Взаимодействие таможенных органов .
УДК 339.54:347.77/78
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Истомин Леонид Григорьевич
Сибирский государственный университет путей сообщения, профессор кафедры «Таможенное дело», к.э.н., профессор, e-mail: istominlg@yandex.ru
Тимашева Дарья Юрьевна
Сибирский государственный университет путей сообщения, студент факультета мировой экономики и права, e-mail: kitten8978@mail.ru
В статье авторами раскрывается взаимодействие таможенных органов Евразийского экономического союза при осуществлении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, анализируются основные инструменты защиты
Ключевые слова: таможенные органы; интеллектуальная собственность; таможенный контроль; таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES OF EEA MEMBER STATES ON THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS
Istomin Leonid Gr.
Siberian Transport University, Professor of Department of Customs, PhD, Professor, e-mail: istominlg@yandex.ru
Timashеva Darya Yu.
Siberian Transport University, Student of Faculty of World Economy, e-mail: kitten8978@mail.ru
The article explains the cooperation of the customs authorities of the Eurasian Economic Union in the exercise of the protection of intellectual property rights, analyses the main protection instruments
Keywords: customs authorities; intellectual property; customs control; customs register of intellectual property objects
Для цитирования: Истомин Л.Г., Тимашева Д.Ю. Взаимодействие таможенных органов государств - членов ЕАЭС по охране объектов интеллектуальной собственности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 9-12.
Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) представляют собой результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана [1].
В 2008 г. вступила в силу часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
В настоящее время России принадлежит восьмое место по базовому значению в части целевого показателя «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития» в мире [2].
В соответствии с данными Роспатента, в 2019 г. участники ВЭД подали больше ста заявок на государственную регистрацию наименований мест происхождения товаров [4].
Данные факты указывают на большое значение рынка интеллектуальной собственности в России. Это утверждение действует не только в отношении России как государства - члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но и в отношении других государств - членов ЕАЭС.
Объекты интеллектуальных собственности подлежат защите на таможенной территории ЕАЭС в двух направлениях: на внутренних рынках стран и при трансграничном перемещении. В рамках трансграничного перемещения объекты интеллектуальной собственности обеспечены защитой, благодаря деятельности таможенных органов.
В соответствии с п.1 ст. 384 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) таможенные органы уполномочены применять меры по защиты прав на ОИС, которые помещаются под таможенные процедуры. Исключение составляют: таможенная процедура таможенного транзита, таможенная процедура уничтожения и специальная таможенная процедура [3].
Таможенные органы ЕАЭС осуществляют строгий контроль товаров, содержащих ОИС при их трансграничном перемещении. Для осуществления контроля и защиты таких товаров таможенные органы ЕАЭС в своей деятельности используют несколько инструментов: меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (ст. 124 ТК ЕАЭС) и ведение Единого и национальных таможенных реестров ОИС (ст. 385 и 386 ТК ЕАЭС).
Таможенными органами РФ ежегодно выявляется контрафактная продукция, т.е. произведенная с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности (рис. 1).
20 15 10
5 0
16.2
10.1 1 11
1 1
2017 ГОД
2018 ГОД
2019 ГОД
Рис. 1. Показатели выявленной контрафактной продукции в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, млн ед.
В 2019 г. в сфере защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выявлено более 11 млн единиц контрафактной продукции, а также предотвращен ущерб, который мог быть нанесён правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму 8 млрд руб. (в 2018 г. - 16,2 млн единиц контрафактной продукции на сумму около 6,8 млрд руб.) [4].
Во всех государствах - членах ЕАЭС наблюдается сходная ситуация - постепенно происходит снижение потока контрафактной продукции в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (рис. 2) [5]. Эта ситуация может объясняться тем, что Федеральная таможенная служба (ФТС) внедрила еще один метод борьбы с незаконным ввозом контрафактной продукции - подразделение мобильных групп.
С 2018 г. мобильные группы получили право самостоятельной остановки транспортных средств, что особенно повлияло на динамику объема нарушений таможенного законодательства. Недобросовестные участники ВЭД осознают степень риска, в связи с чем снижают количество попыток незаконного ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Основным инструментом, обеспечивающим защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, является ведение таможенных реестров ОИС. Таможенным законодательством закреплено ведение реестров двух уровней: наднационального - Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) и национальных - Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
Национальные таможенные реестры ведутся национальными таможенными органами государств - членов ЕАЭС. ОИС, содержащиеся в национальном реестре, подлежат охране лишь на территории государства, в котором они были зарегистрированы (ст. 386 ТК ЕАЭС).
ЕТРОИС же ведётся Евразийской экономической комиссией (ст. 385 ТК ЕАЭС). ОИС, внесенные в данный реестр, подлежат защите на территориях каждого государства - члена ЕАЭС.
Рассмотрим динамику наполняемости национальных таможенных реестров ОИС (рис. 3).
Рис. 2. Количество правонарушений, выявленных таможенными органами государств - членов ЕАЭС в 2018-2019 гг.
Рис. 3. Наполняемость национальных таможенных реестров ОИС государств - членов ЕАЭС
Взаимодействие таможенных органов ...
На основе данных, представленных на диаграмме, можно отметить, что за последние три года во всех государствах - членах ЕАЭС наблюдается снижение объёма ОИС, находящихся в национальных таможенных реестрах [6].
Отдельным правообладателям, желающим зарегистрировать и внести свой товар в ТРОИС, не удаётся пройти операцию регистрации ОИС в национальном таможенном реестре. Рассмотрим данное обстоятельство на примере динамики подачи заявок на регистрацию товарных знаков и динамики регистрации товарных знаков в государствах - членах ЕАЭС (рис. 4) [7, 8].
Представленная диаграмма наглядно демонстрирует утверждение о сложности процедуры регистрации в силу тонкостей данного процесса. В нормативных актах можно найти лишь примерный перечень документов, необходимых для предоставления в ФТС, чтобы оформить внесение товарного знака в таможенный реестр. Рассматривая принятую от правообладателя или его доверенного лица заявку, ведомство может запросить пояснения по любой позиции правообладателя, а также дополнительный пакет документов и различных доказательств.
Что касается ведения ЕТРОИС, то на официальном сайте ЕЭК не содержится информации об объектах, внесенных в реестр. Упомянутые инструменты защиты ОИС, способные эффективно защищать интеллектуальные права участников ВЭД, на данный момент функционируют не в полной мере [8].
Следующий инструмент защиты прав на ОИС - приостановление таможенными органами выпуска товаров. Если в ходе проведения таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, должностное лицо таможенного органа обнаружило со стороны декларанта нарушение таможенного законодательства ЕАЭС или нарушение авторских прав правообладателя, то впуск декларируемых товаров может быть приостановлен на срок до 10 рабочих дней. Декларант или владелец товаров,
содержащих ОИС, уведомляется таможенными органами не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении срока выпуска товаров. По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС, срок выпуска таких товаров возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу предоставлены документы об их изъятии, аресте, конфискации или уничтожении.
В качестве заключения следует отметить, что таможенные органы осуществляют надлежащую защиту товаров, содержащих ОИС, при их трансграничном перемещении. Однако думается, что существующие инструменты способны к более эффективному функционированию, и приходится констатировать, что некоторые из них требуют определённой доработки для улучшения механизма защиты товаров, содержащих ОИС. Следует отметить существующие проблемы - это сложности, препятствующие регистрации участников ВЭД в таможенных реестрах ОИС, реестры, которые из-за сложности вхождения в них, остаются «слабо» заполненными. Требуется унификация законодательства стран ЕАЭС в области интеллектуальной собственности, так как на данный момент в ЕАЭС отсутствуют единые стандарты проверки заявлений о включении ОИС в ЕТРОИС.
Библиографический список:
1. Гражданский кодекс от 18.12.2006 № 230-Ф3 (редакция от 14.11.2017) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64629/#dst0 (дата обращения: 04.10.2020).
2. Итоги работы Роспатента в 2019 году URL: https:// rospatent.gov.ru/ru/news/06-09-2019-itogi-raboty-rospatenta-v-avguste-2019-goda-rost-registracii-tovarnyh-znakov-prevysil-21 (дата обращения: 04.10.2020).
3. Паспорт национального проекта «Наука» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://aviatp.ru/files/
180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 о
66707 87509
fi4? 773Лш 3388
Российская Федерация
11049 Республика
Казахстан
Респу^л! Беларусь
лика
5920 Кыргызская
Республика
3S94 Республика
Армения
■ зарегистрированные товарные знаки
■ товарные знаки, поданные на регистрацию
Рис. 4. Разница между поданными и зарегистрированными товарными знаками в государствах - членах ЕАЭС за 2019 г.
nationalproject/Nauka_project.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (редакция от 01.01.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215315/ (дата обращения: 04.10.2020).
5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs. gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 04.10.2020).
6. Аналитический обзор в сфере интеллектуальной собственности в Союзе // Департамент развития предпринимательской деятельности ЕЭК. 2019. 231 с.
7. Интеллектуальная собственность в рамках ЕАЭС // Официальный сайт ЕЭК.. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/
Documents/_eec_intellect2015_ru-eng_block_150417. pdf (дата обращения: 04.10.2020).
8. Значение интеллектуальной собственности в рамках развития интеграции Союза // Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/_%21eec_in tellect_08.09.2016_%d0%a4%d0%98%d0%9d%d0%9 8%d0%a8_%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%b 0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%20%d0%b2%20 %d0%bf%d0%b5%d1%87%d0%b0%d1%82%d1%8c.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
9. Обзор аналитиков в сфере интеллектуальной собственности в рамках Союза // Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/finpol/dobd/intelsobs/Documents/%D0%90%D0 %BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1 %87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20 %D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20 % D 0 % B 2 % 2 0 % D 1 % 8 1 % D 1 % 8 4 -%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%98%D0%A1%20 16.07.2020.pdf (дата обращения: 04.10.2020).