Батрын О.В. Возражения на апелляционную жалобу в гражданском судопроизводстве Украины
4. См.: Найгаард Р. Апелляционное производство в США. М., 1998. С. 8.
5. См.: Теремецький В. І. Право особи на апеляційне оскарження вироку в кримінальному процесі України: монографія. Харків, 2010. С. 235.
6. Унификация (от лат. ипиэ — один, лат. facio — делаю, объединение) — это приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация в праве — это деятельность компетентных органов государства или не-
скольких государств, направленная на выработку правовых норм, одинаково регулирующих определенные виды общественных отношений.
7. Кодекс адміністративного судочинства України від 06.07.2005 № 2747-ІУ // Відомості Верховної Ради України. 2005. № 35—36, № 37, ст. 446.
8. Кримінальний процесуальний кодекс України від 13.04.2012 № 4651-УІ // Відомості Верховної Ради України. 2013. № 9 — 10, № 11—12, ст. 88.
E.E. Бурунова
Бурунова Елена Евгеньевна — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)
E-mail: [email protected]
Развитие института уголовной ответственности несовершеннолетних лиц: постановка проблемы
В статье рассмотрены актуальные вопросы преступного поведения несовершеннолетних лиц и привлечения их к уголовной ответственности. Обосновано предложение об изменении возрастного порога привлечения подростков к указанной ответственности.
The article considers vital problems of criminal conduct of minors and their criminal responsibility. A suggestion substantiates a lower age limit to make minor criminally responsible.
Российское гражданское общество всерьез обеспокоено явным ростом различных нарушений закона, преступностью и недостаточной,по мнению многих людей, активностью властей в противодействии данному злу. Тревогу испытывают родители и другие родственники подростков. Их опасения ясны: они боятся, что дети или станут правонарушителями, или окажутся жертвами правонарушений. Родители и заменяющие их лица, учителя и воспитатели ждут помощи от законодателей и правоохранителей, от юридических сообществ не только в борьбе с нарушениями закона, но и в предупреждении возможных конфликтов с ним.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России (далее — ГИАЦ), количество преступлений, совершенных лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, или при их соучастии, составило в 2009 году — 94 720, в 2010 году — 78 548, в 2011 году — 71 910, в 2012 году — 64 270, за январь — май 2013 года — 24 628 преступлений.
Как видно, число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, ежегодно уменьшается. Тем не менее вопросы уголовной ответственности подростков сохраняют свою актуальность и потому, что доля совершенных ими тяжких, корыстных и насильственно-корыстных преступлений по-прежнему велика, и потому, что
поведению подростков свойственны черты вандализма, чрезмерной жестокости. Такие современные тенденции преступности, как значительное омоложение преступивших уголовный закон лиц, увеличение доли тяжких преступлений в общем числе совершенных преступных деяний не могут не тревожить общество, государство, граждан. По данным ГИАЦ, в 2012 году каждое двадцатое преступление (5,1% от общего числа всех преступлений) совершено несовершеннолетними или при их соучастии.
Данные лица привлечены к уголовной ответственности согласно положениям УК РФ. Среди этих положений следует различать:
а) связанные с реализацией уголовной ответственности в форме наказания;
б) связанные с освобождением от уголовной ответственности (наказания).
Первая группа норм (включает правила о видах наказания, назначении наказания, судимости) — следствие реализации принципа справедливости, целесообразной организации исправления преступника с учетом возрастных особенностей его личности.
Вторая группа норм (включает правила о сроках давности привлечения лиц к уголовной ответственности или исполнение обвинительного приговора суда, об условно-досрочном освобождении от на-
казания, о применении в отношении подростков принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе направлении их в воспитательные учреждения) обусловлена необходимостью смягчения уголовно-правовых последствий, адекватного возрастной незрелости преступника. Важно отметить, что представленное деление норм об уголовной ответственности несовершеннолетних на две группы не содержится в УК РФ. Нецелесообразно применение принудительных мер воспитательного воздействия к взрослому преступнику, поскольку возможность их назначения обусловлена незрелым возрастом человека и применение этих мер прекращается с момента наступления совершеннолетия (в исключительных случаях они могут применяться к лицам до достижения 20-летнего возраста, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию).
Еще одна проблема — многие подростки, совершавшие преступления, страдают психическими расстройствами. По статистическим данным, полученным в ходе работы Центра имени В.П. Сербского, мы можем судить, чем моложе преступник и чем тяжелее его преступление, тем вероятнее, что его психика подверглась стрессовым ситуациям и не выдержала давления. В таких случаях детей отправляют на лечение в психиатрические больницы, но ненадолго, кроме того, психиатрическая больница не ориентирована на ресоциализацию подростка- правонарушителя. А специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования не имеют психиатров и в случае обнаружения у кого-то из находящихся там детей психического расстройства не могут лечить его. Впрочем, данные учреждения не имеют лицензии на оказание такой медицинской помощи.
Мы вовсе не призываем к расширению круга репрессивных мер в отношении подростков, хотя в некоторых случаях без них не обойтись. Наряду с данными мерами, уголовное законодательство должно предусматривать достаточно разнообразные и действенные воспитательные меры.
Уголовный кодекс РФ вступил в законную силу с 1 января 1997 года. Одним из наказаний он предусмотрел обязательные работы, которые несовершеннолетним назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, но практика назначения наказания в виде обязательных работ несовершеннолетним осужденным не получила широкого распространения. Не свидетельствует ли этот факт о наличии проблем, возникающих у правоприменителя при назначении и исполнении данного вида уголовного наказания?
Часто встречаются в городе, особенно в местах большого скопления людей, компании ребятишек 10—12-летнего возраста, которые не просто шалят, доставляя этим немало хлопот взрослым, а занимаются конкретной преступной деятельностью. Действуют они при этом дерзко, нагло, зачастую
даже открыто, не только не обращая внимания на замечания, но и пытаясь отвечать на них угрозами, а то и нападениями на окружающих. Конечно, такое поведение пресекает полиция. Но каков результат? Уже через несколько дней они оказываются в той же социальной среде и продолжают свое аморальное, противоправное поведение.
Автор статьи оказался очевидцем того, как на городском рынке пожилая женщина схватила за руку малолетнего карманника и стала звать на помощь полицию. В это время появился второй такой же «озорник», ловким ударом или толчком сбил с ног женщину и вместе с освободившимся товарищем они мгновенно скрылись в толпе. Обоим мальчишкам на вид было не более 12 лет.
Приведенный пример показывает, что в описанной ситуации оба малолетних преступника прекрасно понимали, что совершают общественно опасные деяния и отдавали себе в этом отчет. Вряд ли содеянное ими показывает единственный случай. Известны примеры, когда в подобных ситуациях подвергшиеся нападению люди получали травмы и даже тяжкие увечья. Представляется, что уголовный закон должен защищать общество и его граждан от таких посягателей. Для этого необходимо снизить возраст привлечения лиц к уголовной ответственности.
В России уголовной ответственности подлежат лица, которые к моменту совершения преступления достигли возраста 16 лет, а в исключительных случаях 14 лет. А как же быть с остальными, более младшими? Как защитить общество, его членов от посягательств таких «преступников», как в описанном примере? Проводить с ними воспитательные беседы? Пытаться воспитывать их родителей, которых у них нет или которым они не нужны? Сдавать в детские дома-интернаты, из которых они убегают если не в тот же, то на следующий день?
Изучение уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности несовершеннолетних преступников привело к мысли о том, что в России возрастной порог привлечения к уголовной ответственности довольно высок. В УК Республики Узбекистан установлен возраст привлечения к уголовной ответственности 13 лет (см. ст. 17), в Законе об уголовном праве Израиля (см. ст. 34) и УК Республики Сан-Марино — 12 лет (см. ст. 10), в УК Турции — 11 лет (см. ст. 53), а в УК Швейцарии установлен минимальный возраст — 7 лет (см. ст. 82).
Следует заметить, что английское законодательство различает три группы несовершеннолетних: 1) малолетние дети в возрасте до 10 лет (для них установлена неоспоримая презумпция недееспособности); 2) дети в возрасте от 10 до 14 лет (уголовная ответственность возможна, но вопрос о ее применении решается индивидуально); 3) подростки в возрасте от 14 до 17 лет (при назначении наказания к ним приравниваются молодые люди в возрасте от 14 до 17 лет)1. Сторона обвинения в случае совершения ребенком преступления должна доказать наличие в его деянии злонамеренности. Доказательствами в таком случае должны являться
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 23
157
Бурунова Е.Е. Развитие института уголовной ответственности несовершеннолетних лиц: постановка проблемы
Бурунова Е.Е. Развитие института уголовной ответственности несовершеннолетних лиц: постановка проблемы
сведения о поведении ребенка после совершения преступления, ответы на вопросы полиции, анализ его психического состояния, природа и тяжесть совершенного преступления.
Таким образом, вопрос о возрасте, с которого целесообразно привлекать виновного к уголовной ответственности, очень сложный. Не каждый ребенок, достигший возраста уголовной ответственности, способен осознать общественную опасность совершенного деяния. Думается, что уголовная ответственность должна наступать индивидуально с того возраста, с какого человек способен совершить преступление. В главе 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» и главе 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» законодатель закрепляет особый порядок привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее, указанные главы не противоречат общим нормам уголовного и уголовно-процессуального законодательства, не являются поблажкой несовершеннолетним в силу их возраста. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступни-
ков может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом ошибок, необходимо в каждом отдельно взятом случае детально выяснить особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, психической характеристики, социального статуса.
Как уже отмечалось, уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшие возраста 14 лет, но которым еще не исполнилось 18 лет (см. ст. 20 УК РФ). В таком возрасте подростки психически и социально не зрелы, личность подростка еще не сформирована окончательно, и поэтому исправительное воздействие к несовершеннолетнему должно носить в первую очередь воспитательный характер.
Остается надеяться, что законодатель задумается не только об интересах малолетних правонарушителей, которых освобождает от уголовной ответственности, но и об интересах других людей, которые страдают от поведения этих правонарушителей, остающихся безнаказанными.
Примечание
1. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): сборник законодательных материалов / под ред. И.Д. Козочкина. М., 1998. С. 7.
И.А. Ванина
Ванина Инна Андреевна — преподаватель юридического факультета, Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68)
E-mail: [email protected]
К вопросу о роли юридического указания в правовой системе России
В статье показаны основные функции юридического указания. В качестве приоритетных выделены направления по установлению, закреплению прав и обязанностей
наиболее доступным и понятным образом для правопользователей; легализации нетипичных правовых регуляторов; конкретизация текущей политико-правовой установки. Отдельный акцент сделан на расширении возможностей по реализации гражданами прав и свобод, а также обращении посредством юридического указания внимания исполнителей на ошибки и недостатки в их работе.
The paper shows the main features of the legal guidance. The priority areas identified by the establishment, securing the rights and obligations of the most accessible and understandable way for pravopolzovateley; legalization of atypical legal regulators; specification of the current political and legal setting. A special focus is on expanding the opportunities for citizens to exercise rights and freedoms, as well as the treatment by the legal guidelines focus on implementing mistakes and shortcomings in their work.
Роль юридического указания становится в последние годы весьма заметной в правовой системе. Неуклонно растет объем общественных отношений, регулируемых при помощи данного инструмента.
Одно из приоритетных направлений использования юридического указания — установление, закрепление прав и обязанностей наиболее доступным и понятным образом для правопользователей.