Научная статья на тему 'ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА КАК МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ'

ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА КАК МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ / СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ГЛАВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

Статья посвящена актуальной научно-практической проблеме содействия российско-китайской торговле путем взаимного признания статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). На основе анализа особенностей применения статуса УЭО в России и Китае разработаны предложения по развитию механизма его взаимного признания, в том числе по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО, по унификации применения специальных упрощений для УЭО России и Китая в рамках взаимной торговли. Предложения по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО содержат требования к процедурам подачи заявки на присвоение статуса УЭО, валидации и авторизации экономического оператора, определяют круг лиц, имеющих право подачи заявки на присвоение статуса УЭО, набор подлежащих согласованию критериев присвоения статуса УЭО. Подлежащие унификации специальные упрощения для УЭО России и Китая охватывают такие аспекты, как совершение таможенных операций в первоочередном порядке, освобождение от предоставления уплаты обязательных платежей, сокращение частоты досмотра и осмотра товаров, необходимость их проведения в первоочередном порядке и др. Разработанные предложения могут быть приняты за основу при развитии и практической реализации действующего протокола о взаимном признании статуса УЭО между Россией и Китаем, а также при создании в рамках взаимной торговли системы сквозного таможенного контроля за международной цепью поставок товаров, обеспечивающей соблюдение требований безопасности и благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RECOGNITION OF THE STATUS OF AN AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR AS A MECHANISM FOR FACILITATING RUSSIAN-CHINESE TRADE

The article presents an analysis of the current state of integration processes within the framework of the BRICS association. The factors contributing to the unification of countries into the BRICS organization and their development are considered, including: high rates of economic growth of the BRICS countries, a “critical mass” of resource potential, a large volume of the domestic market of goods and services, the coincidence of economic and political interests in the international arena. The main mechanisms of integration development and cooperation within the framework of the association are annual BRICS summits, meetings of heads of BRICS countries at various levels and their representatives, holding forums, seminars, scientific conferences and other events. It is shown that during the summits the common political and economic interests of the BRICS countries are revealed, joint solutions are developed. As a result of the summits, a number of agreements were reached, important agreements were signed, which indicates that the partnership between the BRICS countries has prospects and will develop. The cooperation of Russia with the BRICS countries in the economic and trade spheres of activity is considered. The objectives and regulatory legal framework of such cooperation are defined, the analysis of the existing trade and economic relations of Russia with each of the BRICS states is carried out, promising areas of interaction with the BRICS countries and the possibility of collective participation of BRICS in international organizations and regional integration associations, including the Eurasian Economic Union, are formed, emphasized the importance and relevance of the task of in-depth study of the economy, domestic and foreign policy of Russia’s BRICS partner states.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА КАК МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ»

уДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_03_24

взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора как механизм содействия российско-китайской торговле

Н. г. липатова1, А. р. гладков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена актуальной научно-практической проблеме содействия российско-китайской торговле путем взаимного признания статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). На основе анализа особенностей применения статуса УЭО в России и Китае разработаны предложения по развитию механизма его взаимного признания, в том числе по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО, по унификации применения специальных упрощений для УЭО России и Китая в рамках взаимной торговли. Предложения по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО содержат требования к процедурам подачи заявки на присвоение статуса УЭО, валидации и авторизации экономического оператора, определяют круг лиц, имеющих право подачи заявки на присвоение статуса УЭО, набор подлежащих согласованию критериев присвоения статуса УЭО. Подлежащие унификации специальные упрощения для УЭО России и Китая охватывают такие аспекты, как совершение таможенных операций в первоочередном порядке, освобождение от предоставления уплаты обязательных платежей, сокращение частоты досмотра и осмотра товаров, необходимость их проведения в первоочередном порядке и др. Разработанные предложения могут быть приняты за основу при развитии и практической реализации действующего протокола о взаимном признании статуса УЭО между Россией и Китаем, а также при создании в рамках взаимной торговли системы сквозного таможенного контроля за международной цепью поставок товаров, обеспечивающей соблюдение требований безопасности и благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: Россия, Китай, российско-китайская торговля, содействие торговле, Федеральная таможенная служба, Главное таможенное управление Китайской Народной Республики, таможенные органы, таможенное сотрудничество, уполномоченные экономические операторы, взаимное признание уполномоченных экономических операторов.

mutual recognition of the status of an authorized economic operator as a mechanism for facilitating russian-chinese trade

N. G. Lipatova , A. R. Gladkov

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the actual scientific and practical problem of promoting Russian-Chinese trade through mutual recognition of the status of an authorized economic operator (AEO). Based on the analysis of the specifics of the application of AEO status in Russia and China, proposals have been developed for the development of a mechanism for its mutual recognition, which include proposals for the unification of procedures and criteria for assigning AEO status, for the unification of the application of special simplifications for AEO in Russia and China within the framework of mutual trade. Proposals for the unification of procedures and criteria for the assignment of AEO status contain requirements for the procedures for submitting an application for the assignment of AEO status, validation and authorization of an economic operator, determine the circle of persons entitled to apply for the assignment of AEO status, a set of criteria for the assignment of AEO status to be agreed. The special

© Липатова Н. Г., Гладков А. Р., 2022

simplifications to be unified for the AEO of Russia and China cover such aspects as performing customs operations on a priority basis, exemption from mandatory payments, reducing the frequency of inspection and inspection of goods, the need for them to be carried out on a priority basis, etc. The developed proposals can be taken as a basis for the development and practical implementation of the current protocol on mutual recognition of the AEO status between Russia and China, as well as for the creation of a system of end-to-end customs control over the international supply chain of goods within the framework of mutual trade, ensuring compliance with security requirements and favorable conditions for participants in foreign economic activity.

Keywords: Russia, China, Russian-Chinese trade, trade facilitation, Federal Customs Service, General Customs Administration of the People's Republic of China, customs authorities, customs cooperation, authorized economic operators, mutual recognition of authorized economic operators.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из стратегических направлений внешнеэкономических связей России является торгово-экономическое сотрудничество с Китаем. Динамика показателей взаимной торговли демонстрирует устойчивый рост импорта России из Китая (за период 2010-2020 гг. объем импорта увеличился почти в 1,5 раза - с 39,0 до 55,4 млрд долл.) и опережающий рост российского экспорта (за период 2010-2020 гг. экспорт увеличился почти в 2,5 раза - с 19,8 до 49,1 млрд долл.) [1]. Стремление государств увеличить товарооборот к 2024 г. до 200 млрд долл. побуждает совершенствовать связи государств по многим направлениям, в том числе по направлению содействия российско-китайской торговле, в рамках которого важная роль принадлежит сотрудничеству Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Главного таможенного управления Китайской Народной Республики (ГТУ КНР) [2].

В настоящее время в рамках таможенного сотрудничества России и Китая в сфере содействия взаимной торговле используется ряд механизмов, базирующихся на концепции сквозного государственного контроля за международной цепью поставок товаров. Вместе с тем уровень развития сотрудничества не позволяет сделать вывод о формировании системы сквозного контроля в ближайшей перспективе в связи с недостаточным развитием либо отсутствием необходимых механизмов сотрудничества [3].

При содействии взаимной торговле успешно реализованы:

- механизм взаимного признания результатов таможенного контроля, представляющий собой действия должностных лиц таможенного органа страны назначения, направленные на пропуск через границу товаров, в отношении которых таможенным органом страны отправления предоставлена информация о результатах проведения таможенного контроля;

- проект «Зеленый коридор», который заключается в предоставлении упрощений для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при совершении таможенных операций на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров [4].

Одним из перспективных механизмов сотрудничества ФТС России и ГТУ КНР в сфере содействия российско-китайской торговле является взаимное признание

статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) [5]. Его перспективность во многом определяется успешным применением в международной торговле практически во всех регионах мира путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании статуса УЭО (на 01.01.2021 в мире действовали 87 двусторонних и 4 многосторонних соглашения о взаимном признании УЭО) [6], а также заключением 04.02.2022 Протокола между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании статуса УЭО [7], что создает условия для дальнейшего развития рассматриваемого механизма. Широкий научный и практический интерес к этому вопросу обусловил проведение исследований по этой важной теме и определил цель настоящей статьи, которая состоит в анализе особенностей применения статуса УЭО в России и Китае и разработке предложений по развитию механизма его взаимного признания.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА УЭО В РОССИИ

Правовое регулирование применения статуса УЭО в России осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

1) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), устанавливающего критерии аккредитации, порядок аккредитации, приостановления статуса УЭО, исключения лица из реестра УЭО [8];

2) Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 26.09.2017 № 128, которым установлены форма заявления об аккредитации и перечень документов, прилагаемых к заявлению [9];

3) Решения Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 131, которым закреплены требования к помещениям, транспортным средствам, работникам УЭО [10];

4) Решения Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65, в котором определены критерии финансовой устойчивости УЭО [11];

5) Решения Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 186, которым закреплена форма реестра УЭО [12];

6) Решения Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 129, которым утверждена форма сертификата УЭО [13];

7) Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дополняет перечисленные выше правовые акты и развивает их положения с учетом особенностей таможенного регулирования в России в части условий и порядка включения юридического лица в реестр УЭО, внесения изменений в реестр УЭО, взаимодействия таможенных органов и УЭО, требований к сооружениям, помещениям, открытым площадкам УЭО, приостановления и возобновления действия свидетельства УЭО, исключения из реестра УЭО [14].

Анализ указанных нормативных правовых актов позволил выявить следующие особенности применения статуса УЭО в России.

1. Существующая модель УЭО функционирует с 01.01.2018 в виде трех типов УЭО. Тип УЭО выражается в перечне специальных упрощений, которыми он может пользоваться при соблюдении критериев, установленных ТК ЕАЭС.

2. Критерии присвоения статуса УЭО распределены по типам УЭО, каждый последующий тип УЭО включает критерии предыдущего, за исключением критериев финансовой гарантии и ряда специальных требований, например, к помещениям, транспортным средствам, работникам УЭО и др.

3. Возможности применения статуса УЭО существуют как в рамках процедур экспорта, так и в рамках процедур импорта товаров.

4. К лицам, которым может быть присвоен статус УЭО, относятся импортеры, экспортеры, таможенные представители, владельцы таможенных складов, владельцы складов временного хранения.

5. При соблюдении соответствующих критериев лицу присваивается статус УЭО первого, второго и третьего типа с предоставлением конкретных для данного типа специальных упрощений, включающих:

1) совершение таможенных операций в первоочередном и упрощенном поряд-

2) освобождение от предоставления обеспечения уплаты таможенных и иных платежей при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита и выпуска товаров;

3) выпуск товаров до подачи декларации на товары;

4) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

5) признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части;

6) освобождение от установления маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых УЭО;

7) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

анализ особенностей применения статуса уэо в китае

Правовой основой применения статуса УЭО в Китае являются Компендиум ВТамО по УЭО [6] и «Меры рейтинговой оценки предприятий ГТУ КНР», утвержденные Декретом ГТУ КНР № 237 (в ред. от 01.05.2018) [15, 16]. На основании анализа указанных документов можно выделить следующие особенности применения статуса УЭО в Китае.

1. В Китае имеются два типа УЭО: общего типа (General Certified Enterprise, GCE) и продвинутого типа (Advanced Certified Enterprise, ACE). Тип УЭО выражается в перечне специальных упрощений, которыми он может пользоваться при соблюдении установленных критериев.

2. Возможности применения статуса УЭО существуют в рамках процедур экспорта, импорта товаров как по отдельности, так и одновременно.

3. К лицам, которым может быть присвоен статус УЭО, относятся импортеры, экспортеры, таможенные брокеры, владельцы складов, производители, другие заинтересованные лица.

4. Критерии присвоения статуса УЭО общего типа сформированы в виде анкеты и распределены по следующим категориям:

1) внутренний контроль (например, существуют специальные подразделения по таможенным вопросам);

2) финансовый статус (например, учетные книги обеспечивают достоверное, точное и полное отражение импортно-экспортных операций);

3) соблюдение обязательных правил (например, официальные представители не имеют нарушений за последние два года);

4) безопасность торговли (например, имеются документированные процедуры для проверки и предотвращения входа неопознанных товаров и лиц на территории стоянок транспортных средств и территории складов);

5) бонусный (необязательный) критерий, состоящий из 18 категорий и 32 критериев.

При соблюдении перечисленных выше критериев лицу присваивается статус УЭО общего типа со следующими специальными упрощениями:

1) сокращение частоты досмотров при импорте и экспорте товаров;

2) упрощенный документальный контроль при импорте и экспорте товаров;

3) приоритетный порядок выпуска при импорте и экспорте товаров;

4) другие меры, предпринимаемые ГТУ КНР.

5. Критерии присвоения статуса УЭО продвинутого типа распределены по аналогичным категориям, что и критерии присвоения статуса УЭО общего типа, но с некоторыми различиями. Например, УЭО продвинутого типа дополнительно имеют право пользоваться следующими преимуществами:

1) возможность прохождения контроля и выпуска до классификации товаров, определения таможенной стоимости и происхождения товаров или до завершения иных таможенных формальностей;

2) выдвижение для таких предприятий координаторов ГТУ КНР;

3) освобождение предприятий, вовлеченных в торговлю продуктами переработки, от обеспечения уплаты обязательных платежей;

4) возможность применения мер упрощения выпуска товаров, основанных на соглашениях с зарубежными государствами о взаимном признании статуса УЭО.

Для оценки критериев применяется балльный подход, при котором выполнение критериев оценивается как 0 баллов, а невыполнение - как 1 балл (частичное невыполнение) или 2 балла (полное невыполнение).

Сравнительный анализ и обобщение особенностей применения статуса УЭО в России и Китае позволяют сделать следующие выводы.

1. Критерии присвоения статуса УЭО в России и Китае являются достаточно близкими по своему содержанию, что объясняется присоединением государств

к Рамочным стандартам Всемирной таможенной организации (ВТамО) [17]. Это создает благоприятные условия для их развития и реализации в рамках заключенного протокола о взаимном признании статуса УЭО.

2. В России и Китае можно выделить типы УЭО, которые являются наиболее подходящими для участия в соглашениях о взаимном признании статуса УЭО. В России таким типом являются УЭО третьего типа, которые удовлетворяют критериям присвоения статуса УЭО первых двух типов (за исключением финансовой гарантии) и пользуются общими с ними специальными упрощениями. В Китае критерии присвоения статуса УЭО общего и продвинутого типов в содержательном плане очень близки (критерии присвоения статуса УЭО продвинутого типа более жесткие), однако только УЭО продвинутого типа предоставляется возможность участия в международных соглашениях о взаимном признании статуса УЭО.

разработка предложений по развитию механизма взаимного признания статуса уэо между россией и Китаем

Предложения по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО

В целях обеспечения совместимости национальных программ УЭО России и Китая (Стороны) как необходимого условия взаимного признания статуса УЭО целесообразной представляется унификация процедуры и критериев присвоения статуса УЭО, а также специальных упрощений для УЭО Сторон.

В качестве унифицированных процедур присвоения статуса УЭО предлагается рассматривать процедуры подачи заявки на присвоение статуса УЭО, валида-ции и авторизации экономического оператора.

Предлагается установить следующую унифицированную процедуру подачи заявки на присвоение статуса УЭО:

1) для включения в реестр УЭО экономический оператор подает с использованием сети «Интернет» заявку в виде электронного документа по форме, установленной законодательством Сторон;

2) к заявке прилагаются электронные документы, подтверждающие заявленные в нем сведения об экономическом операторе и о соблюдении согласованных Сторонами критериев присвоения статуса УЭО;

3) таможенная служба в срок, установленный законодательством Сторон, принимает решение о рассмотрении заявки либо об отказе в ее рассмотрении. В случае наличия оснований для отказа в рассмотрении заявки таможенная служба информирует об этом экономического оператора.

Экономическими операторами, имеющими право на подачу заявки на получение статуса УЭО, могут быть импортеры, экспортеры, таможенные представители (брокеры), владельцы складов (таможенных складов, складов временного хранения и др.), а также другие заинтересованные лица.

Под процедурой валидации экономического оператора понимается проверка на соответствие согласованным Сторонами критериям присвоения статуса УЭО

представленной экономическим оператором документации, его физических активов и процессов обеспечения безопасности.

Стороны должны самостоятельно выбирать методы и способы валидации экономического оператора, обеспечивая при этом сопоставимость результатов вали-дации в форме оценок соответствия экономического оператора согласованным Сторонами критериям присвоения статуса УЭО.

Результатами выполнения таможенной службой или уполномоченным ею ва-лидатором процедуры валидации экономического оператора являются признание экономического оператора полностью соответствующим или не соответствующим согласованным Сторонами критериям присвоения статуса УЭО. Информация, полученная в ходе валидации, является конфиденциальной и должна использоваться только в тех целях, для которых она была предоставлена.

Под процедурой авторизации экономического оператора понимается присвоение статуса УЭО, дающего право на применение согласованных Сторонами специальных упрощений во взаимной торговле. Решение таможенной службы о присвоении экономическому оператору статуса УЭО оформляется в виде электронного документа, форма которого устанавливается законодательством Сторон, и направляется по сети «Интернет» уже авторизованному УЭО в срок, установленный законодательством Сторон. При признании экономического оператора не соответствующим согласованным Сторонами критериям таможенная служба направляет ему решение об отказе в присвоении статуса УЭО.

В целях взаимного признания статуса УЭО под авторизованным УЭО предлагается понимать: в России - юридическое лицо, включенное в реестр УЭО с выдачей свидетельства третьего типа; в Китае - предприятие, получившее сертификат УЭО продвинутого типа. Предполагается, что авторизация УЭО остается в силе до ее отзыва, отмены или приостановления из-за нарушения любого из согласованных Сторонами критериев присвоения статуса УЭО.

В состав согласованных Сторонами критериев присвоения статуса УЭО предлагается включить:

1) критерий «Наличие надлежащей системы внутреннего контроля безопасности цепи поставок», включающий вопросы наличия надлежащей структуры управления, компетентности в таможенном деле, процедур контроля документов и аудита экспортных/импортных операций, системы внутреннего контроля качества товаров и услуг и связанных с ними рисков, систем финансового контроля, процедур обеспечения информационной безопасности, защиты данных и др.;

2) критерий «Благоприятное финансовое состояние», включающий вопросы достоверности, точности и полноты финансовой отчетности, связанной с экспортными/импортными операциями, платежеспособности, рентабельности, подтвержденные уровнем ликвидности, соотношением активов и пассивов, уровнем прибыли и др.;

3) критерий «Законопослушность», включающий вопросы соблюдения таможенных правил, наличия/отсутствия нарушений по таможенным и финансовым делам, преступлений, связанных с контрабандой, исполнения обязанности по

уплате налогов, штрафов и конфискованных активов, регулярности и правильности декларирования товаров, наличия хорошей деловой репутации и т. п.;

4) критерий «Безопасность торговли», включающий вопросы наличия процедур проверки и предотвращения несанкционированных действий, контроля безопасности партнеров по цепи поставки товаров, гарантии целостности и безопасности грузов в процессе транспортировки, движения и хранения, систем контроля входа-выхода сотрудников и посетителей процедур реагирования на катастрофы, угрозы безопасности и иные чрезвычайные происшествия и др.

Предложения по унификации применения специальных упрощений для УЭО

В качестве согласованных Сторонами специальных упрощений для УЭО предлагаются:

1) совершение таможенных операций, связанных с экспортом и импортом товаров, в первоочередном порядке;

2) возможность освобождения от предоставления обеспечения уплаты налогов и иных обязательных платежей при экспорте и импорте товаров;

3) сокращение частоты таможенного осмотра или таможенного досмотра для экспортируемых и импортируемых товаров на 60% по сравнению с экономическими операторами, не имеющими статуса УЭО;

4) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

5) признание в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части;

6) предварительное декларирование товаров.

Предложения по унификации процедур и критериев присвоения статуса УЭО, а также по унификации специальных упрощений для УЭО России и Китая позволят сформировать базовые принципы и механизм взаимного признания статуса УЭО, которые могут быть приняты за основу при развитии и практической реализации межгосударственного протокола о взаимном признании статуса УЭО.

Следует отметить, что большинство предложенных процедур и критериев присвоения статуса УЭО соответствуют положениям Рамочных стандартов ВТамО. Поэтому существует возможность масштабирования двустороннего механизма взаимного признания путем распространения его действия на иные страны и его превращения в многосторонний проект. Это создаст дополнительные условия для содействия международной торговле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако сравнение специальных упрощений для УЭО России и Китая, сформированных на базе национальных программ УЭО, со специальными упрощениями, предусмотренными Рамочными стандартами ВТамО, позволяет сделать вывод, что многие упрощения в рамках сотрудничества России и Китая остаются неохваченными. Следовательно, существует значительный потенциал развития механизма взаимного признания статуса УЭО между Россией и Китаем.

заключение

Применяемый в рамках таможенного сотрудничества России и Китая механизм взаимного признания статуса УЭО является мощным инструментом содействия взаимной торговле, что особенно актуально в современных условиях развития международных экономических отношений. Возможности реализации механизма представляются высокими и определяются благоприятной комбинацией факторов, включающих:

1) наличие у Китая богатого опыта заключения соглашений о взаимном признании статуса УЭО (заключены более 40 соглашений, в том числе 2 соглашения с Казахстаном и Белоруссией), при этом сотрудничество на данном направлении наиболее активно именно в последние годы [6];

2) высокая экономическая заинтересованность участников ВЭД России и Китая в применении взаимного признания статуса УЭО, что обусловлено крупным размером внешнеторговых поставок товаров при экспорте и импорте;

3) близость содержания программ УЭО в России и Китае (в частности, российские программы для УЭО третьего типа в основном соответствуют китайским программам для организаций наивысшего уровня доверия);

4) наличие в России и Китае базовой инфраструктуры администрирования института УЭО (реестры, процедуры выдачи свидетельств, требования к претендентам на статус УЭО и др.);

5) наличие технической возможности осуществлять автоматический выпуск товаров, декларируемых УЭО;

6) наличие протокола между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании статуса УЭО, что позволяет ожидать запуск механизмов его реализации в ближайшее время.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Таможенное сотрудничество России и Китая в сфере содействия торговле и совершенствования таможенного контроля: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. Э. Петросян, А. В. Ефимов; под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2022. 304 с.

2. Приказ ФТС России от 31.10.2019 № 1676 «О решении коллегии ФТС России от 1 октября 2019 года „О повышении эффективности взаимодействия между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в таможенной сфере и о перспективных направлениях таможенного сотрудничества двух стран"».

3. Комиссаров А. А. Программа развития таможенного сотрудничества как перспективный инструмент содействия российско-китайской торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С 152-162.

4. Таможенное сотрудничество России и Китая: монография / Н. Г. Липатова, О. Г. Боброва, А. Р. Гладков, Ю. Н. Егоров, Н. М. Кожуханов, В. Е. Новиков и др.; под ред. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 188 с.

5. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Определение перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 17-27.

6. Компендиум по УЭО [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/ facilitation/instrument-and-tools/tools/aeo-compendium.aspx (дата обращения: 05.07.2022).

7. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора от 04.02.2022 (совершено в г. Москве и г. Пекине).

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Самое полное издание / под ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2018. 600 с.

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 128 «О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0128/ (дата обращения: 05.07.2022).

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2017 № 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0131/ (дата обращения: 05.07.2022).

11. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17sr0065/ (дата обращения: 05.07.2022).

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 186 «О форме реестра уполномоченных экономических операторов государства - члена Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 17kr0186/ (дата обращения: 05.07.2022).

13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0129/ (дата обращения: 05.07.2022).

14. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022).

15. Measures for Enterprise Credit Management by the Customs Administration of the People's Republic of China (GACC Decree No. 225, Published on October 14, 2014) [Electronic resource]. URL: http://english.customs.gov.cn/Uploads/file/20150409/20150409095223_1104.pdf (date of access: 05.07.2022).

16. China's New Authorized Economic Operator System [Electronic resource]. URL: https://tax. thomsonreuters.com/blog/chinas-new-authorized-economic-operator-system/, свободный (date of access: 05.07.2022).

17. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/ facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx (дата обращения: 05.07.2022).

информация об авторах

Липатова Надежда Григорьевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, и. о. директора научно-исследовательского института - ведущий научный сотрудник,

Российская таможенная академия, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 500-13-90, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru; Гладков Андрей Романович - кандидат экономических наук, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 500-13-98, e-mail: ar.gladkov@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора как механизм содействия российско-китайской торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 24-34.

УДК 339.543:004

DOI 10.54048/20727240_2022_03_34

совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров на основе цифровых технологий

р. п. Мешечкина1, А. А. ворона2, о. Н. воронова1

1 Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Российская Федерация

2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье на основе анализа особенностей риск-категорирования участников внешнеторговой деятельности обоснована необходимость совершенствования выбора объектов таможенного контроля. Установлено, что в современных условиях основным этапом таможенного контроля является таможенный контроль после выпуска товаров, активное развитие которого связано с внедрением цифровых технологий. Проведен анализ применяемых информационных технологий и средств выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также достигнутых при их применении результатов, что позволило обосновать направления развития цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Определены возможности использования цифровых технологий при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров, связанные с применением вероятностных методов математического моделирования поведения участников внешнеторговой деятельности как основы создания их «цифровых двойников». Обоснованы перспективные задачи по развитию цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, объекты таможенного контроля, цифровые технологии, участники внешнеторговой деятельности, категорирование, математическая модель, цифровой двойник, корреляционный анализ.

© Мешечкина Р. П., Ворона А. А., Воронова О. Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.