УДК 37.032 В.В. Игнатова, Е.Н. Мартьянова
формирование коммуникативного имиджа будущего инженера
средствами языковой Подготовки
Рассматривается одна из актуальных проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда инженерных кадров - формирование коммуникативного имиджа будущего инженера с помощью языковой подготовки. Языковая подготовка в вузе обладает достаточным дидактическим потенциалом, позволяющим в полной мере реализовать основные профессионально-педагогические задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.
Ключевые слова: высшее техническое образование, будущий инженер, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, надпрофессиональная компетенция, коммуникативный имидж, языковая подготовка, интегрированный образовательный модуль, коммуникативный потенциал, дидактические средства.
В настоящее время высшие технические учебные заведения ориентированы на новые требования к подготовке специалистов, среди которых особое место занимает формирование конкурентоспособных на рынке труда инженеров за счет повышения качества образовательных услуг [1]. Это обусловлено перспективами вступления России в единое экономическое пространство, выходом на уровень международного взаимодействия в области высшего образования, науки и производства, что определило принципиально новые требования к образованию, стратегию модернизации содержания профессионального образования и необходимость более глубокого осмысления проблем подготовки инженерных кадров для российской промышленности.
В профессиональных образовательных учреждениях нового типа - Федеральных университетах, обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей подготовки будущих инженеров и к повышению на этой основе их коммуникативного имиджа, обеспечивающего принятие данного специалиста как представителя технической элиты общества. Другими словами, речь идет о необходимости освоения будущим инженером как высококвалифицированным специалистом профессиональных и особых надпрофес-сиональных компетенций, обеспечивающих его выход на международный уровень профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В этой связи актуализируется проблема достижения нового качества профессиональной подготовки будущего инженера в федеральных учебных заведениях, обеспечивающих не только освоение комплекса фундаментальных технических знаний, но и овладение коммуникативными стратегиями, определяющими его коммуникативный имидж, который является неотъемле-
ИГНАТОВА Валентина Владимировна - д.п.н., профессор Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ), г Красноярск.
E-mail: [email protected].
МАРТЬЯНОВА Елена Николаевна - ст. преподаватель Сибирского федерального университета (СФУ), г. Красноярск. E-mail: [email protected]
мой частью надпрофессиональной компетенции и способствует успешной конкурентоспособности будущего инженера на рынке труда.
Коммуникативный имидж будущего инженера определяется нами как целенаправленно сформированный привлекательный образ будущего инженера, направленный на достижение эффективности в профессиональной деятельности посредством приемов вербальной и невербальной коммуникации. Овладение коммуникативным имиджем вооружает будущего инженера принципиально значимыми коммуникативными стратегиями, которые определяют характер и качественно новый уровень его взаимодействия с профессиональным сообществом и социокультурной средой. Подготовленность будущего инженера к предъявлению себя как успешного коммуниканта отражает его профессиональную образованность и выражается в комплексе свойств личности, определяющих ценностную направленность на формирование собственного коммуникативного имиджа.
Важное место в формировании коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе занимает языковая подготовка, так как в ее процессе происходит освоение коммуникативных стратегий и тактик. Данная подготовка в вузе как никакая другая способствует осмыслению собственного коммуникативного имиджа, нахождению путей его совершенствования, но только при условии ее насыщения содержанием, формами и методами, адекватно отражающими данную цель.
С целью реализации вышеизложенной идеи нами разработан интегрированный образовательный модуль (рис.), направленный на формирование коммуникативного имиджа будущего инженера с использованием средств языковой подготовки «Коммуникативный имидж будущего инженера». Блочно-модульная система обучения считается наиболее гибкой из существующих систем, поскольку ее проще всего приспособить к любой из существующих учебных программ профессиональной подготовки специалистов и совмещать с программами их самоподготовки. Модульная технология позволяет реализовать процесс обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» (модульных единиц,
учебных элементов), содержащих необходимую информацию для формирования определенных теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих гибкость модульной структуры программы обучения, возможность организации самостоятельной работы обучаемого, контролирующие задания и способствующих достижению запланированных результатов обучения [5]. Преимуществами модульного обучения являются: активизация познавательной деятельности; мотивация в развитии самостоятельности в процессе обучения и профессиональной деятельности; возможность индивидуализации занятий; сокращение сроков и повышение качества обучения; достижение профессиональной компетентности; изменение функций преподавателя (тьютор, модератор), деятельность которого становится более творческой, консультативной; субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.
Дисциплина «Иностранный язык» была выбрана нами в качестве предметной области для проведения экспериментальной работы, поскольку она обладает достаточным коммуникативным потенциалом и позволяет интегрировать профессиональные знания в языковой образовательный материал. При этом может использоваться весь спектр дидактических средств, необходимых для формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.
Опыт работы преподавателем иностранного языка в университете и организатором экспериментальной работы по формированию коммуникативного имиджа студентов - будущих инженеров, позволяет сделать вывод, что учебная дисциплина «Иностранный язык», может способствовать формированию коммуникативного имиджа будущего инженера в контексте его будущей профессиональной деятельности за счет: во-первых, сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) при активном использовании последнего в теоретическом и прикладном разделах программы; во-вторых, усиления интереса к изучению иностранного языка с акцентом на формирование потребности в успешной коммуникации и создании образа современного инженера; в-третьих, использования разнообразных форм и методов обучения, способствующих обогащению знаний будущего инженера о коммуникативном имидже и коммуникативного опыта; в-четвертых, совершенствования организационнопедагогической деятельности преподавателя.
Оптимальное сочетание содержания вариативного компонента программы данной дисциплины мы связываем с проектированием названного модуля, задачами которого являются:
1. Информирование студента о коммуникативном имидже как успешной профессиональной стратегии способами его формирования;
2. Ориентирование студента на формирование собственного коммуникативного имиджа и отношения к нему как к профессионально-личностной ценности;
3. Обогащение опыта формирования коммуникативного имиджа будущего инженера, способствующего успешному карьерному росту.
В данном модуле систематизирован учебный материал, непосредственно отражающий различные аспекты формирования коммуникативного имиджа. Он содержит две модульные единицы, воссоздающие теоретическую (информационно-ознакомительную) и практикоориентирующую направленность языковой подготовки. Названия модульных единиц отражают промежуточные цели, которые достигает студент в результате успешного их освоения (рис.).
Первая модульная единица предусматривает информирование студента о коммуникативном имидже как профессионально-личностной ценности посредством формирования его представлений и знаний о коммуникативном имидже, способах и приемах его формирования. На данном этапе экспериментальной работы реализуется первая модульная единица, состоящая из четырех учебных элементов, каждый из которых отражает конкретные задачи по формированию коммуникативного имиджа и имеет адекватное им методическое обеспечение в виде разнообразных педагогических форм, методов, приемов и средств.
Вторая модульная единица направлена на актуализацию эмоционально-ценностного отношения студента к формированию собственного коммуникативного имиджа как профессиональной ценности и предполагает педагогическое содействие ему в выборе значимых лично для него коммуникативных стратегий и тактик.
Рассмотрим содержание выделенных модульных единиц и их учебных элементов. Первая модульная единица, направленная на информирование о коммуникативном имидже и осознание студентом его значимости для успешной профессиональной карьеры, содержит четыре учебных элемента (рис.).
Последовательность представления информации в первых двух учебных элементах выстроена в направлении от частного к общему, то есть от определения основных понятий («коммуникация», «коммуникативный имидж») к пониманию их содержания и осознанию ценности коммуникативного имиджа в жизни человека и профессиональной карьере и далее к ознакомлению с эффективными коммуникативными стратегиями профессионального самопредъявления. Информационная составляющая данных элементов способствует «погружению» студентов в данную проблему, пониманию ими значимости эффективной коммуникации и коммуникативного имиджа в современном мире. Содержание данных учебных элементов представляет собой введение в имиджеологию [6]. Студенты знакомятся с определением понятий имидж и коммуникация, основными типами имиджа, значением коммуникативного имиджа в современном мире, осмысливают основные компоненты имиджа (вербального, невербального, деятельного)
Учебные элементы
Рис. Структура модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера»
в учебной, общественной, личной и профессиональной деятельности.
Особое внимание при реализации первой модульной единицы уделяется третьему учебному элементу, поскольку коммуникативный имидж приобретает новые свойства, отражающие специфику инженерной деятельности, и рассматривается во взаимосвязи с понятием «коммуникативный имидж будущего инженера». Коммуникативный имидж описывается посредством различных коммуникативных характеристик ролевого поведения (вербального, невербального, паралингвистического), а также признаков деятельности будущего инженера, проанализированной через его функционально-ролевой репертуар.
При реализации четвертого учебного элемента первой модульной единицы будущий инженер знакомится с известными технологиями формирования коммуникативного имиджа с точки зрения успешной профессиональной карьеры.
Вторая модульная единица интегрированного образовательного модуля направлена на содействие будущему инженеру в выборе (самоопределении) эффективных коммуникативных стратегий предъявления себя как профессионала и включает в себя три учебных элемента (рис.).
В первом учебном элементе второй модульной единицы изучаются и обсуждаются характерные проявления собственного коммуникативного имиджа. На этом этапе студенты проводят диагностику своих вербальных, невербальных, паралингвистических умений и навыков.
Второй учебный элемент связан с осознанием будущим инженером состояния реального обладания навыками ведения коммуникативной деятельности и значимости формирования собственного коммуникативного имиджа в соответствии с требованиями к будущей профессиональной деятельности. Здесь студенты осуществляют самостоятельный осознанный выбор направления развития и корректировки собственного коммуникатив-
ного имиджа для успешной будущей профессиональной деятельности.
Успешное формирование коммуникативного имиджа будущего инженера в наибольшей степени зависит от осуществления третьего учебного элемента разработанного модуля. Реализация данного модуля в процессе экспериментальной работы направлена на решение задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера с акцентом на актуализацию понимания и признания необходимости обладания коммуникативным имиджем как неотъемлемым качеством, определяющим будущую успешную профессиональную деятельность. Для достижения поставленной задачи на практикоориентированных занятиях используется метод диалогического обучения, реализуемый в коммуникативных ситуациях и ситуациях ролевого экспериментирования, приближенных к действительности. В данных ситуациях будущие инженеры выступают субъектами коммуникативной деятельности, анализируют и корректируют собственные коммуникативные действия, обогащают коммуникативный опыт, формируют свой коммуникативный имидж в контексте достижения запланированного результата коммуникации. Отработка элементов коммуникативного предъявления себя как профессионала проводится посредством тренировки в развитии навыков эффективного общения, успешной самопрезентации, выявления коммуникативных барьеров, анализа и прогнозирования поведения партнеров, делового взаимодействия, что способствует выработке практических навыков, развитию творческих способностей будущих специалистов.
С целью практического воплощения модуля в образовательный процесс университета нами разработана вариативная рабочая программа, получившая одноименное с ним название - «Коммуникативный имидж будущего инженера» - и интегрированная с базовой программой обучения иностранному языку в университете. Вариативная программа в полном объеме соответствует разработанному модулю и структурирована в соответствии с его содержанием (модульными единицами и учебными элементами).
Реализация разработанного модуля позволяет организовать поэтапное формирование коммуникативного имиджа будущего инженера. Первый этап связан с информированием студента о коммуникативном имидже, включает учебные элементы первой модульной единицы (рис.) и называется этапом информирования.
В контексте цели нашего исследования педагогический смысл информирования состоит в целенаправленном, упорядоченном действии, направленном на осведомление, сообщение знаний, обеспечение студента информацией о коммуникативном имидже в контексте будущей профессиональной деятельности как одной из неотъемлемых характеристик надпрофессиональной компетентности будущего инженера, способствующей конкурентоспособности его на рынке труда. Основными
задачами данного этапа являются содействие осознанному усвоению будущим инженером знаний о коммуникативном имидже и формирование потребности в поиске путей его совершенствования.
Проведенный нами анализ диагностических материалов и опыт работы в качестве преподавателя кафедры иностранных языков Сибирского федерального университета показали, что будущие инженеры более всего затрудняются интерпретировать коммуникативные ценности, что требует со стороны преподавателя активизации их познавательной деятельности, помощи в выделении информации коммуникативного характера, ее смысловых характеристик и сопоставления с реальными ситуациями коммуникации.
Для того, чтобы привлечь внимание студентов к приобретению знаний о коммуникативном имидже и сформировать к нему ценностное отношение, необходимо использовать стимульный материал коммуникативноинформационной направленности. Данный материал, используемый на информационно-ознакомительных и практико-ориентированных занятиях, включает: тексты, раскрывающие сущность коммуникативного имиджа, тесты, дискурсивно-коммуникативные задания, коммуникативные и ролевые игры, видеоматериалы, направленные на информирование студента, и задания на определение реального уровня сформированности собственного коммуникативного имиджа. Следует отметить, что студенты активно, целенаправленно и с интересом осваивают теоретическую часть разработанной программы, а также выполняют задания, связанные с выявлением уровня сформированности их собственного коммуникативного имиджа. Студенты изучают структуру коммуникативного имиджа, основные понятия, осваивают технологию саморазвития коммуникативного имиджа. Наибольший интерес они проявили к практико-ориентированной части программы, включающей образовательные тренинги по эффективной коммуникации в контексте будущей профессиональной деятельности и коррекции собственного коммуникативного имиджа.
Второй этап формирования коммуникативного имиджа будущего инженера - этап ориентирования - направлен на актуализацию у студента понимания и признания профессиональной значимости собственного коммуникативного имиджа, а также на ценностное отношение к его деятельному развитию посредством развития аутентичной речевой деятельности и связан с первыми двумя учебными элементами второй модульной единицы (рис.). Актуализация понимается как осуществление, извлечение ценностно-смыслового контекста коммуникации из содержания аутентичной речевой деятельности с целью его последующего использования студентом в процессе жизнедеятельности. На данном этапе экспериментальной работы решается задача, связанная с актуализацией понимания и признанием важности обладания сформированным коммуникативным имиджем как неотъемлемым
качеством, способствующим будущей успешной профессиональной деятельности специалиста.
Для достижения поставленной цели и задачи исследования на практико-ориентированных занятиях используется метод диалогического обучения, реализованный в коммуникативных ситуациях. Именно данный вид обучающей деятельности способствует освоению «неподготовленной» коммуникации (аутентичной речевой деятельности) и относится к кооперативным игровым ситуациям, что позволяет осуществить их проигрывание, наблюдение за другими участниками коммуникации, анализ процесса и результатов коммуникативной деятельности, осознание сформированно-сти собственного коммуникативного имиджа студента и признание (отрицание) коммуникативного имиджа как ценности.
Третий этап экспериментальной работы связан с реализацией третьего учебного элемента второй модульной единицы (рис.), предполагает содействие будущему инженеру в обогащении субъективного опыта формирования коммуникативного имиджа как профессиональной ценности в процессе коммуникации в учебнопрофессиональной деятельности и называется этапом обогащения. Совершенствование будущим инженером коммуникативных умений предъявления себя как профессионала реализуется посредством создания ситуаций ролевого экспериментирования, в основе которых лежит спланированное речевое взаимодействие и развитие сюжета с учетом предназначенной (избранной) роли. Ситуации ролевого экспериментирования являются организованным речевым общением, обеспечивают активность и самостоятельность коммуникативной деятельности студентов и предполагают обязательное разрешение проблемной ситуации. Это служит развитию практического мышления студентов, так как требует тщательного продумывания созданной ситуации, поиска адекватного ее решения, развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Таким образом, данные ситуации способствуют приобретению коммуникативных умений, необходимых для успешного взаимодействия студента, самоопределе-
нию его в выборе коммуникативных стратегий и тактик, предъявлению себя как профессионала.
Следовательно, во-первых, разработанный интегрированный образовательный модуль «Коммуникативный имидж будущего инженера» предполагает осуществление им самостоятельного и осознанного выбора, корректировку коммуникативного имиджа в соответствии с ориентированием на успешный карьерный рост. Данный модуль направлен на освоение будущим специалистом эффективных коммуникативных стратегий и тактик, способствует овладению культурными вербальными и невербальными способами самопредъявления, гармонизирует взаимодействие с коммуникантами, ориентирует на преодоление коммуникативных барьеров. Во-вторых, языковая подготовка в вузе обладает достаточным дидактическим потенциалом, позволяющим в полной мере реализовать основные профессионально-педагогические задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера за счет интегрированного образовательного модуля.
Л и т е р а т у р а
1. Похолков Ю.П. К вопросу о формировании национальной доктрины инженерного образования // Инновации в высшей школе России (состояние проблемы модернизации инженерного образования). - М. : МАДИ, 2002 - С. 62-79.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. - М. : Исследовательский центр проблем творчества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
4. Чучалин А.И., Боев О.В., Криушова А.А. Качества инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенции // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 13-16.
5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. - 271 с.
6. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М. : Феникс, 2005. - 473 с.
V.V. Ignatova, KN. Martyanova
communicative image of a future engineer and its development through linguistic training
The article studies one of the up-to-date issues that is encountered in the sphere of professional training of highly-skilled and competitive engineers. It is a development of communicative image for future engineers through linguistic training. Linguistic training at universities has complete didactic potential that allows to realize main professional-pedagogical tasks of development of communicative image of a future engineer.
Key-words: higher engineering education, future engineer, professional training, professional activity, professional competence, communicative image, linguistic training, integrated educational module, communicative potential, didactic means.