Л. Иголкин, ответственный редактор Т. Л. Безрукова, А. Э. Ахмедова. 2012. С. 158-160.
Богданова Т.Н.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА - ТЕХНИКУМ - ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ»
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: планирование, прогнозирование, многоуровневый образовательный комплекс.
Аннотация: в статье обосновывается необходимость развития интеграции в системе школа-вуз-работодатель.
Keywords: planning, forecasting, multi-level educational complex.
Abstract: The necessity of integration into school-university-employer system.
Эффективность экономики страны и социально-экономический уровень жизни населения России существенно зависят от соответствия квалификации специалистов требованиям современного научно-технического прогресса (НТП). Качество подготовки специалистов находится в тесной зависимости от интеграции научной и образовательной деятельности вузов. Важным является внедрение результатов научной деятельности вуза в учебный процесс и развитие лабораторной, исследовательской и опытно-экспериментальной баз для повышения качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации. Качество подготовки специалистов и кадров высшей квалификации должно соответствовать потребностям экономики России не только в текущий момент, но и в будущие периоды.
На сегодняшний день не полностью использованы возможности интенсификации научной и образовательной деятельности вуза посредством внедрения в процесс управления вузом достижений теории и практики управления. В современных условиях управление деятельностью вуза - это управление его развитием, причем, управление деятельностью вуза должно быть ориентировано на достижение определенного результата.
Принятие эффективного управленческого решения, в первую очередь, заключается в определении стратегии развития вуза, в том числе выявлении приоритетных направлений и объемов их финансирования по всем источникам поступления денежных средств
(в условиях смешанного финансирования и многоуровневой подготовки). При этом важным является развитие социальной сферы деятельности вуза.
Таким образом, актуальным является разработка организационно -экономического механизма системы управления социально-экономической деятельностью вуза посредством реализации оптимальных вариантов перспективного развития вуза для обеспечения его конкурентоспособности в рыночных условиях.
Сущность планирования проявляется: 1) в конкретизации целей развития комплекса (вуза) и каждого её подразделения в отдельности на установленный период времени; 2) в установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения; 3) в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Надо различать планирование: 1) организации (вуза) - как самостоятельной организации; 2) структурного подразделения (кафедры, лаборатории) - как составной части организации; 3) физического лица (руководителя, преподавателя, научного сотрудника) - как участника данного процесса.
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития организации с учетом материальных источников её обеспечения и потребностей рынка.
Вуз при разработке стратегического плана рассматривают как совокупность стратегий, объединяющих взаимосвязанные направления его деятельности (образовательную, научную, финансовую, управленческую и хозяйственную).
По каждому из этих направлений разрабатывается бизнес-стратегия, представляющая собой относительно обособленный, но вместе с тем системный элемент деятельности организации.
Совокупность всех бизнес-стратегий, должна составлять общую целостную систему, называемую стратегией организации.
Стратегический план развития вуза должен содержать основные показатели развития каждого из ключевых направлений деятельности организации (планы мероприятий, проекты, программы) и устанавливать стратегические приоритеты организации по отдельным направлениям деятельности. Затем в соответствии с утвержденными бизнес-стратегиями и установленными стратегическими приоритетами производится распределение ресурсов организации. Планы развития направлений в последующем трансформируются в целевые программы и планы конкретных мероприятий с обязательной ресурсной
поддержкой (без материального, финансового и кадрового обеспечения они бессмысленны). При их разработке обычно используют системы плановых количественных и качественных показателей для различных уровней управления: вуз -факультет -кафедра.
На современном этапе развития тактическими целями государственного вуза могли бы быть: сохранение интеллектуального потенциала вуза, особенно его элитной части (постараться закрепить кадры высшей квалификации, в противном случае пойдет цепная реакция потери научных школ); сохранение и модернизация тех направлений подготовки специалистов, которые обеспечивают государственные интересы; поддержание необходимого минимального уровня фундаментальных и прикладных стратегических научных исследований (титульных для данного вуза) как основополагающей базы развития вуза; концентрация финансовых ресурсов для социальной поддержки профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов; стабильное сотрудничество с зарубежными организациями как в области развития вузовской науки, так и в сфере подготовки кадров; поиск и формирование новых организационно-экономических форм функционирования вуза. Они и должны лечь в основу стратегического плана развития вуза.
Список литературы
1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.
2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.
3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.
4. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Реструктуризация вертикально-интегрированных компаний как фактор повышения их эффективности // Современные проблемы функционирования предпринимательских структур в условиях перехода экономики на инновационный путь развития материалы
Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Л. Безруковой. 2013. С. 23-28.
Кузьменко Н.И.
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: управление, образовательные учреждения, образование, стратегия.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методические подходы к совершенствованию управления образовательными учреждениями.
Keywords: management, educational institutions, education, strategy.
Abstract: The article discusses the theoretical and methodological approaches to improve the management of educational institutions.
В любом обществе функционируют основные субъекты экономики. Одними из таких субъектов выступают учреждения. В современном обществе в виду трансформации общественных условий, изменяется качество работы учреждений, в частности и образовательных учреждений.
В научном дискурсе представлен широкий диапазон сущностной характеристики таких дефиниций, как «образование», «образовательное учреждение», «управление», «управление образовательным учреждением».
Проведя библиографическое исследование, приходим к выводу, что указанные категории имеют как широкое, так и узкое толкование. Примеры определений представлены в таблице 1.
Управление образовательных учреждений складывается из правильного выбора целей и задач управления. Основной целью деятельности образовательных учреждения выступает производство и предоставление качественных образовательных услуг. Однако в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, его доступного уровня качественного состава преподавателей, уровня воспитательной работы и т.д. имеют место и другие цели, а соответственно и задачи деятельности образовательных учреждений.
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе единоначалия и самоуправления. Данные органы осуществляют