УДК 331.446.4 + 37.026
DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-129-132
Развитие иноязычных профессиональных и надпрофессиональных навыков в рамках дидактического цикла при подготовке менеджеров
Е. А. Мухортова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Рассматриваются вопросы, связанные с концептом «развитие» в психолого-педагогической практике в рамках вузовской подготовки менеджеров среднего звена. Совершенствование иноязычной подготовки специалистов в области управления может базироваться на трех дидактических этапах: усвоение, интеграция полученных знаний и развитие (включая саморазвитие). Даны примеры использования интерактивных методов обучения, которые педагоги высшей школы в области экономики могут использовать в своей практике при подготовке будущих управленцев.
Ключевые слова: развитие; менеджеры; этапы обучения; дидактический цикл.
Development of Hard and Soft Skills in Foreign Language Training within Didactic Cycle while Preparing Managers
E. A. Mukhortova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
The article concerns the issues of a development concept in psychological and pedagogical practice while training middle managers at higher school of economics. Improving foreign language teaching in the process of preparing specialists in management may be based on three didactic phases, that are digestion, integration of derived knowledge and development, including self-development of a student. There are some samples of using interactive methods of training that may be used in the practice by lecturers at higher school of economics.
Keywords: development; managers; training phases; didactic cycle.
Принято считать, что культурно-историческая концепция Л. С. Выготского — «развитие как саморазвитие» — базируется на идеях Г. Гегеля (овладения человеком собственной природой, своими психическими процессами и поведением с использованием психологических
© Мухортова Е. А.
орудий-средств, направленных внутрь, на самого субъекта), а также на суждениях А. Дистервега о том, что раскрытие внутренних сил индивида лежит в основе любого саморазвития [1]. Данная концепция советского ученого-психолога [2] нашла свое воплощение в исследовании развития
студента в процессе профессионально ориентированного иноязычного образования в вузе.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существует масса определений, которые ученые дают понятию «развитие». Однако невозможно говорить о развитии или саморазвитии современного студента без учета двух других составляющих дидактического цикла, к которым относятся усвоение знаний и их интеграция. Именно компоненты в комплексном взаимодействии позволяют констатировать достижение обучающимся определенного уровня иноязычной подготовки [3, с. 13—20]. При обучении в вузе будущих менеджеров в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» эти компоненты легко ложатся в основу учебного процесса, который условно разбивается на три этапа.
Первый этап посвящен накапливанию и усвоению знаний у студентов 1 курса. Он предусматривает (как правило, через использование компонентов пропедевтики) формирование базовых иноязычных знаний и навыков профессионального характера, а также умения использовать стандартные языковые конструкции в устной и письменной речи в ходе иноязычной коммуникации с зарубежными партнерами. Активное использование устной и письменной речи в пропорции примерно 70:30 в период введения в специальность на иностранном языке дает хороший стимул для более комфортного входа в последующий процесс наращивания знаний.
Немаловажным фактором является распределение студентов в малые группы (в идеале, состоящие не более чем из 10 человек). Это отвечает психолого-педагогическим требованиям при обучении иностранному языку и позволяет стимулировать иноязычную коммуникативную активность в ходе подготовки будущих менеджеров среднего звена. Такое распределение целесообразно осуществлять не только с учетом определения уровня языковой подготовки обучаемых (по шкале Совета Европы, по уровням от А1 до С2), но и желаний / интересов самих
студентов. Именно данный факт позволяет студентам работать в зоне психологического комфорта, способствует быстрой адаптации в коллективе (команде), помогает быстрее снять языковой барьер, организовать активное общение не только во время аудиторной работы, но и в ходе выполнения самостоятельной работы (через проектную деятельность, ко-воркинг, выполнение коллабора-тивных заданий). Кроме того, в начальный период иноязычной подготовки будущих менеджеров есть смысл в более активном использовании групповых форм работы, (например, студенты могут работать в парах или создавать микрогруппы под руководством преподавателя, представлять решение задач состязательного характера между группами, осуществлять подготовку ролевых игр в мини-группах, участвовать в заданиях на симуляцию и т. д.). Данные виды учебной деятельности способствуют как формированию профессиональных навыков (через получение необходимых знаний для будущей работы в компаниях), так и развитию надпрофессиональных навыков (например, способности к коммуникативной, со-творческой и кооперативной деятельности, развитие навыков взаимоподдержки в ходе тимбилдинга, проявление толерантности и т. д.).
Второй этап в дидактическом цикле иноязычной подготовки студентов — будущих менеджеров можно назвать «интеграция». Он ориентирован на овладение и внедрение терминологической профессиональной базы в структуру общей иноязычной подготовки. Достичь данной цели можно путем включения студентов в активную диалоговую деятельность как в ходе аудиторной работы, так и в ходе подготовки к участию студентов в различных мероприятиях, организуемых самостоятельно кафедрами иностранных языков или профильных кафедр, другими подразделениями вуза (например, отделом программ академической мобильности, департаментом воспитательной работы, студенческим советом в рамках программы дружеской поддержки иностранцев (Buddy program)). Все они могут
Мухортова Е. А.
внести свою лепту в процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров, особенно в развитие надпрофессиональных навыков.
В ходе реализации второго этапа преподаватель может предложить обучаемым участие в креативной деятельности: различные творческие проекты профессиональной направленности в рамках выполнения учебных заданий, создание мини-фильмов, клипов, кроссвордов (через освоение несложных в использовании компьютерных программ типа VideoScribe, RosettaStone, Kahoot.it, crosswordus.com и т. д.). Разнообразить занятия и внести в него учебно-познавательный элемент можно через использование smartboard / whiteboard, различных облачных технологий (типа Smart Amp) для экономии времени на занятиях. Задания на подготовку тематических текстов, глоссариев, участие в веб-квестах, выступление на международных конференциях, показ презентаций на профессиональные темы, осуществление мини-проектов на иностранном языке и т. д. — это мотивирующий элемент через вызов и решение сложных задач, который необходим студентам — будущим менеджерам, чтобы почувствовать некий драйв и позитивно-творческий элемент процесса обучения в вузе. Когнитивная и креативная составляющая обучения в данном случае является превалирующей.
Третий этап — «развитие» — является завершающим и предполагает наличие высокого уровня владения иностранным языком, желание расширять свой кругозор и накапливать знания лингвокультурных и кросс-культурных особенностей наряду со способностью студента без усилий общаться с носителями языка на любые темы: от общекультурных и социальных до узкопрофессиональных. При реализации данного этапа обучения в вузе целесообразно использовать современные компьютерные средства коммуникации, которые можно условно разделить на две группы: коллективного пользования (например, программу Skype, онлайн-конференции, видеомосты с другими вузами, участие в вебинарах)
и программы самообучения на базе различных технологий и гаджетов (например, смартфонов, коммуникаторов, Java-теле-фонов, планшетных компьютеров, телефонов с операционными системами iOS, Android, Linux, Symbian, Palm OS, Windows Mobile и др). Все они стали и новым средством, и орудием человеческой деятельности и способствуют появлению новых форм учебной деятельности и саморазвития обучаемых [4, с. 75—76].
В ходе мероприятий третьего этапа иноязычной подготовки менеджеров среднего звена преподаватель все активнее использует технологию скаффолдинга (от англ. scaffolding — строительные леса), суть которой заключается в постепенном отказе обучающего от роли носителя знаний, ментора и контролера. Инициатива развития навыков во всех четырех видах иноязычной речи должна исходить от самих студентов, мотивируя их на саморазвитие через выстраивание собственной траектории познания иностранного языка. Мероприятия данного этапа могут включаться в программу обучения будущих менеджеров как отдельные элементы профессиональной иноязычной компетентности, а также как средства реализации различных программ академической мобильности, развития межкультурных связей с другими странами, кросс-культурных и образовательных проектов.
Проведенные автором эмпирические исследования показывают, что поступательное, континуальное иноязычное развитие будущих менеджеров может быть успешным, если все три этапа в описанном дидактическом цикле последовательно и планомерно используют возможности отработки своих элементов. Вариативность такой свободно модулируемой и моделируемой системы зависит от уровня сформированности иноязычных компетенций студентов, что позволяет быстрее (или, при необходимости, медленнее) осуществлять переход с одного модуля на другой. Для некоторых студентов (изначально «слабых» в области знаний иностранного языка) качественная отработка первого этапа и переход на второй во время
4-годичного обучения в бакалавриате будет уже значимым событием. Следовательно, продолжить обучение в магистратуре студент сможет с ориентацией на цели более высокого порядка: переход со второго этапа на третий. Возможно, что студенты с хорошей языковой подготовкой смогут освоить все три этапа в бакалавриате, а затем изучать иностранный язык для профессионального роста (например, ESP — английский для специальных целей), для академических целей или для проведения научных исследований.
Развитие личности студента предполагает профессионально ориентированное образование. Одним из его компонентов, согласно ФГОС ВО нового поколения, является иноязычное образование. Это дает право утверждать, что качественное изменение коммуникативной деятельности, в которой личность обучаемого выступает как субъект, автоматически влечет за собой развитие личности в целом (т. е. саморазвитие). Данные изменения происходят за счет быстрой и сбалансированной модификации нужных целей, задач, учебных действий, рациональной и мотивационной сторон деятельности, когнитивных способностей индивида, востребованности определенного типа компетенций на рынке труда. Немаловажным фактом остается учет позиции самого студента, который, накапливая опыт обучения и саморазвития, может стать активной и самостоятельной единицей социопрофессио-нальной и научно-познавательной среды. Все эти конструкты образовательного процесса имеют основание стать реальностью [5], если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию.
Литература
1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 215 с.
3. Звягинцева Е. П. Совершенствование иноязычной подготовки студентов на основе интегратив-но-развивающего подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 24 с.
4. Звягинцева Е. П., Манахова Е. Б. Совершенствование профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов вуза экономической направленности с помощью современных средств коммуникации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 3. С. 73—79.
5. Кирьякова А. В., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 519—523.
Поступила 29.10.2018
Мухортова Елена Александровна — старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский пр., 49), [email protected]
References
1. Disterveg A. (Diesterweg A.) Izbrannye pedagogi-cheskie sochineniya (Selected Pedagogical Works), M., Uchpedgiz, 1956, 374 p.
2. Vygotskii L. S. Myshlenie i rech' (Thinking and Speech), M., Labirint, 1999, 215 p.
3. Zvyagintseva E. P. Sovershenstvovanie inoyazych-noi podgotovki studentov na osnove integrativno-razviva-yushchego podkhoda, avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Students' Foreign Language Training Improvement Based on Integrative-Developmental Approach, Extended Abstract of Cand. Sci. (Education) Dissertation, M., 2014, 24 p.
4. Zvyagintseva E. P., Manakhova E. B. Sovershen-stvovanie professional'no orientirovannoi inoyazychnoi podgotovki studentov vuza ekonomicheskoi napravlennosti s pomoshch'yu sovremennykh sredstv kommunikatsii (Development of Professionally Oriented Foreign Language Training with the Help of Contemporary Communication Means at University of Economics), Sovremennaya vys-shayashkola: innovatsionnyiaspekt, 2014, No. 3, pp. 73—79.
5. Kir'yakova A. V., Mosienko L. V., Ol'khovaya T. A. Aksiologicheskie indikatory kachestva obrazovaniya v kon-tekste Bolonskogo protsessa (Axiological Indicators of Education Quality in the Context of Bologna Process), Funda-mental'nye issledovaniya, 2011, No. 8-3, pp. 519—523.
Submitted 29.10.2018
Mukhortova Elena A., senior teacher, Finance University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected]