Научная статья на тему 'Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике'

Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЯ / РЫНОК ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗНАНИЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Вячеславовна

На основе гипотезы о полураспаде знаний А. Шапиро проводится классификация знания на знания с длинным и знания с коротким периодом полураспада. Сделан вывод, что затраты на фундаментальное общее образование приносят значительный экономический эффект всему обществу. Описаны особенности знания, потребности в них различных экономических субъектов, объекты рынка знаний, и доказывается, что основой инновационных процессов в экономике является развитие интеллектуальной, научной и инновационной составляющих человеческого капитала. Предложено осуществить такое развитие через предпринимательство, а именно через его инновационную функцию знаниевое предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике»

Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике

Н.В. Попова РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону

В современной экономике доминирует точка зрения, согласно которой общественное богатство сводится к богатству материальному. По нашему мнению, наука и образование являются таким богатством, которое имеет как материальную, так и идеальную форму. Маркс считал, что развитие науки является лишь одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т.е. общественного богатства. Поскольку человек составляет главное общественное богатство, постольку разнообразные виды научной и образовательной деятельности являются его различными гранями и сторонами, многообразными формами, а результаты (знания, образование) являются формами этого богатства, выступают условием развития человека. Посредством научной и образовательной деятельности воспроизводится способность человека к труду по производству знаний. Мир материальных благ образует лишь условие для деятельности человека - научной, образовательной и т.п.

Государственную политику в области развития человеческого капитала необходимо основывать на теоретических концепциях. В теории управления существует гипотеза о полураспаде знаний (дословно — о «половине жизни знания»), выдвинутая А. Шапиро и получившая широкое распространение. Гипотеза сформулирована по аналогии с понятием периода полураспада радиоактивности, описывающим состояние интенсивности излучения радиоактивного вещества - оно постепенно сокращается, но никогда не исчезает окончательно. Поэтому выделяется период, за который излучение сокращается наполовину. Применительно к знанию данная аналогия означает, что человек ничего не забывает окончательно, и при определенном стечении обстоятельств из его памяти выплывает нечто давно утраченное. Период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого теряется половина первоначальной профессиональной компетентности. Сегодня считается, что период полураспада знаний в сфере науки и проектирования составляет около 5 лет [1].

Износ человеческого капитала, как и других активов, имеет две стороны: физическую (утрата памятью человека части неиспользуемых знаний) и моральную -устаревание знаний в результате новейших достижений науки. П. Книхт классифицировал знания по периоду полураспада на знания с длинным и знания с коротким периодом полураспада. Знания с длинным периодом полураспада фундаментальны и поэтому более устойчивы к факторам морального старения. Они являются базой для приобретения многих видов знания с коротким периодом полураспада. Особенности каждого из двух типов знаний представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Знания с длинным и коротким ^ периодами полураспада [11

Знания с длинным периодом полураспада Знания с коротким периодом полураспада

Типы знания Академическое, базовое, теоретическое Профессиональное, практическое

Время формирования Длительное - годы, месяцы Короткое — дни, недели, месяцы

Экономический эффект Долгосрочный (через продолжительное время) Краткосрочный

Социальные эффекты Высокие Низкие

Источники финансирования Семья, государство Работники, бизнес

Примеры Базовые дисциплины, гражданское право, язык, Индустриальные процессы, использование программного

математика, логика, обеспечения, определенные

теоретическая часть технические и

профессионального профессиональные навыки

обучения

Долговременные знания приобретаются в процессе базового академического образования, которое приобретается за достаточно долгий период и финансируется домохозяйством и государством. Знания с коротким периодом полураспада приобретаются за краткосрочный период обучения, которое финансируется самим работником и (или) работодателем. Эти различные типы знания имеют и различную экономическую эффективность: кратковременные знания окупаются за короткий срок, а если они не окупились, затраты на их приобретение оказываются убытком; долговременные знания могут приносить экономический эффект всю жизнь, и без них невозможно приобретение и обновление текущих краткосрочных знаний. Исходя из этого, можно сделать вывод, что затраты на фундаментальное общее образование приносят значительный экономический эффект всему обществу.

Знание как совокупность понятий и навыков, имеет ряд особенностей: при использовании оно не уменьшается количественно, а распространяется и накапливается, т.е. самовозрастает; использование знания в качестве производительной силы увеличивает производительность труда. С философских позиций под категорией «знание» понимается селективная, упорядоченная, определенным способом полученная и в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве знания определенными группами субъектов и обществом в целом [2].

Знания как товар способны удовлетворять личные, групповые и общественные потребности экономических субъектов. Потребность в знаниях определяется разнородными, но взаимообусловленными интересами экономических субъектов:

- интересы производителя продукции в получении нового знания состоят в возможности повышения конкурентоспособности и увеличения или стабилизация дохода как источника индивидуального воспроизводства;

- интересы потребителя в получении нового знания состоят в приобретении умений и навыков, дающих преимущества их использования в хозяйственной деятельности;

- интересы производителя услуг в получении нового знания состоят в сокращении издержек трансакций при организации процессов распределения и обмена;

- интересы государства в использование нового знания состоят в увеличении интеллектуального потенциала общества, создании благоприятных условий для решения задач социально-экономического развития страны.

Формирование институциональных механизмов развития и функционирования рынка знаний представляет собой совокупность действий, направленных на увеличение человеческого капитала и повышение эффективности его использования в целях развития национальной экономики. Объектная структура рынка знаний представлена совокупностью знаний как таковых, которые могут передаваться потребителю и рассматриваться как товар (рис. 1).

Объектами рынка знаний выступают сопутствующие образовательные услуги, повышающие компетенции работников, консалтинговые, экспертные, проектные услуги и работы; информация, отражающая результаты интеллектуального поиска; объекты интеллектуальной собственности и опытно-производственной деятельности, в том числе ноу-хау, изобретения, лицензии и патенты, модели и промышленные образцы, программные продукты, технологии, методики и способы выполнения процессов, работ и оказания услуг, инновационные образцы товаров и т.п.

Рис. 1 . Объектная структура рынка знаний

Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике предполагает развитие его интеллектуальной, научной и инновационной составляющих. Для работников творческого труда потребность в получении нового знания и его использовании не связана с экономическими интересами

- стремлением получить доход/прибыль, основной для них является познавательная мотивация: стремление изучать мир, получать новое знание, создавать на его основе новые блага, совершенствовать процессы производства, распределения и обмена. Познавательная мотивация реализуется в созидательной деятельности человека, при этом субъективные мотивы и интересы аффилированы, с одной стороны, с эндогенными объективными потребностями, а с другой - с экзогенными объективными факторами, воздействующими на потребности, мотивы и интересы субъектов человеческого капитала. Это означает, что познавательная мотивация возникает как следствие не только психологических особенностей носителей человеческого капитала, но и объективных экономических отношений, выступающих условием существования познавательных мотивов хозяйственной деятельности, на которые следует воздействовать при построении институтов и механизмов модернизации экономики.

Ускорение НТП инициирует непрерывный процесс расширенного воспроизводства знаний, воплощаемых в человеческом капитале. Получение и использование нового знания в экономической науке традиционно связываются с предпринимательством,

инновационная функция которого трансформируется в знаниевое предпринимательство -создание нового знания и продуктов, построенных на этом новом знании.[3]

В теории предпринимательства используется термин «интеллектуальное предпринимательство», впервые использованный А.Р. Червитцем, который считал, что: «Создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. Интеллект не может быть ограничен академической научной школой, а предпринимательство - это не бизнес, это установка на овладение миром, это процесс культурной инновации»[4]. Он рассматривал интеллектуальное предпринимательство как производство новых знаний и воплощение их в конкретные жизненные блага посредством механизмов сотрудничества и взаимодействия экономических агентов, принимающих на практике форму различных интеллектуальных сообществ. Используется этот термин и другими авторами [5]. По нашему мнению, термин «знаниевое предпринимательство» более четко отражает реализацию человеческого капитала в части: 1) производства знаний; 2) использования нового знания как составляющей человеческого капитала; 3) восприятия знаний как основной движущей силы экономического развития; 4) восприятия человека как фактора и результат производства, поскольку знаниевое предпринимательство предполагает увеличение такой составляющей человеческого капитала, как знания и компетенции, увеличивающие способности к деятельности и изменяющие структуру потребностей.

В постиндустриальной экономике производственный процесс охватывает весь цикл преобразования знания в инновационный продукт по схеме: «наука - технология -продукт - рынок». Научные знания совершенствуют технологию, изменение технологии приводит к появлению инновационных продуктов, которые уже формируют новые сегменты рынка. Непрерывность этих процессов модифицирует экономическое пространство, превращая его в «инновационную арену» [6] деятельности предпринимателей, опирающихся на аккумулированные в человеческом капитале научные достижения и опыт практической деятельности.

Литература

1. Климов С.М. Ваш человеческий и социальный капитал http://www.psvlive.ru/articles/4400_vash-chelovecheskii-i-socialnii-kapital.aspx

2. Новейший философский словарь. - Изд. 2-е, пер. и доп. - Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003;

3. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М.: Омега-Л, 2008, c. 17;

4. Варламова З.Н. Исследование соотношения понятий «знание» и «информация» / Теория и методология [Электронный ресурс]: http://www.lib.csu.ru/vch/108/002.pdf

5. Мюллер А. Является ли высшее образование в современной России формой инновационного предпринимательства? http://shkolazhizni. ru/archive/0/n-37309/%C0%E 1%F 1%EE%EB%FE%F2%ED%FB%E9%20%E0%E4%F0%E5%F 1%2 0%F 1%F2%F0%E0%ED%E8%F6%FB

6. Cherwitz A.R., Sullivan Ch.A. Intellectual Entrepreneurship. A vision for graduate education / Change. November/December 2002., р. 23 - 27.

7. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. - СПб: Лениздат; CEV Press, 1996;

8. Чикулаева Т.Ю. Формирование института интеллектуального предпринимательства: иерархический подход (на примере экономики России) [электронный ресурс]: http://econom.psu.ru/files/0171/Chikulaeva_01.doc.

9. Cooper R.G. Winning with new products. Addison-Wesley, 1993. Peters T. The cycle of innovation. Alfred A. Knopf, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.