Научная статья на тему 'Интеллектуальное предпринимательство: понятийный и образовательный аспекты'

Интеллектуальное предпринимательство: понятийный и образовательный аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1443
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INTELLECTUAL ENTREPRENEURSHIP / INTELLECTUAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещенко К. Н., Верхогляд Е. В.

Изучен феномен интеллектуального предпринимательства. Проанализированы трактовки понятия «интеллектуальное предпринимательство». Предложена авторская версия понятия, выраженная в модели повышения конкурентоспособности личности в условиях формирующегося общества знаний. Разработана образовательная программа, основанная на оригинальной технологии подготовки кадров для интеллектуального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Entrepreneurship: conceptual and educational aspects

The article is devoted to studying of a phenomenon of intellectual entrepreneurship. Treatments of the concept «intellectual entrepreneurship» are analyzed. The authors' version of the concept is offered. It's expressed in the model of person's competitiveness increment in the conditions of the formed society of knowledge. The educational program based on original technology of a professional training for intellectual entrepreneurship is developed.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное предпринимательство: понятийный и образовательный аспекты»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 334-338.

УДК 37.032

К.Н. Полещенко, Е.В. Верхогляд

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЙНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Изучен феномен интеллектуального предпринимательства. Проанализированы трактовки понятия «интеллектуальное предпринимательство». Предложена авторская версия понятия, выраженная в модели повышения конкурентоспособности личности в условиях формирующегося общества знаний. Разработана образовательная программа, основанная на оригинальной технологии подготовки кадров для интеллектуального предпринимательства.

Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, интеллектуальная компетенция, образовательная программа.

В XXI в. социальная динамика общественного развития обусловлена становлением постиндустриального общества, характеризуемого как инновационная экономика, интеллектуальная экономика, экономика знаний. В новой экономике важность знаний в производстве новых продуктов и услуг резко возрастает, поскольку знания становятся доминирующей компонентой в создании потребительской ценности. В развитых странах 85-90 % стоимости товаров и услуг приходится на нематериальные активы компаний и только 10-15 % - это вклад материальной составляющей [1]; около 80 % рабочих мест в Европе и США относятся к секторам новой экономики, включающим как производство научных знаний и их последующую коммерциализацию, так и технологии и программные продукты [2].

Экономика знаний кардинально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательства. Предпринимательство в экономике знаний ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес занимают нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т. п.), являющиеся результатом развития интеллектуального капитала персонала компании. Эволюция предпринимательства во взаимосвязи со сменой ключевого ресурса экономики представлена на рис. 1, где можно заметить, что в русле развития экономики знаний формируется новый тип предпринимательства - интеллектуальное.

Первый, кто использовал термин «интеллектуальное предпринимательство», был профессор Техасского университета в Остине Ричард Червитц [4]. Концепция интеллектуального предпринимательства выражена в его высказывании: «Создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. Интеллект не может быть ограничен академической научной школой, а предпринимательство - это не бизнес, это установка на овладение миром, это процесс культурной инновации». Интеллектуаль-

© К.Н. Полещенко, Е.В. Верхогляд, 2011

ное предпринимательство, по Червитцу, в первую очередь связано с производством новых знаний и воплощением их в конкретные жизненные блага посредством

механизмов сотрудничества и взаимодействия экономических агентов, принимающих на практике форму различных интеллектуальных сообществ.

Рис. 1. Эволюция предпринимательства во взаимосвязи со сменой ключевого ресурса экономики [3]

Придерживаясь заданного А. Р. Чер-витцом вектора исследования, автор в работе [5] утверждает, что интеллектуальное предпринимательство обладает ярко выраженной институциональной спецификой, в основе которой лежит совокупность правил, структурирующих деятельность субъектов интеллектуального предпринимательства и позволяющих создавать, заменять или ликвидировать рутинизиро-ванные модели экономического поведения. Следовательно, по мнению автора, интеллектуальное предпринимательство -это особый институт развития экономики знаний, имеющий самостоятельную организационно-экономическую структуру,

содействующую реализации новых возможностей производительного использования ресурсов экономических агентов с целью реализации интеллектуального потенциала экономического роста. В этом случае система интеллектуального предпринимательства может быть представлена в виде совокупности институтов производства, распространения, обмена и использования знаний на отдельных уровнях экономической иерархии.

Следует отметить, что любая предпринимательская деятельность имеет сво-

ей целью максимизацию прибыли. В соответствии с этим, автор работы [6] считает, что интеллектуальное предпринимательство представляет собой интеллектуальную деятельность, направленную на расширенное воспроизводство нравственно-созидательных знаний, использование которых обеспечивает предприятию устойчивость в рыночной конкуренции, социально-экономический рост и высокие прибыли. В продолжение развития этого подхода автор работы [7] полагает, что результатом интеллектуального предпринимательства должна быть добавленная стоимость как форма проявления интеллектуальной ренты. Отметим здесь также то, что в русле развития теорий управления знаниями и интеллектуальными ресурсами компаний формируется концепция наукоемкого предпринимательства [8], которая вносит свой вклад в изучение сущности, содержания, форм существования инновационно-ориентированных предприятий, способов их функционирования и взаимодействия с окружающей социо-экономической системой и может служить продолжением развития идей интеллектуального предпринимательства.

Другое направление в использовании термина «интеллектуальное предпринимательство» определила работа Б. Йоханнис-сона, С. Квятковского и Т. Дендриджа [9], в которой авторы на основе анализа цикла научения Д. Колба [10] сформулировали идею о специфическом поведении интеллектуальных предпринимателей. Эта мысль основывается на широко распространенном убеждении, что знание противостоит действию. Согласно этой точке зрения, интеллектуалы сосредоточены на размышлении, а предприниматели - на действии. Отсюда и вывод о том, что интеллектуальные предприниматели, соединяющие в себе обе способности, представляют собой специфический тип людей.

В исследовании сущностных основ интеллектуального предпринимательства особого внимания заслуживают работы профессоров ГУ-ВШЭ Г.Н. Константинова и С.Р. Филоновича [12]. Рассматривая интеллектуальное предпринимательство как фактор конкурентного преимущества в новой экономике, авторы выделяют пять основных признаков интеллектуального предпринимательства.

1. Интеллектуальное бесстрашие, которое связано с нарастанием сложности знаний и предполагает наличие способностей к преодолению трудностей познания.

2. Информационная грамотность, проявляющаяся в способности быстро находить и обрабатывать необходимую информацию.

3. Толерантность к информационной избыточности и неопределенности.

4. Способность порождать новое знание.

В работе [11], согласно трактовке автора, интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательства, осуществляемый интеллектуалами, создающими социально-ориентированные сложные инновационные интеллектуальные продукты, цели деятельности которых определяются в большей степени целями самореализации и духовно-нравственными ориентирами, чем экономическими выгодами. Интеллектуальными предпринимателями являются прежде всего исследователи, ученые, преподаватели и другие высококомпетентные специалисты, занимающиеся коммерциализацией собственных идей и разработок (рис. 2).

5. Мотивация к производству нового знания.

Ориентация на развитие указанных признаков фактически означает формирование индивидуальных критериев успеха личности в условиях экономики знаний. Интеллектуальное предпринимательство в таком случае предлагается понимать как навык ментальной интеграции жизненного пространства, направленный на реализацию личной стратегии для достижения успеха. Успех в этом случае - это резонанс между системой ценностей человека и его достижениями, связанными со значительными, приложенными им лично усилиями.

Анализ различных точек зрения на интеллектуальное предпринимательство как новый феномен позволяет выделить три основных подхода к пониманию этого явления: на макро-, микро- и наноуровне.

Рис. 2. Виды интеллектуального предпринимательства [11]

Интеллектуальное предпринимательство понимают:

• на макроуровне как особый институт экономики знаний;

• на микроуровне как деятельность по управлению интеллектуальными ресурсами компании с целью максимизации прибыли;

• на наноуровне как сущностную характеристику конкурентоспособной личности.

В литературе обозначенные подходы рассматриваются обособленно друг от друга и в определенной степени противопоставляются. На наш взгляд, формирование целостной концепции интеллектуального предпринимательства требует разработки нового «функционально-смыслового» подхода, гармонично сочетающего аспекты мыследеятельности и практикоориентированной деятельности личности, обладающей интеллектуальной компетентностью. Интеллектуальная компетенция нами понимается как фундаментальный навык, который определяет меру ос-

воения субъектом предметной области, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений в данной предметной области с помощью нестандартных методов, продуцируемых иррациональной компонентой мышления.

Основу интеллектуального предпринимательства, в нашем понимании, составляет способность к генерации инвенций на основе новых знаний, прежде всего междисциплинарного характера, как основного источника индивидуальных конкурентных преимуществ. Знание всегда связано с реальным или потенциальным действием, а интеллектуальное предпринимательство ориентировано на генерацию практически ориентированного знания. В рамках интеллектуального предпринимательства формируется представление об успехе индивидуума, представленного на основе разработанной модели конкурентоспособности личности (рис. 3).

Рис. 3. Модель конкурентоспособности личности в экономике знаний

В условиях экономики знаний основой конкурентных преимуществ личности становится ее способность к генерации нового знания и степень владения компетенциями интеллектуального предпринимательства. Для повышения конкуренто-

способности индивидуума необходимо изменить технологии образования, поскольку традиционная трансляция знаний для приобретения навыков практикоориентированной деятельности бесполезна. Современное образование должно

быть ориентировано на формирование компетенций интеллектуального предпринимательства, приобретение которых дает человеку возможность четче определять критерии будущего успеха и сознательно избавляться от разрывов между имеющимися компетенциями и компетенциями, необходимыми для успешной конкуренции в экономике знаний.

На основе предложенной модели (рис. 3) разработана авторская версия образовательной программы «Интеллектуальное предпринимательство», которая основана на идее личностно-ориентированного компетентностного развития слушателя в соответствии с предлагаемой образовательной траекторией.

Авторское ноу-хау заключается в разработке технологии обучения слушателей по оригинальной модульной программе. Предложена методика выявления в процессе обучения интеллектуальных лидеров, способных формировать бизнес-команду для реализации инновационных проектов.

Программа имеет универсальный характер и предполагает привлечение к учебному процессу предпринимателей-практиков, заинтересованных в формировании профильных бизнес-групп и развитии бизнес-сообщества. Включение в образовательный процесс заинтересованной стороны - предпринимателей - имеет целью адаптацию слушателей к реальным условиям бизнеса и рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Багриновский К. А, Бендиков М. А, Хруста-лев Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России : макро- и мезоэкономи-ческие аспекты / Центральный экономико-математический ин-т. М. : Наука, 2003.

[2] Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний / Отд-е обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. М. : Экономика, 2007.

[3] Ахтямов М. К. Интеллектуальная поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике : матер. Меж-дунар. науч. конф., посвящ. 20-летию каф. маркетинга СПбГУЭФ. СПб. : СПбГУЭФ, 2009. С. 47-60.

[4] Cherwitz R. Developing Intellectual Entrepreneurship, 2001. URL: https://webspace.utexas.edu/ cherwitz/www/ie/scientist.html.

[5] Чикулаева Т. Ю. Формирование института интеллектуального предпринимательства: ие-

рархический подход (на примере экономики России). URL: econom.psu.ru/files/0171/

Chikulaeva_01.doc.

[6] Интеллектуальный капитал организации : сущность, структура и основы управления. М. : Дашков и К°, 2008.

[7] Степанова Т. Е. Интеллектуальная собственность как актив предпринимательской деятельности // ! Международная научно-практическая конференция «Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики» (2009 г., г. Хмельницкий, Украина). Хмельницкий, 2009.

[8] Поболь А. И. Теоретические корни концепции

наукоемкого предпринимательства // Тр. Мин. ин-та упр. и предпринимательства. 2007.

№ 3 (11). С. 106-112.

[9] Johannisson B, Kwiatkowski S., Dandridge T.

Intellectual Entrepreneurship - Emerging Identity in a Learning Perspective. URL: http://www.

wspiz.pl/~unesco/articles/book1/tekst1.pdf.

[10] Kolb D.A. On Management and the Learning Process // A book of readings. 2ed. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1974.

[11] Ахтямов М. К. Университеты в системе интеллектуально-инвестиционной поддержки инновационного предпринимательства регионов // Роль бизнеса в трансформации российского общества: труды III ежегод. науч. форума. М. : МФПА, 2009. С. 375-379.

[12] Константинов Г., Филонович С. Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике // Harvard Business Review (русское издание). 2005. Октябрь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.