Научная статья на тему '"Русский крест" книжного бизнеса'

"Русский крест" книжного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глинский В. В.

В статье представлен подробный анализ современного состояния и тенденций развития одной из важных отраслей экономики России -книгоиздания и книготорговли. Рассмотрены основные составляющие внешней среды, дана оценка привлекательности книжной отрасли. Проведены расчеты емкости внутреннего книжного рынка России для отдельных субъектов Сибирского федерального округа. Сделаны выводы и предложения, которые помогут остановить негативные процессы в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Русский крест" книжного бизнеса»

В статье представлен подробный анализ современного состояния и тенденций развития одной из важных отраслей экономики России -книгоиздания и книготорговли. Рассмотрены основные составляющие внешней среды, дана оценка привлекательности книжной отрасли. Проведены расчеты емкости внутреннего книжного рынка России для отдельных субъектов Сибирского федерального округа. Сделаны выводы и предложения, которые помогут остановить негативные процессы в отрасли.

«Русский крест» книжного бизнеса*

В. В. ГЛИНСКИЙ,

кандидат экономических наук, профессор,

зав. кафедрой статистики Новосибирского университета

экономики и управления,

генеральный директор издательства «Мангазея»,

Новосибирск

E-mail: sodl@mail.sic.ru

Издательская отрасль - небольшой в масштабах страны сегмент экономики. Емкость рынка невелика, как и численность занятых, вклад в ВВП измеряется долями процента, активы нулевые. Но поскольку от книгоиздания в большой мере зависят уровень образования, воспитания, науки и культуры, ее обоснованно относят к стратегическим отраслям, определяющим национальную безопасность.

Развитие любой отрасли не бывает беспроблемным, однако, на мой взгляд, уровень накопившихся в издательской деятельности за последние годы негативных тенденций перешел критическую отметку. В итоге книгоиздание и книготорговля в России с осени 2005 г. вступили в полосу системного кризиса.

Данный вывод можно подтвердить с помощью анализа внешней среды функционирования книжной отрасли1.

* «Русский крест» - категория демографической статистики, момент начала естественной депопуляции населения, этот процесс наблюдается в настоящее время практически во всех российских регионах; в Новосибирской области превышение смертности над рождаемостью началось в 1991 г.

1 В качестве информационной базы исследования автором использованы данные отраслевой статистики, материалы территориальных органов ФСГС в части выборочных обследований домашних хозяйств, результаты собственных исследований по предприятиям издательской отрасли и малому бизнесу.

Риски внешней среды

В настоящий момент по всем элементам внешней среды сложилась ситуация преобладания рисков над шансами предпринимательской деятельности в книжной отрасли.

Политика. В течение 90-х годов государство слишком легко ушло из управления книгоизданием (издательское дело на 90% - частный бизнес, в книготорговле государственный сектор вообще не представлен), передав отрасль в руки людей с психологией мелких лавочников, могущих решать лишь временные тактические задачи. Игнорирование стратегических целей привело, в конечном счете, к угрозе национальной безопасности страны.

Экономика. Общая неблагоприятная динамика численности населения усугубляется в настоящий момент отрицательным воздействием понижательной составляющей очередной демографической волны (табл. 1). Падение численности населения естественным образом уменьшает и численность читателей. Эта ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что на смену читателям старшего возраста не приходят новые -молодежь в большей степени ориентируется на Интернет.

Таблица 1

Динамика численности населения России в 2002-2006 гг., тыс. чел.

Регион 2002 (результаты переписи) 01.01.2005 01.01.2006

Российская Федерация 145200,0 143474,0 142800,0

Новосибирская область 2692,3 2662,3 2649,9

Омская область 2079,2 2046,6 2034,6

Республика Хакасия 546,1 541,0 538,2

К тому же книга традиционно является товаром отложенного спроса, расходы на книги (исключая разве что школьные учебники) всегда за пределами потребительской корзины, и, если доходы населения по каким-то причинам уменьшаются, то в первую очередь это сказывается на покупке книг (табл. 2). В этой связи в последние несколько лет произошло, по крайней мере, три удара по объему потребления книг:

• реформа ЖКХ резко увеличила платежи населения за коммунальные услуги, увеличились затраты на тепло- и электроэнергию;

• монетизация льгот привела к росту расходов на лечение и лекарства;

• потребительские кредиты и ипотека связали не только настоящие, но и будущие доходы населения.

Таблица 2

Динамика расходов на покупку книг в регионах Сибири в 2001-2005 гг., руб.

Расходы на покупку книг в среднем на одного человека в год, руб. 2001 2002 2003 2004 2005

Новосибирская область

Всего 49,2 66,4 98,3 116,1 107,8

в городе 64,1 78,6 110,5 127,2 122,9

на селе 15,5 31,7 63,5 82,7 62,2

Омская область

Всего 31,5 45,7 81,6 55,6 58,7

в городе 35,9 53,7 104,1 70,3 61,6

на селе 22,7 29,2 35,4 23,1 52,3

Республика Хакасия

Всего - 77,5 137,6 164,8 154,6

в городе - - 143,1 157,7 137,3

на селе - - 124,4 182,1 196,8

* Источники табл. 2, 3, 4 - материалы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств России, проводимого территориальными органами Федеральной службы государственной статистики - Новосибирскстата, Омскстата, Хакасстата.

Изменение структуры потребностей. Меняется мен-тальность населения. Образование, культура отходят на второй план. Книга как лучший подарок, книга для личной библиотеки - в прошлом. Данные о сезонности потребления книг (табл. 3) показывают, что население в основном приобретает учебники, покупки которых приходятся на 3-й квартал года.

Сейчас широко распространенный тезис о том, что «СССР самая читающая страна в мире», считается мифом. Вопрос

требует специального изучения, но то, что население современной России отказывается от чтения книг, подтверждается многими исследованиями (табл. 4).

Таблица 3

Сезонность потребления книг в Новосибирской области в 2005 г.

Расходы на книги в среднем на 1 человека в квартал Квартал

1-й 2-й 3-й 4-й

Руб. 11,8 11,7 63,2 21,1

% к итогу 10,9 10,8 58,7 19,6

Таблица 4

Динамика населения Российской Федерации, не читающего книги, 1994—2005 гг., % к числу опрошенных*

1994 1997 1998 2000 2005**

23 35 31 34 37

* Источник: Общественное мнение. М.: ВЦИОМ, 2002, ** Результаты исследования, проведенного аналитическим центром Ю. Левады //Российская газета. 27.07.2005.

Технологии. Интернет резко сокращает реальную численность читателей книги, сейчас по этой причине издание научной литературы, учебников для вузов, фантастики рискованно для издателя, а в будущем число таких сегментов будет только увеличиваться. Интернет также забирает свободное время, что представляет угрозу для чтения вообще.

Снижение привлекательности книгоиздания как отрасли

Рассмотрим подробнее факторы, которыми в стратегическом менеджменте принято определять уровень привлекательности отрасли.

Темпы роста книжного рынка. Бесспорно, это наиболее важный фактор привлекательности любой отрасли. Положительные темпы роста рынка означают расширение совокупного спроса на отраслевой продукт со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до внешних инвестиций в от-

расль. Трудно представить себе инвестора, вкладывающего средства в стагнирующую отрасль. Отсюда становится понятным, сколь важно для развития отрасли наличие объективной статистики, позволяющей своевременно и точно оценивать объем и тенденции рынка. Надежного учета результатов книжной отрасли сейчас просто нет. ФСГС учитывает итоги только деятельности государственных издательских предприятий (в реальности это одно издательство - «Просвещение»). Книжный бизнес в основном - частный, и, насколько нам известно, многие крупные издательства даже отказываются предоставлять информацию о выпущенных тиражах книг в Книжную палату, ссылаясь на коммерческую тайну.

Оценки Книжной палаты некорректны, поскольку в основе расчетов - тиражи, указанные самими издательствами. Оставим без внимания, насколько они точны, приведем собственный пример. Издательство «Мангазея», возникшее в 1989 г., пропало с книжной карты России примерно с 2001 г., после того как перевело основную часть заказов из типографии «Советская Сибирь», которая делала обязательную рассылку выпущенных изданий, в «Полиграфкомбинат», который таковую рассылку проводит нерегулярно. Мелкие типографии вообще рассылки не делают, в итоге справочники Книжной палаты указывают примерно треть наших тиражей. Но даже не это главное: считать объем рынка через оценку предложения продавца на «рынке покупателя» - экономический нонсенс.

Расчетами объема книжного рынка занимаются ряд других институтов - в частности, фирма «Топ-книга» имеет собственную статистику продаж, ведет расчеты отраслевой журнал «Книжный бизнес» и т. д. Так или иначе, ведомственная статистика в лице «Книжного бизнеса» зафиксировала рост емкости книжного рынка (табл. 5).

Таблица 5

Динамика емкости книжного рынка России, млрд дол.*

2003 2004 2005

1,48 1,52 1,68

* Источник: Книжный бизнес. 2006. № 1.

Очевидно, что теоретически объем книжного рынка точнее определять через объем конечного потребления. Мы попытались оценить емкость внутреннего книжного рынка (ЕВКР) следующим образом:

ЕВКР = ПРН + КП,

где ПРН - потребительские расходы населения России на книги за год;

КП - годовой объем корпоративного потребления книг.

Корпоративное потребление книг включает спецлитературу для фирм, расходы библиотек, госзаказ и проч. К сожалению, эту составляющую емкости книжного рынка при современном состоянии учета оценить крайне сложно, да и не она сейчас определяет его динамику. Расходы же населения на книги мы рассчитали для ряда регионов - Новосибирской и Омской областей, Республики Хакасия (табл. 6).

Таблица 6

Общий объем потребления книг в отдельных регионах Сибири в 2004-2005 гг., млн руб.*

Объем потребления 2004 2005 Абсолютное изменение

Новосибирская область 309,2 285,5 -23,7

Омская область 113,8 119,4 +5,6

Республика Хакасия 89,1 83,2 -5,9

* Данные приведены в фактических ценах потребления. Если учесть рост цен на книжную продукцию примерно на 10-15% в год, следует признать, что потребление книжной продукции в натуральном измерении упало еще более существенно. В Омской области резкое падение емкости книжного рынка произошло в 2004 г. (см. табл. 2).

Аналогичные расчеты нами были проведены по другим субъектам Сибирского федерального округа. В Кемеровской и Томской областях, Алтайском крае наблюдается примерно одинаковая картина.

Конечное потребление книг (и соответственно внутренний книжный рынок) в 2005 г. упало катастрофически по сравнению с предыдущими годами, и эта тенденция, по нашим расчетам, сохранилась.

Отраслевая рентабельность. Этот параметр - один из решающих для оценки привлекательности отрасли, точно рас-

считать его невозможно - объективной информации нет, да, собственно, и не может быть. Всякий бизнес, скажем так, «управляет» процессом обмена информацией о результатах своей деятельности с внешней средой (инвесторы, собственники, банки, налоговые инспекции и т. п.). В этих условиях экспертная оценка может быть точнее данных официальной отчетности. В качестве такой оценки рассмотрим динамику рентабельности одного из новосибирских издательств (рисунок).

Пик эффективности издательской отрасли приходился -- Рентабельность

на 1992-1993 гг., когда был / \

характерен «рынок продавца», / \ *—~

затем произошел достаточно \ / \

быстрый переход к «рынку --

покупателя», сопровождав- 1990 1995 2000 200

шийся снижением отраслевой

^ п , г,г,о Динамика рентабельности

рентабельности. В 1998 г. г ..

г издательства «Мангазея»

рентабельность книгоиздания в 1989-2007 гг %

падала скачкообразно - за

счет вынужденного перехода (дефолт плюс монополия основных поставщиков) к мировым ценам на бумагу и остальные компоненты производства книг.

Арендная удавка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас процесс снижения отраслевой рентабельности определяется другими факторами (арендная плата, энерготарифы, транспортные затраты, плата за вход в розничные сети и т. д.).

Арендная плата становится одним из решающих барьеров развития малого предпринимательства. В течение последних лет мы проводим исследования малого бизнеса по заказу мэрии г. Новосибирска. Общий объем выборочной совокупности -более 500 предприятий различных отраслей. Круг изучаемых проблем достаточно широк - динамика, факторы, условия, налоги, безопасность, отношения с контролирующими органами и т. п. Относительно арендной платы складывается следующая ситуация. Подавляющая часть субъектов малого бизнеса (более 80%) не имеют собственных производственных помещений, соответственно арендуют площади для ведения

бизнеса. В последние два-три года арендная плата выросла настолько, что ряд секторов малого предпринимательства вынужден прекращать деятельность.

Интересно то, что собственники помещений также сворачивают активный бизнес: часто выгодней сдать площади в аренду, чем вести самостоятельную деятельность. Ни одно из новосибирских книжных издательств не имеет собственных производственных площадей. В этой связи для иллюстрации арендных отношений расскажем поучительную историю из жизни местных издателей.

В издательство приходит письмо следующего содержания.

«Руководителю, главному бухгалтеру Инспекция ФНС России по ...району г. Новосибирска сообщает, что по данным бухгалтерской отчетности Вашей организацией признаны убытки от ведения финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год и в текущем календарном году.

Из статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. В связи с изложенным, предлагаем Вам убедиться в том, что используемый в организации порядок документооборота обеспечивает полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций финансово-хозяйственной деятельности, в частности, операций, результатом которых является увеличение экономических выгод...

В случае отсутствия фактов неполноты отражения сведений и (или) ошибок... предлагаем пояснить причины получения убытка.

Начальник инспекции»

Рефлекторно при получении подобного обращения хочется вести себя так, как среагировал «волкодав» Таманцев из знаменитого романа Владимира Богомолова «В августе 44-го»: «...Увидев Ивашеву впервые, он отдал ей свой пайковый сахар и... чуть не прослезился». Однако за 18 лет предпринимательской деятельности слезы вытекли, пайкового сахара тоже не-

много, и руководителю захотелось (сделав вид, что не понял подоплеки обращения) прояснить ситуацию.

«ИФНС России по ...району от руководителя В ответ на Ваше обращение сообщаем, что убыток, полученный издательством, сложился в результате объективных причин, основной из которых является рост арендной платы. Издательство арендует у Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области помещение с 2001 г. За 2003-2007 гг. арендная плата выросла более чем в 4 раза, что привело к ощутимому росту доли постоянных затрат в структуре себестоимости. Цены издательства за этот же период увеличились лишь на 48,8% (табл. 7). К сожалению, ситуация в последний год для нас сложилась таким образом, что не прибыли сейчас приходится планировать, а предпринимать усилия по выходу из кризиса.

Для справки. За 2007 г. издательство перечислило в бюджет и фонды более 1,3 млн руб. (аренда, НДС, ЕСН и пр.)».

История не закончена, издательству в итоге этой переписки удалось хотя бы снять с себя подозрение в уходе от налога на прибыль.

Но жизнь продолжается: получено новое письмо от инспекции, где справочно (мы им справку - они нам справку) указывается: «Согласно данным статистики уровень рентабельности отрасли "обрабатывающая промышленность" составляет 5,9%», кроме того, предприятию в устной форме напомнили о том, что убыточные фирмы подлежат банкротству. Правила игры сформулированы?!

Такие истории типичны, например, не так давно муниципалитет продал здание, в котором одним из арендаторов было старейшее сибирское издательство.

Злой умысел в таких ситуациях отсутствует, просто чиновники стараются каждый на своем месте хорошо исполнять свои обязанности. Один, для увеличения доходной части областного бюджета, корректирует арендные ставки в сторону повышения, другой контролирует эффективность деятельности предприятия,

Таблица 7

Динамика показателей, определяющих себестоимость книжной продукции издательства «Мангазея»

в 2003-2007 гг. (за месяц), руб.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 (1 полугодие) Темпы роста, %

2004 к 2003 2005 к 2004 2006 к 2005 2007 к 2006 2007 (1 пол.) к 2003 В среднем за год

Аренда за 1 м" (в соответствии с договором) 59,0 60,3 153,8 237,5 237,5 102,0 255,1 154,4 100,0 401,8 141,6

Средняя цена за 1 экз. книги 15,5 17 19,5 21 23 109,7 114,7 107,7 109,5 148,4 110,4

Налог на землю 2508,3 4801,3 5281,4 5155,5 5155,5 191,4 110,0 97,6 100,0 205,5 119,7

Доля арендной платы в обороте, % 0,081 0,064 0,090 0,194 0,305 79,1 139,7 216,7 157,1 376,1 139,3

в итоге жизнь данного предприятия становится многотрудной и полной опасностей, а то и вовсе заканчивается.

Как «звезда» превратилась в «голодную собаку»

Основной фактор снижения рентабельности производства книг в настоящий момент - замедление оборачиваемости продаж. За десять лет уровень рентабельности книгоиздания снизился в десятки раз.

Входные и выходные барьеры. Традиционно считается, что книгоиздание - отрасль с низкими входными барьерами. И в связи с отменой лицензирования издательской деятельности, кажется, что эти барьеры снизились. Однако это не так или не совсем так. Сейчас действительно стало легче осуществить разовое издание, однако начать профессионально издательскую деятельность, особенно в провинции, практически невозможно как раз по причине высоких входных барьеров - монополизировано владение авторскими правами, например, на современных популярных детских авторов, необходимы очень большие вложения на раскрутку новых авторов, местные типографии в большинстве своем утеряли навыки коммерческого книгоиздания (Омск, Иркутск, Кемерово и многие другие достаточно крупные города и регионы как раз по этой причине ушли постепенно с издательского рынка).

Растут и выходные барьеры. Если еще 10 лет назад можно было достаточно быстро уйти из книжного бизнеса практически без потерь, распродав хотя бы складские остатки с прибылью, то сейчас такая ситуация нереальна. Продать же гудвилл издательской фирмы, а тем более книготорговой организации, в случае необходимости удастся, возможно, только первой десятке издательств, а в книготорговле таких организаций вообще единицы: «Топ-книга», «Библиоглобус» .

Уровень переговорных сил поставщиков и клиентов. Поставщики бумаги традиционно имели более выгодные позиции в переговорах с издательствами, прежде всего за счет концентрации своей отрасли (в России пять целлюлозно-бумажных комбинатов и тысячи издательств). Сейчас ситуация для издательств еще усложнилась и в этом отношении. Иностранные владельцы российских комбинатов, доведя качество продукции

до мировых стандартов, стали менее зависимы от внутреннего потребителя, к тому же для этих комбинатов предпочтительны стабильные потребители - газеты, глянцевые журналы.

Аналогична ситуация взаимоотношений с полиграфией: зачастую будущий тираж определяется не спросом, а требованиями максимальной загрузки полиграфических мощностей, соответственно переговорными силами типографий.

Что же касается клиентов, для издательств дорога к конечному потребителю - читателю, лежит чаще всего через разнообразных посредников (оптовые книготорговые организации, прямые розничные сети, отдельные книжные магазины, почтовые организации). Очень сложно оценить соотношение переговорных сил издательств и книготорговых фирм. Видимо, лучше всего это сделать, определив вектор нерыночных отношений между этими субъектами. Еще 10 лет назад нерыночные предложения (например, эксклюзивные права на продажи в регионе и проч.) шли от продавца к издателю, и, следовательно, издательства имели более сильные позиции в переговорах. А сейчас наблюдаем «откаты», плату за вход в розничную сеть и проч. Соответственно, переговорные силы поменялись (возможно, за исключением лишь отдельных сегментов, таких, как, например, школьные учебники), и к сожалению, далеко не всегда эти позиции эквивалентны реальному спросу.

Не исключено, что смена направления этого вектора, т. е. изменение позиций книготорговцев и издателей не в пользу последних, и является наиболее ярким индикатором системного кризиса книжной отрасли в России.

Игроки покидают рынок

Внешне в издательской отрасли есть все условия для конкуренции, однако реальность не такова. Иностранные рынки закрыты2 для российских книгоиздателей, внутренний рынок стагнирует, что ведет к дополнительной заинтересованности

2 Исключение составляют страны, где много русскоязычного населения, -Украина, Белоруссия, Казахстан, в меньшей степени - бывшие прибалтийские республики, Израиль, Германия. Кстати говоря, как раз за счет этих стран пока удается, если верить «Книжному бизнесу» (см. табл. 5), компенсировать потери емкости на внутреннем рынке.

ведущих игроков рынка в снижении уровня конкуренции. Как следствие - отсутствие институционального развития, непрозрачность финансовых потоков, закрытость рынка России для внешних инвестиций. Современный российский книжный рынок постепенно становится рынком связей. Структура, основанная на личных связях, не предполагает, как правило, новых компаний, во всяком случае, у новых фирм практически нет шансов, в условиях ограниченной информации, отсутствия собственных каналов дистрибуции прорваться к читателю, о получении же финансирования на новый проект, каким бы оригинальным он ни был, не может быть и речи.

Нетрудно увидеть, что, по крайней мере, последние пять лет первая пятерка, а то и десятка издательств не меняется, не появляются новые крупные игроки на издательском рынке, общее число издательств с каждым годом сокращается, доля первой четверки превышает 75% рынка (департамент юстиции США в такой ситуации, кстати, ограничивает дальнейшие слияния фирм). Российский издательский рынок монополизирован, особенно это проявляется по отдельным сегментам:

• детективная и приключенческая литература - издательство «ЭКСМО»;

• детская литература - «Росмэн»;

• экономическая и юридическая - «ИНФРА-М»;

• учебники для школ - «Просвещение» и «Дрофа», и т. д.

То же самое в книжной торговле. Новые игроки не появляются, зато старые один за другим уходят с книжного рынка, причем, если для малого бизнеса это естественный процесс, для среднего - это аномалия. Назовем лишь фирмы «Ли-текс», «36л6», «Мастер-книга».

В качестве примера приведем ситуацию в Новосибирске. В начале 90-х годов в Новосибирске издательской деятельностью занималось более 100 фирм. В настоящий момент остались «Мангазея» и «Риф +», остальные либо канули в Лету, либо перешли на ту или иную форму бюджетирования.

Новосибирск был и остается вотчиной среднего и крупного бизнеса в части книготорговли. В середине 90-х в городе достаточно успешно вели бизнес «Топ-книга», «Санти», «Экс-мар», «Сибверк», «Джи-ви», «Новосибирсккнига», «Модус»,

«Урфин Джюс». Этот список сейчас можно сократить более чем вполовину (либо обанкротились, либо сменили прописку на московскую, либо сначала сменили прописку, а потом прекратили сколь-нибудь заметную деятельность), а добавить в список, собственно, и некого.

При этом книжная отрасль - одна из немногих на российском рынке, которая не только не борется за карман потребителя с товарами-заменителями, но и делает все или почти все, чтобы эти товары вытеснили книги из потребления. Примеров этому множество, например - продажа DVD-дисков в книжных магазинах (книги и DVD «борются» за свободное время клиента, при этом книга стоит 100 руб., DVD - столько же, соотношение «цена - качество» у DVD в несколько раз лучше), и т. д.

Почему это происходит - объяснить непросто, основная причина, видимо, в том, что в отрасли не были своевременно поставлены стратегические цели, предприятия решали и решают сиюминутные тактические проблемы, задачи выживания.

Вообще создается впечатление, что крупные книгоиздатели в России, к сожалению, начинают осознавать свои стратегические задачи в тот момент, когда ситуация уже вошла в коллапс.

Что делать дальше?

В растущих отраслях предприятия, как правило, используют либо в чистом виде, либо в сочетаниях три основные стратегии развития - тотальное управление затратами (использование кривой опыта), дифференциации и фокуса. Книжная отрасль очень близка к использованию стратегии пата - безвыигрышная стратегия управления, когда предприятия работают в условиях минимального и снижающегося уровня рентабельности и пытаются получить тактические конкурентные преимущества за счет каких-нибудь нерыночных действий (преференции, субсидии, кредиты, госзаказ и т. п.). В этом смысле характерны усилия Российского книжного союза (РКС) по лоббированию «Национальной программы чтения», уж очень много в обосновании этого проекта просматривается не стратегических государственных и отраслевых интересов, а личных и корпоративных.

Эти же интересы явственно наблюдаются даже в организационной структуре недавно созданного «РКС-Сибирь». Заметим,

что Российский книжный союз изначально создавался как сообщество крупных издателей, из числа книготорговцев в него была приглашена «Топ-книга». В современной структуре РКС также подавляющее большинство составляют издатели (примерно такое же соотношение сил в Московском и Санкт-Петербургском филиалах РКС). Оргструктуру «РКС-Сибирь» можно приводить в качестве «образца» обратной интеграции -два основных учредителя («Топ-книга», что, собственно, не может вызвать никаких возражений, и типография «Советская Сибирь»), а также «электорат» в лице мелких издателей и книготорговцев (средние приглашены не были, как, впрочем, и средние типографии). Соответственно, даже в намерениях, не говоря уже о планах и действиях, интересы сибирских издателей представлены, так скажем, фрагментарно.

Положительный момент в создании таких структур пока один - сама попытка договориться, выработать подобие общей стратегии (особенно если вспомнить недавние скандалы и «войны» между крупными игроками по поводу авторских прав, отдельных сегментов рынка, целевых групп клиентов и проч.). Реально же улучшить ситуацию в отрасли эти структуры и им подобные вряд ли смогут: время упущено, и сломить негативные тенденции факторов среды предлагаемыми средствами невозможно.

Нам представляется, что государство должно обратить внимание на очевидное: коммерческое книгоиздание и книготорговля попросту не справляются и не могут в принципе решать задачи, обеспечивающие национальную безопасность страны - образование, наука, культура, язык.

Не исключено, что такие сегменты книжного бизнеса, как детская литература, проза и поэзия, учебная и научная литература и т. п., должны быть национализированы.

Книга - уникальный продукт цивилизации. Но с другой стороны, книга - товар, и как всякий товар имеет свой жизненный цикл... Своими неумными действиями мы (книгоиздатели) ускоряем окончание жизненного цикла книги на территории России.

А может, лучше ничего не делать, спокойно «умереть», тогда страна отдохнет от Робски и Донцовых и начнет читать?..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.