УДК 339.5, ББК 65.050 © А.В. Сальникова
А.В. Сальникова
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Интеграция в рамках Евразийского экономического союза имеет не только преимущества, но и влечет риски в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами. В связи с этим ряд инструментов и мер современного таможенного механизма защиты прав правообладателей нуждается в трансформации. Основными методами исследования стали системный подход, статистический анализ, формально-юридический метод. Установлено, что единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, декларируемый союзным таможенным законодательством в качестве основного инструмента защиты прав правообладателей, не введен в действие. Другим проблемным вопросом является факультативность применения процедуры «ex-officio» в качестве одной из мер по защите прав правообладателей таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза. Введение в действие единого унифицированного таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности позволит таможенным органам осуществлять защиту прав правообладателей на всей территории Евразийского экономического союза, правообладателям избежать финансовых и временных издержек, затрачиваемых при внесении объекта интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры. С этой целью следует устранить два барьера: наладить информационное взаимодействие всех причастных структур и органов, а также рассмотреть возможность дифференциации страховой суммы, уплачиваемой правообладателем при включении своего объекта в реестр. Введение во всех государствах - членах Евразийского экономического союза в качестве обязательной меры по защите прав интеллектуальной собственности процедуры «ex-officio» посредством внесения поправки в текст Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обеспечит унификацию таможенного законодательства и расширит количество защищаемых объектов.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, таможенные органы, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, Евразийский экономический союз.
роблема незаконного трансграничного
П перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, продолжает оставаться актуальной для российской экономики. Ключевую роль в борьбе с данным явлением играют таможенные органы, в качестве одной из задач которых определено «предотвращение и пресечение международной торговли контрафактной продукцией» [4]. В 2018 году российскими таможенными органами было возбуждено на 17% больше дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, чем в предыдущем году, выявлено на 60% больше контрафактной продукции в сравнении с аналогичным показателем 2017 года, предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на 50% больше, чем в предыдущем году [18, с. 41-42]. В научных кругах тема защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами постоянно находится в фокусе исследователей. Вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации до образования Таможенного союза рассмотрены Л. Ф. Туфетуловой, Е. Н. Пановой [19; 13]. Пробелам в правовом обеспечении реализации таможенными органами Российской Федерации функции по защите прав интеллектуальной собственности посвящена работа И. Н. Курочкина [10]. Среди новейших работ следует отметить исследования С. А. Ага-магомедовой, посвященные изучению административно-правового механизма и правовым основам трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях развития интегра-
ционных процессов [6, 7, 8], А. С. Логиновой и Л. А. Травиной по анализу правоприменительной практики таможенных органов при трансграничном перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [11], А. Е. Озолинга о способах защиты прав интеллектуальной собственности [12]. Вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях Евразийского экономического союза освещены в работе Р. А. Курбанова [9]. Перспективы развития института таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза выявлены в работе А. М Сорокина [16]. В условиях продолжающегося роста объемов перемещаемой через границу РФ контрафактной продукции, дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), имеющей своими последствиями не только преимущества, но и определенные риски, и произошедших изменений в союзном и национальном таможенном законодательстве, проблематика защиты прав на объекты интеллектуальной собственности российскими таможенными органами, безусловно, актуальна. Совершенствование механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ в условиях ЕАЭС будет способствовать более эффективной деятельности по выявлению и пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности российскими таможенными органами в условиях ЕАЭС.
На современном этапе защита прав на объекты интеллектуальной собственности российскими таможенными органами осуществляется на основе механизма, который включает набор мер и инструментов,
предусмотренных союзным и национальным законодательством.
Во-первых, таможенные органы применяют меры в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторских и смежных прав; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товара [3, п. 2 ст. 327]. Меры не применяются в отношении: товаров, помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита, уничтожения, специальную таможенную процедуру; товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями, иными организациями, расположенными на таможенной территории ЕАЭС, для официального пользования [1, п. 3 ст. 384]. Таким образом, круг охраняемых объектов и случаи их охраны таможенными органами определены законодателем.
Во-вторых, действенным инструментом защиты прав правообладателей при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, остается является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который объекты включаются на основании заявления правообладателя (его представителя). Таможенным законодательством закреплено ведение реестров двух уровней: наднационального (Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ЕТРОИС) и национальных (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС) [1, п. 5 ст. 384]. Таможенный реестр представляет собой совокупность сведений об объектах интеллектуальной
собственности. Ведение таких таможенных реестров уполномоченными органами включает: прием и рассмотрение заявлений и иных обращений правообладателей; включение в реестр или отказ во включении и исключение из реестра объектов интеллектуальной собственности, опубликование и актуализация сведений об объектах и т.д. [2, п. 4]. В каждом государстве - члене ЕАЭС ведение ТРОИС осуществляется национальными таможенными органами. Включение в национальный реестр объекта обеспечивает гарантию его защиты таможенными органами исключительно на территории того государства - члена ЕАЭС, в реестр которого включен такой объект. Иными словами, если товарный знак зарегистрирован в ТРОИС ФТС России, значит, меры по его защите будут принимать российские таможенные органы на территории РФ. Все обязанности по ведению российского ТРОИС возложены на ФТС России [3, п. 1 ст. 334]. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в данный реестр, составляет не более 3 лет с возможностью неоднократного продления каждый раз на 3 года [3, п. 1, 4 ст. 329]. ТРОИС ФТС России за 10 лет своего существования уже зарекомендовал себя в качестве действенного инструмента. По состоянию на 23 мая 2019 года в нем зарегистрировано 5 015 объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. 4 978 товарных знаков, 32 объекта авторского права и 5 наименований мест происхождения товара, принадлежащих как российским, так и зарубежным кампаниям [14]. Ежегодно количество объектов, регистрируемых в ТРОИС ФТС России, увеличивается. Так, с 2004 года данный перечень вырос почти в 10 раз (Рисунок 1).
Рис. 1 Динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России в 20042018 гг.
Рассмотрев количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в ТРОИС государств - членов ЕАЭС, можно отметить существенную разницу в их пополнении [17]. Несомненно, наиболее активно пополняется ТРОИС ФТС России (Рисунок 2).
Разница в пополнении национальных ТРОИС создает большую вероятность ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на территорию одного государства - члена ЕАЭС, а затем, практически беспрепятственного распространения и на территориях других стран - членов. Данное
обстоятельство значительно снижает эффективность применения ТРОИС в качестве инструмента защиты и диктует необходимость создания унифицированного единого реестра государств - членов - ЕТРОИС, который позволит осуществлять защиту прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами на всей таможенной территории ЕАЭС. В отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в ЕТРОИС, защитные меры должны принимать таможенные органы всех государств-членов ЕАЭС.
Рис. 2. Количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в национальных ТРОИС
государств - членов ЕАЭС в 2018 году
Ответственным за ведение данного реестра является департамент Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), к компетенции которого относятся вопросы в области интеллектуальной собственности [2, п. 5]. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в ЕТРОИС, составляет не более 2 лет с возможностью неоднократного его продления каждый раз на 2 года [1, п. 12 ст. 387; 3, ст. 328, 330-333]. Включение объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры гарантирует их таможенную защиту, то есть принятие таможенными органами предусмотренных законодательством мер. На практике ведение ЕТРО-ИС на данный момент не осуществляется, т.к. не утверждены технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие средствами интегрированной информационной системы ЕАЭС общего процесса по формированию, ведению и использованию данного реестра. Таким образом, данный наднациональный инструмент все еще не имеет практической реализации. Для получения защиты на всей таможенной территории ЕАЭС правообладателю нужно проходить пять национальных процедур регистрации в каждом таможенном реестре государства -члена. Скорейшее устранение оставшихся барьеров позволит правообладателям при регистрации объектов интеллектуальной собственности в ЕТРОИС подавать только одно заявление в ЕЭК, что существенно упростит процедуру защиты прав, сократит их финансовые и временные издержки, а у таможенных органов появится единый инструмент. Барьером регистрации объектов интеллектуальной собственности для ряда правообладателей в едином таможенном реестре может стать условие о необходимости уплаты страховой суммы в размере 10 000 евро в случае принятия решения о внесении объекта в реестр. Данная сумма уплачивается в целях обеспечения исполнения обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть нанесен в связи с реализацией меры приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам [1, п. 9, 11. ст. 385]. Представляется необходимым рассмотреть возможность дифференциации страховой суммы, подлежащей уплате правообладателями.
В-третьих, одной из мер таможенных органов является приостановление выпуска товаров, включенных в таможенные реестры. Если при помещении под таможенные процедуры товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенные реестры, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя, срок их выпуска приостанавливается на 10 рабочих дней [1, п. 1 ст. 124]. По запросу правообладателя или его представителя указанный срок может быть продлен на 10 рабочих дней [1, п. 2 ст. 124]. По истечении срока приостановления выпуска товаров таможенный орган возобновляет их выпуск, если не было принято решение об их изъятии, конфискации или наложения на такие товары ареста [1, п. 6 ст. 124]. Законодательно предусмотрена процедура «ех-ойгсю», согласно которой, в случае обнаружения признаков нарушений прав, таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры, в целях проверки соблюдения прав правообладателей [1, п. 7, ст. 124]. Выпуск товаров, не внесенных в ТРОИС, но обладающих признаками нарушений прав, таможенные органы вправе приостановить на 7 рабочих дней. В случае обращения правообладателя в таможенный орган срок приостановления выпуска товаров может быть продлен на 10 рабочих дней, но при условии, что правообладатель подал в ФТС России заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС [3, п. 3 ст. 113]. Для приостановления выпуска товаров в рамках «ех-ойгсю» есть определенные условия. У таможенного органа должна быть информации о правообладателе (его представителе) на территории РФ, которая содержится в базе Роспатента. Применения данной процедуры возможно только в случае, если такие меры ранее не применялись в отношении товаров, содержащих данный объект интеллектуальной собственности. Данная оговорка отражена только в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ и отсутствует в ТК ЕАЭС, поэтому применяется данное правило исключительно на уровне одного государства (в России), то есть таможенные органы государств -членов ЕАЭС имеют право повторно приостановить выпуск. Это обусловлено отсутствием общего для всех государств-членов учета товаров, по которым осуществлялось приостановление выпуска в рамках «ех^йсю». Такого рода учет осуществляется таможенными органами России в рамках одного государства с 2015 года и размещается на портале ФТС России [5]. Каждое государство - член ЕАЭС вправе самостоятельно устанавливать возможность примене-
ния процедуры «ех-оШсю» [1, п. 7 ст. 124]. Данная процедура успешно применяется на протяжении нескольких лет таможенными органами России и Казахстана, а при вступлении в ЕАЭС ее стала применять и Республика Армения. Однако таможенными органами Республик Беларусь и Киргизии такая процедура не применяется. Это приводит к значительному снижению количества объектов интеллектуальной собственности, права на которые не могут быть защищены таможенными органами этих государств, а значит и к риску, что товары-нарушители попадут на территорию РФ. Таким образом, в соответствии с процедурой «ех-ойюю» основанием для приостановления выпуска товаров является не заявление правообладателя о включении объекта интеллектуальной собственности о включении в таможенный реестр, а непосредственно подозрения таможенных органов, что имеет место нарушение прав интеллектуальной собственности [15, с. 1052]. Применение процедуры «ех-ойюю» позволяет повысить эффективность защиты прав правообладателей, поэтому целесообразно рассмотреть внесение поправок в ТК ЕАЭС, закрепляющих обязательство ее применения всеми государствами - членами ЕАЭС без исключения. Таким образом, таможенные органы наделены полномочием приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенных, так и не включенных в таможенные реестры, на определенный срок в случае подозрений на нарушения прав правообладателей.
Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности российскими таможенными
органами включает таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как инструмент, а также меры по приостановлению выпуска товаров, как включенных в таможенные реестры, так и не включенных в них (процедура «ех-оШсю»). В условиях ЕАЭС данный инструмент нуждается в определенной трансформации. Введение в действие единого унифицированного таможенного реестра позволит таможенным органам осуществлять защиту на всей территории ЕАЭС, правообладателям избежать финансовых и временных издержек при внесении объектов в национальные реестры. С этой целью следует наладить информационное взаимодействие всех причастных структур и органов, рассмотреть возможность дифференциации страховой суммы, уплачиваемой правообладателем при включении объекта в реестр. Введение во всех государствах - членах ЕАЭС в качестве обязательной меры по защите прав интеллектуальной собственности процедуры «ех-оШсю» посредством внесения соответствующей поправки в текст ТК ЕАЭС обеспечит унификацию таможенного законодательства и расширит количество защищаемых объектов. Рекомендованные меры позволят повысить эффективность деятельности таможенных органов по выявлению и пресечению нарушений в сфере интеллектуальной собственности, увеличить денежные поступления в государственный бюджет, минимизировать временные и финансовые издержки правообладателей и, как следствие, расширить количество объектов, вносимых в таможенные реестры.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза». - Не вступил в силу. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Письмо ФТС России от 30.06.2015 № 14-36/31557 «О вопросах обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Агамагомедова, С. А. Административно-правовая защита интеллектуальных прав: новое в таможенном законодательстве [Текст] / С. А. Агамагомедова, А. В. Самарин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. — № 1 (17). - С. 32-37.
7. Агамагомедова, С. А. Административные процедуры в механизме защиты интеллектуальных прав таможенными органами: понятие, базовые признаки, виды [Текст] / С. А. Агамагомедова // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2017. - № 6. - С. 45-52.
8. Агамагомедова, С. А. Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении [Текст] / С. А. Агамагомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Политика и право. 2011. - № 4 (20). - С. 45-51.
9. Курбанов, Р. А. Вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на Евразийском пространстве [Текст] / Р. А. Курбанов // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 6. - С. 82-86.
10. Курочкин, И. Н. Некоторые пробелы в правовом обеспечении реализации таможенными органами Российской Федерации функции по защите прав интеллектуальной собственности [Текст] / И. Н. Курочкин // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 3. - С. 119-121.
11. Логинова, А. С. Анализ правоприменительной практики таможенных органов при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / А. С. Логинова, Л. А. Травина // Реформы и право. - 2015. - № 1. - С. 51-57.
12. Озолинг, А. Е. О некоторых способах защиты прав интеллектуальной собственности (таможенный аспект) [Текст] / А. Е. Озолинг // Управленческое консультирование. - 2014. — № 6. - С. 33-37.
13. Панова, Е. Н. Защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Панова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. — № 5 (май). - С. 37-44.
14. Реестр объектов интеллектуальной собственности по состоянию на 23.05.2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ved.customs.m/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=109, свободный.
15. Сенашов, С. И. Совершенствование системы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / С. И. Сенашов, С. Н. Рудь // Сибирский журнал науки и технологий. - 2015. - № 4. - С. 1052.
16. Сорокин, А. М. Актуальные направления развития института единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза [Текст] / А. М. Сорокин // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 4(25). - С. 291-294.
17. Статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/intelsobs/Pages/Статистические-данные.aspx, свободный.
18. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Текст]. М., 2019. - 104 с.
19. Туфетулова, Л. Ф. Современная система таможенных мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [Текст] / Л. Ф. Туфетулова // Актуальные проблемы экономики и права. -2007. - № 2. - С. 130-134.
Сведения об авторе:
Сальникова Анастасия Владимировна - к.и.н., доцент, доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность» Юридического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет» (ВлГУ) (600000, Российская Федерация, г Владимир, ул. Горького, д. 87, e-mail: salnikova-av@mail. ru).
Статья поступила в редакцию 19.09.2019 г.