Научная статья на тему 'Формирование коммуникативного имиджа будущего инженера средствами языковой подготовки'

Формирование коммуникативного имиджа будущего инженера средствами языковой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / HIGHER ENGINEERING EDUCATION / FUTURE ENGINEER / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE IMAGE / LINGUISTIC TRAINING / INTEGRATED EDUCATIONAL MODULE / COMMUNICATIVE POTENTIAL / DIDACTIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова В. В., Мартьянова Е. Н.

Рассматривается одна из актуальных проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда инженерных кадров формирование коммуникативного имиджа будущего инженера с помощью языковой подготовки. Языковая подготовка в вузе обладает достаточным дидактическим потенциалом, позволяющим в полной мере реализовать основные профессионально-педагогические задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative image of a future engineer and its development through linguistic training

The article studies one of the up-to-date issues that is encountered in the sphere of professional training of highly-skilled and competitive engineers. It is a development of communicative image for future engineers through linguistic training. Linguistic training at universities has complete didactic potential that allows to realize main professional-pedagogical tasks of development of communicative image of a future engineer.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативного имиджа будущего инженера средствами языковой подготовки»

УДК 37.032 В.В. Игнатова, Е.Н. Мартьянова

формирование коммуникативного имиджа будущего инженера

средствами языковой Подготовки

Рассматривается одна из актуальных проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда инженерных кадров - формирование коммуникативного имиджа будущего инженера с помощью языковой подготовки. Языковая подготовка в вузе обладает достаточным дидактическим потенциалом, позволяющим в полной мере реализовать основные профессионально-педагогические задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.

Ключевые слова: высшее техническое образование, будущий инженер, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, надпрофессиональная компетенция, коммуникативный имидж, языковая подготовка, интегрированный образовательный модуль, коммуникативный потенциал, дидактические средства.

В настоящее время высшие технические учебные заведения ориентированы на новые требования к подготовке специалистов, среди которых особое место занимает формирование конкурентоспособных на рынке труда инженеров за счет повышения качества образовательных услуг [1]. Это обусловлено перспективами вступления России в единое экономическое пространство, выходом на уровень международного взаимодействия в области высшего образования, науки и производства, что определило принципиально новые требования к образованию, стратегию модернизации содержания профессионального образования и необходимость более глубокого осмысления проблем подготовки инженерных кадров для российской промышленности.

В профессиональных образовательных учреждениях нового типа - Федеральных университетах, обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей подготовки будущих инженеров и к повышению на этой основе их коммуникативного имиджа, обеспечивающего принятие данного специалиста как представителя технической элиты общества. Другими словами, речь идет о необходимости освоения будущим инженером как высококвалифицированным специалистом профессиональных и особых надпрофес-сиональных компетенций, обеспечивающих его выход на международный уровень профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В этой связи актуализируется проблема достижения нового качества профессиональной подготовки будущего инженера в федеральных учебных заведениях, обеспечивающих не только освоение комплекса фундаментальных технических знаний, но и овладение коммуникативными стратегиями, определяющими его коммуникативный имидж, который является неотъемле-

ИГНАТОВА Валентина Владимировна - д.п.н., профессор Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ), г Красноярск.

E-mail: [email protected].

МАРТЬЯНОВА Елена Николаевна - ст. преподаватель Сибирского федерального университета (СФУ), г. Красноярск. E-mail: [email protected]

мой частью надпрофессиональной компетенции и способствует успешной конкурентоспособности будущего инженера на рынке труда.

Коммуникативный имидж будущего инженера определяется нами как целенаправленно сформированный привлекательный образ будущего инженера, направленный на достижение эффективности в профессиональной деятельности посредством приемов вербальной и невербальной коммуникации. Овладение коммуникативным имиджем вооружает будущего инженера принципиально значимыми коммуникативными стратегиями, которые определяют характер и качественно новый уровень его взаимодействия с профессиональным сообществом и социокультурной средой. Подготовленность будущего инженера к предъявлению себя как успешного коммуниканта отражает его профессиональную образованность и выражается в комплексе свойств личности, определяющих ценностную направленность на формирование собственного коммуникативного имиджа.

Важное место в формировании коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе занимает языковая подготовка, так как в ее процессе происходит освоение коммуникативных стратегий и тактик. Данная подготовка в вузе как никакая другая способствует осмыслению собственного коммуникативного имиджа, нахождению путей его совершенствования, но только при условии ее насыщения содержанием, формами и методами, адекватно отражающими данную цель.

С целью реализации вышеизложенной идеи нами разработан интегрированный образовательный модуль (рис.), направленный на формирование коммуникативного имиджа будущего инженера с использованием средств языковой подготовки «Коммуникативный имидж будущего инженера». Блочно-модульная система обучения считается наиболее гибкой из существующих систем, поскольку ее проще всего приспособить к любой из существующих учебных программ профессиональной подготовки специалистов и совмещать с программами их самоподготовки. Модульная технология позволяет реализовать процесс обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» (модульных единиц,

учебных элементов), содержащих необходимую информацию для формирования определенных теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих гибкость модульной структуры программы обучения, возможность организации самостоятельной работы обучаемого, контролирующие задания и способствующих достижению запланированных результатов обучения [5]. Преимуществами модульного обучения являются: активизация познавательной деятельности; мотивация в развитии самостоятельности в процессе обучения и профессиональной деятельности; возможность индивидуализации занятий; сокращение сроков и повышение качества обучения; достижение профессиональной компетентности; изменение функций преподавателя (тьютор, модератор), деятельность которого становится более творческой, консультативной; субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.

Дисциплина «Иностранный язык» была выбрана нами в качестве предметной области для проведения экспериментальной работы, поскольку она обладает достаточным коммуникативным потенциалом и позволяет интегрировать профессиональные знания в языковой образовательный материал. При этом может использоваться весь спектр дидактических средств, необходимых для формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.

Опыт работы преподавателем иностранного языка в университете и организатором экспериментальной работы по формированию коммуникативного имиджа студентов - будущих инженеров, позволяет сделать вывод, что учебная дисциплина «Иностранный язык», может способствовать формированию коммуникативного имиджа будущего инженера в контексте его будущей профессиональной деятельности за счет: во-первых, сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) при активном использовании последнего в теоретическом и прикладном разделах программы; во-вторых, усиления интереса к изучению иностранного языка с акцентом на формирование потребности в успешной коммуникации и создании образа современного инженера; в-третьих, использования разнообразных форм и методов обучения, способствующих обогащению знаний будущего инженера о коммуникативном имидже и коммуникативного опыта; в-четвертых, совершенствования организационнопедагогической деятельности преподавателя.

Оптимальное сочетание содержания вариативного компонента программы данной дисциплины мы связываем с проектированием названного модуля, задачами которого являются:

1. Информирование студента о коммуникативном имидже как успешной профессиональной стратегии способами его формирования;

2. Ориентирование студента на формирование собственного коммуникативного имиджа и отношения к нему как к профессионально-личностной ценности;

3. Обогащение опыта формирования коммуникативного имиджа будущего инженера, способствующего успешному карьерному росту.

В данном модуле систематизирован учебный материал, непосредственно отражающий различные аспекты формирования коммуникативного имиджа. Он содержит две модульные единицы, воссоздающие теоретическую (информационно-ознакомительную) и практикоориентирующую направленность языковой подготовки. Названия модульных единиц отражают промежуточные цели, которые достигает студент в результате успешного их освоения (рис.).

Первая модульная единица предусматривает информирование студента о коммуникативном имидже как профессионально-личностной ценности посредством формирования его представлений и знаний о коммуникативном имидже, способах и приемах его формирования. На данном этапе экспериментальной работы реализуется первая модульная единица, состоящая из четырех учебных элементов, каждый из которых отражает конкретные задачи по формированию коммуникативного имиджа и имеет адекватное им методическое обеспечение в виде разнообразных педагогических форм, методов, приемов и средств.

Вторая модульная единица направлена на актуализацию эмоционально-ценностного отношения студента к формированию собственного коммуникативного имиджа как профессиональной ценности и предполагает педагогическое содействие ему в выборе значимых лично для него коммуникативных стратегий и тактик.

Рассмотрим содержание выделенных модульных единиц и их учебных элементов. Первая модульная единица, направленная на информирование о коммуникативном имидже и осознание студентом его значимости для успешной профессиональной карьеры, содержит четыре учебных элемента (рис.).

Последовательность представления информации в первых двух учебных элементах выстроена в направлении от частного к общему, то есть от определения основных понятий («коммуникация», «коммуникативный имидж») к пониманию их содержания и осознанию ценности коммуникативного имиджа в жизни человека и профессиональной карьере и далее к ознакомлению с эффективными коммуникативными стратегиями профессионального самопредъявления. Информационная составляющая данных элементов способствует «погружению» студентов в данную проблему, пониманию ими значимости эффективной коммуникации и коммуникативного имиджа в современном мире. Содержание данных учебных элементов представляет собой введение в имиджеологию [6]. Студенты знакомятся с определением понятий имидж и коммуникация, основными типами имиджа, значением коммуникативного имиджа в современном мире, осмысливают основные компоненты имиджа (вербального, невербального, деятельного)

Учебные элементы

Рис. Структура модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера»

в учебной, общественной, личной и профессиональной деятельности.

Особое внимание при реализации первой модульной единицы уделяется третьему учебному элементу, поскольку коммуникативный имидж приобретает новые свойства, отражающие специфику инженерной деятельности, и рассматривается во взаимосвязи с понятием «коммуникативный имидж будущего инженера». Коммуникативный имидж описывается посредством различных коммуникативных характеристик ролевого поведения (вербального, невербального, паралингвистического), а также признаков деятельности будущего инженера, проанализированной через его функционально-ролевой репертуар.

При реализации четвертого учебного элемента первой модульной единицы будущий инженер знакомится с известными технологиями формирования коммуникативного имиджа с точки зрения успешной профессиональной карьеры.

Вторая модульная единица интегрированного образовательного модуля направлена на содействие будущему инженеру в выборе (самоопределении) эффективных коммуникативных стратегий предъявления себя как профессионала и включает в себя три учебных элемента (рис.).

В первом учебном элементе второй модульной единицы изучаются и обсуждаются характерные проявления собственного коммуникативного имиджа. На этом этапе студенты проводят диагностику своих вербальных, невербальных, паралингвистических умений и навыков.

Второй учебный элемент связан с осознанием будущим инженером состояния реального обладания навыками ведения коммуникативной деятельности и значимости формирования собственного коммуникативного имиджа в соответствии с требованиями к будущей профессиональной деятельности. Здесь студенты осуществляют самостоятельный осознанный выбор направления развития и корректировки собственного коммуникатив-

ного имиджа для успешной будущей профессиональной деятельности.

Успешное формирование коммуникативного имиджа будущего инженера в наибольшей степени зависит от осуществления третьего учебного элемента разработанного модуля. Реализация данного модуля в процессе экспериментальной работы направлена на решение задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера с акцентом на актуализацию понимания и признания необходимости обладания коммуникативным имиджем как неотъемлемым качеством, определяющим будущую успешную профессиональную деятельность. Для достижения поставленной задачи на практикоориентированных занятиях используется метод диалогического обучения, реализуемый в коммуникативных ситуациях и ситуациях ролевого экспериментирования, приближенных к действительности. В данных ситуациях будущие инженеры выступают субъектами коммуникативной деятельности, анализируют и корректируют собственные коммуникативные действия, обогащают коммуникативный опыт, формируют свой коммуникативный имидж в контексте достижения запланированного результата коммуникации. Отработка элементов коммуникативного предъявления себя как профессионала проводится посредством тренировки в развитии навыков эффективного общения, успешной самопрезентации, выявления коммуникативных барьеров, анализа и прогнозирования поведения партнеров, делового взаимодействия, что способствует выработке практических навыков, развитию творческих способностей будущих специалистов.

С целью практического воплощения модуля в образовательный процесс университета нами разработана вариативная рабочая программа, получившая одноименное с ним название - «Коммуникативный имидж будущего инженера» - и интегрированная с базовой программой обучения иностранному языку в университете. Вариативная программа в полном объеме соответствует разработанному модулю и структурирована в соответствии с его содержанием (модульными единицами и учебными элементами).

Реализация разработанного модуля позволяет организовать поэтапное формирование коммуникативного имиджа будущего инженера. Первый этап связан с информированием студента о коммуникативном имидже, включает учебные элементы первой модульной единицы (рис.) и называется этапом информирования.

В контексте цели нашего исследования педагогический смысл информирования состоит в целенаправленном, упорядоченном действии, направленном на осведомление, сообщение знаний, обеспечение студента информацией о коммуникативном имидже в контексте будущей профессиональной деятельности как одной из неотъемлемых характеристик надпрофессиональной компетентности будущего инженера, способствующей конкурентоспособности его на рынке труда. Основными

задачами данного этапа являются содействие осознанному усвоению будущим инженером знаний о коммуникативном имидже и формирование потребности в поиске путей его совершенствования.

Проведенный нами анализ диагностических материалов и опыт работы в качестве преподавателя кафедры иностранных языков Сибирского федерального университета показали, что будущие инженеры более всего затрудняются интерпретировать коммуникативные ценности, что требует со стороны преподавателя активизации их познавательной деятельности, помощи в выделении информации коммуникативного характера, ее смысловых характеристик и сопоставления с реальными ситуациями коммуникации.

Для того, чтобы привлечь внимание студентов к приобретению знаний о коммуникативном имидже и сформировать к нему ценностное отношение, необходимо использовать стимульный материал коммуникативноинформационной направленности. Данный материал, используемый на информационно-ознакомительных и практико-ориентированных занятиях, включает: тексты, раскрывающие сущность коммуникативного имиджа, тесты, дискурсивно-коммуникативные задания, коммуникативные и ролевые игры, видеоматериалы, направленные на информирование студента, и задания на определение реального уровня сформированности собственного коммуникативного имиджа. Следует отметить, что студенты активно, целенаправленно и с интересом осваивают теоретическую часть разработанной программы, а также выполняют задания, связанные с выявлением уровня сформированности их собственного коммуникативного имиджа. Студенты изучают структуру коммуникативного имиджа, основные понятия, осваивают технологию саморазвития коммуникативного имиджа. Наибольший интерес они проявили к практико-ориентированной части программы, включающей образовательные тренинги по эффективной коммуникации в контексте будущей профессиональной деятельности и коррекции собственного коммуникативного имиджа.

Второй этап формирования коммуникативного имиджа будущего инженера - этап ориентирования - направлен на актуализацию у студента понимания и признания профессиональной значимости собственного коммуникативного имиджа, а также на ценностное отношение к его деятельному развитию посредством развития аутентичной речевой деятельности и связан с первыми двумя учебными элементами второй модульной единицы (рис.). Актуализация понимается как осуществление, извлечение ценностно-смыслового контекста коммуникации из содержания аутентичной речевой деятельности с целью его последующего использования студентом в процессе жизнедеятельности. На данном этапе экспериментальной работы решается задача, связанная с актуализацией понимания и признанием важности обладания сформированным коммуникативным имиджем как неотъемлемым

качеством, способствующим будущей успешной профессиональной деятельности специалиста.

Для достижения поставленной цели и задачи исследования на практико-ориентированных занятиях используется метод диалогического обучения, реализованный в коммуникативных ситуациях. Именно данный вид обучающей деятельности способствует освоению «неподготовленной» коммуникации (аутентичной речевой деятельности) и относится к кооперативным игровым ситуациям, что позволяет осуществить их проигрывание, наблюдение за другими участниками коммуникации, анализ процесса и результатов коммуникативной деятельности, осознание сформированно-сти собственного коммуникативного имиджа студента и признание (отрицание) коммуникативного имиджа как ценности.

Третий этап экспериментальной работы связан с реализацией третьего учебного элемента второй модульной единицы (рис.), предполагает содействие будущему инженеру в обогащении субъективного опыта формирования коммуникативного имиджа как профессиональной ценности в процессе коммуникации в учебнопрофессиональной деятельности и называется этапом обогащения. Совершенствование будущим инженером коммуникативных умений предъявления себя как профессионала реализуется посредством создания ситуаций ролевого экспериментирования, в основе которых лежит спланированное речевое взаимодействие и развитие сюжета с учетом предназначенной (избранной) роли. Ситуации ролевого экспериментирования являются организованным речевым общением, обеспечивают активность и самостоятельность коммуникативной деятельности студентов и предполагают обязательное разрешение проблемной ситуации. Это служит развитию практического мышления студентов, так как требует тщательного продумывания созданной ситуации, поиска адекватного ее решения, развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Таким образом, данные ситуации способствуют приобретению коммуникативных умений, необходимых для успешного взаимодействия студента, самоопределе-

нию его в выборе коммуникативных стратегий и тактик, предъявлению себя как профессионала.

Следовательно, во-первых, разработанный интегрированный образовательный модуль «Коммуникативный имидж будущего инженера» предполагает осуществление им самостоятельного и осознанного выбора, корректировку коммуникативного имиджа в соответствии с ориентированием на успешный карьерный рост. Данный модуль направлен на освоение будущим специалистом эффективных коммуникативных стратегий и тактик, способствует овладению культурными вербальными и невербальными способами самопредъявления, гармонизирует взаимодействие с коммуникантами, ориентирует на преодоление коммуникативных барьеров. Во-вторых, языковая подготовка в вузе обладает достаточным дидактическим потенциалом, позволяющим в полной мере реализовать основные профессионально-педагогические задачи формирования коммуникативного имиджа будущего инженера за счет интегрированного образовательного модуля.

Л и т е р а т у р а

1. Похолков Ю.П. К вопросу о формировании национальной доктрины инженерного образования // Инновации в высшей школе России (состояние проблемы модернизации инженерного образования). - М. : МАДИ, 2002 - С. 62-79.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. - М. : Исследовательский центр проблем творчества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

4. Чучалин А.И., Боев О.В., Криушова А.А. Качества инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенции // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 13-16.

5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. - 271 с.

6. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М. : Феникс, 2005. - 473 с.

V.V. Ignatova, KN. Martyanova

communicative image of a future engineer and its development through linguistic training

The article studies one of the up-to-date issues that is encountered in the sphere of professional training of highly-skilled and competitive engineers. It is a development of communicative image for future engineers through linguistic training. Linguistic training at universities has complete didactic potential that allows to realize main professional-pedagogical tasks of development of communicative image of a future engineer.

Key-words: higher engineering education, future engineer, professional training, professional activity, professional competence, communicative image, linguistic training, integrated educational module, communicative potential, didactic means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.