Научная статья на тему 'Интегрированный подход к формированию инновационного потенциала вуза'

Интегрированный подход к формированию инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
вузы / инновации / инновационный потенциал / конкурентоспособность / интеграция / higher education / innovation / innovative capacity / competitiveness / integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.

Аннотация: в статье предлагается интегрированный подход к формированию инновационного потенциала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: This article provides an integrated approach to the formation of the university innovation potential.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход к формированию инновационного потенциала вуза»

ОБРАЗОВАНИЕ Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: вузы, инновации, инновационный потенциал, конкурентоспособность, интеграция.

Аннотация: в статье предлагается интегрированный подход к формированию инновационного потенциала вуза.

Keywords: higher education, innovation, innovative capacity, competitiveness, integration.

Abstract: This article provides an integrated approach to the formation of the university innovation potential.

Основной тенденцией развития современного общества является переход экономики на инновационный путь развития. Именно инновации становятся основным фактором производства во всех отраслях национального хозяйства. Инновационная активность хозяйствующих субъектов во многом определяет экономический рост и прямо влияет на конкурентоспособность страны на мировом рынке. В глобальной мировой конкуренции лидерами выступают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития инновационного процесса.

Экономическое развитие страны не может осуществляться без науки и образования, которые выступают главными генераторами инновационных идей. Взаимодействие науки и образования создает условия для эффективного развития материальной сферы экономики. Именно новые знания становятся основным ресурсом, задающим вектор развития производству.

В этих условиях сфере высшего образования отводится почетное место - способствовать взаимодействию основных компонентов национальной инновационной экономики: образованию, науки и бизнесу.

Устаревший механизм управления системой высшего образования, основными инструментами которого выступают аккредитация и лицензирование высших учебных заведений, снижает динамику процесса интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему.

При этом, одним из инструментов повышения качества высшего образования является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. Последняя, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке.

Анализ различных подходов к содержанию понятия «инновационный потенциал» позволил сделать вывод о том, что инновационный потенциал рассматривается как: а) характеристика совокупности его ресурсов, способностей и возможностей; б) система, элементами которой выступают ресурсы, способности и возможности, основанные на их системном свойстве - трансформировать систему в новое качественное состояние (рис. 1).

Рис. 1. Механизм реализации инновационного потенциала.

При этом, одним из ключевых элементов инновационного потенциала вуза является инновационная активность, которая служит критерием интегративных свойств инновационного потенциала, сконцентрированного в системе учреждений высшего образования, которые порождают некоторую среду и при применении эффективных инструментов управления способствуют ускорению интеграции вузовской науки в национальную систему (рис. 2)

Анализ рисунка показывает, состояние каждого элемента взаимообусловлено действием других элементов. В связи с чем структура инновационного потенциала нами представлена в виде единства трех его составляющих: ресурсной, генерации идей и результативной, которые взаимно сосуществуют, предполагают и

обусловливают друг друга и создают большую устойчивость к воздействиям факторов внешней среды.

Процесс взаимодействия не может поступательно развиваться без эффективных инструментов управления, поэтому управление инновационным потенциалом вуза требует необходимого разнообразия управляющих параметров для достижения поставленных целей, вызванных происходящими изменениями во внешней среде. Основным инструментом управления в этих условиях выступает оценка инновационного потенциала вуза.

Инновационный потенциал

Ресурсная составляющая инновационного потенциала

Генерация идей

Результативная составляющая инновационного потенциала

Кадровый потенциал

Материально-технический потенциал

Научный потенциал

X

Маркетинговый потенциал

- коэффициент квалификации ППС;

- коэффициент иностранных преподавателей;

- коэффициент вовлечения ППС в инновационную деятельность

- коэффициент использования основных фондов, эксплуатируемых в процессе инновационной деятельности;

- коэффициент технически оснащенных учебных лабораторий;

- коэффициент обеспеченности площадями учебного заведения;

- коэффициент обеспеченности компьютерами студентов;

- коэффициент зарегистрированных программных продуктов

- коэффициент публикаций за рубежом и в центральной печати;

- коэффициент обеспеченности учебно-методическими материалами;

- коэффициент цитируе-мости;

- коэффициент инновационных затрат;

- коэффициент научных исследований в рамках международных проектов и грантов;

- коэффициент полученных патентов;

- коэффициент заявок на изобретения с участием студентов и аспирантов;

- коэффициент стоимости хозяйственных договоров и финансируемых госбюджетных НИР

- коэффициент рыночной активности;

- коэффициент привлечения иностранных студентов;

- коэффициент филиальной сети;

- коэффициент уровня цен

Рис. 2. Структура инновационного потенциала вуза

На положение вуза в каждый определенный момент времени влияют множество факторов, которые в конечном итоге определяют формирование и развитие его инновационного потенциала.

В связи с тем, что различные факторы в разные периоды времени, неравнозначны по характеру и по своей природе, оказывают неодинаковое влияние, нами были выявлены и классифицированы факторы, влияющие на формирование и развитие инновационного потенциала вуза (рис. 3)._

Факторы формирования и развития инновационного потенциала вуза

Факторы внешней среды

Факторы макросреды

Политико-правовые

Социально-экономические

Научно-технические

Глобализаци-онные

Межстрановая интеграция

Демографические

Факторы микросреды

Взаимодействие с реальным сектором экономики

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда

Уровень конкуренции на рынке образовательных услуг

Уровень инновационной активности в стране

Уровень интеграции науки, образования и бизнеса

Конкурентоспособность инновационного потенциала

Уровень интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему

Факторы внутренней среды

Научный потенциал

Маркетинговый потенциал

Кадровый потенциал

Матери-ально-тех-нический потенциал

— уровень качества ППС;

— уровень международного сотрудничества;

— уровень инновационной активности ППС

— уровень технической оснащенности;

— уровень обеспеченности площадями;

— уровень обеспеченности основными фондами;

— уровень компьютеризации

— уровень публикаций;

— уровень обеспеченности учебно-методической литературой;

— уровень цитируемости;

— уровень инновационных затрат;

— уровень полученных патентов;

— уровень заявок на изобретение

— уровень рыночной активности;

— уровень ценообразования;

— уровень доходов от привлечения иностранных студентов;

— уровень филиальной сети

Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие инновационного потенциала вуза

Таким образом, формирование инновационного потенциала вуза позволяет, с одной стороны, оценить внутренние показатели инновационной деятельности вуза, а с другой - оценить степень реализации инновационного потенциала и выявить резервы. Эта работа должна постоянно проводиться экономическими и маркетинговыми службами учебного заведения, что позволит выстроить эффективную стратегию развития вуза. Мотивация в развитии инновационного потенциала подтолкнет вузы на сотрудничество с академической наукой и бизнесом и создаст благоприятные условия для формирования и развития национальной инновационной системы.

Список литературы

1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.

2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.

3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.

4. Богданова Т.Н.Инновационная деятельность как основа управления вузом// Территория науки. 2013.№1.С. 8-11.

5. Гура Г.М.Некоторые проблемы формирования образовательного пространства и рынка образовательных услуг в России// Территория науки. 2013. № 2. С. 10-15

Богданова Т.Н.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, высшие учебные заведения, научно-исследовательская деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в статье предлагаются направления развития инновационного потенциала высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.