Таким образом, формирование инновационного потенциала вуза позволяет, с одной стороны, оценить внутренние показатели инновационной деятельности вуза, а с другой - оценить степень реализации инновационного потенциала и выявить резервы. Эта работа должна постоянно проводиться экономическими и маркетинговыми службами учебного заведения, что позволит выстроить эффективную стратегию развития вуза. Мотивация в развитии инновационного потенциала подтолкнет вузы на сотрудничество с академической наукой и бизнесом и создаст благоприятные условия для формирования и развития национальной инновационной системы.
Список литературы
1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.
2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.
3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.
4. Богданова Т.Н.Инновационная деятельность как основа управления вузом// Территория науки. 2013.№1.С. 8-11.
5. Гура Г.М.Некоторые проблемы формирования образовательного пространства и рынка образовательных услуг в России// Территория науки. 2013. № 2. С. 10-15
Богданова Т.Н.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, высшие учебные заведения, научно-исследовательская деятельность.
Аннотация: в статье предлагаются направления развития инновационного потенциала высших учебных заведений.
Keywords: innovation, innovative capacity, higher education institutions, research and development activities.
Abstract: The article proposes directions of innovative development of higher educational institutions.
Инновационный потенциал ВУЗа, отражающий ресурсную и результативную составляющие деятельности высшего учебного заведения, является основой успешного сотрудничества с предприятиями реального и финансового секторов экономики, а так же эффективного участия в государственных и международных грантах.
Организационные инновации - новые организационные структуры и институциональные формы в области образования.
К субъектам инновационной деятельности высшей школы относятся структурные подразделения университетов, юридические лица (новые организационные формы инновационных процессов, организации различных организационно-правовых форм деятельности и формы собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления) и физические лица, занимающиеся инновационной деятельностью в процессе реализации стратегий инновационного развития высшей школы.
К объектам инновационной деятельности высшей школы относятся новые способы организации деятельности, новые технологии, новые продукты, интеллектуальная собственность, инновационные проекты и процессы, инновационные программы и проекты, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности высших учебных заведений.
Инновационный потенциал ВУЗа в первую очередь характеризуют компетентность участников научно-исследовательской деятельности:
- качественный состав ППС;
- актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени);
- эффективность работы аспирантуры (процент защитившихся в срок до трех лет после окончания аспирантуры);
- организационная активность в научно-исследовательской сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);
- признанная результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов,
сертифицированных разработок - отраслевая сертификация - на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени).
Вторым важным фактором, определяющим инновационный потенциал вуза, является его инфраструктура в части, ориентированной на инновационную деятельность:
- наличие в структуре вуза отраслевых (базовых) кафедр, решающих задачи обеспечения кадрами отраслей (процент отраслевых кафедр в структуре вуза);
- специализированные подразделения вне стандартной образовательной структуры, решающие задачи доведения инновационных идей до промышленных разработок (конструкторские бюро, студенческие научные общества, инновационные технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.; объем финансовых потоков за год, проходящих через данные подразделения по отношению к годовому бюджету вуза);
- эффективная информационная система (годовой трафик системы на одного человека, включая всех учащихся и сотрудников вуза).
Третьим фактором инновационного потенциала является стратегия развития вуза, его нацеленность на перспективные задачи. Оценочными параметрами этого важного компонента могут служить:
- структура подготовки, принятая в вузе (доля инновационноемких образовательных программ);
- структура венчурного инвестирования проектов вуза (доля средств, направляемых на перспективные разработки);
- стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата вузовского коллектива).
Прямым измерением инновационного потенциала вуза должен быть совокупный финансовый показатель доходов выпускников вуза (за определенный срок, например, пять лет) и доходов вуза от его собственной научно-инновационной деятельности (за тот же срок), отнесенный к совокупным инвестициям в образовательный процесс и организацию научно-инновационной деятельности (за тот же период). Однако подобные измерения требуют создания в вузе системы мониторинга успешности выпускников, позволяющей проводить эффективную ее оценку.
Для большинства ВУЗов существенной является проблема обеспечения инновационными ресурсами, к которым относится:
- профессорско-преподавательский состав (квалификация, профессиональная подготовка, обучаемость, инновационность), магистранты, аспиранты и докторанты, участвующие в инновационной деятельности;
- достигнутый уровень реализации различных инновационных программ;
- соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;
- кодифицированное знание, в части нематериальных активов представленное патентами, ноу-хау, прототипами, лицензиями, компьютерными программами и др.;
- научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;
- основные фонды, участвующие в инновационном процессе; финансовое обеспечение инновационной деятельности.
Таким образом, основой формирования инновационного потенциала высшего учебного заведения является слаженное функционирование инновационной системы высшей школы, которая представляет собой организацию субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания инноваций на единых организационных принципах, определяемых стратегией инновационного развития ВУЗа.
Список литературы
1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.
2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.
3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.
4. Богданова Т.Н.Инновационная деятельность как основа управления вузом// Территория науки. 2013.№1.С. 8-11.
5. Давыдова Е.Ю. Некоторые аспекты оценки финансовой устойчивости высшего учебного заведения// Территория науки. 2013.№1.С. 16-19