Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / STATE SERVICES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / CUSTOMS PROTECTION OF THE RIGHTS FOR INTELLECTUAL PROPERTY ITEMS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / CUSTOMS REGISTER OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Алексей Михайлович

В статье рассмотрена таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности как государственной услуги. Посредством построения схемы таможенной защиты определены объект, субъект, цель и инструменты ее предоставления. Выявлены проблемы, существующие в данной предметной области. Предложено комплексное решение проблем на основе авторских методик организации и осуществления таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INSTRUMENTS OF RENDERING STATE SERVICES IN THE SPHERE OF CUSTOMS CONTROL OF INTELLECTUAL PROPERTY ITEMS

The article defines customs protection of the rights for objects of intellectual property as a state service. By making the scheme of customs protection of rights for intellectual property items, the object, the subject, the purpose and instruments of its provision are defined. The problems existing in the subject domain are revealed. A complex solution of the revealed problems by means of author's techniques of organization and implementation of customs control of the goods containing intellectual property objects is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Использованные источники

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 856 с.

2. Морозова Л. А. Теория государства и права: монография. М.: Юристъ, 2002. 414 с.

3. Морозова Л. А. Теория государства и права: монография. М.: Изд-во РГТэУ, 2010. 188 с.

4. Корельский В. М, Перевалов В. Д. Теория государства и права. М.: Инфра: Норма, 1997. 570 с.

5. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: монография. М.: Юристъ, 2001. 341 с.

6. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: учебник. М.: Велби, 2003. 490 с.

7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: consultantplus.ru (дата обращения: 23.02.2016).

8. Сандровский К. К. Таможенное право. Киев: Свит, 1971. 203 с.

9. Марков Л. Н. Таможенное право СССР: учебное пособие. Иркутск: Альфа, 1973. 290 с.

10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. М.: Норма, 2008. 816 с.

11. Кивалов С. В. Таможенное право России: монография. Екатеринбург: Охруз, 1995. 289 с.

12. Габричидзе Б. Н. Таможенное право: монография. М.: Дрофа, 1995. 311 с.

13. Воробьев Ю. А. Основы таможенного дела: монография. М.: Магистр, 1995. 199 с.

14. Ноздрачев А. Ф. Таможенное право: учебник. М.: Право, 1998. 313 с.

15. Козырин А. Н. Таможенное право России: монография. М.: Юрист, 1995. 353 с.

16. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: учебник. М.: Юрист, 2009. 310 с.

17. Драганов В. Г. Таможенное право: курс лекций. М.: Закон, 1999. 208 с.

18. Козырин А. Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М.: Юрист, 1994. 179 с.

А. М. Сорокин

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОКАЗАНИя

государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

В статье рассмотрена таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности как государственной услуги. Посредством построения схемы таможенной защиты определены объект, субъект, цель и инструменты ее предоставления. Выявлены проблемы, существующие в данной предметной области. Предложено комплексное решение проблем на основе авторских методик организации и осуществления таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: государственные услуги; интеллектуальная собственность; таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности; таможенный контроль; таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; Евразийский экономический союз.

В постиндустриальном обществе сфера услуг имеет определяющее значение. В эту сферу среди прочих услуг входят и государственные услуги, которые обладают рядом отличительных особенностей. Классическая услуга предполагает, что один экономический агент выполняет некоторые действия, которые получаются

и (или) потребляются другим экономическим агентом. При этом сама услуга может пониматься не только как процесс, набор действий, но и как специфический вид товара, нематериальное благо, имеющее потребительскую стоимость [1].

Государственная услуга предполагает, что стороной, оказывающей (предоставляющей) услугу, является государство в лице органов исполнительной власти. Получателем услуги зачастую выступает не только экономический агент, но и само государство. Инструментом оказания государственной услуги являются государственные функции того органа исполнительной власти, которым они предоставляются. Так, оказание государственных услуг осуществляется через выполнение государственной функции, которая является инструментом [2].

Среди многообразия услуг, предоставляемых государством, в условиях формирования инновационной экономики и курса на импортозамещение становится актуальной защита прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), разновидностью которой является и таможенная защита прав на ОИС.

Нормативное определение этого термина дано в ГОСТ-Р «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита» [3], в соответствии с которым это совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом. Рассмотрим более подробно, что включает в себя данная предметная область.

В рамках таможенной защиты прав на ОИС решается широкий спектр задач, в том числе: ведение таможенного реестра ОИС (ТРОИС), проведение таможенного контроля (ТК), осуществление мониторинга перемещения товаров, содержащих ОИС, выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, осуществление оперативно-розыскной деятельности, организация межгосударственного и межведомственного сотрудничества.

Если рассматривать таможенную защиту прав на ОИС как государственную функцию, то можно заключить, что целью таможенной защиты прав на ОИС является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров. Таможенная защита прав на ОИС как государственная услуга - это деятельность таможенных органов по реализации государственных функций в целях защиты прав правообладателей на ОИС при трансграничном перемещении товаров [4].

Основным инструментом осуществления таможенной защиты прав на ОИС является таможенный контроль. Его цель в части, касающейся интеллектуальной собственности, состоит в выявлении нарушений прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров как базового условия таможенной защиты прав на ОИС. Отличительная особенность заключается в том, что государственная функция по таможенному контролю реализуется в отношении товаров, перемещаемых декларантом, а получателем государственной услуги выступает правообладатель, который прямо не участвует в процессе таможенного контроля.

В соответствии с вышеперечисленными положениями предложим схему таможенной защиты прав на ОИС - последовательность действий по выявлению преступлений, правонарушений и по привлечению к ответственности, которую составляют организация и реализация таможенного контроля, а также остальные элементы таможенной защиты, не имеющие временной привязки (рис. 1).

Взяв за основу общую схему структуры таможенной услуги [2], которая является частным случаем государственной услуги, и отразив в ней особенности

государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, и схему таможенной защиты прав на ОИС, получим структурную схему этой сферы государственных услуг (рис. 2).

Рис. 2. Схема государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих ОИС

Несмотря на определяющее значение организации и реализации таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, для обеспечения качества государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС, в настоящее время при осуществлении этих процессов возникает много проблем и противоречий [5]. Их наличие приводит к тому, что на текущий момент в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) правообладателю не может быть предоставлена надлежащая защита прав на ОИС в рамках оказания государственных услуг таможенными органами.

Различная наполненность ТРОИС стран ЕАЭС, а также различия в принципах исчерпания исключительных прав в отдельных странах ЕАЭС приводят к существованию легальных с позиции таможенного законодательства схем ввоза контрафактных товаров на территорию ЕАЭС. На основе международного принципа исчерпания исключительного права, действующего в Казахстане и Армении, возможен ввоз «серых товаров» в ЕАЭС через участок таможенной границы, принадлежащей Казахстану или Армении, где эти товары не считаются контрафактными [6]. Меньшее количество ОИС, внесенных в ТРОИС Белоруссии (примерно в 20 раз меньше, чем в ТРОИС России), а также неприменение Белоруссией полномочий ex officio приводят к возможности беспрепятственного ввоза контрафактных товаров в ЕАЭС через эту страну при условии, что они не внесены в ТРОИС. В условиях ЕАЭС ввезенные товары далее свободно перемещаются между странами-членами, поскольку между ними отсутствуют таможенные границы [6].

Особенности структуры ТРОИС и декларации на товары (ДТ) обусловливают то, что информация об ОИС, вносимая в ТРОИС, не используется впоследствии при таможенном декларировании и контроле. Это приводит к сложности идентификации ОИС, содержащихся в перемещаемых товарах, и значительно затрудняет осуществление таможенного контроля товаров, содержащих ОИС.

Существующий порядок таможенного декларирования не обеспечивает достаточный уровень результативности таможенного контроля товаров, содержащих ОИС. Система форматно-логического контроля (ФЛК) не определяет даже самые очевидные ошибки при декларировании. Количество товаров, перемещение которых было сопряжено только с отдельными видами нарушений, измеряется миллиардами долларов США [7; 8].

Для устранения этих проблем предлагается комплексное решение, состоящее из двух методик, одновременное внедрение которых имеет синергетический эффект. Это позволит значительно повысить эффективность инструмента, а следовательно, и общую эффективность оказания государственных услуг в этой сфере.

Усовершенствованная методика организации таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, в условиях функционирования ЕАЭС, базирующаяся на процессном подходе, предполагает создание неразрывного процесса организации таможенного контроля, где информация об ОИС последовательно используется на различных этапах оказания государственной услуги по таможенной защите прав на ОИС. Так, информация об ОИС, попадая на основании заявления правообладателя в общий таможенный реестр ОИС ЕАЭС (ОТРОИС), который заменит существующую многоуровневую систему ТРОИС, будет в дальнейшем использоваться при таможенном декларировании и контроле.

В рамках этой методики предложены создание и структурное устройство ОТРОИС. ОТРОИС представляет собой реляционную базу данных (БД). Одно из правил, на котором базируется концепция ОТРОИС, заключается в том, что ОИС будет содержаться в единой базе стран ЕАЭС с того момента, как он (ОИС) на основании заявления правообладателя будет принят к таможенной защите одной из стран ЕАЭС.

Предлагаемая БД является двухуровневой. Как только ОИС вносится в ТРОИС одной из стран, он попадает в БД ОТРОИС, и информация о нем, расположенная на первом уровне, будет использоваться всеми странами ЕАЭС (наименование ОИС, регистрационный номер, вид ОИС), а информация второго

А. м. сорокин

уровня будет использоваться только конкретной страной ЕАэС (сведения о доверенных лицах, товарах, кодах единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД) и т. д.). В рамках БД предполагается возможность создания отдельного набора полей, характеристик для каждого вида ОИС. это позволит значительно повысить результативность таможенной защиты прав на объекты авторских и смежных прав. Более того, такая гибкость обеспечит техническую возможность внесения в ОТРОИС новых видов ОИС, которые в настоящее время не могут быть включены в ТРОИС.

При реализации обязательства правообладателя о залоге или равноценной гарантии предлагается использовать залоговую систему, которая значительно снизит затраты правообладателей, ведь исключаются случаи, когда правообладатель, понеся издержки при внесении ОИС в ТРОИС, не получает фактической защиты прав на свой ОИС.

Необходимы и изменения электронной структуры ДТ, а также порядка таможенного декларирования товаров, содержащих ОИС: создание в графе 31 ДТ специального, отдельно выделенного подраздела для информации об ОИС; указание для товаров, содержащих ОИС, внесенных в ОТРОИС, в новом добавленном поле графы 31 формализованной информации, связанной с ОТРОИС, - регистрационного номера ОИС; указание в новом добавленном поле графы 31 кода для товаров, содержащих ОИС и не внесенных в ОТРОИС, означающего, что ОИС не внесен в ОТРОИС, а в существующем поле, как и раньше, указание описания ОИС; применение к товарам, не содержащим ОИС, в новом добавленном поле кода, означающего, что товар не содержит ОИС.

Для реализации возможностей, формируемых предлагаемой методикой, требуется внесение изменений в методику осуществления таможенного контроля, в частности внесение изменений в алгоритм ФЛК и профили рисков системы управления рисками. Обновленный алгоритм ФЛК позволит в автоматическом режиме выявлять ошибки в подаваемых ДТ в части сведений, касающихся ИС. Благодаря этому становится возможным в автоматическом режиме отказать в регистрации ДТ, информация в которых заведомо некорректна. Тем самым снижается нагрузка на должностных лиц таможенных органов.

В целях увеличения взимаемых таможенных платежей автором предложена методика формирования стоимостных профилей рисков отдельно для товаров, содержащих ОИС [9]. Она заключается в расчете индекса таможенной стоимости (ИТС) для определенного товара (код ЕТН ВэД), содержащего конкретный ОИС. Использование таких профилей рисков основывается на гипотезе о том, что два близких по потребительским свойствам товара не могут иметь одинаковую таможенную стоимость в случае, если один из них маркирован известным товарным знаком. Предлагается определять ИТС для сочетания «код товара, страна происхождения, ОИС».

Внедрение этой методики в практику позволит решить существующие проблемы в рамках организации и осуществления таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, а следовательно, улучшить качество предоставления государственных услуг по защите прав на ОИС за счет развития основного инструмента их предоставления. Также положительные эффекты можно выделить в рамках реализации государственной функции - сокращение нагрузки на должностных лиц таможенных органов и повышение общей налогооблагаемой базы при импорте товаров за счет использования усовершенствованных стоимостных профилей рисков.

Использованные источники

1. Гупанова Ю. Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 164 с.

2. Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги: монография. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

3. ГОСТ Р 56826-2015 «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита».

4. Сорокин А. М. Процессный подход в таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. № 1 (19). С. 60-66.

5. Анализ современного состояния защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными методами в рамках Таможенного союза: отчет о НИР / Е. В. Юрьева; науч. рук. работы Е. В. Юрьева; отв. исполн. А. М. Сорокин; ФТС России, Российская таможенная академия. Люберцы, 2014. 93 с.

6. Сорокин А. М. Различия национальных систем таможенной защиты прав интеллектуальной собственности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. 2014. № 5 (41). С. 146-151.

7. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: отчет о НИР (инициатив.) / Е. В. Юрьева; науч. рук. работы Е. В. Юрьева; отв. исполн. А. М. Сорокин; ФТС России, Российская таможенная академия, отд. планирования, координации и ведения науч. работы. Люберцы, 2015. 76 с.

8. Сорокин А. М. Совершенствование реализации обязательства правообладателя о залоге или равноценной гарантии при таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 146-150.

9. Письмо ФТС России от 26.06.2015 № 14-34/30835 «О направлении информации».

Ж. Д. Шевченко

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ

В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты выпуска товаров и таможенных операций, связанных с ним. Проводится сравнительный анализ содержания терминов «таможенные формальности» и «таможенные операции». Предлагаются авторские определения правового института выпуска товаров и таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенные формальности; таможенные операции; выпуск товаров; приостановление выпуска товаров; отказ в выпуске товаров; внешнеторговая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в современных условиях имеет большое значение для любого государства. Под ВЭД понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, в том числе производственная кооперация, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [1, ст. 1]. Из приведенного определения следует, что деятельность по осуществлению сделок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.