Научная статья на тему 'Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия'

Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3366
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / УБЕРИЗАЦИЯ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL ENTREPRENEURSHIP / E-COMMERCE / DIGITAL TECHNOLOGIES / BUSINESS DIGITALIZATION / VIRTUALIZATION / UBERIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Наталия Григорьевна

В условиях формирования в России цифровой экономики становится актуальным исследование реалий и перспектив развития цифрового предпринимательства. Необходимость четкого понимания проблем, потенциала российского бизнеса позволит определить основные его тренды. Цифровая экономика, как и любая система, состоит из определенных структурных элементов, взаимосвязь и взаимозависимость которых определяют функционирование данной системы. При этом цифровая экономика это часть общественно-экономической системы, наряду с реальной экономикой и неэкономической сферой социумом. Основное место в работе уделено трансформации российского предпринимательства, адаптированного к современным условиям цифровизации. Особое внимание уделено технологиям внедрения в производство и управление предприятиями. Выделены основные черты, позволяющие относить российские предприятия к цифровым. Предложены направления формирования траектории развития российского предпринимательства в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS OF INTERACTION

The article states that emergence of a digital economy in Russia makes it necessary to study realities and prospects for the development of digital entrepreneurship. It is important to achieve a clear understanding of the problems and potential of Russian businesses and identify its main trends. Digital economy, like any system, consists of certain structural elements whose interconnection and interdependence determine the functioning of this system. At the same time, digital economy is a part of the socio-economic system along with the real economy and society as a non-economic sector. The article pays particular attention to the transformation of Russian businesses adapted to the current conditions of digitalization. The article focuses on the implementation of digital technology in production and management. Most notable indicators that make it possible to classify Russian enterprises as digital are highlighted. Trajectory of the development of Russian entrepreneurship in the digital environment is described

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия»

Natalia Grigorievna Ustinova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338

Наталия Григорьевна Устинова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В условиях формирования в России цифровой экономики становится актуальным исследование реалий и перспектив развития цифрового предпринимательства. Необходимость четкого понимания проблем, потенциала российского бизнеса позволит определить основные его тренды. Цифровая экономика, как и любая система, состоит из определенных структурных элементов, взаимосвязь и взаимозависимость которых определяют функционирование данной системы. При этом цифровая экономика - это часть общественно-экономической системы, наряду с реальной экономикой и неэкономической сферой - социумом. Основное место в работе уделено трансформации российского предпринимательства, адаптированного к современным условиям цифровизации. Особое внимание уделено технологиям внедрения в производство и управление предприятиями. Выделены основные черты, позволяющие относить российские предприятия к цифровым. Предложены направления формирования траектории развития российского предпринимательства в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровое предпринимательство, электронная торговля, цифровые технологии, цифровизация бизнеса, виртуализация, уберизация.

DIGITAL ECONOMY AND ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS OF INTERACTION

The article states that emergence of a digital economy in Russia makes it necessary to study realities and prospects for the development of digital entrepreneurship. It is important to achieve a clear understanding of the problems and potential of Russian businesses and identify its main trends. Digital economy, like any system, consists of certain structural elements whose interconnection and interdependence determine the functioning of this system. At the same time, digital economy is a part of the socio-economic system along with the real economy and society as a non-economic sector. The article pays particular attention to the transformation of Russian businesses adapted to the current conditions of digitalization. The article focuses on the implementation of digital technology in production and management. Most notable indicators that make it possible to classify Russian enterprises as digital are highlighted. Trajectory of the development of Russian entrepreneurship in the digital environment is described.

Keywords: digital economy, digital entrepreneurship, e-commerce, digital technologies, business digitalization, virtualization, uberization.

Проблема эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства становится все более актуальной для Российской Федерации.

Сегодня малый и средний бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики. Опыт зарубежных стран показывает, что стабильное развитие государства и устойчивое развитие экономики невозможно без института предпринимательства, так как именно оно определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта страны.

Малое предприятие гибко реагирует на изменения конъюнктуры внешней среды, эффективно заполняет неиспользованное рыночное пространство, ограничивает монополизацию рынка, создавая при этом дополнительные рабочие места, что особенно важно в период кризисных явлений. Предприниматель обеспечивает население большинством товаров и услуг, а для государства является важным налогоплательщиком.

Преимущества бизнеса (самостоятельность, возможность рисковать, организационная мобильность, восприимчивость к новаторству, нововведениям, управленческая и технологическая гибкость)

позволяют предпринимателю успешно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, реализуя нужные товары и услуги, отвечая в первую очередь собственным капиталом и благополучием.

В режиме цифровых преобразований [6, с. 37] изменяется сложившаяся институциональная система, формируются иные координаты институционального равновесия, складывается более сложная и противоречивая институциональная среда, генерируются институциональные трансформации. Переход к цифровой экономике не мог не затронуть сектор предпринимательства. В связи с этим тема формирования цифрового предприятия в России представляется в настоящее время особенно актуальной.

Актуальность проблемы развития цифровой экономики и внедрения технологий остается активно обсуждаемой, так как единая теоретико-методологическая база исследования данного направления только формируется и до конца не проработана, это дает толчок к ее глубокому анализу и изучению.

Цифровая экономика - это основа всей системы госуправления, экономики, новых моделей бизнеса, основа четвертой промышленной революции.

33 —♦

В утвержденной правительством РФ программе «Цифровая экономика России» [13] до 2025 г. планируется внедрение высоких технологий в ведущие отрасли экономики. На наш взгляд, цифровая экономика характеризуется обилием как новых технологических средств, активно используемых бизнес-структурами для производства продуктов и услуг, так и появлением цифровых каналов коммуникации и переосмыслением подхода к использованию информации. Ядром развития цифровой экономики является индустрия информации. Для обеспечения цифровизации других секторов она должна расти темпами, опережающими рост экономики в целом, и к 2030 г. может достигнуть 4,6% ВВП (в 2017 г. -3,6%). Владимир Владимирович Путин 7 июня 2018 г. в ходе «Прямой линии» с населением отметил: «Если мы отстанем в своем технологическом развитии, если мы не сможем обеспечить нужного нам темпа роста экономики, внедрения новых технологий, включая искусственный интеллект, цифровую экономику, мы можем безвозвратно отстать, и это поставит под вопрос наш суверенитет».

Формирование цифровой экономики характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий в целях осуществления различных видов взаимодействий между всеми участниками экономических процессов.

В век активной цифровизации меняются и правила ведения бизнеса. Если в условиях традиционной экономики клиенту приходилось довольствоваться тем, что ему предлагали производители, то потребители цифровой эпохи диктуют рынку собственные правила игры. Технологическими драйверами современного трансформационного этапа служат мобильность, социальные сети, облачные вычисления, сенсорные сети и интернет вещей, технологии искусственного интеллекта для работы с данными. В совокупности эти технологии позволяют создавать все «умное»: правительства, дома, города, бизнес-процессы, здравоохранение, транспорт и т.д., раскрывая новый спектр возможностей для бизнеса, потребителей и общества в целом. Здесь скрыт большой потенциал для создания новых бизнес-ценностей компаний, а переход к цифровым производствам создает целые отрасли. Для успешного ведения бизнеса важно грамотно работать с инновациями и потребностями клиентов. Это время цифровых стартапов, с которыми традиционным и зачастую консервативным предприятиям приходится конкурировать. В этот момент и возникает необходимость цифровой трансформации - адаптации бизнес-модели, корпоративной культуры и ИТ-инфраструктуры компании к новым реалиям. Цифровую трансформацию запускает желание руководителя улучшить свой бизнес и закрепиться на современном рынке, не отвергая при этом наработанных предприятием ценностей. У цифровой экономики много преимуществ. Она снижает стоимость платежей и открывает новые источники дохода. В онлайне стоимость услуг ниже, чем в традиционной экономике (прежде всего за

счет снижения затрат на продвижение), а сами услуги, как государственные, так и коммерческие, доступнее. Кроме того, товары и услуги в цифровом мире могут быстро выйти на глобальный рынок, стать доступными людям в любой точке мира. Предлагаемый продукт может быть практически мгновенно доработан под новые ожидания или потребности потребителя. Цифровая экономика предоставляет гораздо более разнообразный информационный, образовательный, научный, развлекательный контент - быстрее, качественнее и удобнее. Цифровая экономика - это экономика новых бизнес-процессов, новых рынков. Цифрови-зация и глобализация неразрывны. Чем меньше границ в различном смысле, тем быстрее будет развиваться цифровая экономика и выиграют те страны, которые откроются друг другу, образуя единое экономическое пространство. Цифровая экономика - это глобальная сеть экономических и социальных мероприятий, реализуемых через такие платформы, как интернет, а также мобильные и сенсорные сети. А это возможности повысить производительность труда, конкурентоспособность компаний, снизить издержки производства. По сути, это модель экономики, основанной на возможностях, которые предоставляет доступ в интернет.

Так как до сих пор термин «цифровое предприятие» в экономической литературе носит дискуссионный характер, нам представляется теоретически и практически значимым дать ему определение. Одни ученые характеризуют цифровое предприятие как «организацию, которая использует информационные технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами» [11]; другие - как «организацию, у которой наиболее изменчивым комплементарным активом организации являются активы компьютерного капитала» [1, с. 45]. По мнению А. Мельниковой, «это организация, способная быстро адаптироваться к быстро меняющимся окружающим условиям, в том числе на основе проактивного прогноза развития ситуации в будущем» [4, с. 10]. М. Баранов отмечает, что «концепция цифрового предприятия подразумевает полную перестройку бизнеса, включая производство, отношения с клиентами, методы управления компанией, на основе широкого применения цифровых технологий» [2].

Прежде всего следует выяснить, с чего начиналась трансформация российского предпринимательства, какие технологии внедрялись и продолжают внедряться в производство и управление предприятиями, выделить главные черты, позволяющие относить российские предприятия к цифровым.

В условиях цифровизации внедряется множество технологических и институциональных инноваций, таких как электронная коммерция, корпоративные базы данных, Интранет и др. [10, с. 37].

Неотъемлемая часть жизни сегодня - интернет. На начало 2019 г. аудитория интернет-пользовате-

Рис. 1. Проникновение интернета в России

Источник: Отчет «Проникновение интернета в России» Российского филиала исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group 15.01.2019. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/

лей России в возрасте от 16 лет составила 90 млн человек (75,4% взрослого населения страны) (рис. 1). При этом 61% из них - доля пользователей интернета на мобильных устройствах, и стремительно растет аудитория пользователей "mobile only' [6]. Расширение круга пользователей интернета способствовало росту числа компаний, осознающих значимость их присутствия в сети. Поэтому первыми шагами на пути к цифровизации российских фирм стали создание веб-сайта, а также использование мобильных технологий и кросс-канальных коммуникаций (электронная почта, скайп, телефон, мессенджеры). Так как клиенты стали мобильными, мобильными становятся и руководители, и все сотрудники. Таким образом, можем выделить первую черту цифрового предприятия - мобильность.

Следующим шагом стало использование компаниями специальных программных средств для электронного документооборота, электронных справочно-правовых систем, программного обеспечения, например для осуществления финансовых расчетов.

Дальнейшие шаги состояли в попытках автоматизировать производство благодаря технологическому прогрессу. Главными цифровыми драйверами являются беспилотные/автоматизированные транспортные средства и дроны, различные сенсоры и датчики, осуществляющие оперативный мониторинг движения товаров и услуг, а также ЭБ-печать. Особый прогресс можно отметить в таких областях, как распознавание речи и образов (технологии машинного зрения: смарт-камеры, системы автоматизированного перевода между различными языками, алгоритмы роботизированного управления и автоматизированного принятия решений [4]. «Умные» помощники, роботизирован-

ные системы, самообучающиеся AI-системы, различные технологии и алгоритмы интеллектуального анализа и интерпретации больших массивов данных (big data) постепенно становятся очень востребованными предприятиями. Благодаря значительному прогрессу технологий беспроводных сенсорных сетей и интернета вещей, многие данные теперь доступны в режиме реального времени, позволяя задействовать специальные интеллектуальные системы анализа и обработки больших массивов информации [9]. Вышесказанное позволяет нам выделить такие черты цифрового предприятия, как использование новейших технологий и автоматизация производства.

Другой важнейшей чертой, на наш взгляд, является внедрение информационных систем, автоматизирующих процессы учета, планирования и контроля. ERP-системы отвечают за планирование ресурсов организации, интеграцию внутреннего электронного бизнеса. CRM-системы нацелены на оперативное управление отношениями с клиентами. SCM-системы позволяют автоматизировать работу с партнерами, обеспечивают связь с системами управления заказами поставщиков/покупателей [1]. Как результат, компания может обратиться к «нужному» заказчику в «правильный» момент времени с наиболее эффективным предложением и по наиболее удобному заказчику каналу взаимодействия. Происходит координация действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами. Повышается скорость реакции на запросы, растет скорость оборота средств и снижаются издержки. Создается история взаимоотношений клиента и фирмы, что позволяет более четко планировать бизнес и повышать его устойчивость.

35 -♦

Внедрение технологий виртуализации - одна из главных черт цифрового предприятия. Сегодня даже деньги, которые столетиями имели материальный эквивалент в виде золота, стали превращаться в цепочки битов - биткоины. Часть основной деятельности компаний переносится в онлайн. Прежде всего это относится к банковской сфере и торговле, где значительная часть операций с клиентами уже выведена в интернет. В наиболее завершенном виде эта линия выразилась в появлении полностью виртуальных банков. «Тинькофф Банк» был одним из первых полностью виртуальных банков, сейчас «Альфа-Банк» и Сбербанк серьезно работают в этом направлении. Другие финансовые учреждения - биржи - давно уже все сделки проводят электронно, и решения большей частью принимают торговые роботы. Кроме того, в последнее время стала широко распространена дистанционная форма занятости, или фриланс. А важнейшим способом осуществления коммерческих сделок становится электронная торговля. Согласно данным статистики, в 2018 г. из 90 млн ежемесячных пользователей интернета 65% совершали покупки в онлайн-магазинах (лидеры Wildberries и Ozon.ru) [12]. Среди трех наиболее востребованных способов платежных инструментов (оплата банковскими картами онлайн, интернет-банкинг, электронные деньги) наиболее высокие темпы роста аудитории в 2018 г. показали электронные деньги. Рекордный рост аудитории - у мобильных сервисов бесконтактных платежей (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay): в 3,5 раза за год [12].

Российские предприниматели, конечно же, учитывают данные изменения и все больше переносят акцент на потребности клиента. Таким образом, можно выделить еще одну черту цифрового предприятия - внедрение инновационных технологий маркетинга. Концепция современного маркетинга гласит, что источник прибыли - это клиент, а не товар или марка [3]. Одна из главных задач маркетинга сегодня - рационализация времени покупателя - достигается организацией процессов, позволяющих максимально экономить время на обслуживании. Примерами таких инноваций могут служить прасчекеры, Qft-коды, виртуальные примерочные, виртуальные прилавки и промоутеры, чат-боты, использование аукционной системы цен. Задачи привлечения и установления взаимовыгодных отношений с клиентом помогают выполнять новые технологии маркетинга в интернете: SEO-оптимизация (комплекс мер по улучшению видимости ресурса в поисковой выдаче благодаря использованию ключевых слов); SMM; вирусный интернет-маркетинг (распространение информации пользователями через социальные сети, мессендже-ры и др.) и прямой маркетинг (продающие и привлекающие письма или сообщения по электронной почте или СМС). Особенно значим в настоящее время SMM (Social Media Marketing). Он позволяет рекламировать сайт в социальных сетях, раскручивать его посредством популярных блогеров, продвигать на рынок новый продукт, товар или услугу,

увеличивать узнаваемость бренда, управлять репутацией и формировать позитивный имидж. В 2018 г. уже около 21 млн россиян покупали что-либо в соцсетях. Больше всего покупателей в сети «ВКон-такте» [12]. Сочетание социальной сети, геолокации и мобильных платформ проявляется в виде мобильных приложений - основной пример технологий в формате SoLoMo (Social, Local, Mobile). Благодаря смартфону (а самое большое количество покупок совершается в РФ со смартфонов [12]), подобные приложения всегда под рукой. Инструменты SoLoMo позволяют даже розничному предприятию выдержать активную конкуренцию. Многие бизнес-структуры используют технологию краудсорсинга для решения задач компании, требующих мнения общественности. Так «толпа сама определяет желаемые характеристики продукта» [5, с. 35]. В связи с этими явлениями выделим еще одну черту цифрового предприятия - социальность.

Социальность разрушает вертикальную иерархию традиционного предприятия, позволяя всем сотрудникам общаться напрямую. Это неизбежно ведет к распространению новых концепций менеджмента, основанных на сетевых принципах управления вместо командно-административных.

Информация стала ключевым ресурсом нашего времени, а неограниченное расширение информационного ресурса без создания собственной ИТ-инфраструктуры дают сервисы, реализованные на облачной платформе.

Цифровая трансформация сопровождается явлением уберизации (устранение соперников). На каком-то рынке возникает новый игрок, его бизнес-модель, построенная на базе цифровых технологий, создает новый пользовательский опыт и коренным образом меняет отношения между поставщиками и потребителями услуг. Например, «Яндекс.Такси» возлагает на себя такие бизнес-функции, как поиск клиента, предоставление ему информации, определение стоимости и достижение договоренности о сделке, управление исполнением сделки и коммуникациями в ходе исполнения, контроль качества исполнения, расчеты между сторонами [1].

Таким образом, чертами цифрового предприятия являются: мобильность; социальность; использование новейших технологий; автоматизация производства; внедрение информационных систем, автоматизирующих процессы учета, планирования и контроля; сетевые принципы управления; внедрение инновационных технологий маркетинга; внедрение технологий виртуализации; сервисы, реализованные на облачной платформе; уберизация.

В связи с рассмотренными чертами наиболее точным нам кажется определение цифрового предприятия, данное М. Барановым [2]. Однако оно, на наш взгляд, не отражает того важного момента, что цифровое предприятие должно быть способно быстро адаптироваться к меняющимся окружающим условиям: отслеживать современные тренды и вовремя на них реагировать, используя для повышения своей конкурентоспособности.

тран^ормация

О Ведущая

Ранний лап внедрения I Внедряемая ^ Перспективная

Умные млшнны

► Продвинутая робототехника /

I Ш Квантовые Нейро-компьютерный интерфейс' компьютеры

Автономные транспортные средства

/

/

Мемристоры % 5G

Когнитивные

вычисления

Ч

Бмкомтьмтеры

/

%

Роевые вычисли тел.ные системы

Интернет всего / ^

}0-печать

Слмонастраивакмцаяся безопасность

♦ Эксафлопсиые компьютеры /

Ф Повсеместное применение PIM

Технологии улучшенной защиты

Технология блокче^

Акалитмчес 'эффект погружения ■ -*■■"*"

кие I носимые вычислительные системы * Распределенные вычисления

ггла^фоомы X Д 'Внптуапьные помоиштйГ"

Естественные пользовательские интерфейсы

• Глубинпое обучение / • Сбор контекстны* ¿риКЙ^

Семантические технологии

/ ГЪериферийн Цифровое рабочее пространство

ф Вычисления ^

на облачном¡.ы^ис^ ----. •Распределенные социальные сети 5

У№СЛЬовк« " ^Доверенные У" "Бес про водна я передача 1нерп»1 *

л/ л _ %

не пения в оперативной памяти Ш Транзисторы в пластиковом > 'се

О Интеграция с облачными сервисами Геолокационные сервисы

. ^•."^Конленнеры

'- Расширенная визуализация данньгс

""""О Цифровыетабло ^ • Открытое аппетитное обеспечение

2016

2017

2018

2019-

Рис. 2. Влияние на бизнес современных технологий Источник: Цифры года: сводная аналитика. URL: https://e-pepper.ru/news/tsifry-goda-svodnaya-analitika.html.

Поэтому на наш взгляд, цифровое предприятие - это предприятие, трансформировавшее и производство, и отношения с клиентами, и методы управления компанией на основе широкого применения цифровых технологий, при этом постоянно открытое для инноваций и способное быстро адаптироваться к ним.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что в России уже началась цифровая трансформация предпринимательства. Но большинство предприятий остаются традиционными, использующими в работе лишь некоторые цифровые технологии, не переделывающими всю структуру бизнеса. Для многих это слишком дорого, другие боятся кибер-преступности, третьи не находят подходящих именно для их бизнеса технологий. Для стимулирования компаний, на наш взгляд, необходимо участие государства, которое могло бы позаботить-

ся и об информационной безопасности, и об инвестировании научных исследований, и о подготовке кадров для цифрового предпринимательства.

Таким образом, важность цифровых технологий для современной экономики неоспорима. Во всем мире, в каждой отрасли и каждой компании люди оцифровывают то, чем занимаются. Каждый день создаются все новые цифровые активы: разрабатываются новые приложения, функции, идеи - все это делает нас более быстрыми и эффективными, наша жизнь становится безопаснее, для общества открываются новые рубежи инноваций. Это многообразие маленьких цифровых шагов вперед, собранное воедино, оказывает серьезное влияние на экономику в целом. Чтобы избежать неопределенностей в будущем, необходимо активно сотрудничать с международными организациями и аналитическими центрами в теоретической и практической об-

37 -♦

ластях. Важно изучать возможность технологий способствовать экономическому развитию и инновациям как на уровне отдельной взятой отрасли, так и в масштабе национальной экономики.

Полагаем, что для роста цифровой экономики и развития цифрового предпринимательства необходимо развивать национальный ИТ-сектор, стимулировать создание инновационных технологий, сотрудничать для их развития на международном уровне. Необходимо создание прочной фундаментальной базы знаний и навыков, которая должна обеспечить высококвалифицированную подготовку молодых специалистов. Важно создавать условия для того, чтобы молодые талантливые специалисты не покидали свою страну, а развивались, совершенствовались в пределах РФ. Необходимо стимулировать инвестиции и предпринимательскую активность в этой отрасли, необходимо внедрение новых технологий для развития бизнеса. Важно обеспечить поддержку стартапам, способствовать развитию новых инновационных предприятий, которые будут ориентированы на международные рынки и смогут остаться жизнеспособными в условиях глобальной цифровой конкуренции, введению сквозной автоматизации всех основных производственно-экономических отношений, а также мобилизовать знания через обмен и создать новые рабочие места в высокотехнологичных отраслях. Руководство предприятий должно хорошо прорабатывать бизнес-стратегии, основываясь на применении ИТ, взаимодействие с заказчиками также должно быть основано на цифровых технологиях, сами бизнес-операции должны содержать цифровые связи между участниками процесса, бизнес-структуры должны реагировать на изменения в ИТ-среде и уметь их использовать для повышения своей конкурентоспособности. Переход на новые технологии - залог успешного предпринимательства. Современные информационно-коммуникационные технологии - это весьма востребованный продукт для организации налаженной работы и продвижения бизнеса, эффективное владение которым дает конкурентное преимущество в бизнес-среде. Необходима интеграция современных технологий в свою повседневную работу и бизнес-процессы, важно изменить формат, начать работать так же, как новые цифровые сервисы, обучить персонал работе с новыми технологиями. Считаем необходимым развивать цифровые обще-

ственные услуги и интегрировать цифровые технологии в предпринимательскую деятельность. Для перехода на траекторию развития, по которой движутся страны технологического ядра, России необходимо взаимодействие общества, бизнеса и государства, т.е. нужно проникновение цифровых отношений на все уровни взаимодействия ее участников. Неотъемлемой частью цифровой экономики, на наш взгляд, являются электронные каналы обмена информацией (в нашем случае это интернет) и их доступность, наличие законодательной базы и готовность государства участвовать в электронном взаимодействии. Цифровизация - это средство, которое позволит сделать экономику нашей страны, области современной и конкурентоспособной.

1. Ананьин В.И., Зимин К.В., ЛугачевМ.И., ГимрановР.Д., Скрипкин К.Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баранов М. Цифровое предприятие: пришло время перемен // PC Week. 2016. № 10. URL: http: //www.pcweek.ru/

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990.

4. Кузнецова Т.И., Иванов Г.М., Опарин О.И. Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0» // Гуманитарный вестник. 2017. № 12. С. 10.

5. Лапидус Л.В. Краудсорсинг и краудфандинг. Маркетинговое продвижение проектов, продукции и услуг // Вестник финансового университета. Т. 20. 2016. № 4. С. 32-41.

6. Митяева Н.В. Повышение цифровой грамотности населения Саратовской области // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33). С. 37-41.

7. Наумов С.Ю., Волошин И.П., Муравлева Т.В. Цифровой вектор развития вузов экономической направленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 13-16.

8. Отчет «Проникновение интернета в России» Российского филиала исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group 15.01.2019. URL: https:// www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proni-knovenie-interneta-v-rossii-1/

9. ТокареваМ.С., Вишневский К.О., Чихун Л.П. Влияние технологий Интернета вещей на экономику // Бизнес-информатика. 2018. № 3 (45). С. 62-78.

10. УстиноваН.Г. Институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 37-43.

11. Цифры года: сводная аналитика. URL: https://e-pepper. ru/news/tsifry-goda-svodnaya-analitika.html.

12. URL: http://www.digenforum.ru/

13. URL: http://www.static.government.ru/media/files. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.