Научная статья на тему 'Способы реализации образовательного процесса в контексте совершенствования гуманитарных компетенций инженера'

Способы реализации образовательного процесса в контексте совершенствования гуманитарных компетенций инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубкина Ольга Юрьевна

Автором проведен анализ требований международных организаций и ассоциаций по инженерной подготовке, а также образовательных учреждений к владению инженерами нетрадиционными для инженерного образования гуманитарными компетенциями. Актуализирована проблема поиска новых способов реализации образовательного процесса в контексте совершенствования коммуникативной компетентности будущих инженеров как центрального гуманитарного качества специалистов. Предложена структура инновационной рабочей программы по профессионально ориентированному модулю дисциплины «Иностранный язык». В качестве условия успешной реализации рабочей программы рассмотрены возможности коммуникативной образовательной среды университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы реализации образовательного процесса в контексте совершенствования гуманитарных компетенций инженера»

УДК 372.8

Шубкина Ольга Юрьевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных направлений Института филологии и языковой коммуникации, Сибирский Федеральный Университет, respectkras@mail.ru, Красноярск

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛьНОГО ПРОЦЕССА

в контексте совершенствования гуманитарных

КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРА

Аннотация. Автором проведен анализ требований международных организаций и ассоциаций по инженерной подготовке, а также образовательных учреждений к владению инженерами нетрадиционными для инженерного образования гуманитарными компетенциями. Актуализирована проблема поиска новых способов реализации образовательного процесса в контексте совершенствования коммуникативной компетентности будущих инженеров как центрального гуманитарного качества специалистов. Предложена структура инновационной рабочей программы по профессионально ориентированному модулю дисциплины «Иностранный язык». В качестве условия успешной реализации рабочей программы рассмотрены возможности коммуникативной образовательной среды университета.

Ключевые слова: инженерное образование, коммуникативная компетентность, коммуникативная образовательная среда, профессиональная коммуникация.

Новые подходы в образовании связаны с отказом от традиционной узкопрофильной подготовки кадров для разных профессиональных сфер, включая инженерную деятельность. Активным преобразованиям в сфере инженерного образования способствуют и изменения во взгляде на природу инженерной деятельности с позиции современного производства [5]. В новых условиях акцент делается на антропоцентричную направленность управленческой деятельности, когда любая компания рассматривается как гуманитарная система, где важнейшим фактором является человеческий. В соответствии с требованиями современного производства инженер должен обладать не только специальными техническими компетенциями, но и рядом нетрадиционных для инженерного образования «мягкими» (гуманитарными) компетенциями. Приведем в этой связи лишь некоторые выдержки из требований ФГОС по направлению подготовки 150400 «Металлургия» (уровень бакалавриата). Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- работать в команде, руководить людьми и подчиняться (ОК-8);

- учитывать этические и правовые нормы

в межличностном общении (ОК-9);

- оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-13);

- владеть нормами деловой переписки и делопроизводства (ОК-14) [7].

Эти требования отражены и в критериях международных сертификационных и аккредитационных организаций по инженерной подготовке, профессиональных консорциумов и ассоциаций (например, WFEO, FEANI, ABET, GATEWAY Coalition, ассоциация инженерного образования России) [1]. Подготовить инженера будущего, обладающего вышеперечисленными гуманитарными компетенциями на высоком уровне, при использовании традиционных подходов и методов образовательной системы сегодня достаточно сложно. Изменения требуются не только содержательного характера (например, контент рабочих программ), но и функционального (непосредственно методология организации образовательного процесса). Приведем в этой связи лишь один показатель проводимого нами опроса «Стратегии и тактики коммуникативного поведения». Среди студентов инженерных специальностей лишь 15 % выбирают стиль сотрудничества при выполнении совместных проектов, 19 % предпочитают стиль приспособления, 11 % - стиль избегания, 7 % - стиль соперничества, и большинство студентов остановились на стиле компромисса - 48 %. Для того

чтобы сформировать у будущего инженера готовность и способность к социальному взаимодействию, кооперации и сотрудничеству необходимо научить их продуктивно выстраивать коммуникацию, т. е. сформировать одно из центральных гуманитарных качеств - коммуникативную компетентность, которое понимается нами как интегратив-ное личностное качество, проявляемое как готовность и способность осуществлять межкультурное взаимодействие, реализуя коммуникативное поведение в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. К задачам и ситуациям общения отнесем профессиональную сферу инженера, подразумевая профессиональную коммуникацию.

Рассмотрим первый вышеописанный тезис относительно изменений содержательного характера - создание инновационных рабочих программ дисциплин. По данным ряда американских исследований, проведенных в конце 90-х гг. XX в., не менее 50 % времени инженер затрачивает на различные виды профессиональной коммуникации: рабочие дискуссии и участие в совещаниях; чтение статей, докладов, электронной почты; консультационную деятельность; профессиональные презентации и подготовку заявок на инженерные проекты, техническую документацию, подготовку статей, разработку программного обеспечения [9; 10]. Для российского образования параметр коммуникации связан прежде всего с владением иностранным языком, который является не только образовательным элементом в инженерной подготовке, но и профессионально значимым компонентом в деятельности инженера, а также экономической категорией, способствующей лучшему продвижению специалиста на рынке труда. Именно недостаточное владение российскими инженерами иностранным языком является основным препятствием их интеграции в мировое профессиональное сообщество, создает временный зазор в восприятии новых технологий производства. Первые попытки решения проблемы обучения коммуникативным навыкам возникли в России именно в рамках программ по иностранному языку. Появились такие термины, как «язык для специальных целей», «профессионально ориентированный иностранный язык».

Но в настоящее время необходимо создание иного, принципиального нового образовательного курса (программы), включающего в себя не только языковую подготовку студента относительно профессиональной терминологии, а нацеленного на непосредственно профессиональную коммуникацию, на развитие профессиональных коммуникативных навыков инженеров нового типа. Если такие составляющие курса «Иностранный язык», как «Деловая коммуникация» и «Профессионально ориентированный иностранный язык» - известное явление, то «Профессиональная и техническая коммуникация» - это принципиально новое явление, которое в российских университетах не было выделено ни в научную, ни в учебную дисциплину, ни в самостоятельную профессию в принципе [4]. Охарактеризуем данное явление как свод знаний и умений, способствующих эффективному общению инженера в профессиональной среде через различные формы письменной и устной коммуникации [2]. Курс, включающий в себя данные разделы, имеет самый большой потенциал для развития таких гуманитарных качеств, выделенных ABET, как навыки эффективной коммуникации, командной работы, критического мышления, способность к постоянному обучению, понимание профессиональной этики и ответственности принятия решений [8]. Как видно, в основе вышеперечисленных гуманитарных качеств заложены способности инженера получать информацию и грамотно работать с ней, изменять и доносить ее до своих коллег (табл. 1).

Рассмотрим второй приведенный тезис относительно изменений функционального характера непосредственно методологии организации образовательного процесса. Считаем, что создание коммуникативной среды вуза, нацеленной на формирование у будущих инженеров набора дополнительных социальных качеств, может стать одним из возможных ответов на требование времени в подготовке специалистов. Реализация вышеописанного профессионально ориентированного модуля дисциплины «Иностранный язык» для студентов инженерных специальностей будет более эффективной при осуществлении поэтапного погружения в соответствующую коммуникативную среду,

Таблица 1

Структура учебно-методического комплекса профессионально ориентированного модуля дисциплины «Иностранный язык»

Название курса Семестр Разделы курса

Базовый курс 1, 2, 3, 4-й General English

иностранного языка семестр

Деловая 5-й семестр Деловая переписка;

коммуникация деловой этикет; коммуникация на работе; успешная презентация

Английский 6-й семестр Technical English

для специальных целей

Профессиональная 7-й семестр Составление терминологических словарей;

коммуникация анализ аутентичных источников; написание аннотаций, эссе; разработка кейсов; выполнение групповых проектов (углубленное профессионально ориентированное содержание модуля)

Техническая 8-й семестр Оформление патентов;

коммуникация оформление технических заданий; номенклатура технической документации; оформление инженерного отчета

приближенную к контексту реальной профессиональной деятельности будущего инженера.

Принципиально важным моментом функционального пространства среды как средства формирования коммуникативной компетентности будущего инженера является применение активных педагогических технологий и стратегии педагогического сопровождения, а также педагогического взаимодействия между преподавателями гуманитарных и специальных кафедр. Проблема выбора педагогических технологий решается по основанию обеспечения активной субъектной позиции студентов, т. е на основе деятельностного и личностно ориентированных подходов, а также личностно значимого содержания образования с учетом профессиональных предпочтений студентов [3; 6]. Значимым организационным основанием коммуникативной среды считаем реализацию принципов:

- междисциплинарного проектирования;

- тематической междисциплинарной интеграции;

- технологии портфолио;

- проблемного обучения (кейсы);

- профессиональной направленности (за счет насыщенного профессионального контекста).

Качественно новое наполнение содержания дисциплины, основанное на междисциплинарной интеграции, и способ организации автономной работы студентов являются теми условиями, которые необходимы для организации коммуникативной среды. Вовлечение студента в эту среду начинается на первом курсе, впоследствии осуществляется за счет выполнения проектов и публикации результатов своей деятельности, когда происходит развитие коммуникативных, исследовательских, творческих способностей учащихся. Коммуникативная образовательная среда реализуется в интерактивной форме (на специально созданной обучающей интерактивной платформе), а также включает в себя аудиторные виды работы. Погружение будущих инженеров в коммуникативную среду, насыщенную многообразием коммуникативных практик как виртуальных, так и реально осуществляемых, смещает акцент в изучении иностранного языка с освоения умений в отдельных видах речевой деятельности на освоение конкретных комплексных коммуникативных стратегий устного и письменного профессионального общения. Использование групповых форм работы и анализа реальных проблем в контекстно обусловленных ситуациях предполагает ов-

Таблица 2

Примеры предполагаемых проектов, веб-проектов, кейсов учебно-методического комплекса профессионально ориентированного модуля дисциплины «Иностранный язык»

Предполагаемые задания для осуществления проектов по курсу «Профессиональная коммуникация» в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык» по направлению «Металлургия»

Предполагаемые виды кейсов «Профессиональная коммуникация» в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык» по направлению «Металлургия»

Групповой проект по созданию тематической страницы, описывающей функционирование металлургического оборудования

Практический кейс разбора конкретной технической проблемы

Групповой проект по созданию страницы-ресурса с полезными ссылками и описанием свойств металлов

Практический кейс, демонстрирующий работу оборудования

Групповой проект по созданию тематической страницы с описанием особенностей специальности, предприятий, технологий и создание полезных ссылок

Обучающий кейс на выделение общих признаков цветных металлов и сплавов

Групповой проект по подготовке тезисов докладов для участия в мини-конференции по профессионально ориентированному иностранному языку

Практический кейс разбора конкретного технического задания (лабораторная работа на иностранном языке)

Междисциплинарный групповой проект: подготовка презентаций и докладов по развитию металлургической промышленности разных стран

Научно-исследовательский кейс по инновациям в металлургической области

Телекоммуникационный групповой проект с международным участием: подготовка докладов для обсуждения с иностранными студентами по указанной специальности

Научно-исследовательский кейс по разработке тематического списка патентов в указанной области

ладение устными видами формулирования и представления информации, технологиями аргументации и убеждения. Совместная организация учебного процесса позволяет обеспечить реальный углубленный профессиональный контекст и обогатить содержание образования (табл. 2).

Преподаватели специальных кафедр, вовлекаясь в процесс профессиональной коммуникации, конкретизируют, уточняют, оценивают результаты работы, являясь экспертами в данной области. Совершенствование уровня сформированности коммуникативной компетентности студента при прохождении всех этапов обучения фиксируется преподавателем, более того, осуществляется мониторинг всего процесса формирования коммуникативной компетентности и самооценивание студентами собственных достижений за счет реализации технологии портфолио.

Таким образом, реализация профессионально-ориентированного модуля дисци-

плины «Иностранный язык» с включением в него разделов по технической и профессиональной коммуникации инженера в практику российского инженерного образования позволит выработать систему формирования гуманитарных качеств инженера и приблизить подготовку российского инженера к требованиям подготовки инженера в глобальном контексте, а погружение студентов в коммуникативную среду позволит сформировать у выпускника компетенции с ориентацией на инновационную деятельность, связанную с характером современного производства в глобальном масштабе.

Библиографический список

1. Алисултанова Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании. - М.: РАЕ, 2010. - 160 с.

2. Велединская С. Б. Иноязычная профессиональная коммуникация как ключевой элемент гуманитарной подготовки инженера будущего // Язык и культура. - 2008. - № 8. - С. 86-94.

профессиональное образование

3. Гафурова Н. В., Осипова С. И., Степанова Т. Н. Базовые идеи модернизации профессионального образования направления «Металлургия» // Фундаментальные исследования. -2013. - № 11 (часть 7). - С. 1418-1422.

4. Ланцберг Г. С. Профессиональные коммуникации: Проблемы, технологии и услуги (международный коллоквиум) // Научно-техническая информация. Сер. 2, Информационные процессы и системы. - 2002. - № 2. - С. 40-41.

5. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDЮ»: материалы для участников семинара / пер. С. В. Шикалова; под ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2011. - 60 с.

6. Осипова С. И., Гафурова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDЮ // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. -С. 137-139.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 150400 металлургия (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657, от 31.05.2011 N 1975) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/15/20111115151242.pdf (дата обращения: 13.04.2015).

8. ABET criteria for accrediting engineering programs: 2007-2008 accrediting cycle [Электронный ресурс]. - URL: http://www.abet.org (дата обращения: 02.01.2015).

9. Cheah Ch. Y.J., Chen P-H, Ting S.K. Globalization challenges, legacies, and civil engineering curriculum reform // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice, 2005. - April. - P. 105-110.

10. Tenopir C., KingD. Communication Patterns of Engineers. - Wiley-IEEE Press, 2004. - С. 29-31.

Shubkina Olga Yurievna

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Natural Science, Institute of Philology and language Communication, Siberian Federal University, respectkras@mail.ru, Krasnoyarsk

THE WAYS OF REALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

in the context of improving the humanitarian

COMPETENCIES OF AN ENGINEER

Abstract. The author gives the analysis of the requirements of international organizations and associations in engineering training, and educational institutions relating to engineering students' soft (humanitarian) competencies. The problem of finding new ways to implement the educational process is revealed in the context of improving the communicative competence of the future engineers as the central humanitarian quality of the specialist. The structure of the innovative educational program for the discipline "Professional Language" is proposed. The communicative educational environment of the University is described as the possible condition for the successful professional communication and implementation of the educational programme.

Keywords: engineering education, communicate competence, communicative environment, professional communication.

Поступила в редакцию 13.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.