Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе'

Организационно-педагогические условия формирования коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / ENGINEER / PROFESSIONAL TRAINING / COMMUNICATIVE IMAGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартьянова Елена Николаевна

В статье изложена позиция авторов относительно формирования коммуникативного имиджа будущего инженера посредством создания организационно-педагогических условий: разработка и реализация интегрированного образовательного модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера», включение коммуникативно-дискурсивных заданий в процесс познавательно-профессиональной подготовки, создание ситуаций ролевого экспериментирования в коммуникативной деятельности. Данные условия в единстве и взаимосвязи способствуют информированию будущего инженера о коммуникативном имидже, его ориентированию на формирование положительного коммуникативного имиджа и обогащению опыта самопредъявления для будущей успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical conditions of a future engineer's communicative image's formation at high school

This article describes the position of the authors concerning the formation of the communicative image of a future engineer by means of organizational-pedagogical conditions' creation: developing and realization of the integrated educational module «Communicative image of a future engineer», using of communicative-discursive tasks in the educational-professional training, creation of the situations of role experimenting development in communicative activity. The given conditions in unity and interconnection promote informing of a future engineer about the communicative image, their orientation to the positive communicative image's formation and enrichment of self-presentation experience for their future successful professional activity.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ИМИДЖА БУДУШЕГО ИНЖЕНЕРА В ВУЗЕ

Профессиональное образование, инженер, профессиональная подготовка, коммуникативный имидж, педагогические условия, критерии.

В связи с процессами глобализации, как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, актуализируется проблема подготовки конкурентоспособных компетентных специалистов, решение которой предлагается достичь с применением программно-целевого метода в образовании и разработанной на его основе Программы. Одной из задач данной Программы выступает приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, то есть его ориентирование на заказ работодателя. В контексте данных программно-целевых установок переосмысливаются принципы и требования к содержанию и структуре инженерного образования в России, что отражено в «Доктрине инженерного образования» и новых образовательных стандартах профессионального образования. Анализ данных документов показывает, что в настоящее время традиционное понимание профессионального образования как усвоения будущим инженером определенной суммы знаний является явно недостаточным и основой образования должно стать овладение компетенциями (общекультурными и профессиональными) [Зеер, Якиманская, 1995]. Среди них имеются те, которые определяют необходимость развития его способности моделировать в своем сознании особую символическую структуру — образ себя для других, соотносящуюся с имиджем и воплощающуюся в поведении.

Формирование коммуникативного имиджа как педагогический процесс обеспечивается совокупностью взаимосвязанных условий, среди которых особое место отводится организационным, поскольку они способствуют реализации функций управления (в соответствии с происхождением самого термина от латинского 1гьпсйо — исполнение, деятельность, совершение) процессом формирования коммуникативного имиджа будущего инженера. Существенно и то, что логическая последовательность педагогических действий, определяемая функциональной структурой данного процесса, составляет сущность педагогических технологий (совокупность методов, приемов, средств, форм), за счет которых реализуются организацио-нно-педагогические условия.

Перед тем как обратиться к описанию организационно-педагогических условий формирования коммуникативного имиджа будущего инженера в вузе и для более полного понимания данного процесса охарактеризуем профессию «инженер» в контексте его коммуникативной компетенции. Инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей, и от него зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы, что требует проявления ответственности и организаторских способностей, развитой коммуникативной компетенции и готовности к взаимодействию с сотрудниками и различными внутренними и внешними структурными подразделениями в лице коллективов и предприятий. Следовательно, в структуре его подготовки в вузе организационно-управленческая подго-

товленность к инженерной деятельности, предполагающая способность к коммуникации, готовность к работе в коллективе, к кооперации с коллегами, управлению персоналом занимает одно из ведущих мест.

В новых государственных образовательных стандартах напрямую указывается на то, что необходимым компонентом общей компетенции инженера, в значительной степени определяющим успех его профессиональной деятельности, являются знание коммуникативных средств, умение использовать их как инструмент эффективного делового и профессионального общения, успешного освоения процедур управления, маркетинговой деятельности, установления устойчивых связей между членами коллектива, предъявления себя в условиях рыночной конъюнктуры. Коммуникативный имидж будущего инженера является тем социальным потенциалом, который определяет его успешное вхождение в профессиональное сообщество и адаптацию в нем. В этой связи необходимо акцентировать внимание студентов — будущих инженеров на их коммуникативном имидже, внимание педагогов на повышении качества коммуникативной подготовки будущего специалиста в образовательном процессе. Таким образом, слагаемым профессионального успеха выпускника вуза — будущего инженера считаем сформированный коммуникативный имидж.

Коммуникативный имидж будущего инженера определим как образ, созидаемый им с целью создания нужного впечатления о себе как представителе инженерной сферы деятельности, управления вниманием и воздействия на другого / других посредством приемов вербальной и невербальной коммуникации в процессе обмена информацией общекультурного и профессионального контекста. Подготовленность будущего инженера к предъявлению себя как успешного коммуниканта отражает его профессиональную образованность и выражается в комплексе свойств личности, определяющих ценностную направленность на формирование собственного коммуникативного имиджа. Данный процесс в контексте инженерного образования имеет институциональный характер, что указывает на необходимость специальной его организации посредством педагогических условий, форм, методов, приемов и средств.

Вопрос о том, какие организационно-педагогические условия способствуют формированию коммуникативного имиджа будущего инженера в процессе его профессиональной подготовки, является актуальным и своевременным, поскольку исследований, посвященных ответу на данный вопрос, нами не обнаружено.

Уточним понятие «организационно-педагогические условия» через рассмотрение базового понятия «условие» и определяющих его понятий «организационный» и «педагогический». С английского языка «условие» переводится как предпосылка для чего-либо, в философском словаре определяется как «то, от чего зависит нечто другое, нечто внешнее для явления» [Философский..., 1983]. Понятие «организация» в Философской энциклопедии трактуется как «упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение, соотношение частей какого-либо объекта». Следовательно, производное от него прилагательное «организационный» понимаем как «упорядочивающий», «приводящий в определенный порядок части объекта». Прилагательное «педагогический» понимается как относящийся к педагогике (происходит от др. — греч. Пси8аусоу6§ — «воспитатель, наставник»; в большинстве европейских языков слово заимствовано от лат. раескгдодиз) и, следовательно, указывает на применение в профессиональной подготовке инженера педагогических методов, приемов и средств, направленных на формирование его коммуникативного имиджа. В соот-

ветствии с предметом данной статьи педагогические условия определяются как системная совокупность объективных педагогических возможностей и обстоятельств, целенаправленно создаваемых и реализуемых преподавателем в процессе овладения будущим инженером коммуникативной компетенцией и обеспечивающих формирование его коммуникативного имиджа. Соответственно, организа-ционно-педагогические условия формирования коммуникативного имиджа будущего инженера рассматриваются как упорядоченно организованное применение методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе его профессиональной подготовки, способствующих наиболее эффективному выбору им собственного образа и путей формирования личностного коммуникативного имиджа.

Таким образом, организационная компонента данных условий представлена упорядоченными действиями педагога, педагогическая — условиями, методами, приемами и средствами их реализации. При этом необходимо отметить, что формирование коммуникативного имиджа и, соответственно, создание результативных организационно-педагогических условий является процессом, требующим понимания их смыслового, содержательного и методического наполнения в контексте организационной и педагогической компонент.

На основе отмеченных выше теоретических предпосылок формирования коммуникативного имиджа будущего инженера была осуществлена экспериментальная работа. В качестве предметных областей для ее проведения были определены: дисциплина «Иностранный язык», обладающая достаточным коммуникативным потенциалом и позволяющая интегрировать профессиональные знания в коммуникативный образовательный материал; самостоятельная работа студентов, способствующая индивидуальному усвоению коммуникативных стратегий и средств общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями; внеаудиторная деятельность, которая раскрывается через многообразие как дидактических, так и воспитательных средств, необходимых для формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.

Формирование коммуникативного имиджа личности как управляемый процесс связывается нами с использованием диалогических методов обучения (групповые дискуссии, дискурс, анализ коммуникативных ситуаций) и технологий личностно ориентированного образования: тренинговых (коммуникативный тренинг, рефлексивный тренинг), игровых (коммуникативно-дискурсивные задания с использованием диалогических и ролевых приемов, коммуникативные ситуации, ролевые и деловые игры), интегративных (создание ситуаций ролевого экспериментирования) технологий. При организации данного процесса учитывались следующие педагогические принципы: ресурсность, информационная насыщенность, реалистичность, конструктивность, вариантность, персонифицированность, социальность, публичность, дистинктивность.

В результате анализа научно-педагогической и психологической литературы на предмет изучения факторов и условий, влияющих на формирование коммуникативного имиджа будущего инженера, на основе выбранных принципов и подходов к обучению выделены следующие организационно-педагогические условия: разработка и реализация интегрированного образовательного модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера»; включение коммуникативно-дискурсивных заданий в процесс познавательно-профессиональной деятельности будущих инженеров; создание ситуаций ролевого экспериментирования в процессе коммуникативной деятельности.

Последовательность реализации данных условий в учебно-профессиональной деятельности определена в следующей логике: от знания через формирование ценностного отношения к обогащению имиджа коммуникативными средствами, что отражает основные этапы данного процесса, которые являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми. В качестве первого этапа формирования коммуникативного имиджа будущего инженера выступает этап информирования будущего инженера о коммуникативном имидже. Знания и информация являются главными продуктами информационного общества и способствуют осознанному усвоению будущим инженером знаний о коммуникативном имидже. Вторым важным этапом формирования коммуникативного имиджа будущего инженера является ориентирование будущего инженера на формирование личного коммуникативного имиджа, направленное на актуализацию понимания и признания им профессиональной значимости собственного коммуникативного имиджа. Третий этап — обогащение коммуникативного имиджа будущего инженера, связан с содействием приобретению будущим инженером нового опыта коммуникативного самопредъявления в коммуникативных ситуациях.

Каждый из охарактеризованных этапов соотносится с соответствующим условием. Отметим, что результативное формирование коммуникативного имиджа будущего инженера обусловлено разработкой педагогического обеспечения каждого из названных условий: методами, приемами, средствами и формами. При его формировании необходим оптимальный отбор методов, имеющих практико-ориентиро-ванный характер, поскольку именно они способствуют практической отработке коммуникативных стратегий самопредъявления, делают их более устойчивыми. В таблице в систематизированном виде представлено педагогическое обеспечение формирования коммуникативного имиджа будущего инженера.

Поясним данную таблицу и обратимся к более подробному рассмотрению реализации каждого из выделенных организационно-педагогических условий. Первое организационно-педагогическое условие - разработка и реализация интегрированного образовательного модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера» — связано с этапом информирования и реализацией теоретической модульной единицы — информационно-ознакомительной. Данное условие направлено на ознакомление будущего инженера с коммуникативным имиджем и его ролью в современном мире, и в результате реализации первой модульной единицы будущий инженер приобретает знания: о содержании понятий «имидж», «коммуникация», «коммуникативный имидж», структуре и содержании коммуникативного имиджа будущего инженера, его профессиональных коммуникативно-деятельностных качествах, средствах развития положительного коммуникативного имиджа, потенциале учебно-профессиональной деятельности субъективного и объективного характера для формирования у него коммуникативного имиджа в контексте будущей профессиональной деятельности.

Реализация второго организационно-педагогического условия — включение коммуникативно-дискурсивных заданий в процесс познавательно-профессиональной подготовки — осуществляется на этапе ориентирования и связана с освоением практико-ориентирующей модульной единицы интегрированного образовательного модуля и направлена на осознание будущим инженером значимости овладения эффективными коммуникативными стратегиями и средствами в контексте будущей профессиональной деятельности.

Таблица

Педагогическое обеспечение реализации организационнопедагогических условий формирования коммуникативного имиджа

будущего инженера

ОПУ Этапы Компоненты

организационный педагогический

Разработка и реализация интегрированного образовательного модуля «Коммуникативный имидж будущего инженера» Ин- фор- миро- вания Информирование будущего инженера о коммуникативном имидже за счет реализации информационно-ориентированной модульной единицы ИОМ «Коммуникативный имидж», направленного на ознакомление студентов с понятием «коммуникативный имидж», особенностями его формирования и развития Методы и приемы: конструирование понятий, смысловое видение, символическое видение, исследование, эмпатия, демонстрация, разработка гипотез, нахождение ошибок и другие. Формы организации обучения: исследование объекта, наблюдение, конструирование понятий, работа с первоисточниками и другие

Включение коммуника-тивно-дис-курсивных заданий в процесс поз-навате льнопрофессиональной деятельности будущих инженеров Ори- енти- рова- ния Ориентирование будущего инженера на формирование собственного положительного КИ за счет реализации практико-ориентирующей модульной единицы ИОМ, способствующего принятию будущим инженером, формирование собственного положительного профессионального КИ как ценности Методы и приемы: нахождение ошибок ситуативный анализ, игровой, ролевой, мозговой штурм, дерево решений, прогнозирование, проектирование, диагностирование и другие. Формы организации обучения: рефлексия, диалог, коммуникативно-дис-курсивные задания, ролевая и деловая игра и другие

Создание ситуаций ролевого экспериментирования в процессе коммуникативной подготовки будущего инженера Обо- гаще- ния Обогащение опыта самопредъявле-ния будущего инженера (отработка коммуникативных умений и самоопределение в выборе коммуникативных стратегий) посредством создания ситуаций ролевого экспериментирования, приближенных к профессиональной действительности (включено в содержание практико-ориентирующей модульной единицы ИОМ) Методы и приемы: нахождение ошибок, ситуативный анализ, игровой, ролевой и мозговой штурм, дерево решений, прогнозирование, творческое самовыражение, проектирование, диагностирование, свободные ассоциации, отсроченный критический анализ и другие. Формы организации обучения: создание ситуаций ролевого экспериментирования, театрализация, творческий отчет, презентации и другие

Примечание. ОПУ — организационно-педагогические условия; ИОМ — интегрированный образовательный модуль; КИ — коммуникативный имидж.

Специфика деятельности будущего инженера рассматривается через его функционально-ролевой репертуар, коммуникативные характеристики ролевого поведения (вербальные, невербальные, паралингвистические). Коммуникативный тренинг, включающий в себя коммуникативно-дискурсивные задания, способствует развитию необходимых будущему инженеру коммуникативных умений и навыков (упражнения на развитие навыков эффективного общения, успешной самопрезен-тации, выявления коммуникативных барьеров, анализа и прогнозирования поведения партнеров, делового взаимодействия и другое). Данный этап экспериментальной работы предполагает проведение самодиагностики сформированности собственного коммуникативного имиджа — его характерных проявлений — определение реальной модели ведения коммуникации и ее сравнение с желаемой положительной моделью коммуникативного поведения, что способствует успешному

формированию коммуникативного имиджа и его проявлению в учебно-профессио-нальной деятельности.

На заключительном этапе формирования коммуникативного имиджа будущего инженера (обогащения) в процессе реализации практико-ориентирующей модульной единицы интегрированного образовательного модуля, связанном с реализацией третьего условия — создания ситуаций ролевого экспериментирования в коммуникативной деятельности, направленного на обогащение будущим инженером опыта самопредъявления за счет отработки элементов его коммуникативного предъявления себя как профессионала, внедрения в процесс коммуникативной подготовки преимущественно интерактивных и эвристических методов и приемов обучения, реализовывались следующие из них: коммуникативные тренинги, ролевые и деловые игры, создание ситуаций ролевого экспериментирования (опробование различных ролей в ситуациях, приближенных к реальности для создания положительного коммуникативного впечатления на других). Применение данных методов и приемов позволило решить следующие задачи: актуализировать коммуникативный потенциал будущего инженера; отработать коммуникативные умения; освоить стратегии эффективного самопредъявления.

Реализация в образовательном процессе организационно-педагогических условий в единстве и взаимосвязи, как показала экспериментальная работа, способствует: активизации познавательной деятельности будущего инженера на предмет коммуникативного имиджа личности, в том числе и в профессиональном контексте; ориентированию будущего инженера на ценностное отношение к развитию собственного положительного коммуникативного имиджа и осознание необходимости его формирования для успешного профессионального взаимодействия; освоению стратегии эффективного самопредъявления в различных ситуациях взаимодействия.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Феникс, 2009. 384 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

3. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.