение представителей крупнейших книготорговых организаций г. Барнаула («Литера», «Пенаты», «Книжный мир», «Мир книги», «Букинист» и др.), г. Красноярска («Литэкс», «Книжный мир», отдел «Книги» магазина «Детский мир» и др.), г. Новосибирска («Академкнига», «Военторг», «Мир книги», «Букинист», «Новосибирск-книга», «Топ-книга» и др.). Руководители данных книготорговых организаций занимаются книжным бизнесом с 8090-х годов ХХ века и имеют достаточный опыт в данном виде бизнеса. Их отличает позитивный настрой относительно перспектив развития книжного бизнеса в регионах (50% респондентов удовлетворены собственной деятельностью, вторая половина предпочла остановиться на ответе «скорее да, чем нет»).

На вопрос о жанровой направленности книг, которые удалось реализовать, большинство респондентов (72% опрошенных) выделили: учебную литературу, методическую литературу, приключения, фэнтези, детективы, альбомы, книги о здоровом образе жизни и домоводстве и подарочные издания в форме альбомов.

Читательские предпочтения изучаются всеми книготорговыми организациями, так как данный вид деятельности становится залогом сохранения бизнеса. Запросы читателей изучаются посредством заполнения заказных листов, анкетирования клиентов (характерно лишь для крупных книготорговых центров: «Мир книги», «Литэкс», «Академкнига», что составляет 21,5%), анализа продаж (79,5%).

По результатам опроса нами был составлен рейтинг книготорговых организаций г. Барнаула, удовлетворяющих в большей степени потребности читателей. Лидирующие позиции занимают в г. Барнауле «Литера» - 41,4%, «Пенаты» -27,6%, «Книжный мир» - 27,6%.

Мнения респондентов о создании ассоциации книготорговцев и книгоиздателей разделились: 29% из числа респондентов данной категории считают, что данный добровольный союз необходим; 36% воздержались от ответа, мотивируя тем, что не задумывались над этим, так как у них в течение длительного промежутка времени создана своя система связи с крупнейшими региональными книжными издательствами; 35% высказались против создания данной организации, опасаясь того, что она будет способствовать увеличению конкуренции на книжном рынке.

Таким образом, книготорговцы работают по созданной ими системе, относятся к инновациям с опасением, стремятся препятствовать их внедрению, скрывают информацию о доходах, считая ее «коммерческой тайной».

Изучение мнения руководителей библиотечной сети (муниципальных город-

ских и таких же сельских библиотек) крупнейших городов Сибири показало, что книжный фонд библиотек не удовлетворяет потребности потенциальных читателей (в г. Барнауле - так считают 87% опрошенных, г. Красноярске - 73%, г. Новосибирске - 68%) и пополняется в основном лишь изданиями региональных издательств (от 15 до 124 изданий в год).

Система заказов в библиотеках существует, но они принимаются преимущественно на издания региональных издательских центров и выполняются частично. При заполнении листа заказа традиционно заполняется бланк, посвященный спросу, на котором библиотекарями обозначаются основные направления интересов и запросы потенциальных читателей муниципальных библиотек.

По мнению 61% респондентов из числа руководителей библиотечной сети крупнейших региональных центров Сибири, для защиты прав и интересов книгоиздателей, книготорговцев необходима региональная ассоциация. Респонденты считают, что данная добровольная организация способна осуществлять полноценные маркетинговые мероприятия, которые могли бы способствовать минимизации рисков в области книгоиздания.

На основе метода картограммирования были выявлены особенности современного книжного рынка Сибири. Так, по мнению экспертов, особой проблемой является недостаточный уровень оценки интеллектуального и творческого труда авторов со стороны книгоиздающих организаций. На территории сибирского региона в структуре себестоимости книжной продукции 80% занимают сырье и полиграфия и только 20% составляют заработная плата и гонорар автора. Нельзя не отметить недостаточный уровень информированности населения о печатной продукции. По данным нашего исследования, к концу 2009 года в изучаемом регионе доступ к глобальной сети Интернет имеют 9% респондентов, в то время как в центральных регионах России данный показатель составляет 11%. Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, дает толчок к развитию электронного распространения книжной продукции, занимающей все большую часть информационного рынка.

Данное утверждение подтверждается падением интереса к чтению, связанным с развитием мультимедийных коммуникаций, появлением новых источников информации. В подтверждении данного факта приведем результаты исследования, проведенного среди учащихся средних общеобразовательных школ г. Барнаула. На сегодняшний день наблюдается парадокс: возникает острая необходимость скорочтения как средства для получения необходимой информации в большом объеме и одновременно отмечается низкая техника чтения. Среднестатистический выпускник школы (по данным опроса выпускников барнаульских школ № 31, 52, 53):

- осмысленно читает 120 слов в минуту, что соответствует уровню обучающегося в 4 классе;

- в среднем прочитал 5-6 небольших произведений, выборочно прочитал еще 7-8 произведений из учебной программы по литературе средней школы.

Следовательно, не знакомясь с художественными произведениями, у ребенка не формируется образное мышление, затрудняется развитие воображения, что приводит к искажению формирования общечеловеческих ценностей.

В то же время изучение мнения потребителей в возрасте от 25 лет и старше выявило растущий интерес к электронным книгам, постепенно становящимся прямыми конкурентами печатной продукции. Наблюдаемая в последние годы борьба традиционных бумажных книг и электронных устройств для чтения еще

далека от своего завершения. Основной целью в ходе проводимого нами исследования регионального книжного рынка и потребительских предпочтений на нем являлось определение преимуществ и недостатков классических книг и электронных гаджетов. По мнению участников опроса, проводимого автором в 2007—2009 годах, электронная книга (e-book) является «бесплатной библиотекой в кармане». Поэтому часть респондентов, ведущие активный образ жизни, постепенно переходит на электронные средства получения информации. Прежде всего привлекает удобство эксплуатации, большой объем памяти и удобная навигация. К безусловным минусам e-book пользователи отнесли высокую стоимость, хрупкость изделий и постоянные задержки с выходом электронных версий книг. Среди недостатков была указана возможность интеллектуального собственника удалять «пиратскую» информацию из гаджетов, а также слабая контрастность изображения. Интересно, что у печатных изданий значительно меньше как минусов, так и плюсов. Среди положительных качеств опрошенные выделяют низкую, по сравнению с электронной книгой, стоимость и высокий уровень контрастности изображения.

Таким образом, рассмотрев сложившуюся в настоящее время ситуацию в области книжного дела Сибирского региона, мы можем говорить о том, что происходит эволюция социальной роли провинциального книгоиздания. К его традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия региона добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к общероссийским информационным сетям и банкам данных. Мы согласны с мнением К. С. Михидова (2) о тенденции изменения традиционных издательских технологий и форм маркетингового обслуживания, характера взаимодействия с различными социальными группами.

Прогнозируя развитие регионального книжного дела, было бы неправильно рассчитывать на появление ассоциации всех участников книгоиздательского процесса. Необходимо вернуться к тому, о чем уже шла речь: если государство приравнивает чтение к социально значимым сферам общественной и культурной жизни, то в его интересах позаботиться о том, чтобы книга оставалась доступной, чтобы ее цена в Сибирском регионе соответствовала уровню жизни. Это совсем не означает, что книга должна быть дешевой. Цена книги должна быть разной — и дешевой, и средней по цене, и эксклюзивной, учитывая социально-экономическое и социально-культурное расслоение среди россиян. Национальная программа по пропаганде чтения, включающая и поддержку библиотек Алтайского края, может и должна стать тем импульсом, который заставит людей обратиться к книге.

В современных условиях издательства выдвинулись в число тех учреждений института книгоиздания, которые берут на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационного и культурного единства в Сибирском регионе, поэтому издательские и книготорговые организации должны представлять собой единый целостный организм, постоянно взаимодействовать друг с другом, при необходимости обмениваясь документами и информацией о них. Однако в настоящее время настоящего партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в их деятельности не наблюдается. Для решения сложившейся проблемы необходима продуманная и согласованная система маркетинга, которая во многом возможна лишь при создании добровольной ассоциации книгоиздателей и книготорговцев.

Именно на деятельности книгоиздательских и книготорговых организаций наиболее заметно отражаются реформы общества. Они качественным образом

меняют роль книги в обществе, являющейся воплощением и носителем культурных ценностей в любой стране, в том числе Сибирском регионе современной России.

Примечания

1. Волкова В. Н. Читатель и чтение в современной России: сибирские наблюдения / В. Н. Волкова // Книжная культура на востоке России: от традиции к модернизации (60-е годы XX - начало XXI века): [сборник научных трудов по итогам выполнения проекта РГНФ № 05-01-01426а в 2006 г.]. - Новосибирск, 2006. - С. 78-86.

2. Михидов К. С. Современная книготорговая реклама как инструмент формирования читательской аудитории / К. С. Михидов // Информационная политика и культурное развитие регионов: Печать, книга, электронные СМИ Сибири и Дальнего Востока в постсоветский период (90-е годы ХХ - начало XXI века): [сборник научных трудов по итогам выполнения проекта РГНФ № 08-01-00277а в 2008 г.]. - Новосибирск, 2008. -С. 112-121.

А. Л. Есипов

ФАШИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СССР В 1941-1943 ГОДЫ

Статья посвящена одной из недостаточно исследованных страниц в истории библиотечного дела нашей страны. На основании материалов, опубликованных на страницах коллаборационистских периодических изданий в годы Великой Отечественной войны и ряда архивных документов, автор прослеживает роль оккупационных библиотек в пропагандистской обработке местного населения. Важное место занимает анализ вовлечённости библиотек и читальных залов в реализацию культурной политики нацистов. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, библиотека, пропаганда, библиотеки в годы Великой Отечественной войны, оккупационные периодические издания, коллаборационистские печатные издания, библиотечное обслуживание на оккупированных территориях.

Article is dedicated to one of not well researched pages in the history of librarian practice in our country. According to the materials published on the pages of collaborational periodical editions during the Great World War and a row of archive documents author follows the role of occupying libraries in propagandic transformations of local people. The analyze of libraries and reading halls involved in realization of fascist cultural politic. Keywords: librarianship, library, propaganda, libraries during the Great World War, occupied periodical editions, collaborational typed editions, librarian service on occupied territories.

Тема Великой Отечественной войны, закончившейся 65 лет назад Победой нашего народа, по прошествии лет не теряет свой актуальности в научных исследованиях. Наоборот, открытие новых архивных материалов позволяет исследовать ранее недоступные стороны той войны. Мы видим одним из интересных направлений исследования — изучение места библиотеки в реализации культурной политики нацистов и их вовлечённость в пропагандистскую деятельность, осуществлявшуюся Германией в годы ВОВ на оккупированных территориях нашей страны. В пропагандистской работе должны были принимать участие все вновь создаваемые учреждения. При этом значительный интерес в реализации поставленных задач германские идеологи проявляли в отношении библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.