3. Demina L.D., Raljnikova I.A. Psikhologicheskoe zdorovje i zathitnihe mekhanizmih lichnosti: uchebnoe posobie / L.D. Demina, I.A. Raljnikova. - Barnaul, 2000.
4. Sovremennoe obthestvo i lichnostj v sociologii zhiznennihkh sil cheloveka // Socialjnihe determinantih ehvolyucii zhiznennihkh sil cheloveka i obthestva / pod. red. S.I, Grigorjeva, L.D. Deminoyj. - Barnaul, 1999.
5. Grigorjev S.I. Koncepciya zhiznennihkh sil cheloveka v strukture sociologicheskogo znaniya / S.I. Grigorjev, L.D. Demina, Yu.E. Rastov. - Barnaul,
1996.
Статья поступила в редакцию 20.07.11
УДК 316.4
Maslov M.S. CURRENT BOOK CASE OF RUSSIA AND SIBERIA: ASPECTS OF DEVELOPMENT. In article pressing question of a condition of modern regional book cases is considered. The analysis of self-appraisals and estimations of activity of the basic participants of book business reveals the problems demanding the decision. Activity of participants of book business has got different orientations that generates distruction studied social institute.
Key words: book publishing, bookselling activities, book business, the reader's interest, participants of book business, social significance, social institute, sociological research.
М.С. Маслов, аспирант АлтГАКИ, E-mail: maslovmc@mail.ru;
Р.А. Трофимова, д-р. социол. наук, проф. АлтГАКИ, E-mail: maslovmc@mail.ru
СОВРЕМЕННОЕ КНИЖНОЕ ДЕЛО СИБИРИ ГЛАЗАМИ ЕГО УЧАСТНИКОВ
В статье рассмотрен актуальный вопрос состояния современного регионального книжного дела. Анализ самооценок и оценок деятельности основных участников книжного дела выявляет проблемы, требующие решения. Деятельность участников книжного дела приобрела разновекторную направленность, что порождает дисфункционирование изучаемого социального института.
Ключевые слова: книгоиздание, книготорговая деятельность, книжный бизнес, читательский интерес, участники книжного дела, общественная значимость, социальный институт, социологическое исследование.
Сегодня социологи солидарны в утверждении того, что реформирование российского общества привело не только к успехам в развитии рыночных экономических отношений и демократизации политической жизни, но и к существенным духовно-нравственным потерям. Протекающий процесс обез-духовления большинства россиян имеет много причин. Попробуем выделить их посредством самооценок книгоиздате-
лей, книготороговцев, книгопокупателей, библиотечных работников состояния книжного дела в Сибири.
Начнем анализ самооценок книгоиздателей с таблицы, составленной нами по итогам изучения документации двадцати частных и двадцати вузовских (государственных) издательств, вошедших в выборку исследования (таблица 1).
Таблица 1
Формальные показатели обобщенной деятельности книжных издательств четырех регионов Сибирского Федерального округа (в абсолютных цифрах)
№ показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1 Издано (по наименованиям) 203 182 191 190 195 198 201 208 187 192 198
2 Суммарный тираж (в тыс.экземпляров) 203 120,5 191 152 159 189 201 203,5 102 110 135,65
3 Отмеченные премиями вузов органов власти, общественных организаций и вузов 53 49 56 89 63 71 68 56 69 73 76
4 Получили официальные рекламации 5 3 2 0 0 5 3 3 2 2 0
4.1. В т.ч. по содержанию 1 0 0 0 0 2 1 1 0 2 0
4.2. оформлению 2 2 1 0 0 1 1 0 0 0 0
4.3. редактированию 0 1 1 0 0 2 1 1 0 0 0
4.4. типографическому исполнению 2 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0
4.5. Срокам исполнения заказов 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0
Таблица 1 свидетельствует о сравнительно благополучности состояния сибирского книгоиздательства. Колебания в показателях изданных книг (по количеству наименований и тиражам), обусловленные экономическими кризисами, не выглядят катастрофическими, а малочисленность рекламаций на продукцию местных издательств характеризует ее как высококачественную. При этом семь рекламаций (из 25) связано
с контекстом (содержанием) изданных книг. Заметим, что под рекламациями, относящимися к содержанию книг, подразумеваются официальные заключения органов власти, судов и общественных организаций. Все рекламации подобного рода относится к продукции частных издательств. Гипотеза о благополучия книгоиздания в Сибири, на первый взгляд, подтверждается диаграммами 1, 2 (рис.1).
Издательства государственных вузов
10 0
■ да, вполне
□ скорее да, чем нет
□ скорее нет, чем да
■ не удовлетворен
Частные издательства
□ да, вполне
□ скорее да, чем нет
□ скорее нет, чем да
□ не удовлетворен
Рис. 1. Распределение ответов руководителей издательств на вопрос: «Довольны Вы своей работой?» (в % к числу опрошенных)
Однако, это утверждение не выдерживает критики, когда дело доходит до углубленного анализа самооценок книгоиздателей и книготорговцев.
В сентябре 2009 года в Москве состоялась научно-практическая конференция по теме: «Социальная ответственность книжного бизнеса», на которой были оглашены результаты экспертного опроса, проведенного Центром коммуникативных технологий по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Выяснилось, что наиболее значимыми аспектами социальной ответственности книжного бизнеса эксперты считают: 1)художественную и / или научную ценность вновь публикуемых книг (средний ранг значимости этого аспекта измеряется условной величиной, равной 1,75); 2)просветительскую функцию книжного дела (ранговый показатель - 1,8); 3)технологическую качественность издаваемых книг (художественно-полиграфический уровень, корректура, верстка текста и т.п.) - усредненный ранг значимости - 3,2; 4)социальную политику работодателей на предприятиях книгоиздания и книготорговли по отношению к наемным работникам (т.е. соблюдение нормативов Трудового кодекса РФ) - ранговый показатель 3,6; 5)благотворительную деятельность - 4,4; 6)иные формы безвозмездной помощи социально ослабленным группам населения, своевременную и
полную уплату налогов - 5,9 . Примечательно, что вопрос исследователей о качестве книжной продукции был понят в технолого-типографском стиле, без связи с содержанием книг, без учета влияния их прочтения на мировоззрение, духовность, морально-нравственные установки людей. Качество содержания (контекст) книг издателями не оценивалось вообще, они и организаторы опроса показывают, что такая оценка - не их забота, а дело литературоведов и читателей, социальных функций института книжного дела.
Многое из вышесказанного о региональных книгоиздателях в полной мере относится и к книготорговцам. По мнению руководителей крупных книготорговых фирм Сибирского Федерального округа, торговать художественной классикой (русской дореволюционной, советской и зарубежной), публицистикой, поэзией и социально-политической литературой, по убеждению книготорговцев, убыточно. Стабильный доход приносит торговля детективами, фантастической и приключенческой литературой, «женскими романами», сборниками анекдотов, учебниками и произведениями для детей. При этом эксперты-книготорговцы полагают, что они хорошо знают, в каких книгах нуждаются основные категории покупателей книг (таблица 2).
Распределение ответов руководителей книжных магазинов и фирм на вопрос: «Знаете ли Вы читательские предпочтения следующих категорий покупателей?» (в % к числу опрошенных)
Таблица 2
5
№ Категория Да, Скорее да, Скорее нет, Нет, Трудно
читателей вполне чем нет чем да не знаю сказать
1 Студенты и учащиеся 90,0 10,0 0 0 0
2 Бизнесмены (частные предприниматели) 65,0 25,0 5,0 0 5,0
3 Чиновники 50,0 40,0 5,0 5 5,0
4 Служащие силовых структур 80,0 20,0 0 0 0
5 Интеллигенты (ученые, учителя, врачи, 55,0 20,0 10,0 10,0 5,0
работники культуры)
6 Пенсионеры и инвалиды 75,0 95,0 0 0 0
Ниже будет показано, что таблица 2 иллюстрирует из- только им самим, но и другим участникам книжного дела. лишнюю самоуверенность руководителей книготорговых ор- Последнее замечание относится к таблице 3. ганизаций, которая небезобидна, так как приносит ущерб не
Таблица 3
Распределение ответов руководителей книготорговых организаций на вопрос: «Бывали ли случаи..?» (в % к числу ответивших по каждой позиции)
№ Варианты продолжения вопроса Варианты ответа Итого
Да Нет Не знаю
1 жалоб покупателей на работу Вашего магазина 2,5 87,5 10,0 100,0
2 расторжения договоров с издательствами по их инициативе 15,0 85,0 0 100,0
3 оштрафования магазина органами власти и управления 95,0 5,0 0 100,0
4 судебных исков к магазину (фирме) 7,5 92,5 0 100,0
5 иных конфликтов с властью, издательствами, покупателями, общественными организациями, покупателями книг 12,5 75,0 12,5 100,0
Любая торговля, в том числе книжная, конфликтогенна. Поэтому низкие показатели первой колонки, особенно, по первой и пятой строкам таблицы 3 вызывают сомнение в искренности опрошенных книготорговцев. Эти сомнения усиливаются многочисленными случаями отказов предоставлять покупателям книги жалоб и предложений. Такие книги имеются во всех обследованных книготорговых центрах, но первому требованию покупателей получить их трудно. Об этом заявили 85% книгопокупателей, а интервьюеры убедились в их правоте лично. Кроме того, ознакомление с записанными в этих книгах замечаниями покупателей свидетельствует о том, что показатель, зафиксированный в левой верхней клеточке комментируемой таблицы, как минимум в десять раз занижен.
Обратим внимание на высокие показатели неудовлетворенности практикой взаимодействия книготорговых организаций друг с другом (62,5%), книжными издательствами, органами власти и общественными организациями (30% и выше). Здесь мы опять сталкиваемся с противоречивым желанием книжных бизнесменов такого (ныне существующего управления) их деятельностью, которое будет регулировать взаимодействие структур и учреждений книжного дела без ущемления самостоятельности бизнесменов. А сейчас перейдем к характеристике оценок, даваемых книжным бизнесменам, другими акторами книжного дела.
Речь пойдет о соответствии библиотечных фондов запросам читателей (смотри рис. 2).
Оценка руководителями библиотек соотвествия библиотечных фондов запросам читателей (в %)
т
61,
18,5
Рис. 2.
А - фонд библиотеки превышает запросы большинства читателей В - фонд удовлетворяет все запросы читателей С - фонд явно не удовлетворяет запросы читателей
Уточним данные рисунка 2. Когда руководители библиотек говорят о том, что книжные фонды не удовлетворяют запросам читателей, то они имеют в виду два качественных неравноценных обстоятельства - несоответствие содержания фонда потребностям: а) некоторых читателей; б) большинства читателей. Поэтому показатель 61,5% образуется сложением 15,5% (столько ответов по варианту а) и 46% (ответивших по варианту б). На вопрос: «Заявки на литературу каких жанров Ваша библиотека чаще всего: а) удовлетворяет в какой мере; б) не удовлетворяет?» были получены разнообразные ответы, систематизация и соответствующие подсчеты, которых позволяют сделать такие выводы:
1. Муниципальным библиотекам явно не достает литературы: религиозной, особенно, православной; научно-популярной; учебной (по программам начального и среднего профессионального образования); справочной, в т.ч. словарей; краеведческой (книг местных авторов и изданий художественного, историче-
ского и культурологического характера); классической художественной, как российской, так и зарубежной; исторических романов и мемуаров.
2. Большинство государственных (религиозных и вузовских) библиотек испытывают дефицит, прежде всего: переводной научной литературы; отечественной научно и научно-популярной литературы по социальной проблематике (социологической, экономической, юридической, политической и конфликтологической и экологической); учебно-методической (по профилактике высшего и поствузовского образования, а также организации бизнеса); справочной (по отраслям знания); краеведческой (по всем направлениям этого жанра).
Эти выводы, интегрирующие оценки шестидесяти руководителей библиотек региона Сибири, слабо согласуются с установками книгоиздателей на производство и воспроизводство развлекательной литературы в т.ч. легких жанров, что
обнаруживает комплекс проблем, нерешенность которых тормозит развитие социального института книжного дела.
Важно заметить, что население региона (точнее, ее репрезентативная группа, ставшая нашими респондентами) деятельностью библиотек довольна в гораздо большей степени, чем работой книгоиздательств и книготоргов. Из четырехсот проинтервьюированных покупателей книг книжные магазины посещают: а) систематически, точнее не менее 1 раза в месяц, 82 человека (20,5%); б) периодически (раз в 2-3 месяца) - 152 (38%); в) редко - 166 (41,5%), в т.ч. оказались в книжном магазине покупателей книг - 51,5%.
Удельный вес несостоявшихся покупателей (46,5%) среди редких посетителей книжных магазинов выше, чем среди покупателей периодически посещающих магазин, и, особенно, систематических клиентов книготоргов. Это вполне естественно. Однако эти проценты указывают и на обратную связь -редкие приходы в книготорги могут быть следствием неоднократных неудач в поиске нужного произведения.
Ценообразование книжной продукции, изготовленной как местными, так и центральными издательствами, остается неведомой ее покупателям. Многие из них задают продавцам книг вопросы типа: «Почему качественно изданная (на хорошей бумаге и в надежном переплете) книга московского изда-
тельства стоит столько же (или даже дороже) такой же по объему книги, изготовленной местным издательством на газетной бумаге, в т.ч. в мягком переплете, разваливающимся в руках читателя?» Как правило, удовлетворяющего книгопоку-пателя ответа не дают ни продавцы, ни издатели, что естественно, снижает желание приобретать продукцию частных региональных издательств. Большинство книгопокупателей недоумевает по поводу отсутствия в книготоргах практики торга, в т.е. рыночных механизмов процедуры купли-продажи книг. В этой связи показателен результат (90,5% покупателей считают, что торговаться при покупке книг неуместно), отражающий соотношение ответов книгопокупателей на вопрос: «Торгуетесь ли с продавцами при покупке книг?»
Анализ самооценок и оценок деятельности основных участников книжного дела обнаруживает большое количество проблем, требующих решения. То, что устраивает книгоиздателей, противоречит интересам потребителей книжной продукции. Практика книготорговли не проявляется ни у книго-покупателей, ни у библиотечных работником, а предложения последних игнорируется производителями книг. Деятельность структур системы книжного дела приобрела разновекторную направленность, что порождает дисфункционирование изучаемого нами социального института.
Статья поступила в редакцию 20.07.11
УДК 316.4
Fotieva O.N. EXTREMISM AS SOCIAL PATHOLOGY. In the article the basic senses of concept of "social pathology" are analyzed and their general kernel is isolated. On this basis the extremism phenomenon is considered, two various aspects of concept of extremism are allocated and there is shown that the extremism, in its second aspect, can be classified as social pathology.
Key words: social pathology, ethnopolitical extremism, ideology and practice of extremism.
О.Н. Фотиева, аспирант кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: ollyanf@yandex.ru
ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ
В статье анализируются основные смыслы понятия «социальной болезни» и вычленяется их общее ядро. На этой основе рассматривается феномен экстремизма, выделяются два различных аспекта понятия экстремизма и показывается, что экстремизм, во втором его аспекте, может быть классифицирован как социальная болезнь.
Ключевые слова: социальная болезнь, этнополитический экстремизм, идеология и практика экстремизма.
В понятие социальной болезни, как известно, вкладываются два устойчивых, но разных смысла. Первый сформировался в рамках медицины, и, согласно ему, к социальным болезням относятся заболевания, связанные с неблагоприятными социально-экономическими условиями: туберкулез, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании и т.д. Они являются спутниками бедности, войн и других социальных катаклизмов. Принято считать, что уровень заболеваемости социальными болезнями отражает социально-экономическую ситуацию в стране. В данном случае термин «болезнь» употребляется в своем прямом смысле.
Второй смысл понятия «социальная болезнь» связан с социальными науками и в широком смысле близок понятию «социальная проблема». Здесь термин «болезнь» употребляется в переносном смысле (вначале более употребительным был термин «социальные патологии»), и здесь очевидна аналогия с биолого-медицинскими представлениями, когда социальные проблемы воспринимаются как угрозы нормальной работе социального организма. Во многом эти представления опирались на органическую школу в социологии, основателем которой является Г. Спенсер. Кроме подхода социальной патологии, можно также выделить подходы социальной дезорганизации (У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Р. Маккензи, и др.) и функционалистский (Р. Мертон, Р. Нисбет и др.). В последнем социальные проблемы и соответствующие им виды девиант-
ного поведения рассматриваются как нормальное реагирование людей на социальную ситуацию, в которой они оказываются. «Наша главная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению» [1, с. 29]. В конце 20 века большую роль приобрел конструкционистский подход, основные идеи которого были сформулированы М. Спектором и Дж. Китсьюзом. Социальные проблемы понимаются здесь «...как деятельность индивидов или групп по выражению недовольства и выдвижению утверждений-требований относительно некоторых предполагаемых условий. Социальные проблемы, с этой точки зрения, конструируются индивидами или группами, привлекающими внимание общественности к тем или иным условиям и выступающими с требованием их изменения» [2, с. 273]. Но, так или иначе, при всех расхождениях данные подходы близки в том, что социальные проблемы - это то, что препятствует нормальному функционированию и развитию общества в целом, а, значит, и его членов.
В чем отличие понятия «социальная проблема» от понятия «социальная болезнь»? Как пишет И. Рывкина, понятие «социальные проблемы» «высвечивает отдельные негативные черты общества (например, проблему безработицы, проблему бедности, проблему преступности и др.). Но оно не ориентирует на изучение здоровья общества как целого, как социаль-