Научная статья на тему 'Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей'

Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3135
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА ЧТЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КНИЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ КНИЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / LIVLIB / BOOKMIX / YOUTUBE / INSTAGRAM / БУКТЬЮБЕР / БУКСТАГРАМЕР / ОБЩЕНИЕ / РЕКОМЕНДАЦИЯ / БИБЛИОТЕКИ / ИЗДАТЕЛЬСТВА / КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ / READING / SUPPORT OF READING / SOCIAL NETWORKS / BOOKS SOCIAL NETWORKS / USERS OF BOOKS SOCIAL NETWORKS / BOOK TUBER / BOOKSTAGRAMER / COMMUNICATION / RECOMMENDATION / LIBRARIES / PUBLISHING HOUSES / BOOKSTORES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рубанова Татьяна Давыдовна

Представлен анализ феномена книжных социальных сетей и их участия в поддержке чтения. Проанализированы инструменты поддержки чтения Livlib.ru, Bookmix.ru: книжный вызов и книжный марафон, наиболее результативные с точки зрения активизации чтения, расширения читательского кругозора и формирования позитивных навыков фазы постчтения. Дана характеристика особенностей продвижения книги в YouTube и Instagram. Приведены сведения о наиболее успешных русскоязычных буктьюберах. Представлены некоторые данные о партнерстве издательств и книготорговых сетей с книжными социальными сетями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF READING IN BOOKS SOCIAL NETWORKS ENVIRONMENT

The article analyzes the phenomenon of books social networks and their participation in support of reading. The author presents the results of the analysis of reading support tools Livlib.ru, Bookmix.ru: books call and books marathon are the most effective from the point of view of reading promotion and formation of positive skills at post-reading stage. The article characterizes the peculiarities of book promotion in YouTube and Instagram and gives examples of the most successful Russian-speaking booktubers. The article contains information about partnership of publishing houses and book-trade system with books social networks.

Текст научной работы на тему «Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей»

УДК 02

Т. Д. Рубанова

д-р пед. наук, проф., Челябинский государственный институт культурыi E-mail: trubanova@yandex.ru

ПОДДЕРЖКА ЧТЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КНИЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Представлен анализ феномена книжных социальных сетей и их участия в поддержке чтения. Проанализированы инструменты поддержки чтения - Livlib.ru, Bookmix.ru: книжный вызов и книжный марафон, наиболее результативные с точки зрения активизации чтения, расширения читательского кругозора и формирования позитивных навыков фазы постчтения. Дана характеристика особенностей продвижения книги в YouTube и Instagram. Приведены сведения о наиболее успешных русскоязычных буктьюберах. Представлены некоторые данные о партнерстве издательств и книготорговых сетей с книжными социальными сетями.

Ключевые слова: чтение, поддержка чтения, социальные сети, книжные социальные сети, пользователи книжных социальных сетей, Livlib, Bookmix, YouTube, Instagram, буктьюбер, букстаграмер, общение, рекомендация, библиотеки, издательства, книжные магазины

Для цитирования: Рубанова, Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей / Т. Д. Рубанова //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 45-53.

Национальная программа поддержки и развития чтения была принята 12 лет назад. За эти годы профессиональным сообществом сделано многое: традиционными стали ежегодные всероссийские научно-практические конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» [11], на которых ведущие специалисты отрасли анализируют состояние дел в области чтения, наиболее удачные проекты и подходы, определяют перспективы. В 11 регионах страны приняты региональные программы в поддержку чтения. Проводится значительная исследовательская работа; здесь особого внимания заслуживает проект Российского книжного союза «Культурная карта России. Литература. Чтение» [8], где впервые в мировой практике применены разработанные авторским коллективом методы оценки и самооценки социокультурной эффективности деятельности в сфере поддержки и развития чтения. Регулярно проходят яркие акции («Ночь в библиотеке», книжный фестиваль «Красная площадь - 20...»). Целенаправленно

издается профессиональная литература по проблемам поддержки чтения. Активно формируется методическая база по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения [2; 6; 7]. Все это позволяет, возможно, несколько замедлить деструктивные процессы в сфере чтения, но ситуация по-прежнему остается кризисной.

На этом фоне обращает на себя внимание феномен книжных социальных сетей, в которые люди (в основном молодые) приходят для поддержки своего собственного чтения. Нет смысла писать о книжных социальных сетях как явлении (тем более, что на эту тему уже есть несколько разножанровых работ: от статей в периодике до кандидатских диссертаций [5; 9; 13]). Обратимся к анализу форм поддержки чтения, оказавшихся наиболее интересными для пользователей соцсетей.

Популярнее других в книжном сообществе Интернета так называемые букчелленджи (Book challenge - 'книжный вызов').

Первый букчеллендж появился благодаря стараниям некоммерческой организации OLPV

45

(One Library Per Village - Одна библиотека на деревню), работающей над продвижением цифровой грамотности в сельской местности Индии. Именно здесь в деревне Коччи в 2014 г. был запущен первый букчеллендж [17]. Смысл его заключался в том, чтобы читатель библиотеки, желающий поддержать проект, опубликовал в соцсетях свой список из 10 вдохновляющих книг и обозначил своих друзей, которым он хотел бы предложить назвать свою «горячую десятку» любимых книг. Позже аналогичные проекты были запущены во Вьетнаме и Бангладеш. Но по-настоящему вирусным книжный вызов стал, когда к нему подключился дата-центр Facebook, опубликовавший список 100 лучших книг, составленный на основе анализа 130 тыс. обновлений статуса с тегом #BookBucketChallenge. Публикация заканчивалась словами: Did Your Favourite Book Make It To The Top Of The #BookBucketChallenge? (Ваша любимая книга попала на вершину #BookBucketChallenge?) [18]. Начиная с этого времени любители чтения по всему миру на различных сайтах, в блогосфере, в социальных сетях участвуют в книжных челленджах.

В классическом варианте букчелленджа речь шла по существу о личном книжном топ-листе и предложении друзьям составить аналогичный список любимых книг. В последующем условия книжного вызова стали меняться.

Наибольший разброс правил и условий участия в букчелленджах представлен в книжных социальных сетях, например, в отечественной LiveLib с 2015 г. проводится проект «Книжный вызов ... года». Он очень востребован посетителями: если в 2015 г. в нем приняло участие 37 300 читателей, то в 2018 г. их число приближается к 70 тыс. [3].

Суть проекта заключается в том, что каждый может бросить книжный вызов в первую очередь самому себе, определив количество книг, которые он рассчитывает прочитать за год. Администрация LiveLib видит следующие возможности проекта для читателя: испробовать свои силы, расширить кругозор, прочитать книги, которые давно ждут очереди [Там же].

46

Со своей стороны ЫуеОЬ помогает вести список книг, статистику, подсказывает, идет ли процесс по графику, показывает прогресс в достижении цели. Каких-либо дополнительных обязательств (например, написать по каждой прочитанной книге отзыв/рецензию) пользователь ЫуеОЬ не принимает.

Результаты весьма красноречиво свидетельствуют о высокой читательской активности. Вот статистика Книжного вызова 2018 (данные на 16.08.2018 г.):

- 62 994 участника,

- 2 827 293 книги заявлено,

- 1 035 230 книг прочитано,

- 3 596 читателей завершили Книжный вызов,

- в среднем в каждом вызове 45 книг [Там же].

Думается, что такие показатели в значительной степени обусловлены рекомендательными возможностями, заложенными в социальной сети ЬгуеЬШ: можно посмотреть раздел «Самые популярные книги» в Книжном вызове 2018; предусмотрено использование фильтров в этом разделе (например, по жанрам, по отраслям знаний); можно узнать, что читают самые активные читатели или ваши друзья; ознакомиться с отзывами и рецензиями (на некоторые книги их количество зашкаливает: например, на книгу Даниэля Кизи «Цветы для Элджеро-на», возглавляющую список самых читаемых книг Книжного вызова 2018, представлено 2 134 рецензии!); по многим книгам есть возможность прочитать отрывок, посмотреть цитаты, получить информацию о ценах у разных продавцов.

Иной подход к Книжному вызову представлен в Клубе любителей книг BookMix.ru. Здесь он проводится уже четвертый год в формате Книжного марафона [4]. Его условия сложнее и предъявляют к участнику разнообразные требования: определить объем чтения по выбранной дистанции, подобрать книги по списку, составленному администрацией ресурса. Категоризация в таких списках бывает весьма причудливой. В качестве примера при-

ведем список по дистанции Лайт (а есть еще Медиум и Хард - они длиннее и сложнее):

- книга, название которой состоит из одного слова;

- книга, связанная с театром;

- книга автора, которого никогда не читали;

- книга, в названии которой упоминается одна из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля);

- книга, которую можно прочесть за один вечер;

- самая давняя хотелка из списка ваших хотелок;

- книга автора, фамилия которого начинается на ту же букву, что и ваша;

- книга, действие которой происходит в маленьком городке;

- книга, которую написала женщина;

- нон-фикшн последних 10 лет.

Таким образом, у каждого участника Книжного марафона список получается своим. Для удобства выбора есть пояснения по подбору книг; по многим пунктам уже сформированы книжные подборки и по некоторым -списки одобренных и отклоненных книг.

По правилам Книжного марафона участник отчитывается по каждой прочитанной книге рецензией или отзывом. В этом - еще одно существенное отличие марафона от традиционного букчелленджа. На сайте представлены советы по написанию отзывов и рецензий, в простой, доступной и весьма не тривиальной форме объяснено их различие.

Ежемесячно подводится статистика Книжного марафона. Например, на начало июля 2018 г. его участниками прочитано 3 463 книги, написано 1 005 рецензий и 2 458 отзывов. Уди -вительно много комментариев на BookMix.ru в марафонской теме! Даже, казалось бы, малоинтересные для пользователей статистические сводки за месяц вызывают шквал комментариев.

Участники, завершившие марафон, обмениваются впечатлениями:

Участник 14. - М. - 03: «... Наверное, книжный марафон и должен быть таким -шумным, веселым и приветливым, наполнен-

47

ным новыми книгами, новыми знакомствами, встречами и ожиданием путешествий. Стоит стать немного смелее и рискнуть, взяться за книгу незнакомого автора, а уж в процессе чтения решить, твоя эта книга или нет» (https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=20176).

Участник Irina Brutskaya: «.. .я читала в свое удовольствие. Книги выбирала только те, кото -рые хочу прочесть, получала истинное наслаждение от этого. Одновременно я читала рецензии, блоги, новости на сайте, ответы и комментарии, многое переосмысливала. И скажу вам честно, это теперь очень важное явление в моей жизни - Bookmix.ru. Это часть моей жизни» (https://bookmix.ru/blogs/note .phtml?id=20479).

Участник Gudra sieviete: «.сама идея книжного марафона просто великолепна! Я где -то наткнулась на замечательную фразу "Систематизированный подход к чтению - лучший способ обогатить свой культурный багаж, расширить кругозор, воспитать интеллект". Действительно интересно получить список заданий, подбирать книги, которые хочется прочитать, и соотнести их со списком. Это одновременно и муки, и творчество, и открытия» (https:// bookmix.ru/blogs/note .phtml?id=20737).

Анализ показывает, что именно букчел-лендж/книжный марафон являются наиболее результативными с точки зрения активизации чтения, расширения читательского кругозора и формирования позитивных навыков фазы постчтения.

Букчеллендж присутствует и в некнижных социальных сетях: например, в Instagram поиск по тегу #книжный вызов выявил более 31 394 публикаций. Есть близкие по замыслу сообщества «ВКонтакте»: «100 книг за год. Книжный вызов-2018», «50 книг за год. Книжный вызов-2018».

В пространстве книжных социальных сетей существует множество вариаций букчел-ленджа и книжного марафона: это и циклома-ния (чтение по книжным циклам / книжным сериям), сезонные чтения, книжный алфавит (чтение по алфавиту: авторов или заглавий книг), кругосветка (чтение книг по странам /

регионам), книжный кросс и книжный спринт (отличаются «длиной забега») и т. д.

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех этих книжных «забегах» (и большинстве других начинаний в книжных социальных сетях) обязательным является рецензия и/или отзыв о книге. При этом модераторы стремятся научить участников писать грамотно о книгах; дают весьма дельные советы о том, чем отзыв отличается от рецензии, чего делать не стоит, а что сделать надо обязательно для достойного результата. Отзывы и рецензии активно обсуждаются. По некоторым из них общение «марафонцев» выливается в настоящие дискуссии. Согласно статистике ЫуеЫЬ на 17.08.2018 (https://www.livelib.ru/stats), «лайвлибовцы» написали 897 тыс. рецензий (почти миллион!).

Статистика Книжных вызов, Книжных марафонов и подобных им проектов в книжных соцсетях поражает активностью и неопровержимо свидетельствует о том, что молодые люди стремятся к общению на книжные темы, с удовольствием ведут читательские дневники и пишут книжные отзывы - рецензии, соревнуются и участвуют в конкурсах, составляют книжные тематические подборки, открывают для себя новые книжные горизонты (авторов, жанры, темы, книги) и активно общаются друг с другом.

Здесь важно понять, почему такое живое общение (почти утраченное в условиях библиотеки) и активное осмысление прочитанного (без которого невозможно завершение цикла читательской коммуникации) [16] возможно в книжных социальных сетях. Думается, что прав Д. М. Хафизов, увидевший в этом социально-психологические механизмы общения (заражение, подражание, внушение, убеждение) и более сложные образования социального

взаимодействия - идентификацию (уподобление себя другому, отождествление себя с ним) и конформность (податливость человека давлению группы, приводящая к изменениям в его поведении и установках) [13, с. 96-97].

Набирает популярность книжная тема и в блогосфере: появились книжные блоггеры в YouTube (буктьюберы) и Instagram (букста-грамеры).

Сегодня трудно представить себе, что домен YouTube.com был зарегистрирован всего 13 лет назад, в начале 2005 г. За эти годы видеохостинг для публичного просмотра видео стал одной из главных соцсетей мира. Темпы роста аудитории YouTube, количество просмотров, разнообразие контента поражают воображение. А книжный YouTube появился еще позднее: в англоязычном сегменте Интернета -в 2009 г. Поскольку на первых порах большинство подобных видео рассказывали о книжных покупках, первичное название этого нового для YouTube направление получило название Book Haul («Книжный улов»). Позже появилось и понятие буктьюбер - человек, рассказывающий в своих видеороликах о книгах.

В русскоязычном Интернете первые буктьюберы заявили о себе в 2010 г. С середины 2015 г. книжный блогинг сформировался как отдельный и устойчивый канал информирования аудитории.

Точное количество буктьюберов посчитать невозможно: YouTube при поиске выдает не статистику, а конкретные каналы книжных блогеров. Но, вероятно, счет активных букть-юберов, имеющих тысячи (!) подписчиков, идет на сотни. Наиболее успешными (с точки зрения количества подписчиков, просмотров, загруженных видео, активности комментариев) являются следующие блогеры (статистика приведена по состоянию на 13.08.2018):

Название канала / данные об авторе (дата регистрации) Кол-во подписчиков Кол-во видео Кол-во просмотров

Ulielie / Ульяна Петрухина (17.09.2009) 105 255 511 9214888

Uncle shurik / Александр Чернов (26.10.2011) 78 511 380 9 229 669

RedAutumnBooks / Ольга (28.06.2015) 77 914 120 3 034 447

Всем книг / Александра Фланк (24.08.2013) 67 658 306 6 509 619

Читалочка / Полина Парс (4.03.2015) 55 993 279 3 327 240

Воога life / Ольга Миклашевская (2.10.2011) 52 698 615 7 038 823

48

«Жанры» сообщений буктьюберов различны. Большую часть составляют различные обзоры (из серии: «Последние книжные покупки», «Книжные планы», «Моя книжная полка», «Прочитано за месяц», тематические подборки и пр.). Рецензии буктьюберов далеки от стилистики серьезных литературных критиков. Они эмоционально окрашены и часто носят очень личностный характер. Среди рецензий встречаются и негативные, подчас довольно резкие (из наиболее частых - рассказ о худшей книге года). Есть в буктьюбе и тематические видео (тематика очень разнообразна: от рассуждений о том, как подготовиться к ЕГЭ по литературе, до размышлений об идеальном читателе). Это базовые, наиболее распространенные «жанры». Реже встречаются «В гостях у блогера ...», видеодайджесты (например, «Мистика в литературе», «Писатели-наркоманы», «Книги под запретом»), ролики «С миру по книге» (документальные видео о жизни великих писателей, которые блогер снимает по всему миру).

Особого внимания заслуживает коммуникация в буктьюбе. Книгоблогеры любят общаться и активно общаются (как между собой, так и со своими слушателями). Они часто устраивают различные конкурсы, бросают вызовы своей аудитории, ссылаются на других блогеров и вступают с ними в полемику. Иногда чтение комментариев под видео не менее интересно, чем само видео.

Стандартная литературная карта русскоязычного буктьюбера чаще всего остается в сегменте массовой литературы. Большинство из них хотя бы раз говорят о книгах Стивена Кинга и Джоанн Роулинг. Хотя известный российский буктьюбер Ольга Миклашевская и пишет о том, что российский буктьюб более интеллектуален по сравнению с зарубежным [10], большая часть видео посвящена популярным жанрам: фэнтези, романы для девочек, мистика и пр. Но есть и обзоры-рецензии на нон-фикшн, альтернативную и интеллектуальную литературу, любимые классические произведения.

Буктьюберы очень уязвимы для критики: встречаются и неправильная речь, и скучные видео (по принципу «говорящая голова»), и ка-

налы, на которых множество промоинформации (видео о купленных книгах явно преобладают над видео о прочитанных), и неумение говорить на камеру. Но на вершине айсберга - настоящие книгоблогеры с грамотной литературной речью, хорошим литературным вкусом, интересным выбором книг для комментирования, умением говорить о книгах и чтении эмоционально, искренне, не тривиально и очень «вкусно». Именно при просмотре таких видео срабатывает социально-психологический механизм заражения любовью к книгам и желания читать.

С учетом того, что число подписчиков у некоторых буктьюберов превышает тираж большинства издаваемых книг, профессиональное книжное сообщество не может и не должно игнорировать данный феномен. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» о книжных социальных сетях нет ни слова, это вполне объяснимо тем, что в период разработки программы книжные социальные сети только начали формироваться (YouTube, как указывалось выше, был создан в 2005, а приложение Instagram запущено и того позже -в 2010 г.). Но за рамками Национальной программы остается огромное поле деятельности всех субъектов книжного дела. Как они выстраивают свои отношения с частью аудитории (преимущественно молодежной), ищущей в сетях Интернета и книжного общения, и книжных рекомендаций?

Наиболее предприимчивыми здесь показали себя деятели книгоиздания и книжной торговли, для которых книжные социальные сети представляют собой новый, но очень перспективный инструмент продвижения книжной продукции. Крупные книжные издательства и книготорговые сети становятся партнерами книжных социальных сетей (Bookmix сотрудничает с интернет-магазинами OZON.ru. Read.ru, «Лабиринт»; Livelib - с издательствами «Эксмо», «АСТ», издательским домом «Книжное обозрение», сетью книжных магазинов «Библиоглобус»). Обозначим в назывном порядке некоторые формы такого партнерства:

- проведение разнообразных конкурсов (например, издательский дом «Самокат» про-

49

вел на Livelib конкурс рецензий, а издательство «Розовый жираф» - конкурс фанфиков, конкурс Ozon.ru online awards 2017 на лучшего книжного блогера) и акций, приуроченных к выходу книги, юбилею автора и пр.;

- публикация на некоторых книжных изданиях издательств «АСТ», «Эксмо», «Самокат», «Азбука» логотипа LiveLib и рецензий пользователей;

- банерная реклама крупных книготорговых предприятий (OZON.ru, Литрес, «Лабиринт») сопровождается ссылкой, позволяющей легко и быстро перейти на сайт магазина для покупки заинтересовавшей книги;

- раздача книг от издательств и авторов пользователям социальных сетей путем розыгрыша;

- отправка книжных новинок известным (или перспективным) буктьюберам и букграмерам;

- использование текстов рецензий бук-грамеров, пользователей книжных социальных сетей в других социальных сетях.

А. А. Андриянова обоснованно отмечает, что для издателей книжные социальные сети представляют интерес не только как рекламная площадка, но и как место для диалога и, главное, источник аналитики, ведь мониторинг мнения читателей, анализ рецензий, изучение читательских рейтингов книг поможет лучше понять настроения и предпочтения пользователей [1].

Что касается профессионального библиотечного сообщества, то здесь практически не удалось найти точек соприкосновения с читающей аудиторией книжных социальных сетей. Единственным исключением можно считать крайне нетипичного буктьюбера Тамару Дмитриевну Хакимову, проработавшую почти 30 лет в библиотеке г. Звенигово (Республика Марий Эл). Свой блог (https://www.youtube.com/channel/ UCGYlW4IM5JnFjLCeykZttnA) она создала в 2013 г. С тех пор ее подписчиками стали более 7 тыс. человек, которые в общей сложности просматривали ее видео 804 467 раз. Показатели вызывают уважение, но - увы! - этот факт является исключительным. При этом многие библиотеки присутствуют в некнижных соцсе-тях («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook),

некоторые ведут собственные блоги. Но именно в социальных сетях книжной тематики библиотекарей «не видно».

Работая над данной статьей, я перечитала множество публикаций по теме «Библиотеки и социальные сети». Обратила внимание на то, что после первых публикаций, авторы кото -рых, образно говоря, звали библиотеки в соц-сети, появились и другие - сомневающиеся, скептические: а зачем это нужно библиотеке, насколько присутствие в сетях действенно и эффективно для них [12; 14]? Просмотр некоторых аккаунтов библиотек в соцсетях показывает, что они заточены преимущественно на продвижение библиотеки, ее ресурсов и услуг. Но помогает ли это «поддерживать и продвигать чтение»? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит задуматься, а почему читатель (преимущественно молодой и юный) идет в книжные социальные сети и. остается там надолго? Только ли потому, что общение в Интернете удобно (не выходя из дома, в любой обстановке и в любое время суток), анонимно (можно не стесняясь высказывать свое мнение) и обеспечивает мгновенную обратную связь со значительным количеством людей, живущих часто далеко друг от друга? Думаю, что не только. Представляется, что читатель приходит в книжные социальные сети, подписывается на каналы буктьюберов и букстаграмеров потому, что он находит там ответы на свои вопросы (главным из которых является «Что читать?»), эмоциональный рассказ о понравившихся книгах, интересное общение на книжные темы, возможность обсудить книжную новинку, принять участие в неожиданных конкурсах и акциях. Почему в книжных соцсе-тях так популярны и эффективны традиционные формы библиотечной работы: книжные обзоры, беседы о книгах, читательские дневники, читательские отзывы, обсуждения книг, а библиотеки, считая их устаревшими, все ищут и ищут креатив? Почему читатель не идет за этим в библиотеку (или хотя бы в ак-каунт библиотеки в соцсетях)? Может быть, главный ответ кроется в том, что ему в книжном сообществе в сети ИНТЕРЕСНО?!

50

1. Андриянова, А. А. Книжные социальные сети как инструмент продвижения издательств / А. А. Андрия-нова // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. : электрон. изд. - Екатеринбург : УрФУ, 2017. - С. 13-19. - Режим доступа : http://hdl.handle.net/10995/56355. - Дата обращения : 14.08.2018.

2. Деятельность МЦБС по продвижению чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mcbs.ru/chtenie/. - Дата обращения : 14.08.2018.

3. Книжный вызов 2018 : [группа LiveLib] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.livelib.ru/ challenge/2018. - Дата обращения : 17.08.2018.

4. Книжный марафон 2018 : [группа BookMix] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://bookmix.ru/ groups/index.phtml?id=347&from=branding. - Дата обращения : 17.08.2018.

5. Крылова, Е. В. Информационная поддержка издательской и книготорговой деятельности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Крылова. - Санкт-Петербург, 2013. - 25 с.

6. Культурная карта России: инфраструктура чтения в российских регионах // Книжная индустрия. -2017. - № 4-5. - С. 13-21.

7. Культурная карта России: рейтинг российских регионов. 2016-2017 // Книжная индустрия. - 2018. -№ 1. - С. 26-31.

8. Культурная карта России. Литература. Чтение: рейтинг регионов по развитости инфраструктуры чтения [Электронный ресурс] / Российский книжный союз. - Москва, 2015. - Режим доступа : http://museum.samgd.ru/upload/files/128000/128246/Map_print.pdf. - Дата обращения : 17.08.2018.

9. Матвеева, И. Ю. Читать подано: социальные сети в поддержку и продвижение чтения / И. Ю. Матвеева // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 3 (23). - С. 26-31.

10. Миклашевская, О. Видео о книгах: буктьюберы [Электронный ресурс] / О. Миклашевская. - Режим доступа : https://Иbpstu.wordpress.com/2015/09/17/видео-о-книгах-буктьюберы/. - Дата обращения : 17.08.2018.

11. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российский книжный союз. - Москва, 2007. - 55 с.

12. Соцмедиа в библиотеках: скорее модные, чем нужные? // Унив. книга. - 2015. - № 7-8. - С. 57-59.

13. Хафизов, Д. М. Социокультурные практики стимулирования чтения молодежи в условиях современных информационно-коммуникационных технологий : возможности моды : дис. ... канд. культурологии / Д. М. Хафизов. - Челябинск, 2017. - 174 с.

14. Цветкова, В. А. Стали ли мы меньше читать? Рассуждение на тему. / В. А. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. - 2015. - № 7. - С. 51-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. [Arlett]. Что происходит с книжным блогингом в России? Свод правил для блогеров, их читателей и издателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.livelib.ru/articles/post/24423-chto-proishodit-s-knizhnym-blogingom-v-rossii-svod-pravil-dlya-blogerov-ih-chitatelej -i-izdatelej. - Опубликовано : 01.05.2017. - Дата обращения : 17.08.2018.

16. Шабанова, М. А. Что общего между интернет-сообществом, читательским клубом и читательским дневником? [Электронный ресурс] / М. А. Шабанова // Библиотечное дело. - 2013. - № 14 (200). - С. 29-34. -Режим доступа : http://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2013/bd14.pdf. - Дата обращения : 17.08.2018.

17. Book bucket challenge [Electronic resource]. Available from : https://en.wikipedia.org/wiki/Book_bucket_challenge (accessed : 17.08.2018).

18. The Top 100 Books From the #BookBucketChallenge on Facebook [Electronic resource]. Available from : https://inc42.com/buzz/facebook-releases-top-100-books-book-list-challenge/ (accessed : 17.08.2018).

Получено 23.08.2018

51

T. Rubanova

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: trubanova@yandex.ru

SUPPORT OF READING IN BOOKS SOCIAL NETWORKS ENVIRONMENT

Abstract. The article analyzes the phenomenon of books social networks and their participation in support of reading. The author presents the results of the analysis of reading support tools - Livlib.ru, Bookmix.ru: books call and books marathon are the most effective from the point of view of reading promotion and formation ofpositive skills at post-reading stage. The article characterizes the peculiarities of book promotion in YouTube and Instagram and gives examples of the most successful Russian-speaking booktubers. The article contains information about partnership of publishing houses and book-trade system with books social networks.

Keywords: reading, support of reading, social networks, books social networks, users of books social networks, Livlib, Bookmix, YouTube, Instagram, book tuber, bookstagramer, communication, recommendation, libraries, publishing houses, bookstores

For citing: Rubanova T. 2018. Support of reading in books social networks environment. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 45-53.

References

1. Andriianova A. 2017. Book social networks as a promotion tool publishers [Electronic resource]. Knizhnoye delo: dostizheniya, problemy, perspektivy [Book business: achievements, problems, prospects]. Ekaterinburg : Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. P. 13-19. Available from : http://hdl.handle.net/10995/56355. (accessed : 14.08.2018). (In Russ.).

2. Deyatel'nost' MTSBS po prodvizheniyu chteniya [Activities of MTsBS for reading advance] [Electronic resource]. Available from : http://mcbs.ru/chtenie/. (accessed : 14.08.2018). (In Russ.).

3. Knizhnyy vyzov 2018 : [gruppa LiveLib]. [A book call 2018: [LiveLib group].] [Electronic resource]. Available from : https://www.livelib.ru/challenge/2018. (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

4. Knizhnyy marafon 2018: [gruppa BookMix] [A book marathon 2018: [BookMix group]] [Electronic resource]. Available from : https://bookmix.ru/groups/index.phtml?id=347&from=branding (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

5. Krylova E. 2013. Informatsionnaya podderzhka izdatel'skoy i knigotorgovoy deyatel'nosti [Information support of publishing and book-trading]. St. Petersburg. 25 p. (In Russ.).

6. Cultural Russia map: reading infrastructure in Russian regions. Knizhnaya industriya [Book industry]. 2017. No 4-5 : 13-21. (In Russ.).

7. Cultural Russia map: rating of Russian regions. 2016-2017. Knizhnaya industriya [Book industry]. 2018. No 1 : 26-31. (In Russ.).

8. Kul'turnaya karta Rossii. Literatura. Chteniye: reyting regionov po razvitosti infrastruktury chteniya [Cultural Russia map. Literature. Reading: the rating of regions on development of infrastructure of reading] [Electronic resource]. 2015. Available from : http://museum.samgd.ru/upload/files/128000/128246/Map_print.pdf (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

9. Matveeva I. 2010. Reading served! Social nets to support reading habit. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (23) : 26-31. (In Russ.).

10.Miklashevskaia O. 2015. Video o knigakh: bukt'yubery [Video about books: buktyyuber] [Electronic resource]. Available from : https://Иbpstuwordpress.com/2015/09/17/ввдео-о-книгах-буктьюберы/ (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

11.Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya [National program of support and development of reading]. 2007. Federal Press and Mass Communication Agency; Russian book union. Moscow. 55 p. (In Russ.).

52

12.Social media in libraries: rather fashionable, than necessary? 2015. Universitetskaya kniga [University book]. No 7-8 : 57-59. (In Russ.).

13.Khafizov D. 2017. Sotsiokul'turnyye praktiki stimulirovaniya chteniya molodezhi v usloviyakh sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy: vozmozhnosti mody [Sociocultural practices of stimulation of reading among young people in the conditions of modern information and communication technologies]. Chelyabinsk. 174 p.

14.Tsvetkova V. 2015. Have we been reading less? Insights. Russian Academy of Sciences Library for Natural Sciences. No 7 : 51-59. (In Russ.).

15.[Arlett]. 2017. Chto proiskhodit s knizhnym blogingom v Rossii? Svod pravil dlya blogerov, ikh chitateley i izdateley [What happens with book blogging in Russia? The set of rules for bloggers, their readers and publishers] [Electronic resource]. Available from : https://www.livelib.ru/articles/post/24423-chto-proishodit-s-knizhnym-blogingom-v-rossii-svod-pravil-dlya-blogerov-ih-chitatelej-i-izdatelej. (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

16.Shabanova M. 2013. What the general between Internet community, reader's club and the reader's diary? [Electronic resource]. Bibliotechnoye delo [Librarianship]. No 14 (200) : 29-34. Available from : http://nlr.ru/prof/ publ/bibliograf/2013/bd14.pdf (accessed : 17.08.2018). (In Russ.).

17.Book bucket challenge [Electronic resource]. Available from : https://en.wikipedia.org/wiki/Book_bucket_ challenge (accessed : 17.08.2018). (In Eng.).

18.The Top 100 Books From the #BookBucketChallenge on Facebook [Electronic resource]. Available from : https://inc42.com/buzz/facebook-releases-top-100-books-book-list-challenge/ (accessed : 17.08.2018). (In Eng.).

Received 23.08.2018

***ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ** *ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ЮБИЛЕЕМ ЧГИК*** ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ***

Поздравляю дорогой институт, родную кафедру библиотековедения и любимых преподавателей, которые привили вкус к профессии, стали настоящими наставниками, способствовали расширению профессиональных связей, с 50-летним юбилеем!

Вспоминаю годы учебы с благодарностью, в течение которых навсегда прониклась не просто библиотечной профессией, а приверженностью к труду каталогизатора (хотя училась на детском отделении), что позволило пройти путь от главного библиографа и заведующего отделом научной обработки к руководству всей научной работой крупнейшей университетской библиотеки Урала.

Всегда помню и уважаю Давида Александровича Гольдштейна, Нину Федоровну Новичкову, Исаака Григорьевича Моргенштерна, Бориса Тимофеевича Уткина, Зою Витальевну Руссак и с особой признательностью Татьяну Давыдовну Рубанову!!

Здоровья, молодости, энергии для свершений!

Г. С. Щербинина, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург) Выпускница ЧГИК 1981 г.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.