Анализ мирового и российского опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет.
Артищев М.С. аспирант
Г осударственного Университета Управления
Аннотация:
В статье рассматривается история возникновения и развития предпринимательской деятельности в сети Интернет в России и за рубежом. Выделаются этапы возникновения и развития предпринимательской деятельности в сети Интернет, анализируется развитие отдельных видов предпринимательской деятельности в сети Интернет, определяются общие тенденции и особенности развития предпринимательской деятельности в сети Интернет в России.
Ключевые слова: Предпринимательство в сети Интернет, интернет-предпринимательство, возникновение интернет-предпринимательства, развитие интернет-предпринимательства.
Analyze of World and Russian Entrepreneurship Experience in Internet Network.
Artishchev M. Postgraduate student State University of Managment [email protected]
Abstrakt: The history of Internet - entrepreneurship emergence and development in Russia and abroad is examined in the article. The stages of Internet-entrepreneurship emergence and development are marked off, the development of separate fields of entrepreneurship in Internet is analyzed, the common tendencies and particularities of Internet-entrepreneurship development in Russia are defined in this article.
Keywords: Internet-business, Internet - entrepreneurship, Internetbusiness emergence, Internet-business development
В последние годы, в связи с бурным развитием в России предпринимательской деятельности в сети Интернет, особенно актуальным становится вопрос анализа и практического применения мирового опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет, с учетом российских особенностей. Это обстоятельство определило выбор темы исследования.
Историю появления и развития предпринимательской деятельности в сети Интернет можно поделить на несколько последовательных этапов. Рассмотрим их.
В первом этапе (1960-1989 гг.) происходило формирование предпосылок к появлению предпринимательской деятельности в сети Интернет, параллельно проходили 2 процесса:
1) создание глобальных сетей и появление сети Интернет.
2) создание и развитие систем электронной коммерции и бизнеса. Происходящие события в хронологическом порядке наглядно
представлены на таблице 1.
Таблица 1. Предпосылки к появлению электронной коммерции в сети
Интернет [4]
Годы Развитие сети Интернет Развитие электронной коммерции
1960- 1970 гг. 1961г. Леонард Клейнрок сформулировал ключевые принципы глобальных информационных сетей. 1962г. Дж. Ликлайдер опубликовал работу «Galactic Nerwork». Его предвидение отражает современное устройство Интернета. 1966 - начался проект по созданию компьютерной сети ARPA 1960. Первая система электронной коммерции - SABRE, позволяющая в автоматическом режиме резервировать места на авиарейсы. Середина 1960х. Появление первых магнитных кредитных карт, что позволило автоматизировать расчеты
1970- 1980 гг. В июле 1977 г. Винтон Серф (Vinton Cerf), программный директор SATNET (подразделение ARPA), впервые продемонстрировал передачу данных с использованием протокола ТСР по трем различным сетям. Передаваемая информация прошла путь в 150 тыс. км и не потеряла ни одного бита. 1971. Создание электронной биржи ценных бумаг NASDAQ. 1972. Телекомьютинг как концепция организации работы. Середина 1970х. Появление первых средств электронного обмена данными (EDI) и перевода финансовых расчетов (EFT). 1976. Идея цифровой подписи; создание электронного рынка FOREX. 1977. Создание системы международных банковских платежей SWIFT
1980- 1989 гг. 1983. Сеть ARPANET полностью перешла на протокол передачи информации TCP\IP. Этот день принято считать официальной датой рождения Интернета. В 1989 г. Тим Бернес-Ли разработал стандарт Worls Wide Web (WWW) - глобальную гипертекстовую систему. 1980-1984 - появление первых систем клиент-банк.
В дальнейшем, с коммерциализацией сети Интернет, эти процессы
начинают пересекаться, и отдельное рассмотрение развития электронного бизнеса теряет смысл, будем рассматривать только ту часть, которая относится к предпринимательской деятельности в сети Интернет.
Второй этап (1990-1993) - это зарождение предпринимательской деятельности в сети Интернет.
В 1990г. коммерческие организации допущены к развитию инфраструктуры сети Интернет, их разработки резко расширили возможности сети, в результате чего выросла аудитория, и сеть Интернет стала интересной с коммерческой точки зрения.
Основные происходящие события по годам представлены в таблице 2.
Таблица 2. Зарождение электронной коммерции в сети Интернет. [4]
Год Развитие сети Интернет
1990 К поддержанию и использованию Интернета были допущены крупные частные корпорации, в дальнейшем функции
административного управления были переданы в руки частных компаний. Создание первого текстового браузера, значительно упрощающего использование сети Интернет для неспециалистов.
1991 17 мая 1991г. Официально утвержден стандарт WWW. Появился первый интернет-сервер.
1992 Создание браузера Мозаик, позволяющего перемещаться по Интернету при помощи мыши и смотреть графику. За несколько месяцев после создания «Мозаик» число используемых экземпляров программы превысило миллион, а трафик сети Интернет вырос в 10 тыс. раз. Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет, с чего и начинается история развития предпринимательской деятельности в сети Интернет.
1993 Голландским математиком Дэвидом Чаумом были изобретены механизмы практической реализации электронных денег. [см. 12 с. 15] 26 октября 1993 г. президентом США впервые был поставлен вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд. Таким образом был создан сегмент B2G.
Третий этап (1994 - настоящее время) - собственно развитие
предпринимательской деятельности в сети Интернет. Его можно поделить на 2 волны - 1994-2000гг и 2000-н.в., поделенные между собой «крахом доткомов» в 2000г., когда резко обрушились акции интернет-компаний на бирже, многие компании обанкротились, а развитие интернет-предпринимательства сильно замедлилось.
В 1994-2000г появились все основные виды интернет-предпринимательства. Однако, далеко не все из них сразу стали эффективными и популярными - для активного развития рынку не хватало спроса, аудитория сети Интернет была ещё недостаточно велика. Предприниматели и инвесторы не понимали особенностей сети, правил ведения бизнеса, в результате чего многие организации были убыточны, но при этом хорошо оценивались на бирже и привлекали существенные инвестиции. Так не могло продолжаться долго, и в произошел биржевой крах, упали акций всех высокотехнологичных компаний, даже успешных. В последующие несколько лет предприниматели и инвесторы переосмыслили смысл сети Интернет, обе стороны стали уделять внимание бизнес-моделям
предпринимательской деятельности и её эффективности, что привело в дальнейшем к росту рынка и его цивилизации.
Историю развития интернет-предпринимательства, на наш взгляд, целесообразно разделить на отдельные виды предпринимательской деятельности в сети Интернет и рассматривать их раздельно.
Особенно интересна история развития веб-сайтов. Хотя практически все виды сайтов появились в сети очень быстро, лидирующие виды последовательно сменяли друг друга.
Первыми появились информационные сайты - вместе с появлением всемирной паутины, info.cern.ch появился в 1990г. Этот же сайт являлся первым каталогом (с авторским наполнением контентом). В 1994г. появился зарубежный каталог Yahoo!, российский каталог weblist.ru, открылось первое крупное российское СМИ - информационное агентство РБК. Российский каталог Rambler TOP 100 возник в 1997г. и был лидером того времени [2].
Поисковые системы, появившись так же рано (1990 г. - Archie, 1993 г.
- Wandex, 1994 г. - WebCrawler, 1995г- AltaVista) долгое время были в тени каталогов - это было связано как с небольшим объемом информации в сети (каталогов для поиска вполне хватало), так и с несовершенством поисковых технологий того времени. В России поисковые системы появились в 19961997г (1996 - Rambler, Aport, 1997- Яндекс) [2]. Нынешний мировой лидер Google появился в 1998г и стал одним из первых поисковых систем, предложивших ранжирование сайтов в поиске на основании количества ссылок на них (аналогично индексу цитирования научных работ и журналов). В результате качество поиска стало значительно лучше, чем у конкурентов. Российский лидер, Яндекс, первым предложил поиск с учетом сложной русской морфологии.
История развития поисковых систем говорит о том, что далеко не всегда в лидерах оказываются первопроходцы, а залогом успеха могут быть новые идеи и технологии.
Публичных сервисов почты довольно долго не существовало, хотя электронная почта появилась задолго до появления всемирной паутины. В 1996г. открылся почтовый сервис Hotmail.com, в 1998г. российский Mail.ru, до сих пор являющийся лидером российского рынка электронной почты. Яндекс.Почта, открытая в 2000г. не смогла обойти конкурента. Но на мировом уровне появился новый лидер, почтовый сервис Google (Gmail) открылся лишь в 2004г. и сейчас является одним из самых популярных в мире. Основные конкурентные характеристики сервисов электронной почты
- это удобство интерфейса, объем предоставляемого места для хранения данных и защита от СПАМа.
Социальные сети появились ещё в 1995г., когда был основан сайт Classmates.com. Однако, в то время проникновение сети Интернет даже в западных странах было не настолько высоко, что бы в сети Интернет можно было найти большое количество своих знакомых. Быстрое развитие социальных сетей пошло в 2002г. с появлением Friendster, который, по сути, не сильно отличается от сайтов знакомств. Аудитория сети быстро росла, соответственно появлялись и новые проекты. В 2003г появилась профессиональная деловая сеть, LinkedIn, но настоящий переворот произошел в 2004г. с появлением сайтов myspace и facebook. В следующие несколько лет социальные сети стали появляться и на российском рынке: в 2005 г.- «Мой Круг», в 2006 г. - Вконтакте и Одноклассники, в 2007г. - «Мой мир@mail.ru», «Мир тесен». Google пытался выйти на рынок с 2003г, однако попытки были малоудачные, его проект Orkut смог захватить только региональный рынок Индии и Бразилии, где отсутствовали конкуренты в тот момент. В 2011г. на рынке социальных сетей появился Google+, которому прочат большое будущее [1].
С ростом аудитории сети Интернет, социальные сети выходят в новые лидеры, и сейчас размер аудитории крупнейшей мировой социальной сети Facebook вплотную приближаются к суммарной аудитории проектов компании Google.
Стоит заметить, что среди социальных сервисов наблюдается гораздо большее разнообразие, чем среди поисковых систем. Это могут быть фото (пример - Flickr) и видео-сервисы (YouTube), сервисы блогов (LiveInternet, LiveJournal, Хабрахабр), в 2006г. появились микроблоги (Twitter).
Рассмотрим теперь развитие торговых бизнес-моделей.
Один из первых интернет-магазинов в современном понимании, Amazon.com, был основан в 1995г. Начав с торговли книгами, сегодня он предлагает практически все промышленные товары, это крупнейший интернет-магазин в мире с оборотом в десятки миллиардов долларов. Первый российский аналог - магазин OZON.ru появился лишь в 1998г [2]. Сейчас это так же один из крупнейших российских интернет-магазинов, однако, его лидерство не так бесспорно.
Точное время начала продаж виртуальных товаров определить сложно. В том же Amazon.com музыкальные композиции и видеозаписи стали продаваться с 1998г. Крупнейший российский магазин программного обеспечения SoftKey основан в 2001г. Нынешний мировой лидер - цифровой магазин компании Apple iTunes Store открылся лишь в 2003г.
На всей истории развития интернет-магазинов, как реальных, так и виртуальных товаров, их возможности менялись постепенно, и не очень сильно. Появились возможности сравнить товары, оценить их, написать отзывы. В соответствии с развитием финансовых посредников, добавлялись возможные варианты и способы оплаты. В последнее время интернет-магазины обрастают социальными функциями: списком товаров, которые человек хочет «в подарок», рекомендациями друзей, товарами которые подбираются на основе предпочтений и так далее.
Отдельно можно выделить индустрию продажи товаров в виртуальной реальности, играх, например это могут быть доспехи для виртуальных воинов, дома для виртуальных жителей и так далее. Среди основателей этой индустрии можно выделить игры Second Life - 2003 год и World of Warcraft, который с 2004 г. держит звание лидера. Однако, в
последнее время, все большее людей проводит время в социальных сетях, соответственно развиваются игры в социальных сетях и продажа товаров в этих играх. Играть со знакомыми людьми намного интереснее, чем с незнакомцами. Лидером в этой индустрии является корпорация Zynga, создатель игр для социальных сетей (с 2007г.)
Рынок услуг возник одновременно с появлением сети - ведь сайты требовалось создавать и разрабатывать, да и многие другие услуги было удобно оказывать через сеть. Так, например, в Белоруссии в 1993г. была создана копания EPAM Systems, занимающаяся удаленной разработкой программного обеспечения. В настоящий момент компания является одним из мировых лидеров в этой области. Одна из первых и самая известная в России веб-студия - Студия Артемия Лебедева была основана в 1995г. [2] Постепенно в сеть стали перебираться предложения других видов услуг - от консалтинга до образовательных услуг.
Платные сервисы в сети Интернет стали появляться по мере возникновения спроса. Так же как и в услугах, первыми появились технические - регистрация доменов, хостинг (размещение) сайтов, всевозможные телекоммуникационные провайдеры. По мере роста спроса стали появляться системы статистики посещаемости, платные онлайн-игры, деловые B2B сервисы (онлайн-бухгалтерия), появилась возможность арендовать различное программное обеспечение как сервис (SAS-системы).
Торгово-посреднические сервис (онлайн-аукцин, «барахолка») AuctionWeb появился в 1995г, в 1997г. был переименован в Ebay. Российский аналог - Молоток.ру начал работу в 1999г. и долгое время был безусловным лидером рынка. Однако в 2010г был вытеснен на второе место активно рекламирующимся AVITO, созданным лишь в 2007 г.
Развитие рекламных посреднических сервисов началось с систем баннерной рекламы, в России они появились в 1997г (баннерная сеть RLE). Все системы такого рода работают на следующих принципах: через систему происходит обмен баннерами различных сайтов, сервис за это получает
определенный процент баннерных показов, и их продает по фиксированной цене.
В контекстной контекстной рекламы, принцип работы, как правило другой - идет аукцион продавцов и покупателей. Первый сервис подобного рода - Overture - был создан в 1997г, в 2000г. появился текущий мировой лидер - Google AdWords. Российские системы возникли ненамного позже: Яндекс.Директ появился в 2001г, Бегун - в 2002.
Биржи ссылок, позволяющие продвигать сайты в автоматическом режиме, появились в России в 2004г (textlinkbrokers.ru), однако бурное их развитие началось в 2006г. с появлением сервиса Sape.ru.
В настоящий момент системы контекстной рекламы и биржи ссылок объединяются различными агрегаторами, добавляющими дополнительные инструменты и позволяющими работать с несколькими системами сразу. Первый из подобных агрегаторов - Seopult, был создан в 2006г.
Первая платежная система (система электронных денег) First Virtual была создана в 1995г., в 1996г. появилась возможность оплачивать товары и услуги в сети Интернет через карты Visa и Mastercard [4]. Однако из-за частых краж данных использование карт считалось небезопасным. В 1999г. появился PayPal, он связал платежные карты и интернет-платежи, добавив возможность гарантии возврата и таким образом обезопасив платежи. Российские лидеры рынка интернет-платежей - Webmoney и Яндекс. Деньги появились в 1998 и 2002г. соответственно.
Рассмотрев мировой и российский опыт предпринимательской деятельности, перейдем к результатам. В целом, проанализировав историю развития предпринимательства в сети Интернет за рубежом можно сделать следующие выводы.
1. Предпринимательство в сети Интернет - это относительно новая сфера предпринимательской деятельности, насчитывающая менее 20 лет развития (электронный бизнес - 50 лет).
2. Интернет - это очень динамично развивающийся рынок. Но при этом далеко не всегда компании - первопроходцы становятся лидерами. Должна появиться и «созреть» аудитория, тогда и начинается бум. Для компаний главное успеть к началу (или хотя бы к середине) этого бума, пока появляющуюся аудиторию не разобрали конкуренты. А первопроходцы не только редко становятся лидерами, но и не всегда доживают до бума. Так, например, первые социальные сайты появились в 1994г, но размер аудитории был ещё недостаточен, пользователи были не готовы к такому использованию сети.
3. За время развития электронного предпринимательства менялась его направленность. Если первоначально это была электронная коммерция в чистом виде, затем развитие шло в основном в сфере В2В, то с появлением и широким распространением сети Интернет электронное предпринимательство стало все больше ориентироваться на пользователей и охватывать все сферы традиционной предпринимательской деятельности. Сейчас уже сложно найти отрасль, которая не представлена в сети Интернет.
Проанализировав историю развития предпринимательства в сети Интернет в России можно сделать следующие выводы:
1. Предпринимательство в сети Интернет в России развивается в основном параллельно с мировым предпринимательством в сети Интернет -проходит те же этапы, появляются схожие проекты.
2. Утверждения о том, что российский интернет на несколько лет отстает (и всегда отставал) от мирового не совсем верны. Некоторые бизнес-модели и типы сайтов появлялись позже, некоторые - даже раньше, чем их зарубежные аналоги. Причем стоит заметить, что раньше у нас появлялись высокотехнологичные проекты, позже - проекты, для существования которых требуется большая аудитория. Это связано с двумя факторами -технологическим и географическим.
Технологическое отставание было наверстано относительно быстро. Что же касается географического фактора, именно большие пространства и
низкая плотность населения приводят к медленному развитию инфраструктуры сети Интернет, в первую очередь дешевого широкополосного доступа к сети. Наше дальнейшее исследование подтверждает это - размер инвестиций телеком-операторов в развитие сети Интернет до сих пор превышает их доходы от её использования. Быстрые темпы распространения Интернета в России в последние годы почти полностью компенсировали этот разрыв.
Стоит заметить, что под «мировым» интернет-рынком обычно понимается западный, в первую очередь рынок США, на котором работают крупнейшие интернет-компании. Если же сравнивать с другими странами, то здесь Россия как минимум выглядит не хуже. Так, национальная поисковая система лидирует на рынке только в Китае, России и Чехии, остальные рынки прочно занимают американские компании, в первую очередь Google[3]. Схожая ситуация наблюдается среди социальных сетей и других видов интернет-проектов. Так что Россию скорее стоит сравнивать с другими развивающимися и самобытными интернет-рынками, например китайским.
Список литературы
1. Голицына А. Как Facebook, но с плюсом // Ведомости, №170 (2936),
12.09.2011
2. История Интернета в России // NetHistory.Ru: Хронология: сайт. ЦКЬ: http://www.nethistory.ru/chronology/ (дата доступа: 10.10.2011)
3. Цуканов И. Компания недели: «Яндекс» // Ведомости, №94 (2860).
26.05.2011
4. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. -М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 480 с., ил.