Научная статья на тему 'Сущность и функции интеллектуального предпринимательства'

Сущность и функции интеллектуального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗНАНИЯ / РЕСУРС / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Н.С.

В статье представлен обзор подходов к определению интеллектуального предпринимательства. В частности, рассматриваются определения данного понятия, сформулированные Р. Червицом, Б. Гейтсом, И.К. Ларионовым и др. Автором сформулировано определение интеллектуального предпринимательства в узком и широком аспектах. В узком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным удельным весом знаний, человеческого капитала и т.д. В широком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый социально-экономический институт, характеризующийся широким вовлечением интеллектуального капитала в предпринимательскую деятельность. В статье также представлены основные функции интеллектуального предпринимательства в современной экономике. Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, содержание интеллектуального предпринимательства, функции интеллектуального предпринимательства, знания, интеллектуальная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и функции интеллектуального предпринимательства»

Сущность и функции интеллектуального предпринимательства

Мрочковский Николай Сергеевич,

заведующий базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных про6 грамм «Капитаны» ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

В статье представлен обзор подходов к определению интеллектуального предпринимательства. В частности, рассматриваются определения данного понятия, сформулированные Р. Червицом, Б. Гейтсом, И.К. Ларионовым и др. Автором сформулировано определение интеллектуального предпринимательства в узком и широком аспектах. В узком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным удельным весом знаний, человеческого капитала и т.д. В широком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый социально-экономический институт, характеризующийся широким вовлечением интеллектуального капитала в предпринимательскую деятельность.

В статье также представлены основные функции интеллектуального предпринимательства в современной экономике. Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, содержание интеллектуального предпринимательства, функции интеллектуального предпринимательства, знания, интеллектуальная деятельность.

Ключевые слова: предпринимательство, цифровая экономика, знания, ресурс, индекс развития человеческого потенциала

Эффективность развития современных организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности, повышение качества жизни населения, в особенности в части обеспечения информационными продуктами и услугами, непосредственно зависят от интенсивности развития и результативности функционирования системы интеллектуального предпринимательства. При этом следует отметить, что экономическое понятие «интеллектуальное предпринимательство» является не вполне однозначным по содержанию, достаточно дискуссионным.

Одним из первых понятие «интеллектуальное предпринимательство» начал использовать американский экономист Р. Червиц. По его мнению, интеллектуальное предпринимательство представляет собой «процесс производства новых знаний и превращения их в конкретные жизненные блага посредством механизмов сотрудничества и взаимодействия экономических агентов, принимающих на практике форму различных интеллектуальных сообществ»[10]. Р. Червиц рассматривал интеллектуальное предпринимательство в первую очередь в контексте коммерциализации результатов вузовской науки, что не в полной мере соответствует современному пониманию исследуемого нами понятия, сужает его содержание.

Б. Гейтс дает достаточно емкое определение интеллектуального предпринимательства, рассматривая последнее как «систематические производство и торговлю информацией на соответствующих отраслевых рынках» [2]. Сходной позиции по поводу сущности и содержания интеллектуального предпринимательства придерживается И.К. Ларионов [3]. По нашему мнению, сведение содержания интеллектуального предпринимательства только к производству и купле-продаже информации существенно сужает содержание рассматриваемого экономического понятия, в состав которого входит и реализация образовательных программ, и креативных проектов, и отраслевое консультирование, и иные виды деятельности.

По мнению Б.В. Салихова, «интеллектуальное предпринимательство представляет собой интеллектуальную деятельность, направленную на расширенное воспроизводство нравственно-созидательных знаний, использование которых обеспечивает предприятию устойчивость в рыночной конкуренции, социально-экономический рост и высокие прибыли» [6].

Нельзя не согласиться с автором приведенного выше определения в том, что одной из важнейших функций интеллектуального предпринимательства является воспроизводство и коммерческое распространение знаний, как особого нематериального актива. Вместе с тем, достаточно спорным представляется подход, в соответствии с которым интеллектуальное предпринимательство обеспечивает повышение устойчивости развития субъекта предпринимательства. Вложения в знания, основанные на них инновации и информационные технологии, напротив, как правило, сопряжены с повышенным риском. В этом смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой менее устойчивый в финансово-экономическом плане вид предпринимательской деятельности по сравнению, например, с такими типами предпринимательства, как торгово-закупочная деятельность или предпринимательская активность в сфере предоставления бытовых услуг населению.

Т.Е. Степанова рассматривает интеллектуальное предпринимательство как «целенаправленный процесс создания добавленной стоимости субъекта предпринимательской деятельности как формы интеллектуальной ренты» [7]. В данном определении интеллектуальное предпринимательство, таким образом, трактуется через содержание экономического понятия «интеллектуальная рента», суть которого автор не раскрывает.

По мнению М.К. Ахтямова «интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательства, осуществляемый интеллектуалами, создающими социально-ориентированные сложные инновационные интеллектуальные продукты, цели деятельности которых определяются в большей степени целями самореализации и духовно-нравственными ориентирами, чем экономическими выгодами» [1]. На некоммерческий характер интеллектуального предпринимательства указывает

О £

ю

5

2

сч сч £

Б

а

2 о

и Е.Б. Родионов, по мнению которого исследуемое понятие представляет собой просто «обмен информацией и информационными ресурсами между различными группами экономических субъектов, не обязательно осуществляемый на платной основе» [5].

В любом случае интеллектуальное предпринимательство, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, ориентировано на генерирование и максимизацию прибыли, однако данный процесс осуществляется на основании использования иного, по сравнению с традиционным предпринимательством, методического инструментария.

Б. Йоханссон, С. Квятковский и Т. Данридж рассматривают отличительные особенности интеллектуального предпринимательства в контексте парадигмы «кривой научения» Д. Колба: по их мнению, интеллектуальное предпринимательство включает в себя такие последовательные стадии, как приобретение конкретного опыта в рамках определенной сферы интеллектуальной деятельности, рефлексивное наблюдение, абстрактную концепциализацию и активное интеллектуальное экспериментирование [11]. При этом процесс интеллектуального предпринимательства, по мнению данных авторов, носит циклический характер.

По мнению С.Р. Филоновича, интеллектуальное предпринимательство представляет собой «определенный навык, степень освоения которого определяется выраженностью следующих признаков: интеллектуальным бесстрашием, информационной грамотностью, толерантностью к информационной избыточности и неопределенности и сильной мотивацией к порождению нового знания» [8].

Вызывает некоторые сомнения использование первого из предлагаемых С.Р. Филоновичем содержательных признаков интеллектуального предпринимательства - т.н. «интеллектуального бесстрашия». Прежде всего, понятие «бесстрашие» применительно к исследованию экономических процессов и явлений представляется не вполне удачным: скорее оно носит выраженный социально-философский характер. Кроме того, если под бесстрашием понимать нацеленность субъектов интеллектуального предпринимательства на преимущественно революционное генерирование интеллектуального продукта, то с такого рода позицией также нельзя в полной мере согласиться, поскольку существуют достаточно консервативные формы интеллектуального предпринимательства, не связан-

Рисунок 1 - Основные экономико-теоретические основания развития интеллектуального предпринимательства

ные с кардинальными изменениями производственных отношений. Кроме того, развитие интеллектуального предпринимательства практически всегда ограничено определенными институциональными рамками, что также ставит под сомнение корректность использования признака «интеллектуального бесстрашия», имеющего нигилистическую природу.

А.Ю. Масленникова и М.Г. Лапаева рассматривают интеллектуальное предпринимательство как «способность и стремление людей порождать новые знания и находить простые решения проблем, сопряженные с активной деятельностью в данном направлении» [4]. Данное определение скорее отражает социальное содержание интеллектуальной активности физических лиц, а не суть интеллектуального предпринимательства, как особого экономического понятия.

Содержание интеллектуального предпринимательства в широком и узком аспектах, можно рассматривать следующим образом:

1. В узком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет собой вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным удельным весом знаний, человеческого капитала, предпринимательских идей как в структуре активов, так и в стоимости продукции, работ, услуг, ориентированный на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на основании синтеза различных видов инноваций.

2. В широком смысле интеллектуальное предпринимательство представляет

собой особый социально-экономический институт, характеризующийся широким вовлечением интеллектуального капитала в предпринимательскую деятельность и обеспечением активного его использования в производственном процессе, содействующий интенсивному развитию экономики знаний, изменению состава и структуры предпринимательских контрактов, качественной модификации использования традиционных факторов предпринимательской деятельности.

Основные экономико-теоретические основания формирования интеллектуального предпринимательства систематизированы на рисунке 1.

Так, помимо общей теории предпринимательской деятельности, на формирование и развитие современной теории интеллектуального предпринимательства непосредственное влияние теория инновационного предпринимательства, методологические основы которой были заложены Й. Шумпетером [9]. Влияние на теорию интеллектуального предпринимательства положений экономики инсти-туционализма проявляется как в том, что, в соответствии с предлагаемым подходом, интеллектуальное предпринимательство само по себе в широком смысле представляет особый экономический институт, так и в его влиянии на развития институтов патентования, лицензирования, обеспечения и защиты прав на интеллектуальную собственность. В рамках неоинституциональной парадигмы формируются возможности рассмотрения отдельных положений теории интеллектуального предпринимательства в

Таблица 1

Основные функции интеллектуального предпринимательства в современной экономике

Наименование функции Содержание функции

1. Содействие развитию и сов ершен с 1 вованию экономики знаний. Обеспечение интеллектуализации развития социально-экономической системы в целом, повышенного спроса на знания как базовый экономический актив и одновременно средство ДОСТНЖеНИЯ социального успеха.

2. Интенсификация развития сферы услуг. Повышение удельного веса компаний сферы услуг в структуре экономических субъектов и увеличение вклада такого рода организаций в формирование валового продукта.

3. Обеспечение дополнительной занятости населения. Создание дополнительных рабочих мест, преимущественно в компаниях сферы услуг, объектах инновационной инфраструктуры, в т.ч. на основании использования принципов удаленной занятости.

4. Устойчивое увеличение спроса на высшее и дополнительное профессиональное образование. Повышение потребности физических лиц как в получении инновационного Высшего образования, так и в периодическом использовании возможностей института дополнительной! профессиональной) образования.

5. Развитие смежных институтов, таких как институты патентования, лицензирования, гражданско-правовой зашиты и н те л ле ктуал ьной собственности. Совершенствование институциональной инфраструктуры, содействующей увеличению эффективности интеллектуального предпринимательства, рационализации состава и структуры предпринимательских отношений в данной сфере, снижению общею уровня предпринимательского риска.

6. Совершенствование системы предпринимательских контрактов. Развитие новых форм контрактных отношений в сфере интеллектуального предпринимательства, в т.ч. с использованием современных цифровых технологий, такие как технологии защиты экономической безопасности, процедуры, основанные на использования инструмен гария block chain.

парадигмах теории игр, теории контрактов, теории трансакционных издержек.

Содержание интеллектуального предпринимательства проявляется в системе его взаимосвязанных функций, основные из которых систематизированы в таблице 1.

Как показано в таблице 1, одной из базовых функций интеллектуального предпринимательства является содействие развитию и совершенствованию экономического потенциала экономики знаний. Такого рода влияние интеллектуального предпринимательства на интенсификацию развития экономики знаний имеет несколько аспектов, а именно:

- продуктами субъектов интеллектуального предпринимательства в подавляющем большинстве случаев являются нематериальные активы, либо связанные с их обслуживанием информационные услуги, рост доли которых в ВВП является одним из базовых индикаторов интенсивности развития экономики знаний;

- представители системы интеллектуального предпринимательства сами предъявляют повышенный спрос на образовательные услуги, обеспечивая тем самым дополнительный импульс прогрессивному развитию такого центрального субъекта экономики знаний, как образовательные организации различной специализации;

- в более широком социальном контексте представители интеллектуального предпринимательства формируют и в своем микросоциуме, в первую очередь в рамках семей, повышенный спрос на знания, интеллектуальные и образовательные ресурсы, культ интеллектуального развития как наиболее значимого фактора жизненного успеха в целом.

Литература

1. Ахтямов М.К. Интеллектуальная поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике: материалы межд. на-

учн.-практ. конф. - Спб.: Из-во СПГУЭ-иФ, 2009. С.47

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2000.

3. Ларионов И.К. Предпринимательство: корпоративный и теневой ракурсы.

- М.: Дашков и К, 2018. С.63.

4. Масленникова А.Ю., Лапаева М.Г. Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития / / Вестник ОГУ. - 2014. - №14. - С.259.

5. Родионов Е.Б. Роль и значение интеллектуального предпринимательства в инновационном развитии территорий // Проблемы маркетинга и менеджмента.

- 2018. - №4. С.71

6. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. М.: Дашков и К, 2008. С.71.

7. Степанова Т.Е. Интеллектуальная собственность как актив предпринимательской деятельности // I Международная научно-практическая конференция "Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики". - Хмельницкий, 2009. С.61

8. Филонович С.Р. Искусство в обучении менеджеров // Бизнес-образование. - 2008. - №1. С.62.

9. Шумпетер Й. История экономического анализа. Т1. - Спб.: Экономическая школа, 2001.

10. Cherwitz R. Developing intellectual interpreneurship. Wash, 2001.P5.

11. Johannison B., Kwiatkowsky S., Danridge T.C. Intellectual interpreneurship.

- Emerging identity in a learning perspective, 2011.

The essence and functions of intellectual entrepreneurship

Mrochkovsky N.S.

REU named after G.V. Plekhanov

The article presents an overview of approaches to the definition of intellectual entrepreneurship. In particular, we consider the definition of the concept, formulated by R. Cherwitz, B. Gates, K. I. Larionov, etc.

The author formulates the definition of intellectual entrepreneurship in narrow and wide aspects. In a narrow sense, intellectual entrepreneurship is a type of entrepreneurial activity characterized by an increased share of knowledge, human capital, etc.

In a broad sense, intellectual entrepreneurship is a special socio-economic institution characterized by the broad involvement of intellectual capital in business.

The article also presents the main functions of intellectual entrepreneurship in the modern economy.

Keywords: intellectual entrepreneurship, content intelligent enterprise, smart enterprise, knowledge, intellectual activity.

References

1. Akhtyamov M.K. Intellectual support of innovative activities of entrepreneurial structures //

О

Ю

5

* 2

Interaction marketing in an innovative economy: materials int. scientific-practical. conf. - SPb .: From-SPGUEiF, 2009. P.47

2. Gates B. Business with the speed of thought. -

M., 2000.

3. Larionov I.K. Entrepreneurship: corporate and

shadow perspectives. - M .: Dashkov and K, 2018. P.63.

4. Maslennikova A.Yu., Lapaeva M.G. Intellectual

entrepreneurship: signs and directions of development // Bulletin of OGU. - 2014. -№14. - P.259.

5. Rodionov E.B. The role and importance of

intellectual entrepreneurship in the innovative development of territories // Problems of marketing and management. - 2018. - №4. P.71

6. Salikhov B.V. Intellectual capital of an organization: the essence, structure and management framework. M .: Dashkov and K, 2008. P.71.

7. Stepanova T.E. Intellectual property as an asset

of entrepreneurial activity // I International Scientific and Practical Conference "The Role

and Importance of Intellectual Property in the Innovative Development of the Economy". -Khmelnitsky, 2009. C.61

8. Filonovich S.R. Art in training managers //

Business education. - 2008. - №1. P.62.

9. Schumpeter J. History of economic analysis. T1.

- SPb .: Economic School, 2001.

10. Cherwitz R. Developing intellectual interpreneurship. Wash, 2001.P5.

11. Johannison B., Kwiatkowsky S., Danridge T.C. Intellectual interpreneurship. - Emerging identity in a learning perspective, 2011.

СЧ

cJ £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.