2. Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология деятельности / Баразгова Е.С., Долганов А.Е., Козловская О.В. //Магистр. - 2011. - №3.-С.33-44.
3. Международное сотрудничество вузов в интересах повышения качества подготовки специалистов / Забродин Д.М.. Мелихова Н.В. // Междунар. сотрудничество в обл. образ., подгот. и переподгот. спец.: опыт и проблемы. Матер. междунар. науч.-практ. конф.- Тамбов, 2011.- С.3-12.
4. Циклическая динамика смены структурных типов занятости населения / Блинова Т.В. // Цикличность как форма экон. динам.: Тез. докл. Всерос. науч. конф.- СПб, 2010. - С.9-12.
Макушникова Е.С.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: эффективность управления, образовательное учреждение, образовательные услуги, предпринимательский университет.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методические подходы к повышению эффективности управления образовательными организациями.
Keywords: governance, educational institution, educational services, the entrepreneurial university.
Abstract: The article discusses the theoretical and methodological approaches to improving educational organizations management.
В условиях развития университетского менеджмента и коммерциализации образовательных услуг, термины
предпринимательский университет, образовательная организация предпринимательского типа и другие широко используются в европейской и российской научной и деловой литературе. В Европе регулярно проводятся международные конференции, посвященные предпринимательской деятельности в образовании. Тем не менее, среди отечественных научных и преподавательских кругов, особенно представителей старших возрастных групп, термин
«предпринимательство» по отношению к образованию и науке встречает отрицательную реакцию. Опыт успешного развития европейских и российских университетов показывает, что в
современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы коммерциализации образовательной деятельности и научных исследований, а, следовательно, предпринимательскому стилю работы.
Акцент на инновационность в предпринимательской деятельности образовательных организаций, делают не только зарубежные, но и видные российские ученые. Среди них: АхиезерА.С., Лазарев В.С, Поташник М.М., Сухорукова Л.М, Фонотов А.Г. и др.
Переход в инновационный, предпринимательский режим работы университета вносит серьезные коррективы в деятельность, как руководящего звена, так и преподавательского состава. Достижение указанной цели возможно лишь при наличии прошедших через конкурсный отбор и переподготовку профессионально -педагогических кадров восприимчивых ко всему новому, способных творить, владеющих стратегиями самостоятельного поиска и навыками работы в команде, обладающих чувством ответственности и стремлением к созиданию, актуальным перечнем ключевых и профессиональных компетенций.
Оценивая перспективы развития университетов, как
образовательных предпринимательских организаций инновационного типа, следует отметить безальтернативность данной стратегии в условиях продолжающегося экономического и финансового кризиса.
Основные положения компетентностного подхода обозначены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где в качестве одной из главных задач системы образования называется необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Понятие компетенции сформировалось в условиях становления нового подхода к человеческим ресурсам на Западе, который позволил зафиксировать возникшую потребность в адаптации человека к интенсивным изменениям технологий и требований рабочих мест. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Тем не менее, все исследователи сходятся во мнении о том, что компетентности представляют многоуровневую структуру.
Обобщающий, интегрированный подход в понимании компетентности представлен в трудах Российских ученых. В отличие от своих западных коллег они рассматривают компетенции как составляющие профессиональной, в том числе педагогической культуры личности.
Структура управленческой компетентности менеджера
образования включает в себя следующие компоненты: когнитивный компонент, включающий в себя систему управленческих знаний. Он предполагает наличие определенных управленческих знаний, в том числе основ научного управления, помогающих специалисту адекватно оценивать реальные управленческие ситуации использовать находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также в процессе самоменеджмента развивать управленческую компетентность. Мотивационный компонент включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, позитивное отношение к выполнению управленческой деятельности, лидерский энтузиазм, наличие профессионального интереса к управленческой работе, творческий подход к работе менеджера, потребность в постоянном развитии и совершенствовании управленческой компетентности. Деятельностный компонент включает исследовательские, организаторские, проектировочные умения специалиста, проектировочные умения руководителя, позволяющие ему реализовать технологии эффективного управления в условиях образовательного пространства. Личностный компонент представляет собой совокупность значимых для эффективного управления личностных характеристик руководителя.
Управленческая деятельность эффективного менеджера образования, в силу сложности и вариативности самого процесса управления, всегда носит творческий, креативный характер. Компетентностный подход в управлении не только не только не нарушает этой закономерности, но напротив значительно повышает эффективность работы управленческих кадров. Причина этого заложена в самом механизме реализации данного подхода, поскольку результаты управленческой деятельности напрямую соотносятся не только с полнотой и системностью управленческих знаний, но с проявлением личностных качеств руководителя, способностью действовать в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Таким образом, повышение эффективности управления образовательными учреждениями предполагает решение следующих задач:
- использование существующих в университете элементов практико-ориентированного обучения и их адаптация к бизнес-среде
вуза;
- моделирование организационной инфраструктуры внутренней бизнес-среды университета (выделение инфраструктурных единиц, определение последовательности их создания);
- развитие сети инфраструктурных единиц, воспроизводящих городскую инфраструктуру и функционирующих по законам рыночной экономики;
- разработка механизма взаимодействия инфраструктурных единиц вуза со структурными подразделениями университета;
- разработка учебно-методического обеспечения использования функционирующей внутренней бизнес-среды в соответствии с целями модернизации образовательного процесса под требования вуза;
- создание и развитие института преподавателей разрабатывающих индивидуальные программы.
Такой подход требует системных изменений в содержании и организации образовательного процесса университета и реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований, однако будет способствовать формированию вузом конкурентных преимуществ за счет появления синергитических эффектов взаимодействия с бизнес-средой.
Список литературы
1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.
2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.
3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.
4. Кустов А.И., Данилова В.В., Мигель И.А. Проблемы современного профессионального образования и направления его модернизации// Территория науки. 2013. № 2. С. 38-47.
5. Мартынов С.В. Издержки и принципы финансирования системы образования// Территория науки. 2013.№1.С. 28-35.
6. Михайловская Г.Н., Занин А.Н. Реализация концепции модернизации образования// Территория науки. 2013. № 2. С. 47-49.
7. Назарова Г.Н. Корпоративное управление как фактор устойчивого развития учебного заведения// Территория науки. 2013. № 2. С. 50-53.
Мычка СЮ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: высшие учебные заведения, конкурентоспособность, управление, диверсификация.
Аннотация: в статье предлагаются перспективные направления повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.
Keywords: higher education, competitiveness, management, diversification.
Abstract: The article suggests promising ways to improve the competitiveness of higher education institutions.
В современных условиях при огромном разнообразии образовательных учреждений, отдельный ВУЗ, как самостоятельная единица, должен быть конкурентоспособным на рынке образования. Каждый ВУЗ сам решает, как и с помощью каких методов он выделится из многих других учебных заведений.
Развитие системы образования РФ обусловлено стремлением вузов соответствовать новым требованиям, предъявляемым к качеству и структуре образования. К тенденциям, отражающим развитие системы образования относятся: внутренняя диверсификация деятельности вузов по направлениям; переход международного сотрудничества на новый уровень, как в сфере научных исследований, так и в области образования; развитие процесса формирования четырех основных моделей высшего учебного заведения; переход системы высшего образования к новой многоступенчатой структуре.