ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Богославцева Л. В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
В статье обосновывается необходимость дальнейшего развития единой информационной среды Федерального казначейства. Раскрываются новации в развитии информационного обеспечения Федерального казначейства на современном этапе. В статье предпринята попытка определить направления развития программ «АСФК» и «АКСИОKNet», которые позволят снизить трудоемкость исполнения бюджетов и повысить качество управления бюджетными потоками.
Ключевые слова: Федеральное казначейство, бюджеты, кассовое исполнение бюджетов, автоматизированные системы, информационные технологии, единая информационная среда.
THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY
OF THE FEDERAL TREASURY
AS A CONDITION TO ENSURE THE TRANSPARENCY OF PUBLIC FINANCES
The article substantiates the need for the further development of a unified information environment of the Federal Treasury. Disclosed innovations in the development of information support of the Federal Treasury at the present stage. The article attempts to define the directions of development of the program "FTAS" and "" AKSIOK.Net "that will reduce the complexity of budget execution and increase the budget for traffic management quality.
Keywords: Federal treasury, budgets, cash execution of budgets, automation systems, information technology, unified information environment.
Органы Федерального казначейства, используя передовые информационные системы и технологии кассового исполнения бюджета, призваны обеспечить эффективное и динамичное взаимодействие всех участников и неучастников бюджетного процесса в целях повышения качества управления бюджетами и прозрачности общественных финансов.
Развитие информационного сопровождения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с 1993 года по настоящее время является неотъемлемой особенностью деятельности Федерального казначейства и характеризуется существенными изменениями. За прошедшие годы прикладные программы исполнения бюджетов трансформировались от автоматизации отдельных практических задач (Смета-F, Казна и другие) до внедрения единой прикладной программы Федерального казначейства - Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК).
Внедрение программы Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) в практику исполнения бюджетов привело к значительному снижению функций на уровне территориальных отделений Федерального казначейства, прежде всего перевод кассового исполнения доходов бюджетов на уровень Управлений Федерального казначейства (УФК) субъекта Российской Федерации.
С декабря 2010 года АСФК внедрена и используется в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области, что позволило:
- обеспечить централизацию бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов региона на уровне Управления Федерального казначейства и повысить оперативность составления и достоверность бюджетной отчетности;
- создать единую базу данных по обслуживаемым лицевым счетам, операциям по исполнению бюджетов и повысить качество организации внутреннего контроля за деятельностью функциональных подразделений Управления Федерального казначейства по Ростовской области;
- интегрировать электронно-цифровую подпись в базы данных АСФК и обеспечить юридическую значимость документов.
В результате реализации возможностей АСФК претерпела изменения организационная структура территориальных органов Федерального казначейства, а именно отделения Управления Федерального казначейства по Ростовской области были реорганизованы в территориальные отделы.1
На современном этапе в соответствии с реализуемой органами Федерального казначейства стратегией централизации кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации продолжается работа по созданию единой информационной среды в органах казначейства, что обеспечивается благодаря интеграции функциональных процессов структурных подразделений органов казначейства с создаваемыми подсистемами информационной системы «Электронный бюджет» («Управление расходами», «Управление закупками», «Единый портал» в «Автоматизированной системе Федерального казначейства (АСФК)».
В 2016 году Федеральным казначейством продолжена работа, начатая в 20142015 гг., в части адаптации информационных систем Федерального казначейства к новым условиям в рамках реализации концепции реформирования системы бюджетных платежей и обеспечения таргетирова-ния остатков денежных средств на лицевых счетах, а также использования ликвидности счетов для получения дохода в рамках операций размещения временно свободных денежных средств.
Под таргетированием остатков денежных средств в органах Федерального казначейства понимается управление размером ежедневного сальдо на едином банковском счете путем мониторинга денежных обязательств организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, и обеспечение их ликвидности.
Управление остатком денежных средств на ЕКС позволит планировать размер избыточных денежных средств и использовать его для получения дополнительного дохода за счет размещения временно свободных остатков денежных средств в финансовые инструменты. Тар-гетирование остатков в ежедневном режиме предполагает как знание объема расхода следующего дня, так и качественный прогноз на среднесрочный период (неделя, месяц, год).
Важным условием для реализации процедуры таргетирования остатков на ЕКС является автоматизация процессов сбора информации и создание единой информационной среды.
Первый этап создания новой единой информационной среды в Федеральном казначействе, предусмотренный Стратегической картой Казначейства России, выполнен (рис. 1).
Важным направлением дальнейшего развития единой информационной среды органов казначейства является обеспечение прозрачности и доступности информации об общественных финансах, а также о финансовом состоянии участников и неучастников бюджетного процесса.
Практика деятельности органов казначейства свидетельствует о том, что свое функциональное назначение по вопросу кассового исполнения бюджетов бюджетной системы страны Федеральное казначейство как служба Министерства финансов Российской Федерации исполняет.
1 Костюченко В.Ф. Казначейство - на пути модернизации // Молот. 2011.т№№15-16. -С.1-2.
Рисунок 1 - Основные этапы создания новой единой информационной среды
Обратим внимание, что при этом само Федеральное казначейство относится к исполнительной власти, является самостоятельным юридическим лицом и в статусе участника бюджетного процесса финансируется из федерального бюджета. В этой связи представляет интерес изучение опыта автоматизации финансово-хозяйственной деятельности в Центральном аппарате Федерального казначейства и территориальных органах Федерального казначейства с целью выявления лучшей практики финансирования и определения возможности ее использования другими участниками и неучастниками бюджетного процесса. Так, в 2015 году была осуществлена модернизация программы АКСИОК.№^ которая применяется и обеспечивает автоматизацию следующих финансово-хозяйственных задач Федерального казначейства:
- бюджетное планирование и доведение бюджетных данных, учет финансирования;
- учет бюджетных обязательств, осуществление и учет расходов, администрирование доходов и учет движения средств на счетах;
- учет нефинансовых активов;
- учет хозяйственных операций и бухгалтерский учет, налоговый учет;
- учет персонала и расчеты с персоналом.
Охарактеризуем содержание проведенной в 2015 году модернизации 4-х функциональных модулей программы АКСИОК.^.
1. Функционал планирования и доведения бюджетных данных.
Данный функциональный модуль создан Федеральным казначейством в рамках формирования единого интегрированного сквозного процесса бюджетного планирования, охватывающего действия пользователей в программном обеспечении АК-СИОК.№^ в подсистеме «Управление закупками» информационной системы «Электронный бюджет» и подсистеме «Бюджетное планирование» Минфина России.
С 2016 года планируется к вводу в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок, которая станет «правопреемником» Официального сайта www.zakupki.gov.ru. Единая информационная система в сфере закупок должна стать многофункциональным порталом, при помощи которого по аналогии с Официальным сайтом www.zakupki.gov.ru будет обеспечена возможность получения доступа к данным о планировании, проведении закупок, а также возможность подачи заявок на участие в определении поставщика и всестороннего обмена информацией.
Для обеспечения поставленных задач органам Федерального казначейства предстоит установить единые форматы электронных документов, используемых всеми участниками закупок, обеспечивающие их поиск, распознавание, обработку и копирование.
2. Функционал заработной платы и кадров.
Для реализации данного функционала были разработаны бизнес-процессы, которые позволяют осуществлять расчет за-
работной платы как в децентрализованном, так и в централизованном режиме.
Это в конечном итоге позволит Федеральному казначейству выполнить поставленную перед ним задачу по осуществлению централизованного расчета заработной платы для территориальных органов Федерального казначейства и в последующем осуществить расчет заработной платы.
При модернизации программного обеспечения органами казначейства проведена большая работа по созданию процедуры переноса всех данных, необходимых для расчета заработной платы, в модернизируемую программу. В 2015 году такой перенос проводился в «пилотных» территориальных органах Федерального казначейства в целях внедрения новой программы до 1 июля 2015 года, что в свою очередь создало возможность федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР») проводить эксперимент по централизованному расчету заработной платы уже во второй половине 2016 года.
3. Функционал учета нефинансовых активов. Ключевой особенностью данного
функционала является его реализация с применением технологий и компонентов информационной системы «Электронный бюджет».
Данные таблицы 1 отражают основные показатели актива и пассива Баланса исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только функционала учета нефинансовых активов, но и финансовых активов, а также обязательств и финансового результата.
Отметим, что разработанные Федеральным казначейством бизнес-процессы охватывают весь процесс учета материальных ценностей и ведение бюджетного учета и работу материально-ответственных лиц, что и позволит, при необходимости, осуществлять централизованный учет.
В настоящее время функционал учета нефинансовых активов проходит предварительные приемочные испытания и опытную эксплуатацию и планируется к внедрению в «пилотных» территориальных органах Федерального казначейства с 1 июля 2016 года.
Наименование показателя Консолидированный бюджет РФ и бюд- Федеральный бюджет Бюджеты ГВФ, Консолидированные бюджеты субъектов Бюджеты террито-
жет ГВФ, млрд руб. млрд руб. млрд руб. РФ, млрд руб. риальных ГВФ, млрд руб.
АКТИВ
I. Нефинансо- 40 613,21 26 891,61 67,98 13 650,12 3,50
вые активы
II. Финансовые активы 44 926,62 30 033,27 2 552,62 12 929,07 59,94
Баланс 85 539,83 56 924,88 2 620,60 26 579,19 63,44
ПАССИВ
III. Обязатель- 10 359,20 8 623,94 8,64 2 371,83 3,07
ства
IV. Финансовый результат 75 180,63 48 300,94 2 611,96 24 207,36 60,37
Баланс 85 539,83 56 924,88 2 620,60 26 579,19 63,44
Таблица 1 - Показатели баланса исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов ГВФ на 1.01. 2015 г.1
1 Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства РФ за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. Одобрен решением Коллегии Федерального казначейства от 24 февраля 2016 г. № 34. // www.roskazna.ru (сайт Федерального казначейства РФ).
4. Функционал учета и отчетности.
Данный функционал так же, как и функционал учета нефинансовых активов, разработан с применением технологий и компонентов информационной системы «Электронный бюджет». Это позволило при создании функционала формирования бюджетной отчетности применять формуляры и бизнес-процессы, разработанные в подсистеме «Учет и отчетность» информационной системы «Электронный бюджет» и отражать состояние активов и обязательств Российской Федерации.
Интересно отметить, что при проектировании системы органами казначейства было принято решение отказаться от функционала свода бюджетной отчетности и применять уже разработанную подсистему «Учет и отчетность» информационной системы «Электронный бюджет», позволяющую определять отчетные показатели по исполнению бюджетов бюджетной системы страны (табл. 2).
В настоящее время функционал учета и отчетности готов к предварительным приемочным испытаниям и опытной эксплуатации и планируется органами Федерального казначейства к внедрению в «пилотных» территориальных органах Федерального казначейства РФ с июля 2016 года.
Таким образом, модернизация программы АКСИОК.Net позволит:
- осуществлять централизованный расчет заработной платы в федеральном казенном учреждении «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» для территориальных органов Федерального казначейства;
- за счет типизации и унификации бизнес-процессов предоставлять продукты программного обеспечения как услугу прочим федеральным органам исполнительной власти;
- осуществлять централизованный учет за федеральными органами исполнительной власти.
Наименование показателя Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВФ, млрд руб. Федеральный бюджет, млрд руб. Бюджеты ГВФ, млрд руб. Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд руб. Бюджеты территориальных ГВФ, млрд руб.
Доходы 26 494,09 13 655,67 8 817,13 9 308,15 1 588,95
Расходы 29 307,78 15 610, 90 9 496,89 9 479,72 1 596,07
Дефицит/ Профицит -2813,69 -1 955,23 -679,76 -171,57 -7,12
Источники
финансирования дефицита 2 813,69 1 955,23 679,76 171,57 7,12
бюджетов,
всего
Изменение
остатков
средств на счетах по 1 401,87 1 014,26 489,64 -109,16 7,12
учету средств бюджета
Таблица 2 - Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации
и бюджетов ГВФ за 2015 год1
1 Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства РФ за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. Одобрен решением Коллегии Федерального казначейства от «24» февраля 2016 г. № 34. // www.roskazna.ru (сайт Федерального казначейства РФ).
В завершение отметим, что создание новой единой информационной среды в сфере государственных и муниципальных финансовых потоков предполагает комплексный подход разработки и внедрения информационных технологий в системе Федерального казначейства, а именно:
- развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которая является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг и обеспечивает прием, учет и передачу информации между ее участниками, а также позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «единого окна»;
- реализацию концепции развития государственной автоматизированной информационной системы (ГАС) «Управление», направленной на существенное сокращение дублирования информационных потоков между различными органами исполнительной власти; повышение оперативности обновления и степени детализации данных, используемых органами исполнительной власти в целях формирования регламентной отчетности и обеспечения поддержки принятия управленческих решений; осуществление межведомственного информационного обмена через систему «Управление».
- переход на новый порядок регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н ;
- дальнейшее совершенствование государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
- развитие системы удаленного финансового документооборота (СУФД-опНпе) как результата развития казначейских технологий в рамках реализации про-
екта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», который позволяет клиентам Федерального казначейства управлять своими платежами, финансовыми документами и иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства (АСФК).
Таким образом, благодаря внедрению единой информационной среды Федерального казначейства ожидается повысить оперативность управления финансовыми потоками и решить одну из стратегических задач финансовых органов - обеспечение прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Итоговый доклад о результатах деятельности федерального казначейства за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. // www.roskazna.ru (сайт Федерального казначейства РФ).
2. Богданова О.Ю. Особенности бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.// Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 21-26.
3. Богославцева Л.В. Стратегические направления деятельности Федерального казначейства по обеспечению оптимизации расходных обязательств. В сборнике: Материалы XII Международной НПК молодых ученых, студентов, аспирантов, преподавателей вузов Российской Федерации и Украины. Ростов-на-Дону, 2013. С. 8-14.
4. Богославцева Л.В., Петрен-ков А.О. Объективная необходимость совершенствования финансового контроля государственных закупок. //Финансовые исследования. 2015 г. №3.
5. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 270-274.
6. Костюченко В.Ф. Казначейство -на пути модернизации // Молот. 2011 т. № 15-16.-С.1-2.
7. Терентьева В.В. Направления совершенствования системы бюджетных платежей.// Научные труды SWorld. 2014. Т. 25. № 4. С. 9-12.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The final report on the results of the federal treasury activities for 2015 and the main activities in the medium term. // www.roskazna.ru (site of the Federal Treasury of the Russian Federation).
2. Bogdanova O. Features of the budget process of state budget funds in the Russian Federation .// Proceedings SWorld. 2014. T. 24. № 2. S. 21-26.
3. Bogoslavtseva L.V. Strategic directions of the federal treasury activity to ensure the optimization of expenditure commitments. In: Proceedings of the XII International SPC
young scientists, students, graduate students, teachers of high schools of the Russian Federation and Ukraine. Rostov-on-Don, 2013. S. 8-14.
4. Bogoslavtseva L.V., Petrenko S.A. Objective the need to improve financial control of public procurement. // Financial Research. 2015 №3.
5. Karepina O.I. Conceptual issues of external and internal state financial control in Russia. // The successes of modern science. 2015. № 1-2. Pp 270-274.
6. Kostyuchenko V.F. Treasury - on the path of modernization // Hammer. 2011.t№№15-16. -S.1-2.
7. Terentyeva V.V. Directions of perfection of budgetary payments system.// Proceedings SWorld. 2014. T. 25. № 4. S. 9-12.