Научная статья на тему 'Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития'

Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTELLECTUAL ENTREPRENEURSHIP / INTELLECTUAL FEARLESSNESS / INFORMATION LITERACY / TOLERANCE TO INFORMATION REDUNDANCY AND UNCERTAINTY / THE ABILITY TO GENERATE NEW KNOWLEDGE / MOTIVATION FOR THE GENERATION OF NEW KNOWLEDGE / THE DIVERGENCE OF THE THREE CULTURES / BUSINESS CULTURE / MANAGEMENT PARADOXES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Анастасия Юрьевна, Лапаева Мария Григорьевна

В статье дана характеристика подходов различных авторов к определению понятия «интеллектуальное предпринимательство», дано уточненное определение этого понятия и представлены основные направления формирования интеллектуального предпринимателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL ENTREPRENEURSHIP: THE SIGNS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

In the article the characteristic of various authors approaches to the definition of «intellectual entrepreneurship», given the revised definition of this concept and presents the main directions of developing intellectual entrepreneur

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития»

УДК 33

Масленникова А.Ю., лапаева М.г.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития

в статье дана характеристика подходов различных авторов к определению понятия «интеллектуальное предпринимательство», дано уточненное определение этого понятия и представлены основные направления формирования интеллектуального предпринимателя

ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, интеллектуальное бесстрашие, информационная грамотность, толерантность к информационной избыточности и неопределенности, способность порождать новое знание, сильная мотивация к порождению нового знания, дивергенция трех культур, бизнес культура, управление парадоксами образования

В современной научной литературе все чаще употребляется термин «интеллектуальное предпринимательство» [1]. Первым, кто использовал это понятие был профессор Техасского университета в Остине Ричард Червиц. На основе его идей был создан консорциум университетов, которые реализовывали программы развития интеллектуального предпринимательства. Участники этого консорциума определяют интеллектуальное предпринимательство следующим образом: «Идея интеллектуального предпринимательства основывается на убеждении, что интеллект не ограничен академической сферой, а предпринимательство не ограничивается бизнесом и не является его синонимом. Предпринимательство - это процесс культурных инноваций. В то время как создание материального богатства представляет собой один из способов выражения предпринимательства, на более глубоком уровне предпринимательство представляет собой установку на вовлечение всего мира в сферу своей деятельности. Интеллектуальные предприниматели как внутри, так и вне университетов принимают на себя риски, изыскивают возможности, открывают и создают знание, порождают инновации, сотрудничают и решают проблемы в любых сферах социальной реальности: корпоративной, некоммерческой, государственной и образовательной» [1]. Как видно, это определение интеллектуального предпринимательства выдвигает на первый план социально значимые аспекты деятельности человека.

По-другому определяют это понятие ученые Варшавского университета им. Л. Кужминско-го [10]. Они на основе анализа цикла научения

Д.Колба сформулировали свою идею о специфическом поведении интеллектуальных предпринимателей. Это суждение основано на убеждении, что знание противостоит действию. В соответствии с этой точкой зрения, интеллектуалы сосредоточены на размышлении, а предприниматели - на действии. Поэтому они считают, что интеллектуальные предприниматели, которые соединяют в себе обе способности, представляют собой специфический тип людей.

С. Квятковский и его последователи для формализации своей концепции используют описание процесса научения в рамках цикла Колба[9]. Они считают, что интеллектуальные предприниматели отличаются тем, что реализуют «идеальный» цикл научения. Этот цикл начинается с приобретения конкретного опыта, затем осуществляется осмысление этого опыта, потом начинается осмысление опыта в виде абстрактной концептуализации. Затем на основе абстрактной концептуализации происходит активное экспериментирование и планирование следующих действий, которые ведут к новому этапу приобретения конкретного опыта (см.рис. 1). Затем весь цикл повторяется. Группа С. Квятковского считает, что люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, все-таки нарушают «идеальный» цикл научения. Только в рамках интеллектуального предпринимательства этот цикл реализуется оптимальным способом.

По мнению С Р. Филоновича, такой подход к определению интеллектуального предпринимательства имеет следующие недостатки:

1. противопоставление интеллектуального предпринимательства является искусственным;

2. спорным является объявление определенного способа изучения «идеальным» и идентификация интеллектуального предпринимательства с этим способом [5].

Как известно понятие «предпринимательство» ввел в научный оборот Й. Шумпетер. С тех пор такие черты предпринимательства, как настойчивость в достижении цели, изобретательность, готовность к риску, стали общепринятыми. Профессор Гарвардского университета Г. Стивенсон определяет предпринимательство следующим образом: « Предпринимательство - это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов» [7]. Г. Стивенсон считает, что предпринимательство возможно не только в сфере бизнеса, но и практически во всех сферах деятельности.

С.Р. Филонович определяет интеллектуальное предпринимательство как навык, степень освоения которого определяется выраженностью пяти признаков: интеллектуальным бесстрашием, информационной грамотностью,

толерантностью к информационной избыточности и неопределенности и сильной мотивацией к порождению нового знания [5].

Рассмотрим первый признак - интеллектуальное бесстрашие. Современный мир становится все более сложным. Новое знание изменяет представление о мире. В итоге к людям приходит понимание того, что об этом нложном мире недостаточно знаний. В этаких условиях может иoзникнyтн cхpоx, чом нарастающие про-

Приобретение конкретного опыта

Активное экспериментирование

Рефлексивное наблюдение

Абстрактная концептуализация

Рисунок 1. Кривая научения Д. Колба [9]

Таблица 1. Подходы зарубежных и ро сси йскин ико номирт ов к определению понятия «интеллектyaлеооe иpeдонинпмдтчкоктвo»

Американский экономист (Техасский университет) Р. Червиц Акиснт на оооcнльно значимые аспекты дeятeльнос»о ее ловека.

Б. Йоханниссон, С. Квятковский, Т. Дендридж Интеллектуальные предприниматели соединяют в себе способности к размышлению и действию, поэтому они представляют собой специфический тип людей.

Г. Стивенсон Предпринимательство возможно во всех сферах деятельности

Российские экономисты Б.З. Мильнер, С.Р. Филанович Интеллектуальное предпринимательство -это навык, степень освоения которого определяется выраженностью следующих признаков: интеллектуальным бесстрашием; информационной грамотностью; толерантностью к информационной избыточности и неопределенности; способностью порождать новое знание; сильной мотивацией к порождению нового знания. Интеллектуальное предпринимательство не связано с получением финансовой выгоды, но по некоторым признакам перекликается с традиционным предпринимательством.

Подход авторов Интеллектуальное предпринимательство -это способность и стремление людей порождать новые знания и находить простые решения проблем, сопряженные с активной деятельностью в этом направлении.

блемы невозможно решить. Такое состояние может блокировать деятельность. Интеллектуальное бесстрашие позволяет преодолеть трудности, проблемы. Более того, ученый, обладающий интеллектуальным бесстрашием, может испытывать тем больший азарт, чем труднее проблема. История науки изобилует примерами интеллектуального бесстрашия.

Второй признак - информационная грамотность, которая предполагает способность находить и обрабатывать большие массивы информации. Эта способность связана с развитием интуиции. Ключевым аспектом информационной грамотности является умение наблюдать и воспринимать информационный поток.

Третий признак - толерантность к информационной избыточности и неопределенности характеризуется установкой, что не всегда можно получить исчерпывающую информацию о предмете и явлении. Но это не должно порождать ощущения бессилия. В случае недостатка информации на помощь должна придти интуиция.

Способность порождать новое знание определяет умение человека ощущать когнитивный или эмоциональный диссонанс, когда он получает сигнал два или более сигнала и не может их адекватно упорядочить в сознании или в своей эмоциональной сфере. Поэтому важно развивать способность к порождению нового знания через снижение порядка чувствительности к диссонансам в окружающем мире.

Сильная мотивация к порождению нового знания создается при помощи так называемого ролевого моделирования. Определение человека в группу людей с высокой мотивацией к генерации знаний может возбудить в нем желание порождать новое знание вместе с другими. На этом эффекте основан метод «мозгового штурма».

Эти признаки предпринимательства можно отнести к деятельности ученых. Некоторые авторы считают академических ученых интеллектуальными предпринимателями [1]. В то же время другие с этим не соглашаются [11].

Считается, что интеллектуальное предпринимательство шире познания, основанного на научном методе. Интуитивное познание окружающего мира является одной из форм интел-

лектуального предпринимательства. Поэтому интеллектуальное предпринимательство можно рассматривать как способность в сложном многообразии реального мира находить простые решения в течение небольшого промежутка времени. В связи с тем, что существует различие между научным методом и интеллектуальным предпринимательством встает проблема, где и как учить интеллектуальному предпринимательству? Можно было бы формировать этот навык в школе и в вузовской системе образования. Но в вузах система обучения построена на обучении научному методу. Другие формы генерации знаний она не рассматривает. В связи с выше изложенным нами предлагается уточненное определение понятия «интеллектуальное предпринимательство»: «Интеллектуальное предпринимательство - это способность и стремление людей порождать новые знания и находить простые решения проблем, сопряженные с активной деятельностью в этом направлении».

С.Р. Филонович считает, что противоречие между традиционной образовательной системой и необходимостью формирования у обучающихся новых форм генерации знаний является отражением проблемы дивергенции трех культур [5]. В середине прошлого века английский писатель Ч.П. Сноу описал эффект «расщепления» общечеловеческой культуры на два направления - гуманитарное и естественно - научное. Он указывал на опасность этого «расщепления», которая связана с дезинтеграцией общества и знания.

Выдающийся советский физик Е.Л. Фейнберг в 1981 г. опубликовал книгу «Кибернетика. Логика. Искусство», в которой он определил роль искусства в деятельности человека. Выводы, к которым пришел автор, следующие: «•••искусство как явление, охватывающее деятельность художника и воспринимающего субъекта, есть постижение интуитивных истин, замечательное тем, что оно несет критерий правильности в себе са-мом...Более того, оно способно охватывать самые разнообразные суждения, в том числе и необозримое множество таких, которые не допускают сведения к единственному суждению о достаточности опытной проверки (как в случае научных истин)» [4].

Ученый сформулировал заключение о роли искусства как общего метода постижения истины - это « утверждение авторитета интуитивного суждения, доказательства недоказуемого». Эти взгляды Е.Л. Фейнберга подчеркивают мысль о взаимодополняющей природе научного и художественного способа познания мира. Этот «принцип дополнительности» очень важен для концепции интеллектуального предпринимательства.

За последнее время ситуация с дивергенций культур осложнилась. Возникло новое направление культуры - «бизнес - культура». Расщепление между тремя направлениями культурно-гуманитарным, естественно - научным и деловым за это время увеличилось[5]. С.Р. Филонович считает это явление опасным, которое может привести к цивилизацинному кризису. Поэтому управление знаниями должно предусматривать преодоление этой дивергенции культур. Для этого, видимо, потребуется отказ от доминанты научного познания как единственно возможного и заслуживающего уважения. В этом отношении предприниматель и менеджер, работающие в бизнесе, потенциально идеальный объект синтеза культур. Действительно, управление компанией в современных условиях невозможно без образного мышления, очень важного для порождения новых бизнес - идей, обеспечивающих конкурентные преимущества. А образное мышление развивается в рамках гуманитарных культур. Бизнес требует точной аналитики и расчетов на основе математических моделей как обязательного условия успеха в реализации бизнес - идей, которые формирует естественно- научная культура. В свою очередь бизнес - культура приучает увязывать различные аспекты функционирования социума значимость этого аспекта проявляется в высокой социальной ответственности, пренебрежение которой может привести к краху компании

и вызвать, например, кризис фондового рынка, потери пенсионных фондов и пр. Все это говорит о возможных направлениях развития бизнес - образования. Бизнес образование должно формировать личность, которая способна к синтезу подходов различных культур. Но для этого необходимо использовать специфические формы обучения и осуществить частичный пересмотр его содержания. Сегодня процесс внедрения инновационных форм бизнес - образования начал осуществляться. Многие преподаватели используют на занятиях в школах бизнеса музыку, произведения классической литературы, кино и методы театрального искусства. Пересмотр содержания образования можно осуществить в следующем направлении: включать элементы, способствующие управлению парадоксами образования и одновременно формирующие интеллектуальное предпринимательство. Например, при управлении парадоксами образования в обществе, основанном на знаниях, необходимо иметь ввиду, что знания быстро устаревают, поэтому передача знаний не может быть целью образования. Здесь надо решить вопрос, в какой системе учебная программа поможет управлять этим парадоксом. Для этого важно определить пропорции между передачей знаний и формированием методологии их получения. Для эффективного управления этим парадоксом необходимо усиление методологической компоненты образовательной программы.

Таким образом, нами рассмотрены основные подходы к определению понятия «интеллектуальное предпринимательство», предложена уточненная его трактовка с учетом новых признаков и определены основные направления формирования интеллектуального предпринимателя на основе синтеза трех культур и совершенствования бизнес -образования.

16.11.2014

Список литературы:

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под.ред. Б.З. Мильнера.-М.:ИНФРА-М, 2013.-624с.

2. Лапаева М.Г., Лапаев С.П. Формирование инновационного образования в регионе // Экон. науки.-2012, № 1(86) С. 89-92.

3. Лапаев, С.П. Формирование теории инновационного обновления общества // Вестник Оренбургского университета, 2007, № 2 (65).

4. Фейнберг, Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке.- Фрязино: Век 2, 2004. С. 153.

5. Филонович, С.Р. Искусство в обучении менеджеров // Бизнес - образование. 2008.№ 1

6. Sexton D.L., Kasarda J.D. (eds.) The State of the Art in Entrepreneurship.- Boston: PWS-Kent, 1992; Thorton P. The Sociologi of Entrepreneurship //Annual Review of Sociology. 1999. Vol. 25. P. 19-46.

7. Stivenson H.H. A Perspective on Entrepreneurship // Harvard Business School Working Paper. Vol. 9.№ 384-131, 1983; его же: Why Entrepreneurship Has Won! // Coleman White Paper, USASBE Plenary Adress. February 17, 2000; Stivenson H.H.,Gumpert D. E. The Heart of Entrepreneurship // Harvard Business Review. March-April, 1985.P.85-94.

8. Snow C.P. Two Cultures and the Scientific Revolution.-Camb.: Cambrige University Press, 1959 (рус.пер.- Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция. В кН.: Сноу Ч.П. Портреты и размышления.- М.: Прогресс, 1985. С. 195-226).

9. Kolb D.A. On Management and the Learning Process. In: Kolb D.A. and others (eds.) Organizational Psychology - A Book of Readings. 2 ed. - Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1974. P.27-41.

10. Johannisson B., Kwiatkowski S., Dandridge T.C. Intellectual entreneurship - Emerging Identity in a Learning Perspective.- http:// www.wspiz.pl/~unesco/articles/book3/tekst1.pdf.

11. Hildebrand D.L. Academics Are Intellectual Entrepreneurs // Peer Review. Spring 2005. Vol. 7. № 3.

Сведения об авторе:

Лапаева Мария Григорьевна, заведующий кафедрой региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Масленникова Анастасия Юрьевна, преподаватель кафедры экономической теории Уральского филиала Российской Академии народного хозяйства при Правительстве РФ,

кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13 ауд. 6404, тел (3532) 372447, e-mail: nek@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.