ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Безбородова Т.М., Полещенко К.Н.
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация: В статье проведен анализ трактовок понятия интеллектуального предпринимательства и предложена авторская интерпретация. С использованием аппарата теории динамических информационных систем определено предметное поле интеллектуального предпринимательства, раскрывающее потребность в необходимых для его обеспечения ресурсах.
Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, интеллектуальные платформы, инновационное развитие.
Последние десятилетия в России происходит трансформация экономических отношений хозяйствующих субъектов различного уровня в направлении инновационного развития. Эта трансформация затронула ряд принципиально важных аспектов, касающихся новых способов управления и организации инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровнях региональной и национальной инновационной системы.
На смену плановой экономике пришла рыночная, индустриальной модели развития - постиндустриальная и инновационная (экономика знаний). Последняя в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы.
Тенденции усиления роли информации, знаний и интеллектуальных ресурсов в качестве движущих сил общества, привели к необходимости осмысления нового феномена инновационной экономики - интеллектуального предпринимательства.
Анализ понятия «интеллектуальное предпринимательство».Первый, кто использовал термин «интеллектуальное предпринимательство», был профессор Техасского университета Ричард Червитц [1]. Концепция интеллектуального предпринимательства выражена в его высказывании: «Создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. Интеллект не может быть ограничен академической научной школой, а предпринимательство - это не бизнес, это установка на овладение миром, это процесс культурной инновации». Интеллектуальное предпринимательство, по Червитцу, в первую очередь связано с производством новых знаний и воплощением их в конкретные жизненные блага посредством механизмов сотрудничества и взаимодействия экономических агентов, принимающих на практике форму различных интеллектуальных сообществ.
Придерживаясь заданного А.Р. Червитцом вектора исследования, Ю.К. Перский и Т.Ю. Ковалева утверждают [2], что интеллектуальное предпринимательство обладает ярко выраженной институциональной спецификой, в основе которой лежит совокупность правил, структурирующих деятельность субъектов интеллектуального предпринимательства и позволяющих создавать, заменять или ликвидировать рутинизирован-ные модели экономического поведения. По мнению Т.Ю. Чикулаевой [3], интеллектуальное предпринимательство - это особый институт развития экономики знаний, имеющий самостоятельную организационно-экономическую структуру, содействующую реализации новых возможностей производительного использования ресурсов экономических агентов с целью реализации интеллектуального потенциала экономического роста. В этом случае система интеллектуального предпринимательства может быть представлена в виде совокупности институтов производства, распространения, обмена и использования знаний на отдельных уровнях экономической иерархии.
Другое направление в использовании термина «интеллектуальное предпринимательство» определила работа Б. Йоханниссона, С. Квятковского и Т. Дендриджа [4-6], в которой авторы на основе анализа цикла научения Д. Колба [5] сформулировали идею о специфическом поведении интеллектуальных предпринимателей. Эта мысль основывается на широко распространенном убеждении, что знание противостоит действию. Согласно этой точке зрения, интеллектуалы сосредоточены на размышлении, а предприниматели - на действии. Отсюда и вывод о том, что интеллектуальные предприниматели, соединяющие в себе обе способности, представляют собой специфический тип людей.
В плане исследованиясущностиинтеллектуального предпринимательства особого внимания заслуживает работа профессоров ГУ-ВШЭ Г.Н. Константинова и С.Р. Филоновича [6]. Рассматривая интеллектуальное предпринимательство как фактор конкурентного преимущества в новой экономике, авторы выделяют пять основных признаков интеллектуального предпринимательства:
1. Интеллектуальное бесстрашие, которое связано с нарастанием сложности знаний и предполагает наличие способностей к преодолению трудностей познания;
2. Информационная грамотность, проявляющаяся в способности быстро находить и обрабатывать необходимую информацию;
3. Толерантность к информационной избыточности и неопределенности;
4. Способность порождать новое знание;
5. Мотивация к производству нового знания.
Ориентация на развитие указанных признаков фактически означает формирование индивидуальных критериев успеха личности в условиях экономики знаний. Интеллектуальное предпринимательство в таком случае предлагается понимать как навык ментальной интеграции жизненного пространства, направленный на реализацию личной стратегии для достижения успеха. Успех в этом случае - это резонанс между системой ценностей человека и его достижениями, связанными со значительными приложенными им лично усилиями.
Анализ различных точек зрения на интеллектуальное предпринимательство позволяет выделить три основных подхода к пониманию этого явления: на макро-, микро- и нано-уровне.
На макроуровне интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый институт экономики знаний. На микроуровне интеллектуальное предпринимательство выступает как деятельность по управлению интеллектуальными ресурсами компании с целью максимизации прибыли. На нано-уровне интеллектуальное предпринимательство предстает в качестве сущностной характеристики конкурентоспособной личности.
В литературе обозначенные подходы рассматриваются обособленно друг от друга и, в определенной степени, противопоставляются. На наш взгляд, формирование целостной концепции интеллектуального предпринимательства требует междисциплинарного подхода к определению предметного поля и понятийного аппарата интеллектуального предпринимательства.
Авторская трактовка понятия «интеллектуальное предпринимательство». Формирование целостной концепции интеллектуального предпринимательства как комплексного явления современного общества состоит в разрешении противоречия в понимании интеллектуального предпринимательства как институтцио-нальной организации генерации полипредметных знаний с одной стороны, и особой формы социального партнерства интеллектуального и практического сообществ, с другой стороны.
На наш взгляд, интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый социально-экономический феномен организации целостной системы воспроизводства полипредметных знаний, по принципу «снизу-вверх», начиная от уровня отдельной личности до уровня нового института экономики знаний -института социального творчества в масштабах отдельной страны, и далее - до уровня международного масштаба, начало которого было инициировано развитием инновационных процессов.
Главная особенность интеллектуального предпринимательства заключается в его влиянии на развитие инновационных процессов, определяющих механизмы формирования особого вида партнерства различных социальных групп, а также определении места интеллектуальных предпринимателей в качестве связующего звена между учеными и менеджерами инновационной деятельности.
Феномен интеллектуального предпринимательствапроявляется при взаимодействии двух социальных групп наиболее активных участников инновационно-технологического развития общества: интеллектуального и практического сообществ.В нашем понимании, интеллектуальное сообщество представлено институтами науки и образования, а под практическим сообществом подразумеваются структуры бизнеса и производства. В связи с этим особую значимость приобретает анализ участия различных социальных групп в инновационном процессе. На рис.1 приведена схема, иллюстрирующая отношение социальных групп к инновационному-мейнстриму, определяемому тенденциями формирования шестого технологического уклада [8].
Рис.1.Схема, поясняющая отношение различных социальных групп к инновационному мейнстриму
57
Наиболее пассивной в деятельностном плане является группа «интеллектуальных снобов». Она характеризуется индиферентностью по отношению к инновационным процессам. В тоже время, в силу обладания интеллектуальными способностями, посредством «интеграторов», может быть вовлечена в интеллектуальное сообщество. «Интересующиеся» и «симулякры» - две группы, которые самым негативным образом влияют на формирование инновационного мейнстрима посредством размывания интеллектуальной среды, дивергенции целей, манипулирования массовым сознанием. Они отдают предпочтение рационально-меркантильным мотивациям, будучи «псевдо-участниками» инновационной деятельности, принимают участие в оттоке интеллектуальных и, что самое главное, административных и финансовых ресурсов. Группа «со-причастных» - группа лиц, выступающих с частными, далеко не всегда коммерчески ориентированными предложениями, не доведенными до проектной стадии проработки. В силу чрезвычайно высокой неоднородности и неорганизованности данная группа обладает низкими функциональными возможностями. Недооцененной, на наш взгляд, остается группа «экспертов», без которых невозможно формирование важнейшего элемента инновационной системы - института экспертизы. Большой потенциал имеют так называемые интеграторы - интеллектуалы, способствующие своей деятельностью образованию интеллектуальных сообществ, ориентированных на генерацию инновационных идей. Наибольшими функциональными возможностями, и, соответственно, инновационным потенциалом обладает начавшая в последнее время формироваться группа «интеллектуальных предпринимателей», являющихся основным ресурсом формирования интеллектуальных платформ.
К основным принципам интеллектуальных платформ относятся:
- объединение усилий на наиболее значимых для коммерциализации направлениях заинтересованных
сторон (бизнеса - «науки и образования» - производства);
- создание профессиональных и экспертных сообществ;
- формирование инновационной культуры;
- определение приоритетов в формировании новых междисциплинарных областей знаний;
- инновационная (опережающая) подготовка кадров в области интеллектуальной индустрии.
Таким образом, по мнению авторов, интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательства, осуществляемый предпринимателями-интеллектуалами, принимающими участие в создании социально-ориентированных инновационных продуктов и действующих в определенном предметном поле.
Предметное поле интеллектуального предпринимательства.
Предметное поле интеллектуального предпринимательства определялось с использованием категориального аппарата теории динамических информационных систем (ДИС, ТДИС), интерпретируемого в соответствии к исследуемому объекту (ситуации) [9]. Данная система позволяет рассмотреть многообразие новых путей и способов определения и нахождения новых, ранее не исследованных понятий в теории и практике интеллектуального предпринимательства.
Используя соответствующие процедуры в рамках аппарата ТДИС, можно выделить ключевые категории интеллектуального предпринимательства. Под категориями подразумеваются общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Такими категориями для определения с интеллектуального предпринимательства являются (рис.2):
1. Субъект интеллектуальной деятельности, объект интеллектуальной деятельности и механизм интеллектуальной деятельности (образующие понятие «интеллектуальная деятельность»).
2. Субъект предпринимательской деятельности, объект предпринимательской деятельности и ресурсы предпринимательской деятельности (образующие понятие «предпринимательская деятельность»).
3. Субъект инновационной деятельности, объект инновационной деятельности и результат инновационной деятельности (образующие понятие «инновационная деятельность»).
В целях раскрытия проблемы интеллектуального предпринимательства как социального явления для ДИС предусмотрены процедуры мутаций. Интерпретация каждой триады приводит к потребности различать перестановку категорий в триаде - мутации триады и прописывать за ними серии фундаментальных смыслов. Данный аппарат мутаций привносит эвристический аспект, так как для каждой новой комбинации категорий в триаду требуется новое имя. Это можно проследить на приведенном ниже рис.3.
Применение аппарата мутаций позволяет получить еще несколько новообразованных понятий: генерация идей, коммерциализация идей и создание конвергентных инноваций.
Таким образом, предметное поле интеллектуального предпринимательства можно определить как субъектно-полисубъектные отношения, определяющие деятельность индивидов, направленную на создание и коммерциализацию идей для достижения целей инновационного развития общества.
Рис.2 Триады понятия «интеллектуальное предпринимательство».
Рис.3 Мутации понятия «интеллектуальное предпринимательство».
В такой ситуации актуализируется необходимость интеллектуализации предпринимательской деятельности, заключающейся в возрастании роли образования, междисциплинарных научных исследований и формирования инновационных коммуникаций между субъектами инновационной деятельности, обеспеченной соответствующими ресурсами (рис.4).
Значимость идеи определяется ее практическими последствиями
V___)
Формы организации сообществ, ориентированные на
коммерциализацию идей
Рис.4. Ресурсы интеллектуального предпринимательства
Таким образом, возникновение интеллектуального предпринимательства обусловлено следующими мировыми тенденциями социально-экономического развития:
- усилением роли знания в социально-экономических процессах;
- трансформацией таких институций как наука и образование в направлении их рыночной ориентации;
- формированием развитого рынка интеллектуальной собственности;
- интеллектуализацией экономики в связи с интенсивным развитием наукоемких технологий и высоко-
технологических услуг.
Анализ понятия «интеллектуальное предпринимательство» и собственных разработок, позволил предложить авторскую интерпретацию данного феномена инновационной экономики, а проработка предметного его поля выявила необходимые ресурсы для его масштабного включения в инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.
Основной особенностью рассматриваемого феномена является его полифункциональность. Интеллектуальное предпринимательство, представляя собой особый социально-экономический феномен организации целостной системы воспроизводства полипредметных знаний, вместе с тем, выступает в качестве своего рода «коммуникатора» между учеными и менеджерами инновационной деятельности.
Литература
1. Cherwitz R. Developing Intellectual Entrepreneurship, 2001.- режимдоступа https://webspace.utexas.edu/cherwitz/www/ie/scientist.html
2. Перский Ю.К., Ковалева Т.Ю. О сущностных основах интеллектуального предпринимательства. // Экономическая теория. 2009. № 1. С.53-62.
3. Чикулаева Т.Ю. Формирование института интеллектуального предпринимательства: иерархический подход (на примере экономики России), режим доступа: econom.psu.ru/files/0171/Chikulaeva_01.doc
4. Johannisson B., Kwiatkowski S., Dandridge T. Intellectual Entrepreneurship - Emerging Identity in a Learning Perspective. - http://www.wspiz.pl/~unesco/articles/book1/tekst1.pdf
5. Kolb D.A. On Management and the Learning Process. - A book of readings. 2ed. - EnglewoodCliffs: Prentice-Hall, 1974.
6. Квятковский С. Интеллектуальное предпринимательство и стабильное экономическое развитие в постсоциалистических странах Европы. режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/3_3_02.htm
7. Константинов Г., Филонович С. Интеллектуальное предпринимательство, или принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике, режим доступа: http://www.ippnou.ru/print/010117/.
8. Верхогляд Е.В., Полещенко К.Н. Интеллектуальные платформы - ресурс инновационно-технологического развития// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва: Литера, 2011. № 3 (26).
9. Полещенко К.Н., Разумов В.И., Рыженко Л.И., Сизиков В.П. междисциплинарные основания процедур упаковки информационного пространства с использованием теории динамических информационных систем. //Вестник Омского университета. 2010. №2 (56). - С.224-229.
10. Шарипова Н.А. Интернет как инструмент конкурентной разведки //Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 8. - С. 105-108.
11. Елкина О С. Управление стратегиями экономического поведения работников на рынке труда. - Омск, 2010.