УДК 339.54
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И. В. Шарощенко1
1 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена изучению нормативного правового регулирования института уполномоченных экономических операторов (УЭО) и представлению мнения автора об особенностях взаимодействия таможенных органов и УЭО на разных этапах. Развитие института УЭО является актуальным, так как направлено на содействие мировой торговле, обеспечение эффективности таможенного контроля, минимизацию рисков международных перевозок. Анализ нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность института УЭО в целом и в Российской Федерации в частности, позволил выделить определенную преемственность в развитии законодательства и актуальные направления совершенствования данного института в интересах мировой торговли. Автором выделены этапы взаимодействия таможенных органов и УЭО, описаны отдельные проблемы такого взаимодействия. Понимание этапов, форм взаимодействия таможенных органов и УЭО позволяет участникам внешнеэкономической деятельности планировать свои бизнес-процессы и оценивать экономическую целесообразность такого статуса, а таможенным органам выстраивать партнерские отношения с компаниями, отнесенными к низкому уровню риска. В целях совершенствования развития института УЭО выделен ряд обстоятельств: стимулирование экономического интереса у предприятий - участников внешнеэкономической деятельности получать такой статус и необходимость информационного обеспечения процесса взаимодействия таможенных органов и УЭО. Развитие форм и информационной поддержки взаимодействия всех заинтересованных сторон обеспечит расширение практики применения института УЭО, повысит эффективность таможенного контроля и безопасность грузовых перевозок и, как следствие, создаст условия для стимулирования внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, инструменты регулирования, мировая торговля, международные стандарты, уполномоченные экономические операторы, формы взаимодействия, таможенные органы, таможенное декларирование и контроль.
DEVELOPMENT OF THE AUTORIZED ECONOMIC OPERATORS INSTITUTE: IMPROVEMENT OF FORMS OF INTERACTION
I. V. Sharoshchenko1
1 Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the study of the regulatory legal regulation of the Institute of authorized economic operators (AEO) and the presentation of the author's opinion on the peculiarities of interaction between customs authorities and AEO at different stages. The development of the AEO institute is relevant, as it is aimed at promoting world trade, ensuring the effectiveness of customs control, minimizing the risks of international transportation. The analysis of regulatory legal documents regulating the activities of the AEO Institute in general, and in the Russian Federation in particular, allowed us to identify a certain continuity in the development of legislation and current areas of improvement of this institute in the interests of world trade. The author highlights the stages of interaction between customs authorities and AEO, describes some problematic issues of such interaction.
© Шарощенко И. В., 2022
Understanding the stages and forms of interaction between customs authorities and AEO allows participants in foreign economic activity to plan their business processes and assess the economic feasibility of such a status, and customs authorities to build partnerships with companies classified as low-risk. In order to improve the development of the AEO institute, a number of circumstances are highlighted: stimulating the economic interest of enterprises participating in foreign economic activity to obtain such a status and the need for information support for the process of interaction between customs authorities and AEO. The development of forms and information support for the interaction of all interested parties will ensure the expansion of the practice of using the AEO institute, increase the effectiveness of customs control and the safety of cargo transportation and, as a result, create conditions for stimulating foreign economic activity.
Keywords: foreign economic activity, regulatory instruments, world trade, international standards, authorized economic operators, forms of interaction, customs authorities, customs declaration and control.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетные направления развития таможенной службы Российской Федерации (РФ) предполагают расширение практики применения международных стандартов, создание безопасных цепей поставок на основе международных соглашений, снижение административной нагрузки на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров и, как следствие, стимулирование развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [1].
Одним из актуальных инструментов развития мировой торговли является стимулирование применения института уполномоченного экономического оператора (УЭО) и признание такого статуса таможенными службами стран мира.
По инициативе Всемирной таможенной организации (ВТамО) и Всемирной торговой организации в целях создания условий, обеспечивающих безопасность глобальных цепей поставок товаров за счет выстраивания доверительных отношений между таможенными органами и бизнес-сообществом, реализуется многосторонний подход к развитию института УЭО [2].
По мнению В. Казаева, УЭО - это целая философия организации ВЭД, обеспечивающая высокую степень контроля за перемещаемыми товарами. В связи с этим ценность данного статуса не ограничивается лишь отдельными специальными упрощениями, а складывается из совокупности прямых и косвенных преимуществ УЭО, причем во многих странах они выходят за рамки только таможенных упрощений [3].
Институт УЭО активно развивается и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По состоянию на 2020 г. в ЕАЭС зарегистрировано 478 УЭО, из них большая доля - в Белоруссии (65,69%) и России (31,80%) (табл. 1). В России за период с 2018 по 2020 г. количество УЭО, внесенных в реестр, увеличилось с 12 до 68, т. е. выросло более чем в 5 раз [4].
Новая программа УЭО ЕАЭС предполагает расширение состава участников, в числе которых таможенные представители, перевозчики, склады временного хранения, импортеры и, безусловно, экспортеры. В целях реализации данной программы с января 2020 г. вступили в силу новые положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) по получению статуса УЭО, что
позволяет участникам ВЭД планировать свои бизнес-процессы и оценивать экономическую целесообразность такого статуса, а таможенным органам выстраивать партнерские отношения с компаниями, отнесенными к низкому уровню риска [5].
Таблица 1
Количество зарегистрированных УЭО в странах - участницах ЕАЭС в 2020 г.
№ п/п Наименование страны Количество зарегистрированных УЭО Доля, %
1 Армения 2 0,42
2 Белоруссия 314 65,69
3 Казахстан 7 1,46
4 Кыргызстан 3 0,63
5 Россия 152 31,80
Итого 478 100,00
Развитие института УЭО представляется актуальным, так как позволит более глубоко оценить потенциал соискателя на получение такого статуса в целях минимизации, во-первых, рисков нарушения законодательства, во-вторых, вероятности нанесения ущерба репутации УЭО сомнительными компаниями.
СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЭО
Из анализа определений УЭО (рис. 1) следует, что как инструмент регулирования УЭО - это институт, позволяющий достичь оптимального баланса между интересами и рисками государственных контролирующих органов и бизнес-сообщества. Как участник ВЭД УЭО - это такие участники сферы таможенного дела, которые обладают специальными упрощениями осуществления ВЭД при соблюдении обязательных требований, установленных таможенным законодательством. Такая система позволяет расширить и укрепить взаимоотношения таможенной службы с участниками ВЭД, что снижает административную нагрузку при декларировании и уплате таможенных платежей.
Рис. 1. Сравнение определений УЭО [6]
Фундамент функционирования института УЭО заложен «Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли» ВТамО. Такие стандарты на сегодняшний день являются важнейшим международным документом, отражающим подходы к современному администрированию, преследуют задачу развития института УЭО через обеспечение партнерства таможни и бизнеса.
Рамочные стандарты ВТамО содержат условия, необходимые для осуществления деятельности УЭО, а также рекомендации по установлению и совершенствованию взаимодействия между УЭО и таможенными администрациями в направлениях, связанных с осуществлением ВЭД и безопасным перемещением товаров
[7].
Данные стандарты предусматривают развитие системы преимуществ для УЭО. Изначально было четыре группы упрощений: ускорение выпуска груза, сокращение времени транзита и более низкие затраты на хранение товара; предоставление доступа к ценной информации участникам УЭО; специальные меры, касающиеся периодов с перебоями в торговле или повышенным уровнем угрозы; первоочередное рассмотрение участия в любых новых программах обработки грузов. Впоследствии данные группы дополнены тремя новыми разделами: упрощение процессов после выпуска товара; преимущества, предоставляемые другими правительственными органами; преимущества в соответствии с соглашениями о взаимном признании.
Признание УЭО в качестве торгового партнера с низким уровнем риска обеспечивает большую безопасность цепям поставок и приводит к меньшему количеству поверок (досмотров) со стороны таможенных администраций разных стран.
Регулирование института УЭО на уровне ЕАЭС и РФ позволяет достичь оптимального баланса интересов государственных контролирующих органов и бизнес-сообщества и результативного взаимодействия, так как УЭО должны обеспечивать достоверность декларирования товаров, полноту взимания таможенных платежей, правильность выполнения таможенных правил [8]. Так как под УЭО понимаются участники ВЭД низкого уровня риска, то в отношении них предусмотрена возможность существенно снизить количество форм таможенного контроля, что способствует сокращению времени совершения таможенных операций, ускорению декларирования и снижению издержек данной категории участников ВЭД.
Современное регулирование деятельности УЭО на всех уровнях нацелено на системный подход к развитию данного института с точки зрения обеспечения безопасности поставок и формирования ощутимых, прозрачных и измеримых преимуществ для УЭО, а также их признания таможенными администрациями стран мира.
ЭТАПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
На основе изучения особенностей регулирования отношений таможенных органов и УЭО автором выделены этапы и формы такого взаимодействия (рис. 2).
Рис. 2. Этапы взаимодействия таможенных органов с УЭО
Целью этапа 1 является присвоение участнику ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора, исходя из заявленного типа, и внесение этого участника в реестр УЭО. Взаимодействие на данном этапе осуществляется в электронной форме через «Личный кабинет участника ВЭД» либо портал «Госуслуги».
Основные функции таможенных органов и УЭО, реализуемые на этапе 1, представлены на рис. 3.
Рис. 3. Функции таможенных органов и УЭО на этапе регистрации статуса
Фундаментом данного этапа является соблюдение условий и порядка присвоения статуса УЭО. В соответствии со ст. 433 ТК ЕАЭС, в зависимости от типов выдаваемых свидетельств, УЭО должны быть соблюдены соответствующие условия включения в реестр (табл. 2).
Таблица 2
Условия включения в реестр УЭО в зависимости от типа свидетельства [9]
Перечень условий для присвоения статуса УЭО I тип II тип III тип
Осуществление внешнеэкономической деятельности либо деятельности в сфере таможенного дела не менее трех лет (таможенный перевозчик - два года) Р Р Р
Обеспечение исполнения обязанностей УЭО в сумме свыше 1 млн евро (с постепенным снижением размера обеспечения) Р
Отсутствие во всех государствах-членах неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов Р Р Р
Окончание таблицы 2
Перечень условий для присвоения статуса УЭО I тип II тип III тип
Отсутствие в государстве-члене задолженности (недоимки) в соответствии с налоговым законодательством Р Р Р
Отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах к административной ответственности за определенные правонарушения в течение одного года до регистрации заявления таможенным органом Р Р Р
Отсутствие фактов привлечения физических лиц государств-членов, являющихся акционерами, имеющими 10% и более акций, учредителями (участниками), руководителем, главным бухгалтером, к уголовной ответственности за определенные правонарушения Р Р Р
Наличие системы учета товаров, обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям Р Р Р
Финансовая устойчивость Р Р
Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (части помещения) и (или) открытых площадок Р Р
Соблюдение требований к сооружениям, помещениям и (или) открытым площадкам, средствам идентификации, транспортным средствам, работникам Р Р
Наличие не менее двух лет в реестре УЭО с выдачей свидетельств первого и (или) второго типов Р
Данные требования являются основополагающими принципами поддержания безопасной работы и контроля УЭО со стороны государственных контролирующих органов. В связи с этим условия включения юридического лица в реестр УЭО накладывают требования по обеспечению уплаты таможенных платежей в сумме свыше 1 млн евро (с постепенным снижением размера обеспечения), при выдаче свидетельства первого типа, сроку осуществления ВЭД, наличию нарушений таможенного и налогового законодательства, отсутствию задолженности по таможенным платежам, организованной системе учета товаров.
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, безусловно, является главным барьером для исполнения. Изъятие таких сумм из оборота компании на срок действия статуса УЭО ставит под сомнение все возможные выгоды от получения специальных упрощений. В большинстве стран мира такое условие вообще отсутствует.
Таким образом, регистрация УЭО может быть выгодна только тем участникам ВЭД, которые осуществляют большие поставки, имеют собственный склад, где осуществляется временное хранение продукции, и др., что исключает данную возможность для малого и среднего бизнеса.
Предоставляемый перечень специальных упрощений для УЭО, в зависимости от типа свидетельств, создает существенные экономические мотивы для их функционирования (рис. 4).
Одно из главных упрощений - выпуск товара до подачи таможенной декларации или выпуск таможней по заявлению. Данная преференция при таможенных
операциях позволяет проводить декларирование за 3 часа, что принципиально важно в процессе декларирования продуктов питания, доставке срочных грузов, оформлении авиагрузов, большом грузопотоке и для четкого планирования работы склада и цепочки поставок.
Рис. 4. Расширенный перечень специальных упрощений для УЭО [10]
Специальные упрощения, предоставляемые УЭО с выдачей свидетельства первого типа, больше подходят для организации международной торговли, а УЭО второго типа - для организации производственной деятельности.
Но сочетание условий включения в реестр УЭО и перечня упрощений для УЭО в должной степени не мотивирует участников ВЭД к получению статуса УЭО: доля УЭО в общем количестве участников ВЭД менее 1%, при этом в 2020 г. по сравнению с 2018 г. количество действующих УЭО сократилось на 15,11%, а количество УЭО, которые приостановили свою деятельность, выросло на 36% [4].
Этап 2 - это взаимодействие при таможенном декларировании и выпуске товара УЭО через центры электронного декларирования (ЦЭД). Как отмечалось выше, совершение таможенных операций для УЭО производится в первоочередном порядке, выпуск - до подачи декларации на товары и без обеспечения уплаты платежей. Оформляемые грузы УЭО выпускаются в свободное обращение без задержек, по факту прибытия на таможню, что позволяет избавиться от дополнительных расходов, связанных с хранением товаров.
Эффективность взаимодействия таможенных органов с УЭО на данном этапе определяется динамикой показателей ВЭД УЭО и теми особенностями, которые они заявляют при декларировании. В большинстве случаев при декларировании товаров применяется классическая таможенная процедура, без каких-либо
особенностей, но следует выделить и те случаи, которые применяются реже, но определяются статусом УЭО. Это таможенное декларирование товаров при их выпуске до подачи таможенной декларации (в соответствии со ст. 120 ТК ЕАЭС) и предварительное таможенное декларирование в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию (в соответствии со ст. 114 ТК ЕАЭС) [5]. Указанные преимущества также могут быть одним из стимулов для УЭО, поскольку значительно ускоряют процесс таможенного декларирования.
На современном этапе следует выделить такую проблему, как отсутствие возможности у УЭО использовать упрощения при применении таможенной процедуры таможенного транзита. В связи с этим данная процедура не востребована УЭО: доля обработанных транзитных деклараций УЭО в общем количестве деклараций, поданных ими, резко снижается. Так, по данным Владивостокской таможни, за 2018-2020 гг. количество транзитных деклараций уменьшилось на 456 шт., т. е. на 41,16% (табл. 3).
Таблица 3
Динамика количества поданных деклараций УЭО по данным Владивостокской таможни за 2018-2020 гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Количество поданных деклараций УЭО по всем таможенным процедурам, шт. 5 286 5 812 7 967
Количество обработанных транзитных деклараций УЭО, шт. 1 108 1 087 652
Доля обработанных транзитных деклараций в общем количестве деклараций, поданных УЭО, % 20,96 18,70 8,18
Цепной темп снижения количества обработанных транзитных деклараций УЭО, % - 1,89 40,02
Источник: составлено автором по данным Владивостокской таможни.
В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 146 ТК ЕАЭС обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей не предоставляется в случае, когда в качестве декларанта выступает УЭО, имеющий свидетельство о включении в реестр УЭО первого или третьего типа. Но в основном УЭО являются получателями груза, а декларантом выступает принципал (перевозчик), который организует транзитную перевозку. Соответственно, УЭО не имеют права применять упрощения при процедуре таможенного транзита и обязаны уплатить обеспечение при таможенной перевозке. В связи с этим на УЭО накладывается дополнительная финансовая нагрузка по предоставлению обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Для устранения такой проблемы требуется совершенствование законодательства в части возможности либо зачета обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, ранее уплаченного при получении первого типа свидетельства УЭО, либо непредоставления обеспечения при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, если получателем товаров выступает УЭО.
Этап 3 взаимодействия таможенных органов и УЭО осуществляется в рамках таможенного контроля после выпуска товара (ТКПВТ).
ТКПВТ в отношении УЭО, как правило, проводится на основании результатов применения системы управления рисками, исходя из принципа выборочно-сти объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Формой взаимодействия на данном этапе является плановая таможенная проверка деятельности УЭО по выбранным направлениям с целью контроля деятельности, подтверждения типа выданного свидетельства, в том числе оценки финансовой устойчивости УЭО.
Одно из основных направлений проведения таможенной проверки - проверка наличия системы учета товаров (подп. 7 п. 1 ст. 433 ТК ЕАЭС), которая должна позволить сопоставить сведения, представленные таможенным органом при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечить доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям.
При выявлении в ходе проверки факта несоблюдения хотя бы одного из условий включения в реестр УЭО таможенная проверка завершается без проверки соблюдения других условий. На данном этапе эффективным ресурсом взаимодействия может стать возможность информационного обмена в вопросах организации и ведения производственно-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, аудита деятельности, оценки финансовой устойчивости УЭО и др.
В большинстве случаев по результатам таможенных проверок выявляются нарушения, связанные с представлением недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, заявлением недостоверных сведений о таможенной стоимости и классификации декларируемых товаров и др. По данным ФТС России за 2019 г., по результатам проверочных мероприятий с УЭО доначислено таможенных платежей на сумму 363,6 млн руб., что в 11,5 раз меньше, чем сумма таможенных платежей, доначисленных по результатам проверок участников ВЭД с низким уровнем риска [11]. Такие низкие показатели объясняются малой долей УЭО и небольшим количеством нарушений ими законодательства.
Проведение ТКПВТ является преимущественным направлением таможенного администрирования, позволяет не только ускорить процесс совершения таможенных операций, но и обеспечить полноту взимания таможенных платежей, создать благоприятные условия для деятельности законопослушных участников ВЭД.
Э т а п 4 - вынужденный и реализуется только в случае завершения взаимодействия таможенных органов с УЭО путем исключения последних из реестра либо приостановления свидетельства УЭО в случае нарушения ими законодательства (рис. 5).
В большинстве случаев основаниями для приостановления деятельности УЭО являются: несоответствие условиям включения в реестр УЭО, непредставление отчетности, проведение реорганизации УЭО или введение процедуры
банкротства, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении УЭО. Данный этап взаимодействия, как правило, определяется результатами проведенной таможенной проверки.
Рис. 5. Перечень оснований для приостановления деятельности либо лишения статуса УЭО [6]
Понимание особенностей взаимодействия таможенных органов и УЭО, во-первых, обеспечивает соблюдение требований ВТамО, международных стандартов учета, правовых норм таможенного законодательства ЕАЭС и РФ, во-вторых, позволяет выстраивать данный процесс в современной и технологичной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с совершенствованием законодательства с 2020 г. интерес к статусу УЭО в РФ и ЕАЭС вновь возрастает, что может привести к дальнейшему развитию института УЭО.
Развитие института УЭО зависит от ряда обстоятельств:
- наличия экономического интереса у предприятия - участника ВЭД получать такой статус;
- возможности информационного взаимодействия УЭО с таможенными органами с целью получения информации о возможных изменениях законодательства, в том числе по разным видам государственного контроля; ознакомления с практикой уже функционирующих УЭО разных типов.
Самым главным барьером является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. Такая сумма несоизмерима с возможными выгодами от получения специальных упрощений.
Возможность зачета ранее уплаченных сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (при получении первого типа свидетельства УЭО) либо непредоставления такого обеспечения для УЭО при применении таможенной процедуры таможенного транзита также позволит расширить перспективы ВЭД УЭО.
Открытость результатов анализа деятельности действующих УЭО любого типа на территории РФ и ЕАЭС, особенностей взаимодействия с государственными органами контроля через официальные сайты самих организаций или официальные сайты государственных органов может помочь добросовестным участникам ВЭД в принятии решений о целесообразности получения статуса УЭО, предотвратить нарушения законодательства и обеспечить возможность планирования бизнес-процессов.
В связи с этим достаточно эффективным ресурсом взаимодействия таможенных органов и УЭО могут быть конференции между таможенными органами стран ЕАЭС и УЭО, проводимые в форме обсуждения основных проблем ведения ВЭД и применения упрощений.
Развитие форм и информационного обеспечения взаимодействия всех заинтересованных сторон обеспечит расширение практики применения института УЭО, повысит эффективность таможенного контроля и безопасность грузовых перевозок и, как следствие, создаст условия для стимулирования ВЭД.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda.
2. Кадыркулов М. А., Мозер С. В., Липатова Н. Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.
3. Казаев В. Институт УЭО для экспортеров // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019. № 4. С. 3-13.
4. Реестр уполномоченных экономических операторов [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru/folder/720.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
6. Коптева Л. А., Борисова Е. М. Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России [Элек-
тронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/ 11ECVN420.pdf.
7. Framework standards for security and facilitation of world trade of the World Customs Organization / World Customs Organization [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org.
8. Некрасов Д. Высшая степень доверия // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018. № 1-2. С. 98-102.
9. Требования к претендентам на включение в реестр уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/aeo/ trebovaniya-k-pretendentam-na-vklyu.
10. Упрощения для уполномоченных экономических операторов. Скрытые риски применения на практике [Электронный ресурс]. URL: https://epi-gge.com/statyi/uproshheniya-dlya-up-olnomochennyh-ekonomicheskih-operatorov-skrytye-riski-primeneniya-na-praktike/.
11. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.05.2021).
REFERENCES
1. Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhbys Ro.ssij.skoj Federacii do 2030 goda [E^lektronny^j resurs] [The development strategy of the Customs Service of Russian Federation until 2030 [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda. (In Russ.).
2. Kadyrkulov M. A., Mozer S. V., Lipatova N. G. Vsemirnaja tamozhennaja organizacija kak sovre-mennyj institut sovershenstvovanija tamozhennogo administrirovanija i uproshhenija procedur tor-govli: monografija [The World Customs Organization as a modern institute for improving customs administration and trade facilitation: monograph]. Moscow, Editorial and Publishing Department of the Russian Customs Academy, 2017. 172 p. (In Russ.).
3. Kazaev V. Institut UJeO dlja jeksporterov [Institute of AEO for exporters]. In: Tamozhennoe regu-lirovanie. Tamozhennyjkontrol' [Customs regulation. Customs control], 2019, no. 4, pp. 3-13. (In Russ.).
4. Reestr upolnomochennyh jekonomicheskih operatorov [Elektronny^j resurs] [Register of Authorized Economic Operators [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720. (In Russ.).
5. Tamozhennyjkodeks Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza (prilozhenie no. 1 k Dogovoru o Tamozhen-nom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza) [Elektronny^j resurs] [Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource]] // Oficial'nyjInternet-portalpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://www.pravo.gov.ru. (In Russ.).
6. Kopteva L. A., Borisova E. M. Pravovye osnovy instituta upolnomochennogo jekonomicheskogo op-eratora i ego rol' v obespechenii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [E^lektronny^j resurs] [Legal foundations of the Institute of authorized economic operator and its role in ensuring economic security of Russia [Electronic resource]]. In: Vestnik Evrazijskoj nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2020, no. 4. URL: https://esj.today/PDF/11ECVN420.pdf. (In Russ.).
7. Framework standards for security and facilitation of world trade of the World Customs Organization / World Customs Organization [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org. (In English).
8. Nekrasov D. Vysshaja stepen' doverija [The highest degree of trust]. In: Tamozhennoe regu-lirovanie. Tamozhennyj kontrol' [Customs regulation. Customs control], 2018, no. 1-2, pp. 98102. (In Russ.).
9. Trebovanija k pretendentam na vkljuchenie v reestr upolnomochennyh jekonomicheskih operatorov v Rossijskoj Federacii [Elektronny^j resurs] [Requirements for applicants for inclusion in the
Register of authorized economic operators in the Russian Federation [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/aeo/trebovaniya-k-pretendentam-na-vklyu. (In Russ.).
10. Uproshhenija dlja upolnomochennyh jekonomicheskih operatorov. Skrytye riski primenenija na prak-tike [E^lektronny^j resurs] [Simplifications for authorized economic operators. Hidden risks of application in practice [Electronic resource]]. URL: https://epi-gge.com/statyi/uproshheniya-dlya-upolnomochennyh-ekonomicheskih-operatorov-skrytye-riski-primeneniya-na-praktike/. (In Russ.).
11. Oficial'nyjsajtFTSRossii [Official website of the FCS of Russia]. URL: http://www.customs.ru. (In Russ.).
Информация об авторе
Шарощенко Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 690034, Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в, e-mail: [email protected], тел.: 8 (423) 263-01-55.
Information about the author
Sharoshchenko Irina V. - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics of customs and management, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, 16 В Strelkovaya st., Vladivostok 690034, Russian Federation, tel.: 8 (423) 263-01-55, e-mail: [email protected].
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests
The author declares that there no conflicts of interests regarding the publication of the article. Для цитирования
Шарощенко И. В. Развитие института уполномоченного экономического оператора: совершенствование форм взаимодействия // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 21-33.
For citation
Sharoshchenko Irina V. Development of the Autorized Economic Operators Institute: Improvement of Forms of Interaction. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 21-33.