Научная статья на тему 'Виды интеллектуального предпринимательства'

Виды интеллектуального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТАРТАПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Н.С.

В статье представлены виды интеллектуального предпринимательства. обзор подходов к определению интеллектуального предпринимательства. В частности, рассматриваются интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое физическими лицами, стартапы, коммерческие компании различного профиля осуществляющие предпринимательскую деятельность, некоммерческие организации, в первую очередь учреждения науки и высшего образования, которые в развитых странах в значительной степени являются драйверами развития инновационной среды предпринимательства, поли-субъектное предпринимательство. Автором сформирована классификация видов интеллектуального предпринимательства по значимым экономическим и управленческим признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды интеллектуального предпринимательства»

Виды интеллектуального предпринимательства

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

Мрочковский Николай Сергеевич,

заведующий базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

В статье представлены виды интеллектуального предпринимательства. обзор подходов к определению интеллектуального предпринимательства. В частности, рассматриваются интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое физическими лицами, стартапы, коммерческие компании различного профиля осуществляющие предпринимательскую деятельность, некоммерческие организации, в первую очередь учреждения науки и высшего образования, которые в развитых странах в значительной степени являются драйверами развития инновационной среды предпринимательства, полисубъектное предпринимательство.

Автором сформирована классификация видов интеллектуального предпринимательства по значимым экономическим и управленческим признакам.

Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, виды интеллектуального предпринимательства, инновационная среда предпринимательства, стартапы.

Интеллектуальное предпринимательство представляет собой современный социально-экономический феномен, имеющий институциональную природу, оказывающий существенное влияние как на развитие отраслевых рынков, так и на структуру производительных сил, производственные отношения и качество потребления.

Следует отметить, что в современной цифровой экономике достаточно распространено интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое физическими лицами. Основными его формами являются создание информационно-коммуникационных продуктов или услуг, оказание консалтинговых услуг различной направленности, частной юридической помощи, креативная деятельность в творческом пространстве и т.п. С организационно-правовой точки зрения индивидуальное интеллектуальное предпринимательство может оформляться посредством регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, однако de facto оно часто вовсе никак юридически не оформляется - особенно это относится к интеллектуальному предпринимательству, осуществляемому в рамках виртуального сегмента цифровой экономики.

Одной из наиболее активно развивающихся в настоящее время инновационных форм интеллектуального предпринимательства выступают стартапы (или стартап-проекты). Теоретические аспекты формирования и реализации предпринимательских стартапов рассматриваются в трудах таких исследователей, как Т.Х. Алиев [1], С. Бланк [2], К.Брент [3] и П. Власковиц [3], Е.О. Кузьменко [5] и др. В наиболее общем виде стартап представляет собой начальную стадию формирования инновационного проекта, от генерирования первоначальной идеи до его пробной коммерциализации на отраслевом рынке [7]. В некоторых случаях стартапы организуются компаниями, даже относительно крупными, но подавляющее большинство стартапов инициируются физическими лицами или небольшими группами физических лиц. Собственно, такого рода интеллектуальными стартапами, инициированными физическими лицами, на начальном этапе развития были такие в настоящее время крайне капиталоемкие предпринимательские проекты, как Facebook или вКонтакте.

Типичными признаками стартапа как особой формы интеллектуального предпринимательства являются:

- крайне высокий удельный вес вклада интеллектуального ресурса, в первую очередь инновационных идей его инициаторов, (в среднем порядка 80-90% [9]) в стоимость стартапа на начальных этапах его функционирования;

- ориентация подавляющего большинства стартапов на развитие новых сегментов рынка услуг, в первую очередь тем или иным образом взаимосвязанных с цифровой экономикой;

- как правило, отсутствие или крайне незначительные объемы собственных средств инициаторов стартапов (по сравнению с подавляющим большинством других видов интеллектуального предпринимательства, зачастую полностью финансируемых за счет собственных источников);

- существенно более значительный финансово-инвестиционный риск развития стартапов даже по сравнению с другими формами интеллектуального предпринимательства и тем более с инвестиционными предпринимательскими проектами традиционных отраслей экономики;

- крайне низкий удельный вес банковского финансирования предпринимательских стартапов в структуре их общего финансово-инвестииционного обеспечения (по данным за 2017 г. на мировом рынке стартапов доля банковского кредитования составила лишь 2,4%, и то значительная его часть была предоставлена виртуальными банками для реализации стартапов, ориентированных на совершенствование информационного обеспечения финансовых механизмов в рамках цифровой экономики [8]);

- формирование специальной инфраструктуры поддержки развития сегмента интеллектуальных предпринимательских стартапов (т.н. «бизнес-ангелы», финансовые стартап-фонды и др.).

Наиболее распространенным субъектом организации и осуществления интеллектуального предпринимательства являются коммерческие компании различного про-

Таблица 1

Классификация видов интеллектуального предпринимательства

3. Характер использования

интеллектуальной

собственности

Классификационный признак

]. Субъект интеллектуального предпринимательства

2. Сфера интеллектуального предпринимательства

- интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое физическим лицом;

- интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое коммерческими организациями;

- интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое НКО в рамках их уставной деятельности;

- интеллектуальное предпринимательство, осуществляемое совместно государственными структурами и частными компаниями;

- пол и субъектное интеллектуальное предпринимательство, реализуемое на основе сетевых взаимодействий в цифровой экономике,_

- интеллектуальное предпринимательство в научно-технической сфере;

- интеллектуальное предпринимательство в креативной сфере;

- интеллектуальное предпринимательство в сфере управления и консалтинга;

- интеллектуальное предпринимательство в сфере подготовки кадров;

- информационное интеллектуальное предпринимательство и др.,

- диверсифицированное интеллектуальное

п редр и н и м ател ьство г_

4. Временной горизонт деятельное ги

5. Характер взаимодействия с органами государственного и муниципального управления

6. Социальная эффективность интеллектуального ipe д| I ри н и мател ьства

Виды интеллектуальное предпринимательства

- интеллектуальное предпринимательство, в рамках которого используется интеллектуальная собственность, сформированная собственными силами;

- интеллектуальное преднринимательсгво, использующее стороннюю, но существенным образом модифицированную интеллектуальную собственность;

- интеллектуальное предпринимательство, в рамках которого используется типовая приобретенная интеллектуальная собственность, в т.ч. посредством франчайзинга;

- интеллектуальное предпринимательство, использующее стороннюю нелегальным образом приобретенную интеллектуальную собственность.

- стратегическое (условно-бессрочное) и нтел лектуал ьное предприми мател ьство;

- проектное иителлекчуальное предпринимательство.

- интеллектуальное предпринимательство, взаимодействующее с органами государственной власти только по формальным юридическим вопросам;

- интеллектуальное предпринимательство,

I ре доставляю шее услуги для органов государственной власти и местного самоуправления;

- интеллектуальное предпринимательство, осуществляющее взаимодействие с государством и муниципалитетами по вопросам еофинанеирования определенных проектов;

- интеллектуальное нред нринимател ьсгво, осуществляющее комплексное интефативное содержательное взаимодействие с профильными органами государственной власти и (или) местного самоуправления.

- социально эффективное интеллектуальное предпринимательство;

- социально деструктивное интеллектуальное предпринимательство;

- интеллектуальное "квазипрсдпрнннматс.тьство''

филя, форм собственности на средства и результаты предпринимательской деятельности и юридического статуса. Такого рода предпринимательские компании могут быть как специализированными, ориентированными исключительно на выпуск интеллектуального продукты

(фирмы по разработке, адаптации и внедрению программного обеспечения, ЕЯР-систем управления предпринимательскими процессами; консалтинговые компании; креативные бизнес-структуры различной специализации и т.п.), так и иного производственного профиля, в рам-

ках основной деятельности которых производится в том числе и интеллектуальный продукт (например, промышленные компании, параллельно занимающиеся проектами отраслевого консультирования).

Достаточно часто субъектами интеллектуального предпринимательства выступают некоммерческие организации (НКО), в первую очередь учреждения науки и высшего образования, которые в развитых странах в значительной степени являются драйверами развития инновационной среды предпринимательства. Так, например, в США вузовская наука формирует порядка 15-20% всего объема национальных инновационных разработок [4]. В Российской Федерации в 2017 г. аналогичный показатель составил лишь 3,7% [6].

Одним из наиболее общих показателей степени интеграции некоммерческих организаций в процессы интеллектуального предпринимательства является доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов НКО. В состав нематериальных активов некоммерческих организаций входят как приобретенные на рынке интеллектуальные продукты (патенты, лицензии, информационные продукты), так и аналогичные продукты, созданные собственными силами (коммерциализированные разработки сотрудников НКО, например пПс вузов, учтенные на балансе организации, собственные модификации информационно-коммуникационных систем управления, затрат на их развитие и т.п.).

Потенциально перспективным интеллектуальным предпринимательством с точки зрения его субъектного состава может быть предпринимательство, осуществляемое на паритетных началах государственными и частными структурами.

Наконец, возможен вариант полисубъектного формирования интеллектуального предпринимательства на основании партнерского взаимодействия нескольких физических лиц, обычно территориально удаленных друг от друга и осуществляющих оперативное взаимодействие на основании технологического потенциала глобальной компьютерной сети. В такого рода полисубъектной команде один участник, например, может заниматься вопросами программного обеспечения интеллектуального предпринимательского проекта, другой - его экономическими параметрами, третий -организацией и осуществлением интернет-рекламы, программ лояльности и т.п.

О

ю

5

*

2 е

8

На начальных стадиях развития, соответственно, возможна не иерархическая, а сетевая модель управления такого рода интеллектуальной предпринимательской структурой.

Классификация видов интеллектуального предпринимательства по значимым экономическим и управленческим признакам представлена в таблице 1.

Представленная в статье классификация восполняет теоретический пробел в литературе, посвященной вопросам интеллектуального предпринимательства.

Литература

1. Алиев Т.Х. Финансирование стар-тапов в экономике Российской Федерации: проблемы и перспективы // Известия Дальневосточного федерального университета: экономика и управление. - 2015. - №4. - С.81 - 88.

2. Бланк С. Стартап: настольная книга пользователя. - М.: Альбина Паблишер, 2017.

3. Брент К., Власковиц П. Стартап вокруг клиента. Как построить бизнеса правильно с самого начала. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

4. Исаев Р.А. Банк 3.0. Стратегии, бизнес-процессы, инновации. - М.: Ин-фра - М, 2016. С.87.

5. Кузьменко Е.О. Практика формирования и развития стартап компаний в условиях современной глобализации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2017. № 12.

6. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. С.611.

7. Фелд Б., Коэн Д. Стартап в сети. -М.: Альбина паблишер, 2013. С.4.

8. Фиоктистов К.С. Особенности стар-тапов в сфере банковских технологий // Менеджмент и инновации. - 2018. №1. С.54

9. Харниш В. Правила прибыльных стартапов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. С.56.

Types of intellectual business Mrochkovsky N.S.

REU of G.V. Plekhanov

The article presents the types of intellectual entrepreneurship. review of approaches to the definition of intellectual entrepreneurship. In particular, we consider the intellectual entrepreneurship carried out by individuals, start-UPS, commercial companies of various profiles engaged in entrepreneurial activity,

non-profit organizations, primarily institutions of science and higher education, which in developed countries are largely drivers of the innovative environment of entrepreneurship, polysubject entrepreneurship. The author has formed a classification of types of intellectual entrepreneurship by significant economic and managerial characteristics. Keywords: intellectual entrepreneurship, intellectual entrepreneurship, innovative

entrepreneurship, startups. References

1. Aliyev T.H. Financing of startups in economy of

the Russian Federation: problems and prospects//News of Far Eastern Federal University: economy and management. -2015. - No. 4. - Page 81 - 88.

2. Form C. Startup: reference book of the user. -

M.: Albina Pablisher, 2017.

3. Brent K., Vlaskovits P. Startap around the client.

How to construct business correctly from the very beginning. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2012.

4. Isaev R. A. Bank 3.0. Strategy, business

processes, innovations. - M.: Infra - M, 2016. Page 87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kuzmenko E.O. Practice of formation and

development a startup of the companies in the conditions of modern globalization//the Bulletin of the North Caucasian federal university, 2017. No. 12.

6. Russian statistical year-book. - M.: Publishing

house of Federal State Statistics Service, 2018. Page 611.

7. Feld B., Coen D. A startup in network. - M.:

Albina Pablisher, 2013. Page 4.

8. Fioktistov K.S. Features of startups in the sphere

of bank technologies//Management and innovations. - 2018. No. 1. Page 54

9. Harnish V. Rules of profitable startups. M.:

Mann, Ivanov and Ferber, 2012. Page 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.