Научная статья на тему 'Студент как субъект иноязычного образования в последовательной организации учебного процесса'

Студент как субъект иноязычного образования в последовательной организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / НЕЯЗЫКОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / NON-LINGUISTIC SPECIALTIES / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / SUBJECT OF EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL QUALITIES OF PERSONALITY / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕРЕСМОТР УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / LINGUISTIC SKILLS / PERSONALITY-ORIENTED STUDYING / REVISION OF TRAINING PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

В статье актуализируется проблема субъектного отношения и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Рассматриваются факторы профессиональной подготовки и успешности будущих специалистов с акцентом на индивидуальные качества субъекта образования. Активное формирование ценностных личностных ориентаций позволяет интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической, межкультурной и коммуникативной подготовки студентов. Для обеспечения полноценного формирования индивидуальных качеств личности студента, развития и совершенствования комплекса языковых знаний, умений, навыков и подготовки к практической деятельности, непременным требованием является создание соответствующих педагогических условий. К ним следует отнести такие обстоятельства обучения, при которых происходит процесс целенаправленного отбора, моделирования и применения элементов содержания, методов, форм обучения для достижения дидактических целей. В статье обосновывается теоретическая модель субъекта иноязычного образования и определяются основные цели и требования к результатам обучения. Учитываются рекомендации и требования федерального образовательного стандарта к составлению обновленной образовательной программы и для реализации практико-ориентированных профессиональных и лингвистических компетенций. Последовательный и осмысленный подход к индивидуализации обучения открывает перед студентами большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности и создания конструктивных отношений с партнерами в рамках своей профессиональной деятельности, а также содействует проявлению креативных способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT AS A SUBJECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN THE CONSECUTIVE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS

The article actualizes the problem of subjective attitude and personality-oriented approach in teaching foreign languages to students of non-linguistic specialties. The factors of professional training and success of future specialists with an emphasis on the individual qualities of the subject of education are considered. An active formation of an individual's value orientations enables the intensification and integration of the process of students' linguistic, methodical, intercultural and communicative preparation. To ensure the full formation of the individual qualities of the student's personality, the development and improvement of the set of linguistic knowledge, skills, and preparation for practical activities, an indispensable requirement is the creation of appropriate pedagogical conditions. These include the study facilities in which a process of targeted selection, modeling and application of content elements, methods, and forms of instruction for achieving didactic goals takes place. The article substantiates the theoretical model of the subject of foreign language education and defines the main goals and requirements for learning outcomes. The recommendations and requirements of the federal educational standard for compiling an updated educational programme and for implementing practical-oriented professional and linguistic competencies are taken into account. A consistent and meaningful approach to the individualization of teaching opens up great opportunities for students to get acquainted with foreign experience in the field of their chosen specialty and to create constructive relations with partners in the framework of their professional activity, and also promotes the manifestation of creative abilities of the individual.

Текст научной работы на тему «Студент как субъект иноязычного образования в последовательной организации учебного процесса»

педагогические науки

Сидакова Нелли Валентиновна СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ...

УДК 378.147: 811

СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© 2018

Сидакова Нелли Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, дом 44-46, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье актуализируется проблема субъектного отношения и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Рассматриваются факторы профессиональной подготовки и успешности будущих специалистов с акцентом на индивидуальные качества субъекта образования. Активное формирование ценностных личностных ориентаций позволяет интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической, межкультурной и коммуникативной подготовки студентов. Для обеспечения полноценного формирования индивидуальных качеств личности студента, развития и совершенствования комплекса языковых знаний, умений, навыков и подготовки к практической деятельности, непременным требованием является создание соответствующих педагогических условий. К ним следует отнести такие обстоятельства обучения, при которых происходит процесс целенаправленного отбора, моделирования и применения элементов содержания, методов, форм обучения для достижения дидактических целей. В статье обосновывается теоретическая модель субъекта иноязычного образования и определяются основные цели и требования к результатам обучения. Учитываются рекомендации и требования федерального образовательного стандарта к составлению обновленной образовательной программы и для реализации практико-ориентированных профессиональных и лингвистических компетенций. Последовательный и осмысленный подход к индивидуализации обучения открывает перед студентами большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности и создания конструктивных отношений с партнерами в рамках своей профессиональной деятельности, а также содействует проявлению креативных способностей личности.

Ключевые слова: иноязычное образование, неязыковые специальности, субъект образования, личностно-ори-ентированное обучение, профессиональная подготовка, индивидуальные качества личности, межкультурная коммуникация, педагогические условия, пересмотр учебных программ, лингвистические навыки.

THE STUDENT AS A SUBJECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN THE CONSECUTIVE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS

© 2018

Sidakova Nelly Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin street, 44-46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article actualizes the problem of subjective attitude and personality-oriented approach in teaching foreign languages to students of non-linguistic specialties. The factors of professional training and success of future specialists with an emphasis on the individual qualities of the subject of education are considered. An active formation of an individual's value orientations enables the intensification and integration of the process of students' linguistic, methodical, intercultural and communicative preparation. To ensure the full formation of the individual qualities of the student's personality, the development and improvement of the set of linguistic knowledge, skills, and preparation for practical activities, an indispensable requirement is the creation of appropriate pedagogical conditions. These include the study facilities in which a process of targeted selection, modeling and application of content elements, methods, and forms of instruction for achieving didactic goals takes place. The article substantiates the theoretical model of the subject of foreign language education and defines the main goals and requirements for learning outcomes. The recommendations and requirements of the federal educational standard for compiling an updated educational programme and for implementing practical-oriented professional and linguistic competencies are taken into account. A consistent and meaningful approach to the individualization of teaching opens up great opportunities for students to get acquainted with foreign experience in the field of their chosen specialty and to create constructive relations with partners in the framework of their professional activity, and also promotes the manifestation of creative abilities of the individual.

Keywords: foreign language education, non-linguistic specialties, the subject of education, personality-oriented studying, professional training, individual qualities of personality, intercultural communication, pedagogical conditions, revision of training programmes, linguistic skills.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реализация требований федеральных образовательных стандартов открывает широкие возможности современному студенту для обучения и формирования опыта практической деятельности, ориентированной на становление будущей профессии.

В этих условиях приобретает новый смысл совокупность образовательных элементов: знаний, умений, навыков. В инновационной организации учебной деятельности задействованы все стороны процесса: формы, методы, средства, технологии обучения.

В вузе студент становится субъектом образования, активно осваивает его содержание, выстраивает и оценивает способы своей деятельности, анализирует ее результаты.

Субъектность как основное свойство личности проявляется в способности делать выбор и брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою

индивидуальность и регулировать свое поведение. Позиция субъекта обеспечивает студенту непрерывность профессионально-личностного становления.

Через профессионально-личностные качества будущих специалистов проявляются свойства студента как субъекта образовательной и педагогической деятельности, что отражается в поведении по отношению к себе, людям, профессии. Профессионально-личностные качества постепенно находят отражение в виде устойчивых характеристик студента, а именно: профессионально-личностное целеполагание, ценности и смысл деятельности, мышление, направленность и др. [1, с. 118].

В центре внимания профессионально-ориентированного образования всегда находится личность, а процесс формирования и самоопределения личности является одной из ключевых задач для образования.

Особое значение сегодня приобретает обучение иностранным языкам на неязыковых факультетах в контексте применения их в профессиональной сфере [2].

Sidakova Nelly Valentinovna pedagogical

THE STUDENT AS A SUBJECT ... sciences

Информационные образовательные технологии предоставляют обширные возможности для коммуникации и извлечения необходимой иноязычной информации в условиях отсутствия языковой среды и пробуждают интерес и необходимость изучения иностранных языков .

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которой основывается автор. В свете обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, личностно-ориентированного образования и организации учебного процесса, связанного с этой проблемой, мы обращались к научным трудам Г.М. Андреевой, Т.А. Деминой [3], И.А. Зимней [4], Т.В. Исаевой [5], Т.И. Кузнецовой [6], А.К. Марковой [7], В.В. Серикова [8], Н.В. Сидаковой [9;10], В.М. Скорбовенко [11], И.Ю. Чернобровкиной, Н.С. Шабровой [12], И.С. Якиманской [13] и др. [14-19], в которых раскрываются основополагающие идеи этого явления, рассматриваются некоторые стороны индивидуального, субъективного подхода к обучению студентов иностранным языкам в системе высшего профессионального образования.

Анализ научно-исследовательской литературы в части содержания понятия «профессиональная компетентность» [20-26], выделяет некоторые индивидуальные качества личности будущего специалиста, формирующие его профессиональную пригодность и составляющие содержание представлений о сущности студента - субъекта иноязычного образования:

- работоспособность (выполнение профессиональных обязанностей в определенные сроки);

- предприимчивость (инициативность во внедрении инноваций в профессиональную деятельность, владение иностранными языками, совершенствование образовательных технологий, извлечение иноязычной информации);

- организованность (способность четко организовать свой труд, способность планировать, прогнозировать, контролировать и координировать профессиональную деятельность, анализировать и резюмировать информацию, в том числе иноязычную);

- лидерство (способность к руководству и воспитанию деловых качеств у коллег либо подчиненных, быстро принимать адекватные решения возникающих проблем);

- коммуникативность (способность поддерживать контакты с коллегами, зарубежными партнерами в сфере профессионального общения, создавать атмосферу доверия, толерантности и взаимопонимания);

- социальная ответственность (способность сочетать в работе государственные, корпоративные и личные интересы).

Формирование целей статьи (постановка задания). В нашей многолетней практике обучения иностранным языкам мы выработали алгоритм использования коммуникативных технологий субъективно-ориентированной направленности (будь то коммуникативные ситуации, диалоги, тесты, профессиональные деловые игры и др.).

Это создает условия для эффективного развития личностных качеств в работе и сознании студентов: субъективности, смыслотворчества, рефлексивности и др.

Оптимизации профессиональной подготовки и индивидуальным особенностям личности способствует наличие интереса, мотивации и жизненных потребностей обучаемого.

При этом учитываются все рекомендации и требования федерального образовательного стандарта для реализации практико-ориентированных профессиональных компетенций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В представленном исследовании актуализируется проблема субъектного отношения и личностно-ориенти-рованного подхода в обучении студентов иностранным 334

языкам, рассматриваемые как фактор профессиональной подготовки и успешности будущих специалистов.

Активное формирование ценностных личностных ориентаций позволяет интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической, межкультурной и коммуникативной подготовки студентов.

В этом контексте мы обосновываем теоретическую модель субъекта иноязычного образования и определяем основные цели и требования к результатам обучения:

- отношение к студенту как субъекту, способному к культурному саморазвитию и самопознанию;

- создание условий для реализации личностных способностей: самоанализа, мотивации, эмоционального восприятия и рефлексии;

- формирование индивидуальности студента как активного носителя языкового субъектного опыта;

- активизация профессиональной и иноязычной компетентности как совокупности интеллектуальных, научных и культурно-коммуникативных качеств личности;

- совершенствование знаний, умений, навыков в области изучения иностранных языков и на уровне междисциплинарной взаимосвязи [27].

Любой вид профессиональной деятельности имеет собственную специфику.

Это утверждение относится и к деятельности, связанной с владением и применением на практике иностранных языков.

Исходя из этого, необходимо определить:

1 - факторы,

2 - педагогические условия,

3 - формы и методы в работе, оказывающие влияние на совершенствование профессиональных и языковых компетенций и ценностных ориентаций у субъекта иноязычного образования.

1. В процессе иноязычного образования у студентов формируется специфическое отношение к будущей профессии и к труду в целом, зависящее от объективных и субъективных факторов. Социально значимое отношение к избранной специальности, уровень ее престижности, материально-финансовый уровень, возможности карьерного роста, коммуникации с иноязычными партнерами по бизнесу - все это рассматривается как объективный фактор в профессиональном и иноязычном образовании. Субъективная позиция обучаемых формируется через мотивационно-личностное отношение к труду и собственно профессии и зависит от: а) готовности связать свою жизнь с определенным видом трудовой деятельности; б) осознания личностью интереса к избранной специальности; в) наличия духовно-нравственного потенциала и гражданской позиции в жизни и труде; г) активности и творческого начала по отношению к будущей профессии.

2. Задачей личностно-развивающего профессионального и иноязычного образования субъекта признается создание соответствующих педагогических условий для обеспечения полноценного формирования индивидуальных качеств личности: развития и совершенствования комплекса языковых знаний, умений, навыков и подготовки к практической деятельности. Начальная стадия подготовки к будущей трудовой деятельности закладывается в семье и школе. Профессиональное становление личности происходит в условиях средних и высших образовательных учреждений. К педагогическим условиям следует отнести такие обстоятельства обучения в высшей школе, при которых происходит процесс целенаправленного отбора, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов, форм обучения для достижения дидактических целей.

Однако нельзя сводить педагогические условия только к внешним обстоятельствам, оказывающим влияние на процесс обучения. Равноценную роль в этом процессе играют и внутренние особенности личности студента, т.е. субъективные условия, от наличия которых зависит формирование профессионально значимых качеств: Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Сидакова Нелли Валентиновна СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ...

коммуникативных навыков, гностических, интеллектуальных, конструктивных способностей, собственной активности студента [28-30].

3. В целях достижения положительных результатов в вопросе совершенствования профессиональных и языковых компетенций у субъекта иноязычного образования в выполнении поставленных задач личностно-ориентиро-ванной направленности, мы разработали конструктивные формы и методы в педагогической деятельности и предусмотрели оптимальные пути их реализации с акцентом на формирование иноязычной компетенции обучаемых:

- выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студента вуза средствами иностранных языков;

- проведение комплексного анализа практических занятий по иностранным языкам с коллегами - сотрудниками кафедры;

- использование в процессе обучения иностранному языку коммуникативных технологий: тестов, коммуникативных ситуаций, диалогов, других интерактивных методов с тематикой по избранной специальности;

- систематическое обсуждение в студенческий группах результатов самостоятельной и творческой работы по избранной тематике;

- использование инновационных технологических средств для информационной поддержки в получении профессиональных и лингвистических навыков и знаний;

- обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов;

- доработка и пересмотр учебных программ и планов по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей.

Обновленное проектирование учебных программ курса «Иностранный язык» предусматривает перепланировку согласно рекомендациям и требованиям федерального образовательного стандарта, направленного на конкретные научные концепции модернизированного содержания обучения для реализации практико-ориен-тированных профессиональных иноязычных компетенций, а также на развитие личностного потенциала студентов.

Создание и апробация инновационной системы профессионального становления и воспитания студенческой молодежи по основным направлениям интеграционной деятельности вуза предъявляет жесткие требования к вопросу обеспечения и оценки эффективности качества иноязычного образования.

Поскольку система обучения иностранным языкам в вузе ориентирована на личность студента как субъекта иноязычной учебно-профессиональной организации труда, она предполагает овладение всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, устной и письменной речью.

Особую значимость приобретает работа с узкопрофессиональными текстами, являющаяся важнейшим показателем лингвистических способностей и творческой активности студентов и формирующая практикоориен-тированный подход к анализу специализированной литературы.

При этом проявляется оптимальная степень обучен-ности иностранному языку и способность передачи основной идеи и профессионального характера текста, а также учитываются все особенности и индивидуальные навыки обучаемых.

Субъективный подход к реализации речевой деятельности студента и индивидуальная работа с образовательной литературой включает в себя следующие этапы:

- работу с адаптированными текстами страноведческой и специальной направленности и лексико-грамма-тический разбор текста (первый этап);

- работу с аутентичными текстами общекультурного и общеделового характера (второй этап);

- расширение словарного состава, формирование терминологического словаря по специальности - тезауруса (третий этап);

- работу с аутентичными узкопрофессиональными текстами (четвертый этап);

- реферирование, аннотирование аутентичных про-фессионально-ориентированнх текстов (пятый этап)

- составление резюме, рекомендательного или делового письма на изучаемом языке (шестой этап).

Список можно продолжить в зависимости от степени обученности и владения языком, от реальной языковой практики и интерактивных форм обучения, моделирующих будущую профессиональную деятельность.

Такие этапы работы с текстами, как реферирование, аннотирование, рецензирование, дают возможность выразить свое собственное мнение, субъективное видение полученной и/или переработанной информации и интерпретировать материал сообразно исходному содержанию и смыслу, совершенствуя свои лингвистические и профессиональные навыки. Способ сокращения и сжатия текста развивает также творческие способности студентов, совершенствует навыки самостоятельной работы с аутентичной литературой, умения представить текст в соответствии с языковыми и стилистическими особенностями первоначального варианта текста.

Представленный образец работы с текстами является лишь эпизодом в многогранной деятельности по воспитанию и обучению студентов иностранному языку с субъективным подходом и рассматривается как неотъемлемая часть иноязычного вузовского образования.

Объективно, для реализации задачи индивидуализации образования необходимо преодолевать возникающие проблемы методического и информационного плана, поскольку существующие учебные программы не отвечают всем требованиям инновационной системы обучения.

Более глубокий, последовательный и осмысленный подход к индивидуализации образования и, соответственно, к составлению обновленной образовательной программы, открывает перед субъектом обучения большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности, для создания конструктивных отношений с представителями различных стран в рамках своей профессиональной деятельности, а также содействует проявлению креативных способностей личности.

Таким образом, главным воспитательным и созидательным постулатом в сфере обучения студента как субъекта иноязычного образования должна быть готовность к межкультурной коммуникации на профессиональном уровне, к аналитической иноязычной компетенции и информационной социализации, к формированию высших духовных отечественных ценностей и интернационального наследия.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ценностной установкой и объективным показателем отношения студентов к будущей профессиональной деятельности является любовь и бережное отношение к избранной специальности, стремление к достижению поставленной перед собой цели.

В этой связи сферой субъективно-ориентированного иноязычного образования и межкультурного воспитания должна быть специализированная программа, направленная на обеспечение реальных условий для формирования нового знания, проявления творческой индивидуальности обучаемых в профессиональной деятельности и жизни, интеллектуального развития и созидательной активности.

Личностно-ориентированное отношение к студенту как субъекту иноязычного образования базируется на признании его как личности с собственными убеждениями и проявлением гуманистических идей, с устойчивой

Sidakova Nelly Valentinovna THE STUDENT AS A SUBJECT ..

pedagogical sciences

психикой в отношении жизненных ситуаций, уважении к родной и иноязычной культуре и целостному мирозданию.

Дальнейшие исследования и научно-методические разработки в этой области должны стать непременным атрибутом воспитания современной молодежи, формирующего у субъектов образования социально значимые компетенции: межкультурные, коммуникационные, иноязычные, интеллектуальные, общественно-правовые и профессиональные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чернобровкина И.Ю. Развитие студентов в процессе изучения иностранного языка // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: Сб. науч. трудов. 4.1.- Таганрог, 2005. - С.116-118.

2. Сидакова Н.В. Характерные черты модернизированного содержания обучения иностранному языку // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова.- 2014.- Т.20 - №5. -С. 201-204.

3. Демина Т.А. Самоопределение личности как междисциплинарная проблема гуманитарных наук // Вестник ОГУ.- 2005.- №12. - С. 94-98.

4. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе.- 1970.- №1. - С. 37-46.

5. Исаева Т.В. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавания // Педагогика.- 2006.- №9. - С. 55-60.

6. Кузнецова Т.И. Гуманитаризация высшего технического образования в условиях личностного подхода.-М.: РХТУ, 1998. - 98 с.

7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя // Вопросы психологии.- 1982.- №2. - С. 76- 82.

8. Сериков В.В. Осознать себя исследователем // Педагогика.- 1996.- №1. - С. 118-119.

9. Сидакова Н.В. Личностно ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология.- 2015.- №2(21). - С. 146-149.

10. Сидакова Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов неязыковых специальностей вуза средствами иностранного языка в условиях многоуровневого образования: Дисс. ... канд. пед. наук. -Владикавказ, 2010. - 236 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Скорбовенко В.М. Компетентностный подход к образованию и проблемы развития личности // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: Сб. науч. трудов. Ч.1.- Таганрог, 2005. - С. 255-258.

12. Шаброва Н.С. Языковая личность и иностранный язык // Профессиональное образование. Столица.-2008.- №4. - С. 18-20.

13. Якиманская И.С. Разработка технологии лич-ностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии.- 1995.- №2. - С. 31-42.

14. Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Оценка эффективности формирования компетентности научной межкультурной коммуникации педагогов неязыковых специальностей вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 112-116.

15. Бульдина И.А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 9-12.

16. Быкова Д.В. Национальный колорит художественных произведений как единица мотивации студентов неязыковых вузов на занятиях по английскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 22-24.

17. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях фгос третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.

18. Лопухова Ю.В. Методические основы применения технологии модульного обучения при изучении грамматики в неязыковых вузах // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 193-198.

19. Гудкова С.А., Яницкий А.И. Особенности формирования навыков работы с иноязычными текстами у студентов неязыковых профилей подготовки // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 7-10.

20. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.

21. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.

22. Кадирова Г.А. Особенности формирования профессиональных компетентностей студентов экономических факультетов в вузах республики Таджикистан // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 112-117.

23. Алехина М.А., Есаулова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических направлений в процессе изучения математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 49-53.

24. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 18-21.

25. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.

26. Тараносова Г.Н., Абрамова Т.А. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 254-257.

27. Сидакова Н.В. Обучение второму иностранному языку как билингвальный процесс в образовании студентов неязыковых специальностей // Балтийский гуманитарный журнал.- 2016.- Т.5.- №3(16). - С. 185-189.

28. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя.- М.,1990. - 234 с.

29. Сидакова Н.В. Принцип системности в технологии модульного обучения иностранным языкам // Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2016.- Т.5.- №4 (17). - С. 213-216.

30. Sidakova N.V. L'esprit scientifique Учебное пособие по технике перевода специальных текстов / Под ред. докт.филолог. наук, проф. Т.Д. Щербаковой. Владикавказ, 2014. - 103с.

Статья поступила в редакцию 19.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

336

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.