Предпринимательство
Гайсина Р.Р. Gajsina R.R.
магистрант, Институт экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Российская Федерация, г. Уфа
Ишмухаметов Э.М. Ishmuhametov Е.М.
магистрант, Институт экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Российская Федерация, г. Уфа
Хисаева А.И. Hisaeva А.1.
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Российская Федерация, г. Уфа
Салихова С.Ф. Salihova S.E
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Российская Федерация, г. Уфа
УДК 339.17
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
В данной статье рассматриваются основные и вспомогательные элементы организационно-экономического механизма развития бизнеса в интернет-пространстве - наиболее перспективной среде для создания и ведения предпринимательства в современных экономических условиях. Актуальность темы исследования обусловлена быстрым, прогрессивным развитием информационных технологий и электронной персональной техники, с использованием которых наблюдается стремительный рост участников электронной торговли в рамках глобальной
Для создания целостной концепции использования организационно-экономического механизма развития бизнеса разработана методика внедрения веб-технологий в структуру частного хозяйствования. Основная цель методики заключается в определении алгоритма трансформации традиционного предпринимательства в инновационное, востребованное современным социумом. В статье раскрыта сущность таких понятий как «формат официального сайта», «интернет-магазин», «сайт услуг», «организационно-экономический механизм», которые отражают главным образом структуру электронной торговли. Приведённые факторы роста потребительского интереса к онлайн-покупкам объясняют растущую популярность исследуе-
Entrepreneurship
мого вида хозяйственной деятельности. Повсеместная информатизация общества принуждает к прогрессу не только бизнес-сферу, но и государство, деятельность которого по определенным причинам не всегда ясна народонаселению.
Организационно-экономический механизм развития предпринимательства в глобальной сети позволяет конкретизировать функциональное назначение и специфику электронной торговли, построить четкий план действия для каждого элемента организационной структуры компании, определить основные ориентиры хозяйственной деятельности в Интернете и смоделировать этапы развития имеющихся бизнес-процессов. В качестве примера организационно-экономического механизма развития предпринимательства в статье приведена модель разработки сайта услуг как наиболее распространённого вида коммерческой практики: упорядочены и охарактеризованы элементы механизма, особое внимание уделено параметрам успешного внедрения бизнеса в электронно-сетевой формат и особенностям последующей работы в сети. На основе проведенных исследований сделаны выводы о необходимости использования интернет-ресурсов в качестве эффективного инструмента развития хозяйствования независимо от вида и рода деятельности компании.
Ключевые слова: предпринимательство, организационно-экономический механизм, веб-ресурсы, электронная коммерция, веб-сайт, интернет-магазин, сайт услуг, факторы успеха электронной торговли, структура электронного бизнеса, информационные технологии.
ORGANIZATION AND ECONOMIC MECHANISM OF ENTERPRISE DEVELOPMENT IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT
In this article examines the main and auxiliary elements of the organization and economic mechanism of business development of the Internet space - the most promising environment for creating and running business in the current economic condition. The relevance of the research topic is due to the rapid, progressive development of information technologies and electronic personal equipment, which use the growth of e-commerce participants within the global network.
To create a holistic concept of using the organizational and economic mechanism for business development, a methodology has been developed for introducing web technologies into the structure of private management. The main purpose of the methodology is to determine the algorithm for transforming traditional demand by modern society. The article reveals the essence of such concepts as «the format of the official website», «online store», «website services», «organizational and economic mechanism», which reflect mainly the structure of e-Commerce. These factors of growth of consumer interest in online shopping explain the growing popularity of the studied type of economic activity. The widespread informatization of society forces not only the business sphere, but also the state, whose activities are not always clear to the population for certain reasons.
The organizational and economic mechanism of business development in the global network allows specifying the functional purpose and specifics of e-Commerce, to build a clear action plan for each element of the organizational structure of the company, to determine the main guidelines of economic activity on the Internet and to simulate the stages of development of existing business processes. As an example of the organizational and economic mechanism of business development in the article shows the model of website development services as the most common type of commercial practice: ordered and characterized by the elements of the mechanism, special attention is paid to the parameters of the successful implementation of business in the electronic network format and the features of subsequent work in the network. On the basis of the conducted research conclusions about the need for the use of Internet resources as an effective tool for the development of management, regardless of the type and kind of activity of the company.
Keywords: business, organizational-economic mechanism, web-resources, website,online store, electronic commerce, website with services, success factors for electronic commerce, e-business structure,information technology.
Широкое распространение информационных технологий во всем мире и в частности в России обуславливает стремительный рост
количества российских интернет-пользователей на отечественных и иностранных сетевых площадках. Веб-ресурсы, как инновационные
инструменты торговли,представляют особый интерес для предпринимателей в связи с имеющейся возможностью интеграции всех субъектов экономики в особую информационно-коммерческую среду. Не только частные, но и государственные предприятия под экспансивным влиянием информационного развития испытывают потребность в проецировании собственного хозяйствования на электронно-сетевой формат. Это вызвано не только последствиями всеобщей компьютеризации, но и индивидуальными предпочтениями людей, работающих и существующих в условиях современной экономики. Таким образом, проблема образования и устойчивого функционирования организационно-экономического механизма развития предпринимательства в электронной среде носит актуальный характер для экономической науки и хозяйственной практики в целом.
В настоящее время от использования или,
Предпринимательство
наоборот, игнорирования веб-ресурсов во многом зависит скорость и качество экономического роста и, следовательно, финансовый успех компании. Чтобы выдерживать конкуренцию со стороны поставщиков аналогичной продукции или услуг, предпринимателю необходимо адаптироваться к изменениям информационных технологий, то есть соответствовать господствующим тенденциям рынка, использовать электронные ресурсы в качестве эффективного инструмента продвижения хозяйствования. Первоначальным этапом внедрения веб-технологий в предпринимательство является выбор методики формирования электронного инструментария, который определяется исходя из наличия готового бизнес-проекта или же из фактически несуществующего, но проектируемого бизнес-плана, а также из финансового подспорья хозяйствования (рис. 1).
Рисунок 1. Методика внедрения электронных технологий в развитие предпринимательства
На определенном этапе внедрения электронных технологий в развитие собственного бизнеса перед субъектом хозяйствования встает задача создания официального сайта (главного информационного ресурса компании). Наличие в глобальной сети «фирмен-
ных» сайтов существенно облегчает поиск и фильтрование сведений, необходимых интернет-пользователю как потенциальному клиенту. В зависимости от вида и масштаба предпринимательской деятельности официальные сайты могут создаваться в различных форма- 127
Entrepreneurship тах:
1. Интернет-магазин - для прямой продажи товаров от определенного бренда или от нескольких производителей. В том случае, если хозяйствование предполагает производство и/ или сбыт продукции, то официальный сайт необходимо развивать в формате интернет-магазина, который помимо основной информации о деятельности компании, её истории и контактов имеет полноценный каталог товаров с подробным описанием, стоимостью, наличием. Интернет-витрина является электронным прототипом реального магазина, в котором осуществляются покупки в режиме реального времени.
2. Сайт услуг - информационная веб-страница о предоставляемых компанией услугах. Поскольку через Интернет невозможно (в большинстве случаев) оказать какую-либо услугу напрямую, создаются официальные сайты, рекламирующие данные услуги в формате информационной стены. То есть организация, занимающаяся оказанием юридических, медицинских, строительных и прочих услуг, переносит свой сервис на электронный формат с подробным описанием фирменной деятельности. Такой тип сайтов создается не для онлайн-продаж, а для привлечения пользователей к бренду и, соответственно, для расширения клиентской базы.
3. Лендинг (Landing Page) - веб-ресурс для продажи конкретного товара или услуги. В отличие от корпоративных сайтов, лендинги представляют собой одностраничный контент, максимально раскрывающий свойства и назначение определенного типа товара или услуги. Лендинги могут функционировать на базе официальных сайтов (для средних и крупных компаний) или являться самостоятельным информационным ресурсом (для малых фирм и индивидуальных предпринимателей).
4. Сайт-визитка - информационный веб-ресурс, содержащий данные об организации, частном лице, контактные сведения, прайс-листы для ознакомления пользователей с брендом/именем. В отличие от многофункциональных сайтов веб-визитка является бюджетным ресурсом для развития бизнеса в Интернете.
5. Веб-блог - интернет-журнал событий, предназначенный для регулярных текстовых и мультимедийных публикаций с открытым доступом для комментирования, обсуждения товара, услуги или иной размещаемой информации. Ведение блогов реализуется на базе отдельных сайтов либо в качестве официальной страницы компании или индивидуального предпринимателя. Веб-блог выполняет функции самопрезентации, взаимосвязи с клиентурой для объединения интересов, продвижения товаров и услуг.
6. Веб-форум - электронная платформа для общения между пользователями Интернета. Чаще всего форум является составным элементом брендового сайта, реже выступает в роли самостоятельного информационного ресурса. Цель официальных форумов состоит в объединении потенциальных и реальных клиентов для создания тем обсуждения товаров или услуг. Также на веб-форумах пользователи могут вступать в диалог с сотрудниками компании, задавать вопросы по интересующему материалу, отвечать на вопросы других пользователей форума и оставлять рекомендации.
В настоящее время электронный бизнес является одной из ключевых тенденций в развитии мировой экономики. В России, начиная с 2011 года и по сегодняшний день, число электронных сделок растет, количество интернет-магазинов увеличивается. По прогнозам исследовательского агентства Data Insight, на 2018 год ожидается прирост внутрироссий-ских онлайн-продаж на 18 % (рис. 2). Это обуславливается несколькими факторами:
• рост численности и активности интернет-пользователей;
• легкий доступ к Интернету с любых гад-жетов;
• стремление осуществления выгодных покупок;
• появление конкурентоспособных отечественных и зарубежных фирм, предлагающих качественные товары по оптимальным ценам;
• уникализация ассортимента;
• рост количества «экстремальных покупателей» (пользователи, стремящиеся приобретать товары разного назначения исключительно в онлайн-режиме). По оцен-
Предпринимательство
кам экспертов университета InSales, количество «экстремальных покупателей» в США
достигает 37 %, в России - 61 %.
Рисунок 2. Динамика внутрироссийских онлайн-продаж (материальные товары)
Вид предпринимательской деятельности является определяющим фактором при выборе формата официальной веб-страницы. В рамках интернет-магазина могут существовать как крупные сбытовые организации, так и малые предприниматели, если их главной бизнес-задачей является продажа материальной продукции. Для фирм, предоставляющих услуги, соответствует формат сайта услуг, который демонстрирует исключительно информационно-ознакомительный контент. В обоих случаях организационно-экономический механизм развития электронного бизнеса будет представлять совокупность инструментов воздействия на участников бизнес-процессов, гармонизирующую их экономические интересы и обеспечивающую качественное совершенствование предпринимательского потенциала субъектов хозяйствования. Целью механизма является создание дополнительных условий для развития предпринимательства путем использования электронных ресурсов в качестве элементов продвижения и интернет-пространства в качестве интегрированной торговой площадки. К субъектам организационно-экономического механизма
относятся: юридические лица (коммерческие предприятия, фирмы, компании), физические лица (частные предприниматели, потребители) и государство. Каждый из субъектов может быть наделен правами, как продавца, так и покупателя, в зависимости от типов их взаимодействия (рис. 3). Объектом механизма развития хозяйствования в электронной среде являются бизнес-процессы, осуществляемые в сети Интернет.
В рассматриваемом механизме необходимо конкретизировать его две основные составляющие:
• организационная - совокупность управленческих и координационных процедур, контролирующих полноту и качество проецирования ключевых и вспомогательных бизнес-процессов в веб-пространство, а также: организация работы официальных страниц в Интернете, обеспечение предоставления актуальной и достоверной информации о предпринимательской деятельности фирмы, настройка коммуникационных связей компании с потребителем, систематизирование методов продвижения бизнеса в Интернете согласно рекомендациям SMM-маркетинга, мотиваци-
ЕйгергепешьЫр
онная поддержка сотрудников;
• экономическая - совокупность финансово-экономических операций, направленных на осуществление хозяйственной деятельности в рамках электронного пространства, а также: проведение экономического анализа интернет-рынка, распределение финансовых средств на создание и ведение рекламных веб-страниц, экономическая мотивация
сотрудников, упорядочение системы связей между субъектами электронно-торговых отношений.
Таким образом, преобразование предпринимательства с традиционного формата в электронный осуществляется путем объединения организационной и экономической составляющих.
С (consumer) - физическое лицо В (business) - юридическое лицо G (government) - государство
В2В В2С - С2В
Коммерческая связь между двумя юридическими лицами (фирма-фирме) Прямая и обратная коммерческая связь между юридическими лицами и государством
В2С С2С - С2С
Коммерческая связь между юридическим и физическим лицом (фирма - потребителю) Прямая и обратная коммерческая связь между физическими лицами и государством
С2С С2в
Коммерческая связь между физическими лицами (потребитель -потребителю) Торговые отношения между двумя государствами
развитые модели взаимодействия
---V-
слаборазвитые модели взаимодействия
Рисунок 3. Типы взаимодействия субъектов организационно-экономического механизма развития электронной
торговли
Эффективное функционирование какой-либо компании происходит лишь при условии, что её модель внутреннего устройства обеспечивает успешное выполнение имеющихся бизнес-процессов. Аналогичное суждение можно принять и относительно веб-предпринимательства. Производительность интернет-магазинов, сайтов услуг и других информационно-торговых сетевых площадок зависит от разработанности организационно-экономического механизма, который имеет как общие, так и индивидуальные компоненты для каждого вида хозяйствования. Поскольку сфера услуг составляет в развитых странах основную часть экономики по числу занятого населения (более 60 %), сформируем модель организационно-экономиче-
ского механизма развития хозяйствования для сайта услуг (рис. 4).
Исходя из указанных выше определений, механизм развития и функционирования сайта услуг состоит из его субъекта - «организационные подразделения компании» и объекта - «бизнес-процессы». В зависимости от масштаба хозяйственной деятельности механизм может включать разное количество бизнес-процессов и регулирующих их организационных элементов соответственно. В основе сайта услуг лежит идея распространения актуальной информации о предоставлении компанией каких-либо услуг, вследствие чего отличительной чертой данной веб-страницы является её информативность, которая достигается усилиями веб-дизайнеров, специ-
Предпринимательство
алистами вёрстки, текстовыми редакторами (отдел продаж, маркетинговый и финансо-(отдел веб-разработки), а также экономико-о- во-экономический отделы). риентированными сотрудниками компании
Рисунок 4. Рекомендуемый организационно-экономический механизм развития сайта услуг
Информативность сайта услуг достигается за счет его текстового (статейного) наполнения и визуализации контента. Данные процессы должны дополнять друг друга: информацию о какой-либо услуге необходимо сопровождать фото- и видео-обзором рабочих процессов. Таким образом, электронный каталог услуг, новостной блог и контактные данные, опубликованные в медиа-формате, позволят повысить интерес пользователей Интернета даже к малоизвестной компании и
её деятельности.
Коммерческий успех и популярность веб-сайта, а также уровень востребованности предлагаемых на нём услуг зависят от следующих факторов:
• систематического обновления основной информации о текущей деятельности предприятия:
• публикации графического и мультимедийного контента, описывающего объект предпринимательской деятельности;
Entrepreneurship
• развитого коммуникационного сервиса с открытым доступом для взаимосвязи пользователей и модераторов (форумы, страницы для отзывов, рекомендаций, комментариев);
• оптимального коммерческого предложения, способного привлечь потенциальных клиентов к покупке услуги;
• социальной активности компании в сети Интернет для поддержания имиджа и репутации, повышения конкурентоспособности, само продвижения на сторонних, тематических сайтах;
• качества используемой веб-рекламы, способов продвижения услуг в социальных сетях;
• рационального соотношения качества и цены предлагаемых услуг.
Во многом эффективность перечисленных бизнес-процессов определяется сплоченной работой организационной структуры предприятия, которая имеет прямое воздействие на темпы и качество развития сайтов.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Активное использование интернет-технологий в качестве инструментария развития
Список литературы
1. Сидорова О.В. Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности // Креативная экономика. - 2011.
- Т. 5. - № 9. - С. 63-68.
2. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2013. - Т. 14. - № 2.
- С. 27-33.
3. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2014.
- № 35. - С. 2-14.
4. Мошкин И. Электронный бизнес. Факторы социально-экономического развития в информационной экономике // И. Мошкин. — Saarbrucken: LAP LAMBERT AcademicPublishingGmbH&Co. KG, 2011.
- 204 с.
предпринимательства способствует быстрому вхождению на рынок объекта хозяйственной деятельности.
2. Организационно-экономический механизм совершенствования бизнес-проекта в рамках интернет-пространства позволяет систематизировать процессы становления и развития предпринимательства в электронной среде.
3. В связи с ростом числа пользователей глобальной сети повышается потребность в проекции бизнеса традиционного формата в электронный, характеризующийся низким «порогом входа», высоким уровнем скорости распространения информации, возможностью выделения целевой аудитории для узкопрофильных организаций, отсутствием территориальных барьеров, интерактивностью и динамичностью.
4. Для заявления компании на рынке посредством электронных технологий необходимо создание официальных веб-страниц различных медиа-форматов, наиболее подходящих под специализацию данного предприятия.
5. Вирин Ф. Интернет-торговля в России. Ожидания от 2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://datainsight.ru/ есоттегсе2018 (дата обращения: 11.07.2018).
6. Сидорова О.В. Виды и организационные модели электронной коммерции // Креативная экономика. - 2012. - Т. 6. - № 1. - С. 95-100.
7. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник // Д.И. Валигурский. - 3-е изд. - М.: Дашков и К. - 2012. - 520 с.
8. Шемет А. Д. Формы электронной коммерции и её место в системе цифровой экономики // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. - 2012. - № 41. - С. 311-315.
9. Ольшанский А.В. Использование электронной коммерции в современных условиях развития отечественных компаний // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2014. - № 1. - С. 80-88.
References
1. Sidorova O.V. E-commerce as a new form of organization of economic activity // Creative economics. - 2011. - Volume 5. - No. 9. - P. 6368.
2. Shishkin D.G. The essence of the organizational and economic mechanism of development of entrepreneurial structures // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2013.
- Volume 14. - № 2. - P. 27-33.
3. Bukhtiyarova T.I., Dubynina A.V., Demyanov D.G. Elements of the organizational and economic mechanism for the development of small and medium-sized enterprises // Regional economy: theory and practice. - 2014. - № 35.
- P. 2-14.
4. Moshkin I. Electronic business. Factors of socio-economic development in the information economy // I. Moshkin. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG KG, 2011. - 204 p.
5. Virin F. Internet Commerce in Russia.
Предпринимательство
Expectations from 2018 [Electronic resource] // Access mode: http://datainsight.ru/ ecommerce2018 (reference date: 11.07.2018).
6. Sidorova O.V. Kinds and organizational models of electronic commerce // the Creative economy. - 2012. - Volume 6. - No. 1. - P. 95100.
7. Valigursky D.I. Organization of entrepreneurial activities: Textbook // D. The Valigursky. - M.: Dashkov and K. - 2012.
- 520 p.
8. Shemet A.D. Forms of electronic commerce and its place in the system of digital economy // Science and progress of transport. Bulletin of the Dnepropetrovsk National University of Railway Transport. - 2012. - № 41. - P. 311-315.
9. Olshansky A.V. The use of e-commerce in modern conditions for the development of domestic companies // Scientific Result. Series «Technologies of business and service». - 2014.
- № 1. - P. 80-88.